Априорное знание как внутренний источник активности мышления

Априори — это знание, которое получено непосредственно до опыта и вне зависимости от него.

Априорное знание является первичным и предшествующим опыту, так как оно заранее известное. Данный философский термин получил значительное распространение в логике и теории познания благодаря И. Канту. Идея априорного знания неразрывно связана с представлением в внутренних источниках активности мышления человека. Априоризм — это учение, которое признает знание априори.

IT Профессия «Разработчик ПО»

Получишь знания, необходимые в работе, соберешь портфолио из собственных проектов и начнешь получать $$

Замечание 1

Противоположным знанием является апостериорное — получаемое вследствие обретенного опыта.

И. Кант, как яркий представитель Немецкой классической философии, в своей работе «Критика чистого разума» рассматривал априорное знание как условия всеобщности, необходимости и организованности опытного знания. Познание в полной мере соответствует данным параметрам как своему идеалу.

Априорное знание Канта — это необходимые и всеобщие, не зависящие от опыта понятия. Апостериорное — все опытное знание — единичное и случайное.

Апостериорное знание

Определение 2

Апостеориори — это знание, которое получено непосредственно от приобретенного опыта.

Замечание 2

Аостериори противопоставляется априорному знанию. С течением мировой истории определение термина видоизменялось. Нынешнее «классическое» понимание приписывается И. Канту.

«Априорное и апостериорное»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Оппозиция априорного и апостериорного возникла еще в период Античности и прослеживалась в контексте философской традиции Аристотеля и Платона. В дальнейшее время данное различие исследовалось средневековыми арабскими философами (Ибн Руш, Ибн Сина) и западными схоластами (Тома Аквинский, Альберт Великий).

В период Нового времени Лейбниц изменил значение обоих понятий. Апостериорное познание отличается от априорного познания как «истина факта» от «истины разума». Именно данное разграничение в своей философской традиции развил И. Кант. Всеобщие принципы познания являются априорными, а знание апостериорное приобретается посредством чувственного восприятия. Чувственный опыт является случайным, так как предыдущий опыт не отрицает возможного обретения в будущем опыта нового, который не будет согласовываться со старым.

Знание, которое базируется лишь на чувственном восприятии не является истинным. Для приобретения всеобщего и необходимого характера апостериорного знания нужно подвести чувственный опыт под определенные априорные формы знания, вследствие чего можно познать и особые законы «восприимчивых» наук. С позиции И. Канта, математика является примером знания априори, в то время как физика — апостериорное знание.

Сопоставление априорного и апостериорного

Апостериори и априори являют собою два связанных понятия научно-философского дискурса, которые обозначают два различных типа знания. К первому относится знание, которое обретается посредством чувственного опыта, а второе является независимым, так как предшествует любому опыту.

Немецкая классическая философия окончательно устанавливает границы между двумя видами знания, которые являются по своей сути противоположными. Тем не менее, такая противоположность не является преградой для их сосуществования, так как «фактическая» истина предшествует «разумной» истине.

Читайте также:  К чему снится что враг обнимает

Замечание 3

Данные две категории могут соотносится, как чувственное и рациональное познание. Одно базируется на эмпирическом восприятии, а другое – на познании посредством разума.

Источник: spravochnick.ru

Априори

Априори – это философское понятие теории познания и логики означает знание, предшествующее опыту и независимое от него и в переводе с латинского языка (a priori) означает «от предшествующего». Как это понять? На уроках школьной геометрии учеников знакомят с понятиями аксиома и теорема.

Теорему всегда нужно доказывать, а аксиома – это теорема, не требующая доказательств, то есть она верна исходя из самого факта своего существования. То же самое и с термином «априори». Априори означает знания-истину, которые не проверяли опытным путем, потому что истина не подвергается сомнению, ее принимают, как говорится, по умолчанию.

Однако, априорная истина не должна противоречить имеющимся фактам. Например, ребенку говорят, что снег холодный. Ребенок еще снег не трогал, но видел в окно подающие снежинки и белые улицы. Это знание, полученное до опыта. Априори снег холодный.

Подавляющая часть наших знаний получены опытным путем, то есть добыты самостоятельно через опыт или путем анализа и систематизации полученных фактов. Такие знания называются апостериорными. Латинское «a posteriori» буквально означает «от последующего». Априори и апостериори имеют прямо противоположные значения.

Ребенок вышел на улицу и потрогал снег, на своем опыте убедившись, что тот действительно холодный. Это знание приобретено после опыта, апостериори. То есть в широком смысле слово «априори» используется для обозначения какого-либо знания или утверждения, взятого в качестве основы для последующих суждений.

Происхождение данного выражения

Итак, априори (a priori) в переводе с латинского языка означает «от предшествующего». Впервые термин «априори» использовал Аристотель для обозначения духовной стороны человеческой природы. Древнегреческий философ изучал такие категории как доказательство от последующего и противоположное доказательство от предшествующего.

Значение термина «априори» по Аристотелю сохранилось и до наших дней в отдельных сферах человеческой деятельности – в религии, философии, искусствознании и психологии. Популярность этот термин получил благодаря И. Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления.

Согласно философии Канта такие философские категории, как пространство, время, причинность и другие, являются априорными знаниями и служат основой для знания опытного. Априорные знания изначально присущи сознанию человека, не зависят от опыта, не являются формами бытия и должны рассматриваться как нечто идеальное, чему следует соответствовать. В наши дни научный термин «априори» вышел за рамки философского учения, видоизменился и смысл, вкладываемый говорящим в свои слова.

Когда, в каких случаях, и кем оно употребляется

Как было сказано выше, априори является научным термином, который использовался философами различных направлений. С развитием философской мысли, науки, техники, с точки зрения накопленных человечеством знаний изначально философский термин претерпел филологические изменения. Априори используется как наречие или несклоняемое имя существительное среднего рода.

