Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требует 181 правка.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Уче́бные предме́ты — учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.
Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы.
В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных; обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР.
Строение человека. Анатомия человека. Обучающий мультик для детей
Содержание
- 1 Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
- 1.1 Математические
- 1.2 Общественно-научные
- 1.3 Естественно-научные
- 1.4 Гуманитарные
- 1.5 Филологи́ческие
- 1.6 Трудовое обучение
- 1.7 Физкультура
- 1.8 Искусство
- 2.1 Математические
- 2.2 Естественно-научные
- 2.3 Филологические
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
- Матема́тика: 1—6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
- Алгебра: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
- Геометрия: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
- Информа́тика (ИКТ): 7—11 класс (в некоторых школах с 5 или 6 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.
В начальной школе ученик изучает базовые понятия математики, правила сложения, вычитания, умножения, деления. Затем, перейдя в среднюю школу, с 5 класса он изучает дробные числа, функции. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру (системы координат, системы уравнений, тригонометрия) и геометрию (планиметрия, стереометрия, векторы).
В 10-11 классах с подачи академика А. Колмогорова, возможно прохождение начал анализа (пределы, дифференцирование в 10 и интегрирование в 11). Изучение информатики может начинаться и позже 5 класса. Программа изучения включает системы, языки программирования и программы, компьютеры, историю вычислительной техники.
Однако часто предусмотрено изучение только определённых программ (какую-либо определённую среду разработки программного обеспечения, определённый текстовый редактор), за что школьный курс информатики критикуется специалистами. Изучаются Паскаль, Си, JavaScript. Ранее изучались Бейсик и Фортран.
Тест по БИОЛОГИИ / Анатомия человека / школьные вопросы
Общественно-научные
В рамках истории с 5 класса изучают всеобщую историю и историю России (в том числе историю СССР) (историю России с 6). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).
- Исто́рия: 5—11 классы. В 3—4 классе (не во всех школах) изучается пропедевтический курс «рассказов по истории России», рассматривающий лишь выборочные события в отечественной истории и (в смысле карт военных действий) с выбросом значительных деталей. В 5 классе изучается история Древнего мира, в 6 классе изучаются по всеобщей истории — История Средних веков, а по истории России — период с древнейших времён по XVI век. В 7—9 классах по всеобщей истории изучается Новая история, а по истории России в 7 классе изучается XVII век, в 8 классе — история XVIII века, в 9 — история XIX века. В 10 классе изучается по всеобщей истории — новейшая история, а по истории России — история XX и XXI веков. В 11 классе изучается история России и мира в форме проблемно-аналитического курса, где ученики должны работать с предложенной авторами учебника проблемой.
- География: 5—11 классы. В 5—6 классе — общий курс географии, в 7 — физическая география мира, в 8—9 — география России (в 8 классе физическая, а в 9 экономическая), в 10—11 — экономическая география мира.
Естественно-научные
- Природоведение: 5 класс (не везде)
- Окружающий мир: 1—4 классы
- География: 5—11 классы (в некоторых школах с 6 класса)
- Биология: 5—11 класс
- Астрономия: 10-11 класс (в некоторых школах только в 11 классе)
- Физика: 7—11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
- Химия: 8—11 класс (в некоторых школах с 5 или 7 класса)
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5—11 классы (в некоторых школах с 8 класса)
- Естествознание: 5—11 класс (не везде). Согласно ФК ГОС 2004 года в 10-11 классе была возможность замены этим предметом физики, химии и биологии, в случае если ни один из этих предметов не изучается на профильном уровне.
- Экология: 5—11 классы (не везде). В обязательном минимуме содержания образования есть раздел «Экология», при этом этого предмета нет в базисном учебном плане.
Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение», по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета «Природоведение» в 6 классе за счёт объединения предметов «Биология» и «География».
