Аюрведический что это значит

«наука жизни»; древнеиндийская система медицины и здорового образа жизни, основанная на ведических знаниях.

(от санскр. āyus — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарваведы» и основывается на философской системе санкхья.

По преданию, аюрведу принёс один из семи риши Бхарадваджа. Покровителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Как особая философско-практическая школа аюрведа оформилась около 1000 г. до н.э. благодаря трудам двух выдающихся врачей Чараки и Сушруты. «Чарака самхита» описывает фитотерапию, «Сушрута самхита» представляет школу хирургии.

В классический период (500 г. до н.э. – 1000 г.) аюрведу стали применять последователи буддизма и джайнизма, благодаря чему она проникла в Юго-Восточную Азию, Индокитай и Индонезию. Наиболее значимой фигурой в буддийской аюрведе был великий мудрец и сиддха Нагарджуна (ок. 100 г.). Он написал комментарии к «Сушрута самхите» и разработал много алхимических препаратов. Будучи одной из древнейших медицинских систем, аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины, а также стала основой тибетской традиционной медицины (в область Тибета аюрведа стала проникать с VII в. н.э.) Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:

АЮРВЕДА — что это такое. Итория. Основы аюрведы

  • Кайя чикитса — внутренняя медицина
  • Шалья тантра — хирургия
  • Шалакья тантра — болезни ушей, глаз, носа и горла
  • Каумарабхритья тантра — педиатрия
  • Агада тантра — токсикология
  • Ваджикарана — афродизиаки и рождение здорового потомства
  • Расаяна тантра – омоложение и долголетие
  • Бхутавидья — психиатрия, психология

В аюрведе разработана собственная система анатомии и физиологии. Основу этой системы составляет учение о дошах. Доши – это тонко-субстанциональные первичные силы, стоящие за всеми физиологическими и психологическими функциями. Три доши – вата, питта и капха — соответствуют, главным образом, элементам воздуха, огня и воды.

Доши создают тело, а их дисбаланс является причинным фактором болезней. Лечение в аюрведе направлено на восстановление равновесия дош в теле, что достигается, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения.

Аюрведа рассматривает человека как часть Вселенной, и согласно этим представлениям, наряду с терапевтическими мерами, вырабатывает методы, чтобы защитить «ayus» — «принцип жизни» — подразумевая под этим физическую, умственную, социальную и духовную гармонию.

Источник: nathas.org

АЮРВЕДА

АЮРВЕДА (от санскр. âyus —долголетие и veda — знание, букв. — знание [о том, как поддержать] жизнь, или долголетие) — система традиционной медицины, включающая основные антропологические идеи индийской мысли. Сформировалась в рамках брахманизма.

Аюрведа — Что такое Аюрведа?

Систематизирована Сушрутой в известном собрании медицинских текстов “Сушрута самхита”, датируемом 2—3 вв., а также придворным врачом царя Канишки Чаракой (1 в.) в “Чарака самхите”, окончательно отредактированной Дридхабалой ок. 5 в. Медицинская теория аюрведы опиралась на философские схемы устройства мира и человека, развитые гл. о. в двух школах — вайшешике и санкхье, хотя в ней встечаются термины и понятия других систем, таких, как ньяя, веданта, йога, буддизм и джайнизм.

У вайшешики аюрведа заимствует идею атомистического строения вселенной и тела человека, у санкхьи—идею эволюции Пракрити и взаимодействия гун. Однако, хотя механистические взгляды вайшешики и эволюционистские представления санкхьи во многом исключают друг друга, авторы аюрведических текстов, игнорируя возможные противоречия; используют те и другие для решения задач медицинской науки. По словам индолога Дж. Ларсона, “философия для медицины выступает как служанка естественного наблюдения и эксперимента”.

Главным предметом аюрведы является жизнедеятельность человеческого организма в контексте жизнедеятельности природы.Поэтому из пяти первоэлементов (см. Бхуты), которыми занималась индийская натурфилософия, на первый план выступают те, которые составляют основу жизненной активности—ветер, огонь и вода. Все вместе они образуют питательную жидкость—расу.

Читайте также:  Во сколько можно встречаться с девушкой

Ветер проявляет себя в моторной деятельности организма—дыхании, глотании, говорении, пищеварении, выведении экскрементов, воды, кровообращении и двигательной активности вообще. Все это составляет вату (соответствует гумору ветра у Гиппократа).