От слова «априори» можно образовать имя прилагательное – «априорный». В настоящее время термин «априори» очень популярен. Причем применяется он не всегда к месту и правильно. Можно подслушать его в разговорной речи в метро, или в стенах высшего учебного заведения.

Читайте также:  Как собраться с силами

Можно сказать, что это этакое модное словечко, придающее речи говорящего весомость и значимость, интеллигентность и интеллектуальность. Сейчас слову «априори» придается значение утверждения, не требующего доказательств, как данность и нечто само собой разумеющееся. Например, муж спросил свою жену как-то утром за завтраком, почему она не варит манную кашу.

Жена ответила молодому супругу, что она «не любит манную кашу априори». В данном контексте слово «априори» употребляется неправильно. То есть жена буквально сказала, что манную кашу никогда не пробовала (ни варить, ни есть), но уже ее не любит. Вот если бы жена сказала, что «кашу не любит апостериори», то тут все бы встало на свои места.

То есть попробовала и прониклась глубокой к каше неприязнью. Или еще такой пример употребления: «Мед априори полезен». В данном случае философский термин хорошо ложится в контекст и обозначает «бездоказательно». Чаще всего термин «априори» употребляется в официальных документах.

Например, в юриспруденции он обозначает то же самое, что и в других областях наук, а именно, истинность знаний, не требующих доказательств. Используя слово «априори», адвокат пытается воздействовать на суд, как бы подчеркивая непоколебимость своих слов. Однако не все слова адвоката можно воспринимать на веру.

А употребляя такой термин в прениях, юрист может невольно настроить суд против себя из-за своей же самонадеянности. В рекламе тоже часто слышится «априори»: «Наши стулья априори самые удобные!», «Покупайте наши компьютеры, и вы априори станете умнее всех своих коллег!».

Разумеется, это просто рекламный трюк для придания убедительности и значимости своим словам, а не есть истина, не требующая доказательств. Очень часто слово априори употребляют с предлогом – «в априори», «в априории» по аналогии с выражением «в принципе», или так: «априоре». Это неправильное употребление слов. Прежде чем использовать слово в своей речи, необходимо узнать его значение и правильное написание. Желательно для самообразования не пользоваться форумами, так как там на вопросы отвечают, как правило, такие же не всегда грамотные люди, обыватели, не заглядывающие в словари и берущие ответы из головы.

Синонимы

Синонимами к философскому термину «априори» можно назвать следующие слова: заранее, предварительно, первоначально, бездоказательно, по умолчанию, умозрительно, по существу, аксиома. Все синонимы имеют схожее значение, различаясь лишь по стилю.

Примеры употребления

  • «Китайский язык настолько сложный, что я не смогу его выучить априори».
  • «Наташа априори умнее Миши, потому что она уже институт закончила, а Мишка только в седьмой класс переходит!».

Это тоже интересно

  • Монгольская ежедневная газета
  • Скрытая пустота, раковина в металлическом литье (4 буквы, кроссворды, сканворды)
  • Единица массы в системе английских и русских мер (4 буквы, кроссворды, сканворды)
  • Единица массы во Франции (489,5 г) (4 буквы, кроссворды, сканворды)

Источник: spravkaslov.ru

25. Понятие априорного и апостериорного знания. Формы априорного знания.

Априо́ри («от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него. Этот филос термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори («от последующего») — знание, полученное из опыта.

Читайте также:  Амарант польза и вред как принимать

В системе Иммануила Канта (прежде всего, в «Критике чистого разума») априорное знание рассматривалось как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания. Познание должно соответствовать этим характеристикам как своему идеалу. Под априорным знанием Кант понимал всеобщие и необходимые, не зависящие от опыта понятия, под апостериорным знанием — все опытное знание, которое случайно и единично.

Например, суждение «7 + 5 = 12» универсально (является правилом и не имеет исключений) и необходимо (должно быть истинным): мы усматриваем, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. Наоборот, апостериорное знание того, что снег бел, не является неким усмотрением или прозрением, в котором мы постигаем, что снег по цвету может быть только белым, мы не можем быть уверены в отсутствии исключений из этого правила.

Априори имеет смысл лишь в связи с опытом, поскольку оформляет опыт. Кант трактовал отношение опытных данных и активности сознания следующим образом:

Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) даёт от себя самой…

Воздействуя на нашу чувственность, явления опыта пробуждают одновременно внутреннюю активность человеческого познания, кот проявл в человеческой способности совершать не только опытное, но и внеопытное (априорное) познание. Априорными являются только те знания, кот не зависят от всякого опыта, чистыми априорными — те, кот им всеобщий и необходимый хар-р, и к кот не примешивается ничто эмпирическое. Кант исследует, как и при каких условиях возможно для человеческого мышления чистое трансцендентальное познание априори, то есть

…всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori.

Принципы (законы) наук, утверждая нечто относительно целых классов предметов, не могут быть сформулированы на основании одного только опыта (эмпирическим путём).

Априорные формы

Априорные формы чувственности исследуются в трансцендентальной эстетике. Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью кот многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две — пространство и время. Именно они обуславливают возможность математики как науки.

Априорные формы рассудка, кот исследуются в трансцендентальной аналитике, представляют собой априорные чистые понятия рассудка (рассудочные понятия) — категории. Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые сам рассудок с необходимостью присоединяет к многообразному чувственному материалу, уже организованной априорными формами чувственности. Этот синтез обеспечивает возможность естествознания как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделённых на 4 класса: категории количества, категории качества, категории модальности и категории отношения.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today