Многие наверняка тысячу раз видели изображение «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Это, безусловно, одно из самых cпорных произведений искусства, когда-либо созданных. Но что означает эта картина и что представляет собой квадрат?
Давайте погрузимся в философию, стоящую за художественным движением под названием супрематизм, и посмотрим на увлекательное искусство, созданное его главным гением.
1. Биография
Казимир родился в 1878 году под Киевом в семье поляков. Малевич стал частью движения, известного как русский авангард, в котором участвовали не только художники, но и поэты, дизайнеры, архитекторы, писатели и кинематографисты. Это движение определило первые десятилетия XX века в России. За это время в стране произошло много политических перемен, в том числе исторически значимая Октябрьская революция 1917 года.
Портрет Малевича. Фото: nemanjamilutinovic.com.
Такие художественные течения, как супрематизм, русский футуризм и конструктивизм, были частью русского авангарда. Вместе с Казимиром такие художники, как Любовь Попова, Александр Родченко, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, были известны как русские авангардисты. Одно из самых известных произведений русского авангарда — памятник Владимиру Татлину для Третьего интернационала.
ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА: в чем смысл Черного квадрата? Супрематизм. Казимир Малевич. Искусство. Арт.
Казимир также работал учителем в Народном художественном училище в Витебске, основанном художником Марком Шагалом. В сотрудничестве со своими учениками в Витебске Казимир создал группу под названием UNOVIS, целью которой была разработка новых художественных теорий, продвигаемых через искусство супрематизма. Группа работала вместе около трёх лет, распавшись в 1922 году. Одним из его сторонников в УНОВИСЕ был известный русский художник Эль Лисицкий, известный своей серией «Проунс».
2. Что такое супрематизм
Динамический супрематизм Казимира Малевича, 1915-6 гг. Фото: pinterest.it.
Так как же Казимир придумал супрематизм? Будучи одно время дизайнером, он придумал основную супрематическую форму – чёрный квадрат, работая над костюмом и сценографией для оперы «Победа над солнцем». Таким образом, его работа над этой оперой оказалась очень важной для будущего супрематизма, потому что именно в это время художник придумал геометрические фигуры, которые должны были определить его художественную практику.
Казимир Малевич, Полёт самолёта: Супрематическая композиция, 1915 год. Фото: showclix.com.
В 1913 году русский художник объединился с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым для работы над оперой. Матюшин работал над музыкой, Крученых писал либретто, а Малевич создавал визуальную идентичность оперы. Костюмы были созданы в кубо-футуристическом стиле.
Этот стиль, как следует из его названия, был вдохновлён кубизмом и футуризмом. Геометрические фигуры и цветовые поля, видимые на картинах Казимира, присутствовали и в его костюмах. Сцена была задумана в виде квадрата, который должен был стать частым мотивом в художественной практике живописца. Художник позже отмечал, что его сценическое оформление оперы «Победа над солнцем» было первым проявлением супрематизма.
В чем смысл Черного квадрата Казимира Малевича?
3. Философия супрематизма
Фотография Последней футуристической выставки 0.10, Санкт-Петербург, Россия, 1915 год. Фото: twitter.com.
Супрематизм как движение полностью связан с мыслью и творчеством Казимира. Без русского художника нет супрематизма. Для него супрематизм представлял собой новый реализм в живописи, несмотря на то, что он не показывал никаких сцен, виденных в повседневной жизни. Для художника геометрические фигуры, используемые в супрематизме, были новой реальностью.
Они не имели в виду ничего, кроме самих себя. Визуальный язык супрематизма был абстрактным, сосредоточенным только на простых геометрических фигурах и цветах.
В своём Манифесте Малевич писал: «Для супремата визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Главное — чувство» . Супрематизм хотел поставить под сомнение искусство, его назначение и функцию. Супрематическое искусство считалось беспредметным, Казимир даже сам использовал этот термин для описания своего искусства в эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм в 1916 году».
Он также рассматривал супрематизм не только как художественное направление, но и как философский образ мышления. Для него искусство считалось бесполезным и не предназначалось для служения какой-то политической идее или идеологии.
От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм Казимира Малевича, 1916 год. Фото: moma.org.
Казимир считал, что художник должен быть свободным и независимым, чтобы создать настоящее произведение искусства. Через супрематизм он также хотел исследовать идею пространства в живописи и то, каким духовным считал супрематизм Малевич, который был для него не концом искусства, а новым началом.
Мальчик с рюкзаком. Красочные массы в четвёртом измерении, Казимир Малевич, 1915 год. Фото: galerija.metropolitan.ac.rs.
Ещё один важный термин для понимания его искусства и самого супрематизма — фактура. Впервые этот термин ввёл Владимир Марков. Он определил фактуру как общую концепцию в области скульптуры, архитектуры и во всех тех искусствах, где есть определенный шум. Для Малевича и его учеников в УНОВИСЕ фактура представляла собой идею, новое развитие. Русский художник также много писал об этом термине и пытался дать ему философское определение.
4. Чёрный квадрат
Чёрный квадрат Казимира Малевича, 1913 год. Фото: newyorker.com.
