Специалисты Третьяковской галареи обнаружили под «Черным супрематическим квадратом» Казимира Малевича, хранящемся в филиале галереи на Крымском валу, два ранее не известных изображения. Подробности исследования ученые обнародовали на конференции, посвященной столетию картины. Репортаж с нее выложен на сайте телеканала Культура, сами материалы конференции пока не опубликованы.
Сотрудники музея Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар провели два рода исследований картины: просвечивание в рентгеновских лучах и микроскопический анализ кракелюра — трещин на поверхности лака и верхнего красочного слоя, сквозь которые видны нижележащие краски.
«Было известно, что под изображением „Черного квадрата“ было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая непосредственно под „Черным квадратом“, цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — суммирует результаты исследования Екатерина Воронина.
Кроме того, ученые обнаружили на полотне надпись, предположительно оставленную рукой самого Малевича. Расшифровать ее удалось только частично, однако исследователи полагают, что текст должен читаться как «Битва негров в темной пещере глубокой ночью» (снимка надписи в репортаже нет). Если выводы исследователей верны, то она отсылает к серии монохромных картин французского журналиста Альфонса Алле, одна из которых в точности такое же название.
Другие «картины» Алле, «Малокровные девицы, идущие к первому причастию в снежной буре» (1894) и «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря» (1895) представляют собой прямоугольники белой и красной бумаги соответственно. Интересно, что формальные предшественники «Черного квадрата» в живописи встречались и ранее, например «Великая тьма», созданная Робертом Фладдом в 1617 году.
«Черный супрематический квадрат» из Третьяковской галереи создан Казимиром Малевичем в 1915 году. Он стал одним из самых известных символов супрематизма и русского авангарда вообще. Стоит отметить, что художник нарисовал несколько супрематических квадратов, немного отличающихся размером и пропорциями, среди которых в том числе было и несколько черных. Подробнее о художниках русского авангарда можно узнать здесь.
Источник: nplus1.ru
Тайны Малевича: «Черный квадрат» под микроскопом экспертов
В Третьяковской галерее представили результаты исследований «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича, проведенных при помощи специальных микроскопов и рентгеновской пленки, на которой специалистам удалось запечатлеть изображения, лежащие под черной краской.
В декабре самая известная картина русского художника Казимира Малевича отметит 100-летний юбилей. К этому событию Третьяковская галерея подготовила специальное издание в серии «История одного шедевра: Казимир Малевич. «Черный супрематический квадрат». В книге рассматривается история создания произведения, приводятся результаты последних исследований и авторские интерпретации картины, о которой художник размышлял до конца жизни, каждый раз трактуя ее по-новому.
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Благодаря последним исследованиям оказалось, что под «Черным квадратом» находится еще две цветных композиции, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. Методом флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.
С помощью графического редактора сотрудники Третьяковки деликатно попытались восстановить изображение. Оказалось, подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались в творчестве художника. Также анализ пигментов показал, что «Черный квадрат» написан сразу двумя черными красками, в которые к тому же добавлялся мел для придания бархатистости тона. Поля картины также были написаны двумя типами белил – свинцовыми и цинковыми. На краске удалось обнаружить отпечатки пальцев, которые, судя по всему, принадлежали не только самому Малевичу.
Но самым интересным открытием стала надпись в углу картины, которую сотрудники отдела научной экспертизы интерпретировали как «Битва негров ночью». Эти слова отсылают к работе Альфонса Алле, «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года, которая была широко известна, так что Малевич, скорее всего, знал о ее существовании. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта.
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Альфонс Алле был не художником, а писателем и эксцентричным журналистом, но его работы «Бой негров…», «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» стали первыми монохромными композициями в истории живописи, что, впрочем, нисколько не дискредитирует популярность Малевича. Этот факт лишь говорит о том, что идея носилась в воздухе.
