Отвечаем на самые «стыдные» вопросы о том, что такое артхаусное кино, почему его скучно смотреть и на каких фильмах можно потренироваться.
3214 просмотров
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (2010) Апитчатпонг Вирасетакул
Я часто слышу термин «артхаус», но никак не могу уловить, что он значит. Это стыдно?
Нет. Строгого научного определения «артхауса» вообще не существует, а границы термина максимально размыты. Так, например, артхаусом часто называют фильмы, рассчитанные не на широкую аудиторию. В этом случае используется, пожалуй, самое расхожее толкование — «не для всех».
Но под этот критерий собирают и фестивальное кино, и экспериментальные картины, и вообще каждый иностранный фильм не на английском языке. Кто-то еще включит в список артхаусного все малобюджетное кино в мире. Но определенности от этого не добавится.
Ок. А откуда взялось это понятие?
Все началось в 1940-е гг. в США. Артхаусом тогда называли кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: это и классические довоенные голливудские ленты, и радикальныхе киноэксперименты, а еще фильмы иностранного (не американского) и местного независимого производства. Главный критерий отбора — непривычность, редкость фильма. В основном это достигалось за счет простого метода — отказа в историческом контексте: репертуар артхауса должен был сравниваться только с текущим кинопроцессом. И тогда какой-нибудь вырванный из контекста Первой мировой войны «Кабинет доктора Калигари» (1920), оставшийся ожидаемо далеким и непонятным для зрителей 60-х гг., позволял этим зрителям списать его непонятность (то есть ту самую «непривычность») на присутствие ценного художественного качества.
«Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберт Вине
Допустим. А как все это связано с современностью?
В двух словах: артхаусы исчезли, а слово, обозначавшее их репертуар — «арт-кино», осталось. Вся эта история с артхаусами сформировала новый способ восприятия кино: современного или ушедших эпох — неважно. Отныне непонятность отдельных моментов фильма становится сигналом не для судорожного поиска контекста (в каких социально-политических условиях фильм был создан), а для поиска особой художественности. В конце концов, искусство кино или нет?
Ну ладно. Про высокохудожественность, наверное, ясно. Но дайте что ли хоть какие-то критерии арт-фильма?
Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле «причина — следствие» или «проблема — решение», то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое «почему?» дается ответ.
Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.Вспомним для примера картину И. Бергмана «Земляничная поляна» (1957). Вместо того, чтобы четко обозначить источник экзистенциального кризиса главного героя, автор предлагает зрителю лишь серию неопределенных воспоминаний и сновидений. В противовес такому нелинейному повествованию арт-фильма, где герой пассивно скользит от одной ситуации к другой, персонаж голливудского фильма всегда мчится по прямой к разрешению главного конфликта ленты.
«Земляничная поляна» (1957) Ингмар Бергман
Ага, то есть нужно просто понять, голливудский передо мной фильм или нет? Звучит легко.
Нет, и тут не все просто. Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют «артстримом» — от слова «мейнстрим»). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что «Криминальное чтиво» (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!
Ладно. Вы там про скуку говорили. На днях я посмотрел артхаус и мне не понравилось. Что делать?
Во-первых, запомните, что арт-фильм можно отличить от всех других еще и по роли зрителя. Артхаус требует активного просмотра, а тот же голливудский блокбастер поощряет пассивную аудиторию. Проще говоря, артхаус всегда спрашивает зрителя, что тот думает, а не говорит ему, что думать.Во-вторых, вспомните про артхаусы 1940-х гг. Если изначально главная особенность арт-фильма в отсутствии какого-либо конкретного контекста, значит у просмотренного вами артхауса есть возможность быть вписанным в любой контекст, интересный вам. Поиграйте со смыслами, подставьте на место, которое осталось необъясненным, ту или иную жизненную ситуацию, искусствоведческую проблему или даже философскую теорию.
А на чем я могу потренироваться?
Попробуйте посмотреть фильмы Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана или, например, Апичатпонга Вирасетакула — с ними не прогадаете. Если же вспомните, что артхаус может быть не только определенным видом фильма, но еще и способом просмотра кино, то тренируйтесь на всем подряд.