Огонь, соответствующий гумору питта, или желчи,—это энергетическая система, которая поддерживает температуру тела и способствует перевариванию пищи (пака, букв. — подогревание на огне), окрашиванию крови в красный цвет, цвету лица, является предпосылкой зрения, чувственной активности. Вода представляет собой соединительную ткань организма, капху, или флегму, проявляющуюся в поте, плазме и всех других жидкостях, которые поддерживают ткани и части тела в состоянии единого целого. К трем основным флюидам добавляется еще семь элементов: питательная жидкость, кровь, плоть, жир, кости, желчь и семя. Все они происходят из питательной жидкости путем “варения”, все твердые части тела являются результатом “варки” жидких. Физиология тела, по аюрведе, отражает действие стихий в природе, где все вегетативные процессы протекают под воздействием жара Солнца, которое также “варит” все жидкости.

Дыхательная, пищеварительная и интегративная функции биологической системы исчерпывают формы жизнедеятельности организма. В состоянии сбалансированности они выступают как “три дхату” (“три элемента”), что соответствует здоровью. Нарушение их баланса соответствует болезни.

Все люди, животные и растения, а также природные и психологические явления (времена года, стихии, пищевые продукты, климатические условия, темпераменты, типы поведения, запахи, вкусы, ощущения и т. п.), включая их нормальное и анормальное функционирование (болезни), делятся в аюрведе на три класса по преобладанию в них вата, питта или капха. На индивидуальном уровне воссоздание равновесия трех классов элементов достигается за счет “подавления” избыточного элемента. Напр., болезни, вызванные желчью, рекомендуется лечить водяной пищей, остужающей огонь, в условиях прохладного дождливого климата или прохладного времени года, соответствующими остужающими средствами гигиены, запахами и ощущениями, успокаивающим общением и т. п. Болезни, вызванные флегмой, напротив—огненной пищей, жарким климатом и т. п. Кроме нарушения баланса гуморов причиной болезни могут стать нарушения элементов тела (дхату), а также внешние факторы, не имеющие’ отношения к теории гуморов: повреждение частей тела, отравление и происки сверхъестественных сил (духов предков, демонов и т. п.). Признается и влияние кармы— проступков человека в прошлых существованиях (кармавипака).

Т. о., здоровье и болезнь с т. зр. аюрведы являются сложными многофакторными явлениями, связанными не только с физиологией и экологией, но и с моральным состояние как индивида, так и вселенной в целом. Это очевидно и из следующей распространенной классификации основных причин болезней: 1) неправильное соединение органов чувств с их объектами, являющееся сферой действия врача и устраняемое с помощью диеты, хирургического вмешательства, специальных лекарств; 2) недостаток мудрости, представляющий собой субъективную причину заболевания, связанную с аффективной, мыслительной, речевой и моторной деятельностью индивида или, иными словами, с одержимостью страстями. Поддается лечению с помощью йоги и медитации; 3) время или смена времен года, включающие окружение человека, его среду. Стратегия устранения каждой из трех причин заключается в поисках того, что больше всего подходит (сатмья, букв.— совпадающее с сутью, душой) данному конкретному человеку, начиная с питания и кончая климатом и средой.

Аюрведу часто называют холистической медициной, поскольку она предполагает взгляд на природу, человека, общество и культуру как единое целое, или же экологической медициной, т. к. она подразумевает создание некой гармоничной экосистемы.

В. Г. Лысенко АЯТАН Ы — см. Дхармы.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

АЮРВЕДА (санскр. наука життя або знання життя) — давньоіндійська система медичних знань, яка існує і розвивається вже декілька тисячоліть. Складання А. відносять, за різними даними, до IХ–II ст. до н.е. Дані про А. є в давньоіндійських Ведах і Упанішадах.

За одним із переказів, А. з’явилася у світі раніше людини, а творцем її був сам Брахма (Творець Світу), який повідав її богу Дакшапаті (покровителю різних обдаровань), а той передав її богам-близнятам Ашвінам. Згодом А. потрапила до мудреця Бхаратаваджі, який детально передав зібраним зі всієї Індії мудрецям «науку про людські хвороби і способи їх лікування, щоб прожити довге і не затьмарене стражданнями життя».