С 5 класса изучается биология. (в 5 классе — базовые понятия и принципы , а в 6 классе — ботаника. В 7 — зоология, в 8 — анатомия человека, в 9—11 — общая биология). По другой программе в 6—7 классах изучается ботаника, в 7 — зоология беспозвоночных, в 8 — позвоночных, в 9 — анатомия, в 10—11 — общая биология. В настоящее время в большинстве школ предусмотрено изучение всего курса биологии к концу 11 класса.
В 7 классе начинается физика. Сначала изучается введение в эту науку и основы МКТ, затем — механика. В 8 классе изучаются термодинамика, электричество, электромагнетизм, основы оптики. В 9 классе — механика, электромагнетизм (сначала электричество и потом магнетизм), ядерная физика. В 10 классе — механика, МКТ и термодинамика, электричество.
В 11 — электромагнетизм, геометрическая оптика и квантовая оптика, квантовая физика, а также основы СТО. В 11 классе также изучается астрономия.
Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7—9 класс — неорганическая химия, в конце 9 класса — органика, 10 класс — органическая химия, 11 класс — общая химия и повторение неорганической химии)
Гуманитарные
- История:5—11 классы
- Обществозна́ние: 5—11 классы (иногда изучается с 6 класса). С 5—9 класс изучается основы обществознания. Официальное название предмета — «Обществознание (включая экономику и право)», в 10-11 классе на базовом уровне предметы могут изучаться как отдельно, так и в составе предмета «Обществознание». На профильном уровне предметы изучаются отдельно друг от друга.
- Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс. В качестве эксперимента — с 2010 года в отдельных субъектах РФ. Во всех школах в обязательном порядке — с 2012 года. Включает:
· «Основы православной культуры»
· «Основы исламской культуры»
· «Основы буддийской культуры»
· «Основы иудейской культуры»
· «Основы мировых религиозных культур»
· «Основы светской этики».
· Основы духовно-нравственных культур (не везде )
Филологи́ческие
- Чистописание: 1 класс (не везде) (обычно как факультатив)
- Обучение грамоте: 1 класс
- Родной язык: 1-11 классы. В республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом. В указанных школах в 1 — 2 классах допускалось «занимать» на этот предмет часы, предусмотренные на освоение «Технологии» и «Изобразительного искусства» с последующим «возвращением» этих часов.
- Русский язык: 1—11 классы
- Чтение: 1—4 классы, в БУП РФ именуется «Литературное чтение»
- Литература: 5—11 классы
- Иностранный язык: 2—11 классы ( в некоторых школах с 1 класса) (английский, французский, немецкий, испанский, китайский, могут изучаться и другие (итальянский, литовский, украинский, польский, древнегреческий, иврит, эстонский, латынь), но экзамен в форме ЕГЭ можно сдать лишь по этим языкам)
В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографию, пунктуацию, синтаксис, грамматику, риторику). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 — русскую классическую литературу. Школьники пишут сочинения.
Изучаются творчество писателей и поэтов — в основном Пушкина, Тургенева, Достоевского, Есенина, Твардовского, современных писателей. Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский.
Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета «Иностранный язык» во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.
Трудовое обучение
- Труд («Художественный труд»): 1—4 класс (иногда 1—8 класс).
- Технология: 5—11 класс. Иногда начинается с 1 класса. В некоторых школах до 7—8 класса. По БУП РФ предусмотрен только в 5 и 6 классах.
- Черчение: (не везде) как правило, в некоторых из старших (9—11) классов (не везде). (В некоторых школах (7)8—9 классы) В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует, при этом курс черчения фактически входит в курс Технологии.
- Общественно полезный труд. Введение данного предмета планируется. [1]
Физкультура
- Физическая культура: 1—11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом.
- Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
- Шахматы: 1—4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
- Волейбол: 4—6 класс.
- Настольный теннис
- Футбол, баскетбол и др.
Искусство
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—2 классы (не везде)
- Музыка: 1—8(9) классы (в некоторых школах с 5 класса)
- Изобразительное искусство (ИЗО) (1-6 классы, может быть до 8)
- Мировая художественная культура (МХК): 10—11 классы (в некоторых с 8)
- Искусство: 7 (10—11) классы (не везде), некоторые классы, по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года — в 8 классе.