Источник: vc.ru
Арт хаус это что простыми словами
АРТХÁУС
АРТХÁУС
Артхаус — это кино, которое не рассчитано на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым, фестивальным, некоммерческим, элитарным, интеллектуальным. Режиссеры артхауса, как правило, не стремятся к кассовому успеху своих картин. Они часто экспериментируют со смешением жанров и новаторскими методами съемки, наполняют фильмы символами, акцентируют внимание аудитории на социальной тематике или психологической составляющей картин.
Кино начали делить на развлекательное и интеллектуальное в начале XX века. В 1950-х годах в США появились кинотеатры, где показывали довоенные голливудские, иностранные, а также независимые американские фильмы — низкобюджетные картины, снятые без помощи крупных киностудий. Такие заведения получили название art house — в переводе с английского «дом искусств». А в 1955 году в Париже основали Международную конфедерацию артхаусных кинотеатров CICAE, которая существует до сих пор. Именно поэтому фильмы, которые не попадали в категорию массового развлекательного кино, стали называть артхаусом.
Классика советского артхауса — Андрей Тарковский и его автобиографическое «Зеркало». В нем режиссер переплел три времени — до Великой Отечественной войны, во время боевых действий и после победы — и показал на экране то, что обычно хранится в человеческом сознании: воспоминания, сны, ассоциации, впечатления. В 1974 году «Зеркало» демонстрировали лишь в нескольких кинотеатрах, но, по словам самого Тарковского, авторская правда сложилась «для зрителя в убедительный аргумент при восприятии» — и картина стала успешной.
Сейчас интеллектуальное кино Ларса фон Триера, Дэвида Линча, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино становится все более востребованным. Современный российский артхаус представляют Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев, Кантемир Балагов и другие режиссеры.
Источник: www.culture.ru
Что такое артхаус? Определение и происхождение термина
Артхаус — довольно популярное слово в наши дни. Однако, многие даже не догадываются о том, что это направление имеет свою уже достаточно долгую историю. Что же означает сам термин? Если говорить своими словами, артхаус — это жанр фильмов, не предназначенных для массового просмотра. Своеобразный кинематограф для избранных.
Обратимся к истории
Традиция фильмов артхаус берет начало еще в 20-30-х годах XX века. Тогда среди режиссеров зародилось мнение о том, что кино нужно разделять на массовое и элитарное. К первой категории относились фильмы развлекательного характера, приключения, драмы и мелодрамы, не рассчитанные на высокоинтеллектуальное восприятие.
А вторая категория подразумевала развитую и прогрессивную, но немногочисленную артхаусп ублику. Большая часть зрителей рассматривает кино именно как развлечение или способ проведения досуга, но не как искусство. Этим как раз и обусловлен тот факт, что фильмами артхаус интересуется так называемая нишевая публика, т. е. люди с должной подготовкой и знаниями в области киноискусства.
Специфика термина
Однозначно ответить на вопрос «Что такое артхаус?» нельзя. В общем понимании это, как уже было сказано выше, жанр кинематографа. Однако в 40-е годы в Америке артхаусами называли места, где собирались зрители для просмотра классического довоенного национального кино, а также зарубежных лент независимого производства. Поэтому нельзя рассуждать о том, что такое артхаус, рассматривая вопрос только с одной стороны.
Также, во избежание путаницы, стоит отметить, что в западных странах фильмы подобного стиля принято называть термином “арт-кино”, что существенно упрощает категоризацию.
Артхаус и стереотипы мышления
К сожалению, к фильмам артхаус сейчас причисляют многие классические картины (которые 30-40 лет назад были массовыми), фильмы трэш (только потому, что они являются низкобюджетными или вообще безбюджетными), инди-комедии (которые также снимаются на цифровую камеру группой инициативных, творческих, но непрофессиональных в области кино людей). Артхаус же предполагает высокое качество при небольшом бюджете. Да и актеры в фильмах данного жанра снимаются довольно известные.
Также часто можно увидеть в аннотациях такие фразы как “артхаус с элементами хоррора” или любого другого жанра. Подобные фильмы не являются представителями данного стиля, т. к. рассчитаны они фактически на массовую публику, которая интересуется жанром ужастиков. Но элитарным такое кино точно назвать нельзя.
Истоки жанра и первые режиссеры
Для того чтобы достаточно ориентироваться в том, что такое артхаус, стоит ознакомиться с историей возникновения данного стиля.