Читайте также:  Какая верхняя одежда подходит к длинным платьям

А. лежить в основі всіх відомих східних гілок традиційної медицини: індійської, тибетської, китайської, японської, філіппінської та інших, кожна з яких трансформувала базові знання відповідно до місцевих умов. На трактатах А. та інших східних методах лікування і оздоровлення базуються праці Авіценни, Парацельса.

Окремі відомості з А. використовували при розробці своїх систем оздоровлення Г. Шелтон, К. Ніши та деякі інші дослідники. Сучасна нетрадиційна медицина частково використовує знання А.: акупунктуру, фітотерапію, різні види масажу, ароматерапію, звукотерапію тощо. В основі А. лежить своя релігійно-філософська система, а саме ідея про те, що Непроявлене породжує Дух і Матерію.

Порушення гармонії між ними призводить до хвороби. Лікар повинен знати теорію гун (станів, в яких знаходиться матерія) і вміти оперувати першоелементами матерії (бхута), щоб регулювати в організмі стан вітру (вата, вайю), жовчі (піта) і флегми, або слизу (капха). В А. присутнє уявлення про передавання нащадкам властивостей, ознак через сім’я, сперму.

Розглядаються питання профілактики, лікарської етики, лікарської таємниці. Вважається, що кожен лікар повинен уміти лікувати і людей, і тварин. Особливу галузь А. становить вчення про те, що ключ до управління тілом лежить у нашій свідомості. Правильно користуючись цим ключем, ми можемо повністю контролювати функції нашого організму, позбавлятися хвороб і підтримувати хороше здоров’я, причому навіть успішніше, ніж звичними ліками.

В А. важливе значення належить концепції п’яти елементів (Землі, Води, Вогню, Повітря і Ефіру). Згідно з А., кожна жива і нежива істота у Всесвіті є комбінацією цих першоелементів. У людському тілі вони проявляють себе як три базові принципи або елементи (тридоша): Вата (поєднання Повітря і Ефіру), Піта (Вогонь) і Капха (поєднання Води і Землі).

Саме природжене співвідношення цих елементів визначає не тільки вигляд і фізіологію людини, але і її характер, схильності, розумові здібності, а також хвороби, до яких людина схильна. Кожний з елементів наділяє певними властивостями і, відповідно, у кожного з них є свої обов’язки в організмі.

За переважаючим елементом або їх комбінацією визначається також тип людини, що проявляється як в її фізіології, так і в психологічних характеристиках. Для збереження фізичного і психічного здоров’я люди різних типів повинні їсти різну їжу, по-різному організовувати відпочинок і роботу і навіть підбирати собі різних домашніх тварин.

Неправильна поведінка (негативні емоції, а також пригнічення тілесних потреб), неправильний режим дня, нераціональне харчування призводять до порушення балансу, що виявляється як захворювання одного або декількох органів. Згідно з А. хвороби залежно від джерела підрозділяються на психологічні, духовні й фізичні.

Схильність до певних захворювань визначається конституцією людини. Важливого значення також набувають гігієнічні заходи. Особливість А. полягає в тому, що, на відміну від західної медицини, вона трактує людину як єдине ціле: єдність тіла, розуму і духу, а здоров’я — як гармонійні відносини між компонентами особи та її власними складовими.

Дисбаланс цих складових призводить до хвороби, а мета лікування полягає в тому, щоб повернути їх у стан рівноваги і дати людині можливість вести щасливе й здорове, соціально та духовно успішне життя. А. тісно пов’язана з традиційними практиками Індії, зокрема з йогою.

У цій медичній системі підхід до кожного пацієнта індивідуальний і будується на знаннях про його конституцію (пракриті) і психофізіологічні параметри, які отримують після ретельно проведеного обстеження. При призначенні лікування лікарі-аюрведисти також враховують пору року, погоду, темперамент хворого, його вік, стать та ін. Для діагностики захворювань в А. використовуються розпитування і огляд хворого. Звертають увагу на колір і температуру шкіри, стан язика, колір і запах виділень. Окрім цього, використовують пульсову діагностику.

В аюрведичній практиці як лікарські речовини використовуються виключно природні засоби: гхі (топлене масло), лікарські рослини (>3 тис.), спеції, мінерали, метали, продукти тваринного походження. Як лікувальні процедури застосовуються різні види масажу, парильня, обливання, інгаляції, обкурювання, припікання. Певне місце у цій системі посідають духовні практики: спів мантр та релігійних гімнів, поклоніння божествам, медитації, дихальна гімнастика, йогічні пози (асани). Сьогодні А. привертає увагу як спосіб вирішення проблем інтоксикації організму, зміцнення імунітету, успішної профілактики хвороб. Процедури добираються індивідуально для кожного пацієнта.

