Блоки дьенеша что это такое

Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение

Книга в подарок

«Удивительные превращения КЛЯКСЫ»

Рубрики

  • Алгоритмы решения задач
  • Библиотечка
  • Игры
  • Круги Луллия
  • Морфологический анализ
  • Мышление, воображение, творчество
  • Новогоднее
  • Речетворчество
  • РТВ
  • ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика
  • Функции, системы
  • Художественное творчество

Популярные статьи

  • Нетрадиционные техники рисования — 42 958 просмотра(ов)
  • Круги Луллия — 35 030 просмотра(ов)
  • Морфологический анализ — 34 253 просмотра(ов)
  • ТРИЗ для детей — 22 719 просмотра(ов)
  • Системный оператор (полиэкран) для малышей — 20 043 просмотра(ов)
  • Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет — 17 302 просмотра(ов)
  • Морфологические таблицы (от 3-4 лет) — 15 043 просмотра(ов)
  • Волшебный экран (системный оператор) — 14 046 просмотра(ов)
  • Волшебные дорожки (2-4 года) — 13 010 просмотра(ов)
  • Бином фантазии — 12 575 просмотра(ов)

Партнеры

200x300

Логические блоки Дьенеша

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

Денис-изобретатель

Большие открытия маленького львенка

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

Страна загадок

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

Обложка ДАРИЗ

Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет

Опубликовал Март 15, 2014 | Автор Елена

Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов посредством логических блоков Дьенеша

Папукова Людмила Георгиевна,

воспитатель МБДОУ № 57 г.Мурманска

Папукова Л.Г.

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи я провожу специальные игры по сенсорному развитию детей, предлагаю им самый универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша , которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Для детей 2-3 лет использую игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

— найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);

— найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);

— найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);

— найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).

Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат), тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).

Так же очень хорошо проводить эту игру с использованием маленького «сухого бассейна» для рук. В небольшую емкость – кастрюлю, тазик, отрезанную нижнюю часть большого бутыля из-под питьевой воды, — насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку), в который «закопать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

Игра «Что изменилось».

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.

Читайте также:  Кто рано встает того и тапки

Игра «Какая фигурка лишняя».

Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.

Серия игр «Выложи картинку».

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Игра «Магазин».

Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: « Я хотела бы купить большое красное круглое печенье.

Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.

Источник: triz-plus.ru

Система Дьенеша для формирования логического мышления у детей

В детском возрасте способность логически мыслить формируется не за счет накопления научных данных, а на основании возникновения образного мышления. А это требует от ребенка умственного напряжения, его высокой мыслительной активности, знания общих признаков объектов и явлений. Не стоит ожидать, пока эти умения у него сложатся сами, начинайте развивать их как можно раньше.

Пока ребенок подойдет к школьному периоду, он должен уже получить все необходимые ему навыки, что послужит надежным фундаментом для приобретения знаний нового уровня. Способность оперировать фактами с помощью логики в уме – это один из основных навыков, который ему пригодится. Овладев навыками логики, последующее обучение ребенка будет гораздо занимательнее и непринужденнее.

Логические блоки Дьенеша

Венгерский математик и опытный психолог З. Дьенеш разработал систему логических блоков, которая заслужила признание педагогов и родителей всего мира. Разработка этой игры стала результатом его работы в сфере психологических исследований, Дьенеш изобрел систему шести этапов, по которым нужно изучать математику. Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 фигурок, которые различаются по форме, окраске, размеру и толщине. У каждого из предметов можно выделить четыре характерных признака, при этом ни одна единица не повторяется в наборе.
Блоки Дьенеша в процессе игры помогут ребенку:

  1. Логично выстраивать мысль.
  2. Получить представление о понятии «множество», оперировать им.
  3. Развить навык определения свойств предметов.
  4. Понять смысл отрицания свойства предмета (не красный, не маленький, не тонкий, не квадрат и так далее).
  5. Уметь обобщать, группировать блоки по их свойствам.
  6. Подмечать и объяснять различия и сходства между разными предметами.
  7. Формулировать обоснование своих выводов.
  8. Развить фантазию и творческое конструирование.

Логические блоки Дьенеша могут быть применены как в свободной, так и в совместной с кем-либо из родителей забаве, помогая развивать умственные способности ребенка. Система игральных блоков доступна, понятна, наглядна, это допускает использование их в:

  • сюжетном и ролевом взаимодействии (допустим, игра в магазинчик, где блоки будут символизировать деньги, а карточки – цены, либо игра в почтальона, где посылки – это сами кубики, а адреса на домах получателей — карточки);
  • настольных играх по типу «Найди фигурке правильное место» и другие головоломки;
  • в подвижных играх, построенных по принципу квестов, где одна фигура даёт варианты подсказок, какую надо искать следующую.

Такой подход даёт возможность усложнять игры, подключая использование признаков предмета по одному. Но прежде, чем вы начнёте совместные игры с ребенком, позвольте ему самостоятельно изучить кубики Дьенеша по его собственному усмотрению. Дети с удовольствием строят из них. Использование слова «фигурка», «фигура» более уместно для детей, чем слово «блок».

