Наверное, у каждого из нас при упоминании имени великого русского композитора П.И. Чайковского первые ассоциации буду схожи. Это одухотворенная музыка балета «Лебединое озеро» и величественный Первый концерт для фортепиано с оркестром. А еще — Международный конкурс исполнителей и Московская государственная консерватория, главной концертной площадкой которой является Большой зал
Большой зал Московской консерватории расположен в пешеходной зоне исторического центра Москвы в доме № 13/6 по улице Большая Никитская. Выйдя со станции метро «Арбатская» на Никитский бульвар, повернув на Нижний Кисловский переулок и дойдя до Малого Кисловского переулка, попадаешь на Большую Никитскую. Дальше — сквер с памятником Петру Ильичу Чайковскому. А позади него красивое старинное здание с полуротондой. Это и есть прославленный БЗК.
Архитектурное исполнение
Известный архитектор В.П.Загоровский, по проекту которого для Московской консерватории строилось здание концертного зала, создал монументальное архитектурное сооружение. От старого дома конца 18 века, принадлежавшего княгине Дашковой, был оставлен только фасад и полуротонда. При проектировании и строительстве применялись различные архитектурные решения, как классические, так и присущие эпохе модерна. В их числе :
Большой зал консерватории им.Чайковского.Влог.
- многочисленные арочные перекрытия и колонны,
- огромные массивные лестницы в фойе и вычурные винтовые лестницы, ведущие в амфитеатр,
- полуциркульные окна и барельефы-медальоны,
- пилястры с растительными орнаментами и отточенные элементы отделки.
Разделяющийся на три нефа вестибюль выполнен в духе античного храма. Основное во внешнем и внутреннем убранстве зала — сочетание светлых тонов и строгих линий.
Благодаря столь великолепному оформлению в Большом зале академичность сочетается со стильностью. Он величественный и камерный одновременно.
У Большого зала есть покровительница
В 1901 году, на открытии Большого зала, Санкт-Петербургское Северное стекольное общество подарило Московской государственной консерватории витраж с изображением Святой Цецилии, которая почитаема христианами, как покровительница духовной музыки.
Во время одной из бомбежек в 1941-ом году окно с витражом выбило взрывной волной. Проем в стене размером 5 на 4,3 метра замуровали, и об утраченном историческом изображении забыли на многие годы. В «лихие 90-е» сохранившиеся до этого времени остатки стеклянного полотна были попросту выброшены на свалку. Шедевр удалось восстановить, и сделано это было с максимальным приближением к оригиналу, благодаря тому, что сохранились обмерные чертежи всего витража и его фрагментов. А горсть драгоценных осколков, которую чудом удалось уберечь работнику Моспроекта Александру Бернштейну, использовали для подбора современных аналогов витражного стекла.
Весной 2011 года, после завершения масштабных работ по реконструкции Большого зала консерватории, воссозданный витраж занял прежнее место в фойе партера.
Большой зал московской консерватории
Работа мастерской, возглавляемой сотрудником отдела реставрации и истории витражей Эрмитажа Вадимом Лебедевом, была по достоинству оценена и благословлена Московским патриархатом. Чин освящения совершил митрополит Волоколамский Иларион, который учился в этом ведущем музыкальном вузе страны, а теперь входит в состав его попечительского совета. Тогда же в дар музыкантам был передан образ святой мученицы Кикилии (Цецилии) Римской с частицей мощей. Реликвию с благоговением принял ректор Московской консерватории профессор Александр Сергеевич Соколов.
Благодаря усердию и стараниям многих людей прославленный храм музыки после реконструкции ожил, вернул свою легендарную «намоленность» и приобрел еще большую одухотворенность.
Время классики
Чтобы перенестись от повседневного к возвышенному, стоит просто прийти в Большой зал незадолго до начала концертного мероприятия.
Здесь особенная консерваторская атмосфера. В фойе и вестибюлях на всех этажах размещены экспозиции, которые посвящены истории музыки и ведущего музыкального вуза страны. Интерес представляют и афиши прошедших концертов, и фотографии преподавателей и студентов консерватории разных лет. Бюсты, статуи и живописные полотна, а также экспонаты музея Н.Г.Рубинштейна — всё располагает к общению с прекрасным. В дополнение к этому можно ознакомиться с тематическими выставками художников и фотографов, пополнить свою коллекцию записей классической музыки.
Справа от центрального входа в зал — полотно И.Е.Репина «Славянские композиторы», на котором изображена встреча известных и мало известных музыкантов 19 века. Особенность этой картины в том, что художник собрал вместе людей, которые жили в разное время. Но принадлежали они к одной музыкальной эпохе, и этот союз и общий вклад в мировую культуру.