Читайте также:  Что делать если парень не умеет целоваться

Кришнамачарья Э. Аюрведа. — М., 2005; Лад В. Аюрведа — наука самооздоровления. — М., 1986; БМЭ. / Под ред. Б.В. Петровского. — М., 1975. — Т. 2.

Источник: slovaronline.com

Доши в аюрведе простыми словами: описание, что это, как определить тип?

Как определить дошу в аюрведе

Аюрведа (от санскр. — “наука жизни”) — древняя медицинская практика родом из Индии, идеология жизни и наука о пользе и вреде, о медицине и здоровом образе жизни.

Доша входит в философию аюрведы.

Существует 3 типа дош, которые определяют первичные жизненные силы. В статье расскажем о роли их в аюрведе, опишем что это такое простыми словами и определим их типы, разберемся, как определить тип доши онлайн.

Будьте осторожны в самостоятельном определении типов Доши. В главе с тестированием мы объясним почему и дадим единственное рабочее решение для точного определения.
Рекомендуем заказать консультацию аюрведиста, профессионального специалиста по дошам. В подарок вы получите на месяц помощь всего сообщества клуба “Йога еды”.

Этот материал взят из приватного клуба “Йога еды”.

Доши — что это такое простыми словами?

«Доша »
переводится с санскрита как
«нечто, склонное нарушаться, портиться

Или как «недостаток, изъян».

Доша в аюрведе — это определение первичной жизненной энергии, которая зависит от слияния трех типов: Вата, Питта и Капха. Это духовность, интеллект и тело. В итоге слияния дош должен быть баланс, концентрация одной не должна быть больше другой.

Но иногда такое преобладание случается в связи с особенностями человека. При нарушении равновесия, тело разрушается.

Человеческое тело, с одной стороны, очень совершенно, оно может поддерживать разум человека. С другой оно очень хрупкое. И если человек хочет быть здоровым и продуктивным, а также долго жить, то достигается эта задача только через поддержания хорошего баланса дош.

доши как понять простыми словами объяснения аюрведы

1) Энергии, т.е. реально существуют, но потрогать нельзя. Их три – Вата, Питта и Капха. Как гравитация.

2) Являются основой всех процессов, которые происходят в организме.

3) Делят эти процессы между собой по подобию, сходности качеств. Когда доша усиливается или ослабляется, тоже происходит с подвластными ей процессами в организме. Здоровье – это равновесие дош. Болезнь – это дисбаланс дош.

Например, пищеварительные соки находятся под властью преимущественно Питта-доши. Поэтому повышение Питты сверх нормы делает соки чрезмерно агрессивными, “злыми”, у человека раздражаются и воспаляются органы пищеварения.

И наоборот, слабость Питта-доши будет ослаблять соки и их секрецию, человек не сможет нормально переваривать пищу, что тоже будет ухудшать здоровье человека.

Поэтому поддержание баланса дош это как хождение по канату. Канатоходец не должен заваливаться ни вправо, ни влево. Он должен сохранять равновесие, “золотую середину”. Иначе он упадет.

канатоходец над водой

Также и человек должен поддерживать состояние дош в балансе. Слишком мало или слишком много = ухудшение здоровья или даже болезнь. Как определить тип доши? Необходимо знать об основных характеристиках и о влиянии каждой на духовное, интеллектуальное и физическое состояние человека.

Все, чт о делаем мы или происходит с нами влияет на состояние дош, и как следствие, на наше здоровье.

А это значит, что:

a) Если мы будем внимательны и разумны, то мы можем корректировать свое здоровье через практически все, что угодно. Включая мысли, слова, поступки, пищу, одежду, физические и духовные практики и т.д.

b) Если мы не будем внимательны и разумны, например будем позволять себе вредные привычки, неправильный образ жизни, будем идти на поводу у своих эмоций и т.д., то это будет неизбежно расшатывать наши доши, выводить их из равновесия.

3 доши в аюрведе: Вата, Питта, Капха

3 типа доши в аюрведе

Каждый тип отражает духовные и физические особенности человека, они отвечают за сон, питание, активность и за стороны характера индивидуума.

Доши связаны со стихиями, В Аюрведе выделяют 5 стихий:

Источник: aurveda.site

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today