Поэтапное ознакомление ребенка с логическими блоками

  1. Показать игру ребенку, познакомить его с фигурами и кодовыми картами, научить искать предмет по кодовой карте.
  2. Занятия с ребенком используя игры с блоками Дьенеша, которые развивают не только логическое мышление, но и фантазию и мелкую моторику.
  3. Самостоятельная игра ребенка с развивающими блоками.
Читайте также:  Какие блюда можно приготовить из тушенки

Опыт российских воспитателей детских садов показал, что использование в играх логических блоков Дьенеша позволяет познакомить дошкольников с базовыми понятиями геометрии, развивает ум и вызывает интерес малышей сравнивать предметы, изучать их, классифицировать по свойствам, обобщать, а так же абстрагировать от определенных, не присущих предмету свойств, кодировать информацию и декодировать ее. Дети усваивают алгоритмы мышления, у них развиваются процессы познания, нарабатывается внимательность, формируется воображение. Даже занятия в краткосрочных группах детей разного возраста имеют высокую эффективность. Для работы с детьми в командах, желательно наличие двух наборов игры блоки Дьенеша.

Сценарии игр для умственного развития детей

В комплект игры входит иллюстрированный материал для помощи взрослым (родителям и педагогам детских садов) с описанием самостоятельных детских игр, а также варианты и направления придумывания игр с блоками с помощью взрослых. Деление групп детей по возрастам весьма символично, так как всё зависит от развития каждого малыша.

Игра «Поиск пары»

Данная игра происходит с карточками. В ходе этой игры дети знакомятся с символично изображенными на карточках свойствами блоков. Карточки раскладываются вверх рубашками, то есть закрыты от ребенка. Малышу предлагается перевернуть первую пару карточек. Если попадаются одинаковые, то он может забрать их себе.

Если они не одинаковые, то задача ребенка – запомнить их местонахождение и вернуть карточки в исходное положение, открыв другую пару карточек. Вспоминая, где лежат одинаковые, открываемые им ранее карты, ребенок собирает их парами. Если играет группа, то выигрывает тот, кто набрал больше парных карт, чем другие.

Игра «Фантазируем. »

Блоки Дьенеша – отличный материал для развития фантазии. Например, маленького размера треугольничек красного цвета может превращаться в рыбку. А кубик синего цвета может стать конфетой или пирожным. Дети сами могут придумать множество игр с логическими блоками.

Игра «Сколько…?»

Целью игры является развитие навыка задавать вопросы, умения выделять одно свойство объекта из ряда свойств. Логические фигуры раскладываются перед ребенком или группой детей, им предлагается придумать вопросы, что начинаются со слова «сколько». Например, сколько фигур больших? Сколько в первом ряду синих фигур? Сколько здесь треугольников?

И так далее.

Игра «Садовник»

Предполагается, что у нас есть три клумбы, на которых должны расти цветы, сгруппированные по определенным свойствам. Ребенку предлагается выбрать, на какую клумбу какие цветы он высаживает и рассказать почему. Так же он может дополнительно поведать о свойствах цветов, рассказать, как они цветут, как называются, что они любят.

Игра «Угощаем медвежат»

Для игры нужно девять изображений мишек, либо игрушечные медведи. Играем с карточками со знаками и символичными свойствами. Цель игры – понимать термины «одинаковый», «разный», навык сравнения объектов по 1 – 2 – 3 – 4 родственным качествам. Играем так: мишки зашли к нам в гости, чем будем потчевать гостей? Оказывается, наши гости очень любят разноцветные пряники.

Пряниками будут, конечно, блоки Дьенеша. Угощаем медвежат, раздавая им пряники. Но пряник в левой лапке медведя должен отличаться от пряника в правой его лапке. Если в одной лапе пряник треугольный, то в другой должен быть, например, квадратный. Следующие пряники должны отличаться по цвету, следующие по размеру и так далее.

Можно сочетать сразу несколько свойств, сравнивая пары фигурок.

Есть и другие разновидности игры – медвежатам «раздаются» карточки с изображением характерных черт фигуры. Ребенок должен выбрать из набора и отдать мишке именно те, что «хочет» медведь, то есть те, что изображены на карточке у того или иного медведя. Можно в одну лапу медведю давать пряник по своему усмотрению, а в другую ту, что мишка «просит».

Если играет не один ребенок, а группа, то можно устроить первенство, кто накормит мишек быстрее. Если детей много, то лучше устроить командную игру. Как уже говорилось, для игры с группой детей рекомендуется иметь два и более наборов логических кубиков.

Игра «Доктор Айболит спасает зверей»

Развивает логическое мышление малышей и следующая игра. С помощью игрушечного доктора Айболита, который пришел в гости к ребенку, либо в коллектив ребят, ведущий (воспитатель) рассказывает, что ему (доктору) пришло письмо от животных Африки. Оно вот такое: воспитатель показывает карточку с зеленым квадратом. Но письмо еще нужно найти! Что мы ищем?