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы
Математические
Арифметика: 1—4 класс
Естественно-научные
Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).
Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства
Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс
Филологические
Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Мое тело: почему важно изучать анатомию с младших классов
Усвоив подобные знания с раннего возраста, детям будет проще соблюдать правила гигиены и придерживаться здорового образа жизни — об этом рассказывает Оксана Гречман , методист по биологии образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
Онлайн-платформа Учи.ру провела исследование среди родителей учеников младших и старших классов и выяснила, что почти 95% из них ответили, что обсуждают со своими детьми вопросы, связанные с анатомией. Порядка 60% родителей хотели бы, чтобы на уроках окружающего мира школьникам рассказывали об этом больше.
Осознанное родительство — про умение показать и рассказать
Дети часто задают вопросы «как» и «почему» о своем здоровье: «почему нужно чистить зубы каждый день», «зачем нужно хорошо спать», «почему стоит качественно жевать». Однако у родителей не всегда достаточно знаний, чтобы на них ответить — а ребенку важно, чтобы ему все объяснили.
В таком случае, можно обратиться к дополнительным источникам, например, к онлайн-курсам. Они наглядно покажут, как устроен организм, как связаны его системы, а также какой образ жизни нужно соблюдать, чтобы в теле все «работало» исправно.
Фото: Getty Images/Brand X
Почему важно рассказывать об анатомии и физиологии человека
В школьной программе курс о строении организма человека начинается в 8-9 классе (в 14-16 лет). До этого дети изучают только зоологию и ботанику, а ведь интересоваться строением своего тела они начинают уже в начальной школе. Причем именно раздел о человеке вызывает наибольший интерес школьников на уроке биологии и повышает вовлеченность в процесс обучения.
Более того, усвоив базовые знания о строение организма в раннем возрасте, ребенку будет проще соблюдать правила здорового образа жизни. Поскольку дети редко осознают ценность здоровья и не принимают слова «это полезно» на веру, стоит показывать им на своем примере и объяснять, как знания об организме помогут им в будущем. Однако в интернете много противоречивой информации, поэтому нужно полагаться только на проверенные источники, например, онлайн-курсы, которые разработаны совместно с медиками.
Полезные пищевые привычки нужно закладывать с детства
О чем можно рассказать ребенку в раннем возрасте? Например, о работе пищеварительной системы и правильном питании, которое помогает внутренним органам функционировать на должном уровне. Правильное питание — отдельный большой блок здорового образа жизни, и детство — это фундамент.
Именно в этот период организм развивается быстрее всего, поэтому регулярный прием пищи необходим. Но во всем нужно знать меру — избыток калорий может привести к ожирению. Сейчас все больше детей сталкиваются с такой проблемой — и в основном это ученики начальных классов. Более того, 80% тех, кто у кого был избыточный вес в детстве, сохраняют его, уже будучи взрослыми.
Фото: Getty Images
Чтобы подобных проблем не возникало, нужно показать ребенку, как работает пищеварительная система, а главное — обмен веществ. Опять же, у некоторых родителей могут быть пробелы в подобных темах — не каждый из них биолог, поэтому онлайн-курсы — выход. Так детям не придется ждать 15 лет, пока они не начнут проходить это на уроках биологии.
Источник: dzen.ru
Чему и как учили в советской школе
А давайте-ка вспомним, чему и как учили в советской школе. Да не просто так поностальгируем, а со значеньицем. Сразу оговорюсь: вспоминать буду из личной дырявой уже памяти, специально не лезу во всякие справочники и педивикии, потому если где накосячу или что важное забуду — будьте добры, поправьте. Ну, поехали!
О вообще
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Школьная неделя продолжалась с понедельника по субботу включительно, выходной был только один — воскресенье. Учебный год начинался строго 1 сентября, единственное исключение — если 1 сентября выпадало на воскресенье (со мной такое случилось в 1974, когда я пошёл во 2 класс), тогда занятия начинались со 2 сентября.