По обеим сторонам зала от сцены до амфитеатра размещены лепные медальоны с портретами, выполненными знаменитыми художниками. С полотен на слушателя смотрят великие русские композиторы — Глинка, Чайковский, Мусоргский, Рубинштейн, Даргомыжский, Бородин, а также мэтры зарубежной классической музыки — Бах, Бетховен, Вагнер, Моцарт, Шуберт, Шопен.
Над сценой — барельеф с изображением основателя консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна, имя которого в 2006 году было присвоено корпусу Большого зала.
Облик Святой Цецилии, вписанный в интерьер при оформлении арок над ложами и лестничных пролетов, напоминает о её покровительстве прославленному храму искусства. Даже в элементах лепного декора и в металлическом обрамлении светильников видны древние музыкальные эмблемы оркестровых струнных и духовых инструментов — лира и труба.
Здесь все подчинено классической музыке и этой музыкой наполнено.
Король музыкальных инструментов
Одной из особенностей Большого зала является установленный на его сцене уникальный инструмент.
Орган был приобретен в Париже, на деньги московских меценатов, по заказу железнодорожного магната, барона Сергея Павловича фон Дервиза, дети которого учились у Петра Ильича Чайковского. На скрижали органного проспекта до сих пор сохранилась выгравированная золотыми буквами надпись «дар С. П. фон Дервиза».
За изготовление взялся знаменитый французский мастер Аристид Кавалье-Колль, чьи инструменты украшают Собор Парижской Богоматери, а также концертные залы всего мира. Конструирование и строительство органа продолжалось более двух лет. Созданный к весне1899 года инструмент стал последней работой выдающего мастера органостроения Европы, и считается лучшим воплощением его творческих замыслов. На X Парижской Всемирной выставке 1900 года орган Ковалье-Колля стал обладателем «Гран-При».
Патриарх или король инструментов (именно так называют орган музыканты) имеет для консерватории большое академическое и просветительское значение. За долгие годы своего служения музыке он стал неотъемлемым участником сольных, хоровых, ансамблевых и симфонических концертов. В отличие от храмовых органов, обладающих торжественной громкостью, академичный консерваторский инструмент имеет негромкий проникновенный звук, так что слышна каждая нота.
За уникальность, «колоссальные заслуги и авторитет в сфере чистого искусства», в 1988 году органу БЗК был присвоен статус художественно-исторического памятника
Здесь музыка звучит
Главное достоинство Большого зала — его уникальная акустика. Усиление используют только для голосов дикторов, ведущих концерт. Все остальное – абсолютно «живой» звук. Большой зал Московской консерватории по праву считается одним из мировых акустических шедевров.
Добиться превосходной звукопередачи удалось путем сделанных более ста лет назад сложных расчетов пропорций пространства, подбора материалов и строго соблюдения законов акустики.
Сцена выполнено в форме раковины и представляет собой полый деревянный ящик, превосходно отражающий звук. Пол и потолок зала – как две резонирующие скрипки. А у потолка есть промежуточная прослойка воздуха. Чтобы не нарушить время реверберации (то есть, постепенного затухания звука), учтены все параметры звукопоглощения материалов, применяемых при обивке мебели, штукатурке стен, покрытии пола, и т.п. Для правильного звучания требуется обеспечить еще и стабильный температурно-влажностный режим в зале.
Обязанность по неукоснительному соблюдению оригинальных акустических условий в БЗК возложена на главного специалиста по мониторингу акустики Анатолия Лифшица.Именно он командует сегодня звуковым «парадом семи нот». По его словам, основной принцип акустики — правильно рассчитанный воздушный объем зала. То есть необходимо, чтобы соотношение «ширина-высота-длина» было оптимальным. В БЗК на одного зрителя приходится 6,8 куб м воздуха. За счет этого музыка проникает в слушателя, и мы ощущаем её, образно говоря, «всеми фибрами своей души».
Благодаря уникальной акустике и оригинальным архитектурным решениям в зале практически нет так называемых «неудобных мест», с существованием которых зритель может столкнуться на многих театральных и музыкальных площадках. К примеру, зоны, где не очень хорошо видно или слышно, есть даже в Большом театре.
Концертный зал МГК рассчитан на 1737 слушателей, и каждому из них вполне комфортно воспринимать звуковую палитру семи волшебных нот.
Большой зал Московской консерватории — мекка для всех музыкантов, рай для аудиалов. Когда целый зал дышит в такт, никто не аплодирует там, где не надо аплодировать. Когда молчат и слушатели, и их мобильные телефоны, а в каждой частице воздуха — только музыка.
Сегодня это легендарное место — одна из самых больших и важнейших площадок, предназначенных для звучания симфонической и оперной музыки. Здесь выступают ведущие солисты и лучшие оркестры мира, проводятся мероприятия Конкурса имени Чайковского и Фестиваля Ростроповича.