Как сказано выше, артхаус зародился еще в начале XX века. Режиссерами того времени были Дэвид Гриффит, Жан Кокто, Сергей Эйзенштейн. Эти фигуры считаются родоначальниками языка кино.
Сергей Эйзенштейн стал известен благодаря фильму “Броненосец Потемкин”. В картине режиссер применил на практике свою теорию о том, что монтаж может существенно влиять на восприятие фильма и эмоциональное состояние зрителя. Далее появились такие фильмы как “Октябрь”, ставший частью празднования 10-летия Октябрьской революции, и “Старое и новое”. Именно Эйзенштейн в своих работах начал обращать большее внимание на детали второго плана — движение толпы, массовки, игра второстепенных персонажей. Также он стал первым, кто направил внимание на связь эмоционального состояния сцены и процесса съемки — угол камеры и ракурс часто становились отправными точками для передачи нужного настроения.
В 20-30-е годы на артхаус оказывают влияние фильмы Франции, Испании и Германии. Этот период можно назвать становлением в некотором смысле. Именно в эти годы Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создают общество фильмов в Англии, которое считалось столь значимым, сколько и фильмы немецкой киностудии Universum Film A.G., а также новый стиль монтажа в советском кино.
Также, в Испании появляются работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.Они рассматривали кино как жанр изобразительного искусства, тем самым расширив рамки возможности использования различных средств при создании картин.
В 30-е годы Голливуд начинает выпускать много массового кино, артхаус отходит на второй план. В то же время в Италии как раз происходит своеобразный прорыв в создании элитарных фильмов. Появляются такие картины как “Рим — открытый город”, “Пайза”, которые считаются отправной точкой нового движения сознательного художественного фильма.
Артхаус в послевоенные годы
К началу 50-х Америка была пресыщена массовым кино, поэтому зрители стали снова возвращаться к жанру артхауса.
К 60-м годам в США термин “артхаус” стал означать не только элитарные, но и документальные, короткометражные, экспериментальные киноработы. Также именно в эти годы появляется много фильмов артхаус с элементами откровения. Такая категоризация была и остается спорной, поскольку многие критики причисляют подобные картины к жанру порнофильма.
В СССР данный период связывают с именем Андрея Тарковского. Этот мастер заслуженно считается одним из лучших режиссеров в истории кино. Каждый фильм Тарковского несет в себе глубокий смысл, психологизм и жизненную проблематику.
Режиссер впитал то, что было создано в киноискусстве Довженко, Куросавой и их предшественниками, и вывел на этой почве кино еще более сложное, насыщенное эмоционально и интеллектуально. Самыми известными его работами стали фильмы “Каток и скрипка”, “Андрей Рублев”, “Зазеркалье” и “Ностальгия”. Последний был снят в соавторстве с Тонино Гуэрра — итальянским кинорежиссером.
Современный артхаус
После 80-х годов к категории артхаус стали причислять режиссерские картины, которые были признаны некоммерческими, однако получили поддержку крупных студий. С одной стороны такие работы остаются не массовыми, с другой — получают финансирование. Вопрос остается спорным, но тот факт, что эти фильмы все же можно считать нишевыми, позволяет считать их произведениями артхауса. В любом случае, они заслуживают внимания публики и определенно вносят вклад в развитие киноискусства.
Еще одна категория — фильмы артхаус с элементами других жанров, зачастую — ужасов, триллеров, порно, психологической драмы. Такие картины не обязательно низкобюджетные, их могут снимать известные студии. Да и выпускаются они уже на большом экране. Однако, если фильм не несет в себе развлекательного характера, его также причисляют к арткино.
Как отличить арт-фильм?
Не всегда в аннотации к фильму указывается, что он принадлежит к жанру арт-кино. Но, зная, что такое артхаус, можно самостоятельно понять, относится ли картина к данной категории. Приведем несколько отличительных черт стиля:
- отсутствие штампов;
- небанальный сюжет;
- элементы психологизма;
- связь с другими жанрами;
- отсутствие спецэффектов;
- фильмы, не выходящие в крупный прокат;
- небольшой бюджет, но высокое качество.
В заключение можно сказать, что артхаус — это не развлекательный фильм, но тот, который воспитывает зрителя и заставляет мыслить более глубоко и масштабно. Поэтому просмотр арт-кино может стать не только увлекательным, но и полезным занятием.
Источник: www.syl.ru