Благотворительность и милосердие как культурно исторические традиции

Особое значение любви к ближнему подчеркивалось в древнеиндийской культуре. Во многих текстах милосердие и сострадание выделяются в ряду человеческих мотивов и противопоставляются влечению, выгоде, славе и т.д. Однако при чтении о благодеяниях индийских святых создается впечатление, что сами их нравственные подвиги были замечены и сохранены в людской памяти главным образом как аскеза, как средство восхождения к блаженству. [2, 349]

В древнекитайской цивилизации, насчитывающей около трех тысячелетий, любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были важнейшими нравственными заповедями. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность (Жень), справедливость и долг», разработанных великим китайским мыслителем Конфуцием. Они органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами».

Из истории благотворительности и милосердия в России

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники Древнего Египта донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится — «Не буду алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы».

Пророки VII веке до н. э. Амос и Осия, о которых, говорится в соответствующих книгах Ветхого Завета, были основателями этики человечности в иудаизме. Анализ библейских текстов и ветхозаветной традиции показывает, что уже в начале второго тысячелетия до н. э. евреи, как и многие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, имели представление о благотворительности.

У них существовали нравственные нормы необходимости сочувствия ближнему, оказания ему нравственной и материальной поддержки. Благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни, не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Считается, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём «Поучении» анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является «богобоязнь и упование на Его милость», а проявлениями — помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

традиции благотворительности в россии

Другой богослужитель Максим Грек в «Послании о фортуне» глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Первые христиане организовали помощь нуждающимся на дому. Каждая отдельная община являлась единым попечительным органом. В книге Деяний и в 1 послании: к Тимофею есть указание на «вдовиц», посвящающих себя молитвам и христианской благотворительности. Первые христиане раздавали хлеб нуждающимся, принимали спасавшихся бегством изгнанников, не спрашивая, откуда они являлись, и не интересуясь их национальностью, социальным положением и поведением.

Читайте также:  Как разложить вещи в комоде для новорожденного

Идеи милосердия, сострадания и помощи неимущим вошло органической частью в вероучение ислама. В Исламе у милосердия имеется более глубокое значение, породившее важную черту в жизни каждого мусульманина, за проявление которой он вознаграждается Богом. В исламе милость и милосердие рассматриваются как важнейшие качества — атрибуты самого бога.

Эти качества указаны во фразе, произносимой в начале 113 сур Корана: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». «Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и исправит (свое поведение), то ведь Он — Прощающий, Милосердный». (Коран, 6:54) [8] Главная вероучительная книга ислама — Коран требует от мусульман проявлять милосердие по отношению ко всем слабым, беззащитным, нуждающимся в помощи,- к рабам, старикам, сиротам, путникам, должникам. В Коране предусмотрена целая система мер, приучающих человека делиться даже самым необходимым с теми, кто оказался в затруднительном положении — начиная от доброхотного подаяния до ежегодного «очистительного налога» на имущество правоверных, сборы от которого идут в фонд поддержки нуждающихся. На протяжении столетий религиозные общины, а в исламских государствах и соответствующие чиновники строго следили за исполнением этих предписаний.

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах — междоусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек.

В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против «фальшивого христианского милосердия». Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии — благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

Читайте также:  Почему нельзя стричь волосы до года

Источник: studwood.net

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие– это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Далю, «любовь на деле, готовность делать добро всякому». Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого.

Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.

Благотворительностьподразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.

Источник: mydocx.ru

Исторические предпосылки формирования понятий «милосердия» и «благотворительность»

Киселев, М. И. Исторические предпосылки формирования понятий «милосердия» и «благотворительность» / М. И. Киселев, Т. И. Шаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11014/ (дата обращения: 14.02.2023).

На сегодняшний день современное российское общество идет по пути как светского, так и духовного развития. Особую значимость приобретают вопросы общественной благотворительности и милосердия как неотъемлемых атрибутов современных обществ.