Для знатоков и ценителей музыки, профессиональных музыкантов и любителей Большой зал Московской консерватории – это встреча с Её Величеством Классикой. И не только музыкальной, но и акустической, архитектурной.
Источник: dzen.ru
Тема: На каком месте в БЗК лучше слышать музыку?
Частый гость Регистрация 28.08.2002 Адрес Москва Сообщений 250
На каком месте в БЗК лучше слышать музыку?
Балкон — Партер — Проходы?
У кого какой опыт по этой части?
Миниатюры
23.06.2003, 05:16 #2
Первый амфитеатр конечно !
23.06.2003, 05:44 #3
Старожил Регистрация 15.07.2002 Сообщений 3,764 Записей в дневнике 1
Хорошо везде. Кроме партера, всё — лучше И проходы, и последние скамейки второго. А особенно хорошо в ложе.
Эта проблема актуальна для Чайковского, там действительно надо составлять карту провалов..
23.06.2003, 07:09 #4
Частый гость Регистрация 28.08.2002 Адрес Москва Сообщений 250
Я просто вчера нависал над оркестром слева на балконе — середины и верхов не было.
Все челлы подгуживали.
Слава богу на Весне Священной много духовых
Но даже на Шостаковиче рояль в среднем регистре как-то странно звучал.
http://afisha.ru/concert-review?id=1720555
23.06.2003, 08:43 #5
Странник Регистрация 28.11.2002 Адрес Moscow Сообщений 505
надо карту зала разместить тут
Отличная идея, Slava! И не просто карту, но и инструкцию к ней. А составить её помогут сами форумчане.
Первый амфитеатр конечно!
Совершенно не согласен с этим утверждением! Дело в том, что аккустику в БЗК идеально ровной (да и просто идеальной!) назвать сложно. И, зачастую, выбор точки зависит от того, что вы собираетесь слушать. То место, где хорошо воспринимается большой оркестр, может Вас не на шутку огорчить на концерте органной музыки, камерного коллектива, или сольного выступления пианиста.
Сначала я очень скептически относился к привычке своей подружки внимательно изучить схему зала, прежде, чем купить билет. В последствии я вынужден был признать, что привычка эта не относится к разряду дурных и научится доверять её выбору.
23.06.2003, 10:32 #6
Старожил Регистрация 13.02.2003 Адрес санк-петербург Сообщений 860
Категорически согласен с Ромкой. Очень сильно зависит от характера музыки. Кроме того, очень сильно зависит от личных предпочтений: кому-то нравится более диффузный звук, кому-то более конкретный.
Большой симфонический я, скорее всего, предпочту слушать с 1-2-х рядов первого амфитеатра. Камерные составы — 7 — 10 ряд партера.
Мне плевать, что думает мой IQ обо мне.
24.06.2003, 01:52 #7
Team ForumKlassika.Ru Регистрация 08.06.2001 Адрес Москва, Россия Возраст 46 Сообщений 5,559 Записей в дневнике 83
А вот мой выбор — середина первого амфитеатра. И балкон Малого зала, соответственно.
24.06.2003, 11:15 #8
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Записи в дневнике
- Домашняя страница
- Просмотр статей
экстремист Регистрация 10.10.2002 Адрес Москва Возраст 52 Сообщений 595
БЗК — середина первого ряда первого амфитеатра.
МЗК — середина-конец первой трети партера.
КЗЧ — конец партера/первый амфитеатр, чем ближе, тем лучше. Но исправить акустику КЗЧ может только паталогоанатом.
Про ММДМ пока ничего не знаю, к сожалению. Но хочу.
Питерские большой и малый — середина партера.
Большой и Мариинский — балкон 1-2 ярус, ближе к центру.
24.06.2003, 14:14 #9
Активный участник Регистрация 02.02.2003 Адрес Москва Сообщений 1,521 Записей в дневнике 10
Насчёт акустики в Московском Доме музыки:
В целом по моему мнению в этом зале, если употребить уже высказанный термин — акустика диффузная. Но при этом нет никаких провалов в частотном диапозоне — то есть всё везде хорошо слышно, но не очень детально. Звучание можно охарактеризовать как воздушное. Это специфично.
Для скрипки такое звучание мне не очень понравилось, так как нивелируются тонкости игры. Думаю для органа это будет хорошо, который собираются покупать этим летом.
Конечно аура там далека от консерваторской. Отделка всего зала выполнена в стиле техно примитивизм — лакированные листы из светлого дерева. Правда внешняя архитектура здания смотрится впечатляюще.
А вот насчёт мест с точки зрения видимости прошёлся по залу и выводы следующие:
Лучшие места — партер. А также балкон начиная с 4 ряда и выше(ближе просто высокий выступ перекрывает обзор).