Дети отвечают, что зеленый квадрат и ищут его в комнате. Когда дети находят письмо, педагог читает: «Здравствуй, доктор Айболит! Пишут тебе звери из Африки. Мы заболели, у нас очень болят ушки, животики и лапки. Только ты можешь нам помочь!» Далее детям задается вопрос: какие звери живут в Африке?

Читайте также:  Как часто нужно менять лампы в солярии

Можно показывать цветные распечатки с изображением животных, чтобы дети называли их. Педагог продолжает рассказ о том, что в Африку путь далёкий и непростой, без корабля туда не добраться. Здесь на помощь приходят блоки Дьенеша, из которых детям предлагается выложить на столе кораблик.

Можно подготовить рисунок с проекциями геометрических фигур на нем, чтобы дети подбирали фигурки по схеме и выкладывали их на листе. Далее педагог рассказывает, что моря бывают маленькие и большие, черные и синие, а наш Айболит переплывает синее большое море.

Продолжая развивать образное мышление детей, строим с помощью логических кубиков красную дорогу, зеленую гору, которые преодолеваем вместе с Айболитом. Роли зверей могут исполнить мягкие или другие игрушки. Айболит: «Вот сколько зверей ждут помощи! С чего начнем их лечить? Раздадим им градусники, чтобы измерить температуру.

Сколько у меня градусников? А сколько животных? Хватит ли всем градусников? Чтобы звери выздоравливали, нужно дать им лекарство». Игру о докторе Айболите можно завершить разучиванием отрывка из «Айболита».

Затем доктор объявляет, что ему нужно остаться в Африке, чтобы открыть там больницу, а детей он отправляет в обратный путь.

Также можно придумать игру подобную следующим:

  • Логическое мышление детей хорошо развивает игра, в ходе которой детям предлагается не глядя, то есть «вслепую», достать из мешочка одну из фигурок Дьенеша, так же не подсматривая, описать фигурку, определив на ощупь такие ее свойства, как размер, форму и толщину.
  • Очень полезно развивать детское логическое мышление с помощью схем с изображением фигур, к которым им предстоит подобрать соответствующие блоки. Можно составлять изображение зайчика, слона, лисы, черепахи, ракеты, экскаватора, домика и так далее.
  • Одним из упражнений развития логики и наблюдательности как для детей, так и для взрослых, может стать игра, в ходе которой на стол в хаотичном порядке выкладывается несколько логических кубиков, запомнив их, игрок отворачивается. Пока он не смотрит, какие-то кубики забирают. Его задача вспомнить, чего не хватает.
  • Отличной разминкой для мозговой деятельности есть игры типа «Какая фигура лишняя в ряду», отвечать нужно обосновывая, по каким признакам образована группа.

Подводя итог, одной из самых известных систем логического развития детей — есть система логических блоков Дьенеша. Они рекомендуются для детей раннего и младшего школьного возраста. Игра помогает научиться преодолевать проблемы, связанные с нешаблонными решениями, образного мышления, логики и фантазии, сформировать элементарные представления о математике.

Источник: myintelligentkids.com

Логический набор «Блоки Дьенеша»

Логические блоки ДЬЕНЕША ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША Логические блоки ДЬЕНЕША Логические блоки ДЬЕНЕША Логические блоки ДЬЕНЕША Логические блоки ДЬЕНЕША

Набор должен состоять из объемных элементов различных геометрических форм разного размера. В наборе не менее 48 объемных геометрических фигур, имеющих 4 признака: форма (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), цвет (красный, синий, желтый), размер, толщина. В наборе не должно быть элементов с 4-мя одинаковыми признаками. Материал: пластмасса.

Логические блоки ДЬЕНЕША в комплект входит: объемные фигуры — 48 шт., инструкция — 1 шт.

Для детей — 3 — 7 лет. Набор включает в себя 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

С этим набором приобретают методические пособия по Дьенешу:

Подробное описание:

Логические блоки Дьенеша – универсальное игровое пособие, которое рассчитано на широкую аудиторию детей в возрасте от 3 до 10 лет.

В набор входит 48 пластмассовых деталей, отличающихся по 4 признакам: по цвету: красные, желтые, синие; по форме: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; по размеру: маленькие, большие; по толщине: тонкие, толстые. К набору прилагается брошюра с подробным описанием игр, направленных на развитие логического и пространственного мышления, освоения математических понятий.

Кроме этого, можно дополнительно приобрести альбомы с изображениями различных предметов, нарисованных с помощью геометрических фигур. Ребенок подбирает из коробки нужную деталь и накладывает поверх изображения, делая таким образом картинку объемной.

Логические блоки Дьенеша соответствуют педагогическим и психологическим критериям, предъявляемым к учебным пособиям для детей, и рекомендованы МОО «Экспертиза для детей. Пособие удобно брать с собой в дорогу, в отличие от объемного конструктора. Кроме этого, блоки многофункциональны. В зависимости от возраста ребенка вы можете подбирать игры разной степени сложности. Это игровое пособие – мощное средство в борьбе с детским «ничегонехотением» и «ничегонеделанием», и подходит для всех детей.

Источник: detsad-shop.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today