Собственно 1 сентября занятий как таковых почти не было, особенно в младших классах, хотя расписание все узнавали заранее и в школу шли уже с необходимым комплектом учебников. Весь школьный курс был разделён на три этапа: — начальная школа, 1 — 3 классы — средняя школа, 4 — 8 классы — старшие классы, с 8 по 10. Отдельно выделим такой предмет как «Труд» — трудовое обучение. В начальных классах сводилось к клейке всяких поделок из бумаги и мастерению и разного рода конструкторов, в средней — мальчики осваивали в школьной мастерской молотки и рубанки, а девочки — домоводство.
1 — 3 классы
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Изначально в 1 классе было 3 (прописью — три) основных предмета: письмо, чтение и математика, к ним в довесок шли рисование, музыка, физкультура и природоведение, раз в неделю обязательно был классный час, где обсуждали всякие и всяческие внутриклассные дела (ругали двоечников, хвалили отличников, назначали дежурных итд итп). Где-то через месяц — другой после начала учёбы предмет «письмо» заменяли на «русский язык», а «чтение» на «литературу».
Все занятия проходили в одном классе, единственное исключение — физкультура. Пока ещё (и когда уже) было тепло, физкультурой занимались на улице, в холодное время — в зале. В конкретно моей школе — в актовом 🙂 Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык.
Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
Все основные уроки вёл один единственный учитель — классный руководитель, отдельные учителя были для музыки, рисования (и то не всегда) и для иностранного языка. В первом классе нас принимали в октябрята.
В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза.
Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей. В пионеры принимали по разному. Самый ходовой вариант — в родной школе, самых выдающихся — на Красной площади, перед Мавзолеем Ленина. На это мероприятие самых выдающихся вступающих свозили со всей страны.
Я же удостоился промежуточного варианта — в Мемориальном зале музея Ленина. Получилось пафосно, до сих пор помню.
4 — 8 классы
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель. Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс.
Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму. В 4 классе, ЕМНИП, появились география и история. История в виде то-ли истории СССР, то-ли «Родная история» — краткий и очень наивный курс истории России — СССР, начиная от первых славян до последнего съезда КПСС.
По сути — набор рассказов и анекдотов на тему. Ну, по уровню и возрасту учеников. Ещё я помню учебник Природоведения для 4 класса, но самого предмета у нас не было. В 5 классе уже была полноценная физическая география и начиналась полноценная история. Также начиналась и биология: 5 — 6 классы (до середины 6-го класса) — ботаника, 6 — 7 — зоология.
Историю преподавали в соответствии с периодизацией смены общественно-экономических формаций (по Марксу с Энгельсом): древний мир — первобытно-общинный строй и рабовладельческие государства, средние века — феодализм, новое время — господство капитализма, новейшее время — с Октябрьской революции, развитие и утверждение социалистического строя. Упор делали на анализ классовой структуры общества, классовую борьбу и социальные революции.
С 6 класса начиналась физика, с 7 класса — химия, а в восьмом изучали анатомию и физиологию человека. В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп. Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика.
Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес.
Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме. Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост.
На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например). 8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
9 и 10 классы
В старшей школе происходили свои изменения. Там уже не было русского языка, ЕМНИП, заканчивалась и химия. А вот физику и биологию изучали на более высоком уровне. Биология шла «Общая биология», с элементами генетики, экологии и эволюционного учения. Что там в физике было я не очень помню, но вот точно появлялось обществоведение — основы советского законодательства, по факту.
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР. В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо. Но главное что происходило в 9 — 10 классах — подготовка к поступлению в ВУЗ. Репетиторы, дополнительные занятия, подготовительные курсы. Ну и ещё такой фактор как возраст и гормоны. Мальчики и девочки уже активно интересовались друг другом.
Потому и времени на школу уже практически не оставалось 🙂 Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы. Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой).
Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением.
Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах. Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Рубрики: | Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е |
Метки: школа ссср история
Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru