Российская балерина. Педагог-репетитор. Народная и Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Государственной и Ленинской премий. Лауреат Первой премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне и премии Анны Павловой Парижской академии танца.
Наталья Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в городе Москва. Девочка с детства любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали ее учиться в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1961 году. После получения диплома юную балерину приняли в труппу Большого театра России, где проработала до 1995 года.
Дебютом на легендарной сцене для Бессмертновой стал седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» Михаила Фокина. Помимо этого выступила в главной роли современного балета Андрея Баланчивадзе «Страницы жизни». В дальнейшем Наталья исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных ее мужем, известным балетмейстером Юрием Григоровичем.
Знаменитая балерина🤩#shorts
Именно Григорович создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век». Бессмертнова являлась Первой исполнительницей партий Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» и Анастасии в балете «Иван Грозный», поставленных Юрием Николаевичем в парижской Опере.
Бессмертнова снималась в телевизионной версии балета «Ромео и Джульетта», участвовала в экранизации балетов «Жизель», «Шопениана», в кинофильмах балетов «Спартак», «Грозный век». Ее творчеству посвящен документальный фильм «Жизнь в танце».
Уйдя в 1995 году из московского Большого театра, Бессмертнова работала в качестве педагога-репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. В том же, 1995 году заключила контракт с лондонским Мировым центром исполнительских искусств, в соответствии с которым заняла пост директора балета.
За свой вклад в хореографическое искусство Бессмертнова удостоена звания Народной и Заслуженной артистки России, Ленинской и Государственной премий СССР. Являлась лауреатом Первой премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне и премии Анны Павловой Парижской академии танца, а также итальянской премии «Давид». Помимо творческой деятельности являлась Депутатом Верховного Совета СССР X созыва.
Наталья Игоревна Бессмертнова скончалась 19 февраля 2008 года в городе Москва. Похоронена великая российская балерина на Новодевичьем кладбище столицы.
Награды Натальи Бессмертновой
Первая премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965 )
Заслуженная артистка РСФСР ( 1970 )
Народная артистка РСФСР ( 7 декабря 1973 года ) — за большие заслуги в области советского искусства
Народная артистка СССР ( 25 мая 1976 года ) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР
Что Вы знали об Анне Павловой? Русский Бaлет. Знаменитая балерина. Балет России. Лучшая балерина.
Ленинская премия ( 1986 ) — за исполнение балетных партий последних лет
Государственная премия СССР ( 1977 ) — за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
Премия Ленинского комсомола (1972) — за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства
Орден Трудового Красного Знамени ( 1971 )
Орден Дружбы народов (1981)
Премия им. Анны Павловой ( Парижская академия танца, 1970 )
Премия «Давид» ( Таормина , Италия , 1977)
Творчество Натальи Бессмертновой
Репертуар
1961 — « Шопениана » на музыку Ф. Шопена — 7-й вальс и Мазурка
1961 — « Страницы жизни » А. М. Баланчивадзе — Дочь Андрея
1963 — « Золушка » С. С. Прокофьева — Осень
1963 — «Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. М. Мессерера — Солистка
1963 — « Жизель » А. Адана — Жизель
1963 — « Спящая красавица » П. И. Чайковского — Принцесса Флорина, Фея Нежности
1964 — « Паганини » С. Рахманинова — Муза
1964 — « Бахчисарайский фонтан » Б. В. Асафьева — Мария
1964 — « Лейли и Меджнун » С. А. Баласаняна — Лейли
1965 — « Лебединое озеро » П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия
1965 — « Легенда о любви » А. Меликова — Ширин
1967 — «Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского»)
1967 — « Видение Розы » на музыку К. М. Вебера — Девушка
1968 — « Спартак » А. Хачатуряна — Фригия
1968 — « Щелкунчик » П. И. Чайковского — Маша
1970 — « Дон Кихот » Л. Минкуса — Китри
1973 — « Спящая красавица » П. И. Чайковского — Аврора
1975 — « Иван Грозный » на музыку С. С. Прокофьева — Анастасия
1976 — « Ангара » А. Я. Эшпая — Валентина
1979 — « Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева — Джульетта
1981 — « Баядерка » Л. Минкуса — Никия
1982 — « Золотой век » Д. Д. Шостаковича — Рита
1984 — « Раймонда » А. К. Глазунова — Раймонда
Фильмография
1964 — « Секрет успеха » (фильм-спектакль) — «Вальс» М. Равеля
1968 — « Ромео и Джульетта » (фильм-спектакль) — Джульетта
1971 — « Хореографическая симфония »
1973 — « Хореографические новеллы »
1974 — «Вторник, четверг, суббота Натальи Бессмертновой» (документальный)
1975 — « Жизель » — Жизель
1975 — « Ромео и Джульетта » — Джульетта
1975 — «Спартак» (фильм-спектакль) — Фригия
1976 — « Грозный век » (фильм-спектакль) — Анастасия
1977 — « Шопениана » — 7-й вальс и Мазурка
1978 — « Балетные зарисовки »
1978 — « «Жизнь в танце» »
1980 — « Большой балет » (фильм-спектакль)
1983 — « Лебединое озеро » — Одетта-Одиллия
1987 — «Балет от первого лица» (документальный)
1989 — « Спартак » — Фригия
1989 — «Легенда о любви» — Ширин
1989 — « Раймонда » — Раймонда
1989 — « Жизель » — Жизель
1989 — « Ромео и Джульетта » — Джульетта
1989 — « Иван Грозный » — Анастасия
1989 — « Лебединое озеро » — Одетта-Одиллия
1989 — « Золотой век » — Рита
1991 — «Откровения балетмейстера Федора Лопухова» (документальный)
Источник: rus.team
Топ-8 известных балерин
Балет — это настоящее волшебство, которое неподражаемо красиво. Восхитительная музыка, шорох пачек и лёгкий стук пуантов по паркету уносят зрителей в удивительный мир, где настоящие богини — балетные дивы. Именно о самых известных артистках балета, чей гений неоспорим, мы и расскажем.
Фото: ria.ru
Мари Рамберг (1888-1982)
Родилась в еврейской семье в Польше — настоящее имя Сивия Рамбам. Но его впоследствии пришлось поменять по политическим мотивам. Девочка уже с ранних лет влюбилась в танцы. Её талант быстро привлёк внимание театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева. В итоге уже с 1912 она начала танцевать вместе с Русским балетом.
Спустя несколько лет переехала в Англию, где основала очень успешную балетную школу. Позже Мария организовала первую постоянную труппу в Великобритании, чьи выступления были настоящей сенсацией!
Анна Павлова (1881-1931)
Родилась в Петербурге, отучилась в театральном училище. В 1899 году поступила в Мариинский театр, где уже к 1906 году стала ведущей балериной театра. Но настоящая слава пришла к ней спустя год, когда она исполнила главную роль в миниатюре «Умирающий лебедь».
После её участия в Русских сезонах в Париже об Анне заговорил весь мир. Годы спустя Павлова собрала собственную труппу и переехала в Лондон, где вместе со своими подопечными гастролировала по миру с классическими балетами Глазунова и Чайковского.
Матильда Кшесинская (1872-1971)
Родилась под Петербургом. Танцами занималась с детства и блестяще окончила Императорское театральное училище, попав в балетную труппу Мариинского театра. Её отличала фирменная русская пластика с нотками итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Михаила Фокина и императора Николая II.
С 1904 года гастролировала по Европе. При этом она очень любила Россию и не думала о переезде за границу. Но революция сказала своё слово — в 1920 году ей пришлось покинуть страну. Балерина переехала в Венецию, где продолжала заниматься любимым делом.
Агриппина Ваганова (1879-1951)
Агриппина Ваганова не стала великой балериной, однако её имя навсегда вошло в историю этого искусства. Всё дело в том, что почти всю жизнь она исполняла роли второго плана. Но благодаря упорному труду ей удалось достичь настоящего мастерства. Балерина сумела заново раскрыть образы, казалось, уже затёртые поколениями предыдущих танцовщиц.
Иветт Шовире (1917-2016)
Родилась в Париже. Танцами начала заниматься уже с 10 лет. Её талант и работоспособность быстро отметили режиссёры и в 1941 году она стала примой Оперы Гарнье — дебютные выступления принесли ей поистине мировую славу.
Ивет на сцене демонстрировала истинный драматизм, не теряя при этой всей девичьей нежности. Балерина буквально проживала жизнь каждой своей героини, выражая все эмоции на сцене.
Галина Уланова (1910-1998)
Родилась в Петербурге. В 1928 году окончила хореографическое училище, сразу после чего попала в труппу Театра оперы и балета в Ленинграде. Первые же выступления привлекли внимание критиков и ценителей балета — а потому не удивительно, что в 19 лет Уланова уже танцевала ведущую партию в «Лебедином озере».
Она выступала в Кировском и Большом театре. Участвовала в гастролях в Лондоне в 1956 году. Вершиной её творчества считают сцену сумасшествия в «Жизели» и партию в «Ромео и Джульетте».