Хужее с видимостью во всём амфитеатре, а также на балконе до 3 ряда включительно.
Итого:
Так как зал в Доме Музыки практически в виде круга вокруг сцены, то лучше всего сидеть в партере или на балконе (4 ряд и выше) с той стороны, что поближе к солистам (исходя из того, что они на сцене слева).
Источник: www.forumklassika.ru
evgechesnokov
Большой зал консерватории открылся 7 апреля 1901 года торжественным концертом с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». За великолепную акустику зал назвали «большой скрипкой Страдивари», но фоторепортаж не воспроизводит чарующие звуки музыки, зато позволяет виртуально прогуляться от фойе до галёрки. С 2006 года Большой зал носит имя основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна.
Зрители проходят через центральный вход и поднимаются по лестнице мимо двух амазонок, скопированных с древнегреческих статуй работы Кресилая и Фидия и украшавших некогда храм Артемиды в Эфесе. Весь вестибюль устроен в духе античного храма.
Бюст Петра Чайковского
В фойе партера ведут две широкие лестницы, здесь можно увидеть витраж с изображением девы-мученицы Святой Цецилии, которая с XVI века считается покровительницей церковной музыки. Оригинал витража был заказан мастерам Северного стекольно-промышленного общества и установлен в фойе к открытию нового здания консерватории. В октябре 1941 года взрывная волна немецкой авиабомбы уничтожила витраж, который был воссоздан лишь спустя семьдесят лет. Все эти годы проём в стене был заложен и на стене висела картина Ильи Репина «Славянские композиторы».
Партер окружён с трёх сторон прогулочными холлами, украшенными портретами Ференца Листа (1886, художник Илья Репин), Николая Рубинштейна (1946, художник Василий Яковлев) и вышеупомянутым полотном «Славянские композиторы» (на этой картине-аллегории Репин изобразил российских, польских, чешских музыкантов, которые жили в разные годы). Вдоль стен установлены бюсты знаменитых композиторов.
Смотрите старые фотографии. Большой зал. 1901 год: https://pastvu.com/p/205364
На эту сцену выходили Шаляпин, Стравинский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович, Рихтер, Ойстрах, Ростропович, приезжавшие на гастроли Горовиц, Дебюсси, Форе, Бернстайн и ещё много великих имён можно перечислить.
Орган парижской фирмы «Кавайе-Колль» 1899 года подарен железнодорожным предпринимателем Сергеем фон Дервизом. Говорят, что в дни революционных событий большевики прятали в нём оружие.
На арке размещён медальон-барельеф основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, а на стенах зала — четырнадцать портретов классиков русской и западноевропейской музыки, написанных художником Николаем Бодаревским. В эту галерею первоначально вошли Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн, Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин.
В 1953 году произошла ротация композиторов: Глюк, Мендельсон, Гендель, Гайдн уступили место Даргомыжскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Шопену, чьи портреты выполнили Михаил Суздальцев и Николай Мещанинов. Указание последовало с самого верха, вероятно, сталинское руководство посчитало произведения иностранцев чуждыми советской культуре и решило разбавить галерею отечественными мастерами музыки. На складе сохранились портреты Гайдна и Мендельсона, которые после реставрации разместили в фойе.
В убранстве зала использованы символические изображения музыкальных инструментов — это и лепной декор на фризах, и люстры, и бра.
Зал рассчитан на 1852 зрителя, примерно столько же мест было в зале и на момент открытия — 1853. Надо заметить, что лучшие места находятся в партере, а на балконе между рядами слишком узкие проходы. Впрочем, некоторые концерты вызывали ажиотаж и меломаны сидели на ступеньках, стояли в проходах.
В годы Первой Мировой войны многие особняки и театральные залы отдавали под госпитали для раненых воинов. Консерватория не стала исключением и в Большом зале размещался лазарет. А в 1924-1933 годах в Большой зал люди шли не только слушать музыку, но и смотреть фильмы в кинотеатре «Колосс».
В 2011 году Большой зал открылся после реставрации и сейчас выглядит в первозданном виде, как сотню лет назад. В частности, в инженерный корпус были выведены системы, обеспечивающие вентиляцию, звук и свет, но создававшие вибрации. «Я должен подчеркнуть, что это была настоящая научная реставрация. Мы исследовали все слои краски, которые накопились на стенах Большого зала, и выяснили его первоначальные цвета. Поначалу они нас несколько удивили — это была эпоха модерна, и были очень тонкие полутона, сочетающиеся несколько странно. В ходе реставрации вернулся витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны», — рассказывал ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов.
Ложа слева от сцены предназначалась исключительно для Его Императорского Величества. В наши дни эта традиция соблюдается: ложа ожидает посещений главы государства и билетов в неё не продают.
Источник: evgechesnokov.livejournal.com