Сложный, особый состав краски говорит о том, что это была не спонтанная работа и мистическое озарение, а продуманная живописная концепция, ставшая откровением для художника. Малевич говорил: «Я неделю не мог спать и есть. Я хотел понять, что я сделал».
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Также ученым удалось обнаружить фрагменты авторской реставрации. Когда картину привезли из Музея живописной культуры в Третьяковскую галерею в 1929 году, Казимир Малевич готовил там персональную выставку, и его попросили прямо на месте отреставрировать работу. Также Малевича попросили сделать авторскую копию, это говорит о том, что уже в то время картина была легендой.
Все эти открытия оставили ученым больше вопросов, нежели ответов: почему художник дважды переписывал композицию на одном и том же холсте? Видел ли он работу Алле? Чьи отпечатки пальцев сохранились на картине? В ближайшее время сотрудники отдела экспертизы планируют исследовать еще несколько работ Малечива, среди которых первым объектом исследований будет портрет Матюшина. Возможно, и под ним специалистов ждет какое-то не менее значительное открытие, которое сможет пролить свет на все эти вопросы.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Сегодня Третьяковская галерея располагает уникальным оборудованием, позволяющим бесконтактным методом определить химический состав грунта и красок, и сложными оптическими приборами: бинокулярными микроскопами с холодным светом, не разогревающим поверхность картины и возможностью фотофиксации наблюдаемых предметов.
Но, возможно, даже благодаря всем этим инновационным способам исследований ученые не смогут отгадать все загадки «Черного квадрата», потому что в них и заключается аура произведения.
- К столетию Малевича в Москве установят исчезающую в атмосфере инсталляцию
- Лекция в «Циферблате» «Почему так важен русский авангард?»
Источник: www.m24.ru
Раскрыта тайна «Черного квадрата» Казимира Малевича
Культура
Эксперты раскрыли секрет знаменитого произведения искусства, обнаружив две скрытые картины под работой Казимира Малевича «Черный квадрат».
Знаковой картине, написанной в 20-м веке, исполнилось в этом году 100 лет. Во время международной конференции в Москве специалисты представили новые открытия.
«Было известно, что под изображением «Черного квадрата» существует некая другая нижележащая картина. Мы обнаружили не одно изображение, а два», — рассказала Екатерина Воронина, научный сотрудник Третьяковской галереи.
Картина «Черный квадрат» Малевича (фото)
Открытие сделали около месяца назад, что было подтверждено рентгеном и микроскопами, которые показали существование других красочных слоев краски между трещинами в черном квадрате.
Многие десятилетия произведение Малевича восхищала поклонников искусства и посетителей галереи, пытавшихся понять привлекательность картины, которая выглядит так просто.
Сам художник был озадачен конечным результатом своей работы. «Я не мог ни спать, ни есть, и пытался понять, что же я сделал – но не мог», — сказал он.
Смысл картины «Черный квадрат» Малевича
Смысл «Черного квадрата» также был раскрыт. Исследователи заявили, что смогли, наконец, расшифровать надпись на картине, которая, как считается, была сделана рукой художника.
Она гласит: «Битва негров в темной пещере». Однако они добавили, что практически уверены в этом, несмотря на то, что остались нерасшифрованными три буквы между «н» и «ов».
Судя по всему, это ссылка на более раннее произведение черного квадрата «Битва негров в темной пещере глубокой ночью» французского писателя и юмориста Альфонса Алле, написанного в 1897 году. Если это так, то картина Малевича является своего рода диалогом с французской картиной.
Казимир Малевич, который являлся основоположником геометрического абстрактного искусства в начале 20-го века, основал направление в искусстве известное, как супрематизм в 1913 году.
Картина «Черный квадрат», которая представлена в Третьяковской галерее, была написана в 1915 году. Позже Малевич создал еще две версии.
Второй «Черный квадрат» является триптихом, в составе которого также есть «Черный круг» и «Черный крест».
Источник: www.infoniac.ru