Алисия Алонсо (1920-2019)
Родилась в Гаване, Куба. Искусству танца она начала учиться в 10 лет. Дебютировала на Бродвее в 1938 году в музыкальных комедиях. Работала в нью-йоркской «Балле театр», где, кстати, и приняла решение развивать балет на Кубе.
Вернувшись на родину, Алисия открыла собственную балетную школу. Много выступала в театрах и на площадях, ездила на гастроли. Один из самых ярких образов Алонсо — партия Кармен в одноимённом балете в 1967 году.
Майя Плисецкая (1925-2015)
Самая знаменитая русская балерина с рекордно долгой карьерой. Любовь к балету Майя впитала ещё в детстве, ведь её дядя и тётя также являлись известными танцорами. В 9 лет поступила в Московское хореографическое училище, а в 1943 году попала в Большой театр. Там её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за несколько лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки.
Знаковой для неё оказалась постановка «Золушки» и партия феи Осени в 1945 году. Дальше были классические постановки «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Жизель», «Конек-Горбунок». Плисецкая блистала в «Бахчисарайском фонтане», где смогла продемонстрировать свой редкий дар — буквально зависать в прыжке на какие-то мгновения. Балерина участвовала сразу в трёх постановках «Спартака» композитора Арама Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии.
Ролей балерине хватало, но творческая неудовлетворённость накапливалась. Выходом стала «Кармен-сюита», одна из главных вех в биографии танцовщицы. В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса — она сыграла в «Анне Каренине». По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году.
Там Майя попробовала себя в новой роли — хореографа, что стало её новой профессией. С 1983 года Плисецкая работала в Римской опере, а с 1987 года в Испании.
Фото: classicalmusicnews.ru, ichebnik.ru, biographe.ru, gastronom.ru, russiainphoto.ru
Источник: gorbilet.com
Знаменитой балерине Ирине Колпаковой – 90
22 мая 1933 года в Ленинграде родилась знаменитая отечественная балерина Ирина Колпакова. Вчера ей исполнилось ровно 90 лет. Но отказываться от своей профессии она не собирается. Напротив, Ирина полна сил и энергии. Колпакову хорошо обучила Агриппина Ваганова, педагог-реформатор, именем которой назвали русский метод обучения балету.
Ирина оказалась в числе её самых последних учениц.
Будущая великая балерина попала в Ленинградское хореографическое училище, когда оно было в эвакуации. Первые годы учёбы она проводила в совсем не приспособленных для этого залах. Никаких зеркал или станков. Да и учителя в особом восторге не были. Данные казались ограниченными. Но попав в класс Вагановой, Ирина оказалась для неё идеальной.
К выпуску она уже была первой. Свою целеустремлённость и силу характера она пронесла через многие десятилетия.
Главных партий в Лентеатре имени Кирова (нын. Мариинском) пришлось ждать несколько лет. К появлению Колпаковой там блистал весь «вагановский полк». Среди них – Дудинская, Моисеева, Шелест и другие. Судьбоносной для Ирины стала работа с Юрием Григоровичем. Она стала идеальным инструментом хореографа.
Её называли безупречной, как технически, так и актёрски. Колпаковой удалось с успехом воплотить образ Катерины, невесты мастера Данилы. Спустя несколько лет Григорович увидел в балерине ещё одну героиню – принцессу Ширин из «Легенды о любви».
В дальнейшем карьера Ирины только шла в гору. Свой образ, сложившийся в важнейших хореографических спектаклях эпохи, балерина развивала в классике на протяжении десятилетий. Эталоном для всех последующих исполнительниц стали её «Спящая красавица» и «Раймонда». Даже при остром дефиците репертуара, сложившемся в Кировском театре во 2-й половине ХХ века, его главная звезда, героиня Соцтруда и народная артистка СССР, лишь однажды станцевала «Дон Кихот» и никогда – «Баядерку» и «Лебединое озеро».
Ирину называют настоящим профессионалом, которая точно знала пределы своих возможностей. При этом, за всю историю своей карьеры она всегда стремилась к их расширению. Эксперты отмечают, что у Колпаковой феноменально долгая исполнительская карьера – с 1951 по 1989 годы. Ещё не завершив её, она начала преподавать. «Даже сейчас, когда она в репетиционном зале поправляет какое-нибудь пор де бра очередной спящей красавице, Колпакова мгновенно становится юной Принцессой Авророй».
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
- Ирина Колпакова
- знаменитая балерина
- юбилей
Источник: argumenti.ru