Актуальность статьи заключается в мотивации современного общества осуществлять благотворительность, которая иной раз приобретает современную форму спонсорства, а не истинной «творящей благо» деятельности с милосердным позывом. Сейчас «модно» участвовать в благотворительной деятельности, выступать благотворителем, но всегда ли это стремление носит характер бескорыстной помощи нуждающемуся или все-таки есть некая латентная цель.

Для более детального рассмотрения вопросов благотворительности и милосердия считаем необходимым рассмотреть взаимосвязь понятий милосердия, благотворительности в современном обществе. В современных условиях само понятие благотворительности заново переосмысливается через устойчивые языковые формы: благотворительные мероприятия, благотворительные акции, благотворительные организации. Так что же есть благотворительность на сегодняшний день, и существует ли истинная ее ценность сегодня, чтобы ответить на этот вопрос необходимо проследить развитие этого понятия на всех исторических этапах, включая современность. Изначально мы рассмотрим формирование стадий благотворительной деятельности в Европе, а затем обратимся к историческим этапам благотворительности в России, что поможет наглядно проследить эволюцию представления о данном понятии и в дальнейшем поспособствует формированию точки зрения относительно благотворительности на сегодняшний день.

Читайте также:  Что можно связать из пряжи ирис

Подводя итог становлению и развитию благотворительности в Европе можно выделить тот факт, что потребовалось немало времени для формирования действительно эффективной помощи и поддержки беднякам, малоимущим, всем нуждающимся, которая вышла на «новый уровень», став не только призрением на государственном уровне, но и реформировалась до уровня профессиональной деятельности, что безусловно положительно повлияло на оказание благотворительности в целом.

Россия на всем своем историческом пути приобщалось к «любви к ближнему» и развивало ту филантропическую деятельность, которая так была необходима для усовершенствования и прогресса государственного устройства. Необходимо отметить, что благотворительность — является деятельностью, понятие которой зависит от различных исторических этапов, осуществляется на основании определенного менталитета общества, его религиозной или политической идеологии на данный исторический период. Именно ввиду этих аспектов целесообразно рассматривать направления, формы и методы осуществления благотворительности.

Рассмотрев исторические этапы становления благотворительности можно сделать вывод о том, что данная деятельность пользовалась популярностью начиная с догосударственного периода истории и заканчивая современностью. Помогая бедным и нищим на основе частной благотворительности, каждый преследовал собственную цель, кто-то поступал в расчете на замаливание прощение собственных грехов за счет призрения, кто-то руководствовался истинным милосердием и соображениями о моральных ценностях, которые побуждали его к совершению благотворительных поступков. Необходимо выделить тот факт, что наиболее многочисленных среди российских благотворительных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. И стоит отметить, что ими в действительности движет не корыстные цели, а истинное человеческое милосердие.

Таким образом, рассматривая сходство понятий милосердия и благотворительности, можно отметить, что милосердие имеет под собой духовное начало и является неким мотивом для осуществления благотворительной деятельности, которая в свою очередь имеет материальный аспект. Милосердие есть сострадание и человеколюбие. Милосердие побуждает человека осуществлять благотворительность, то есть жертвенную, бескорыстную помощь, «творить благо» руководствуясь нравственными идеалами и принципами, но на деле не всегда бывает именно так. Однако, в современном обществе можно наблюдать так называемую «благотворительную деятельность» частных компаний, а точнее некую «спонсорскую помощь», которая несет в себе не столь милосердный акт поддержки, сколько свой собственный интерес, к примеру, самореклама или уменьшение оплаты налогов. Исходя из вышесказанного можно предположить, что понятия «милосердие» и «благотворительность» интерпретируются, в большей степени, от этапа развития и потребностей общества, чем первоначального их значения.

1. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб, пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.

2. Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8–9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2 т. / редкол.: С. И. Ершова [и др.].– Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.– Т.2. — 344 с. — С. 285–289.

Основные термины (генерируются автоматически): благотворительная деятельность, благотворительность, профессиональная деятельность, россия, социальная помощь, государственное призрение, Европа, современное общество, бескорыстная помощь, государственный уровень.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today