«Чёрный квадрат» Малевича, скорее всего, является его самым известным супрематическим произведением. Итак, что же делает «Чёрный квадрат» таким особенным? Рисуя чёрный квадрат на холсте, Казимир хотел покончить с традиционным представлением об искусстве как о чём-то репрезентативном. Он показал новую реальность, которая не была той, которую люди могли видеть в природе или обществе.
Чёрный квадрат не показывал никакого повествования. Он отрицал известные условности живописи и предлагал нечто новое. Художник даже сказал, что его «Чёрный квадрат» — это новое лицо искусства. Он иногда использовал крошечный чёрный квадрат в качестве подписи на других картинах, что свидетельствует о том, насколько важен был для него оригинальный «Чёрный квадрат».
Легендарная картина Казимира Малевича. Фото: google.com.ua.
Очень интересно, что Казимир датировал эту картину 1913 годом, хотя она была написана в 1915 году. И вот почему: художник считал, что произведение должно быть датировано тем временем, когда идея картины пришла в голову художнику. Поскольку Казимир считал, что знаменитый «Чёрный квадрат» возник из эскизов декораций к опере «Победа над солнцем», он датировал его 1913 годом.
В письме к Матюшину в 1915 году Казимир отмечал, как важен для него квадрат в эскизе сценического оформления. Он писал: «Этот рисунок будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь приносит необыкновенные плоды».
Всего Малевич написал четыре картины «Чёрный квадрат». Оригинал был сделан в 1915 году, а копии — в конце 1920-х и начале 1930-х.
Картины Казимира Малевича в Музее современного искусства. Фото: tripleprofit-zone.life.
«Чёрный квадрат» впервые был выставлен в декабре 1915 года во время выставки, названной Последней выставкой футуристической живописи 0.10 (Ноль-Десять) в Петрограде в России, тогда столице России. Ноль в названии означал новый старт в истории искусства, который должен был представлять супрематизм.
Четырнадцать художников были включены в выставку, и их тридцать девять работ были представлены на ней. Казимир выставил картину, поместив её в верхнем углу стен, что было способом показа русских православных икон дома. Это говорит о том, что он мыслил супрематизм как духовное движение, для него «Чёрный квадрат» был иконой.
Значение «Чёрного квадрата» в истории искусства неоспоримо. Он представляет собой поворотный момент, как и готовые работы Марселя Дюшана. Это было загадочно, интересно и наводило на размышления.
4. Белое на белом
Супрематическая композиция – Белое на белом Казимира Малевича, 1918 год. Фото: pinterest.fr.
Через несколько лет после «Чёрного квадрата», в 1918 году он нарисовал белый квадрат на белом фоне и назвал произведение супрематической композицией – «Белое на белом». В этой картине, благодаря её цвету и простоте, зритель легко может сосредоточиться на материальном аспекте самой картины. Также можно заметить структуру краски и различные оттенки белого, которые использовал здесь художник.
Чайная чашка, Казимир Малевич и Илья Григорьевич Чашник, 1923 год. Фото: yandex.ua.
«Белое на белом» должно было дать ощущение картины, парящей в пространстве. Для художника белый олицетворял утопическое и чистое. Это был бесконечный цвет.
В ответ на «Белое на белом» Малевича Александр Родченко написал в 1918 году произведение, известное как «Чёрное на чёрном». Это произведение также стало невероятно важным произведением искусства. В ней Родченко хотел исследовать такие материальные качества живописи, как фактура и форма.
Малевич не просто писал супрематические картины и писал философские эссе о движении, он также создавал различные объекты, вдохновлённые супрематизмом. В 1923 году вместе с Ильёй Григорьевичем Чашником он создал ряд прекрасных чайных чашек. За год до этого Казимир был приглашён ленинградским фарфоровым заводом для проектирования чашек и чайников.
Примерно в это же время художник также создавал гипсовые модели супрематических зданий, поэтому очевидно, что он тоже думал о смешении супрематизма и архитектуры. Он также разрабатывал узоры для текстиля. Поэтому для Малевича супрематизм представлял собой целую эстетическую вселенную. Это был не просто способ рисовать, но и полностью понять мир.
В продолжение темы об искусстве, читайте также о том, как работы художников эпохи романтизма XIX века обрели колоссальную популярность, став национальным достоянием страны.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть интересно вам:
Источник: dzen.ru
Таинственное искусство: «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича
Одна из самых обсуждаемых, скандальных и известных картин в мире уже больше ста лет притягивает внимание публики и вызывает споры. Разбираемся в истории создания картины и мифах, которые образовались вокруг нее, в том числе благодаря стараниям автора.
История создания
Казимир Малевич написал «Черный квадрат» в 1915 году. Он стал главной работой в его творчестве. Картина является частью супрематического триптиха. В него также входят «Черный круг» и «Черный крест». В то время он создал целую серию супрематических работ.
На обратной стороне «Черного квадрата» художник поставил дату — 1913. Тогда он создал замысел. За два года до написания «Квадрата» Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к футуристической опере Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». В этой работе впервые появилось изображение черного квадрата, заменявшего солнечный круг. В контексте оперы это был символ победы человеческого творчества над пассивностью природы.
Серия супрематических картин, включая «Квадрат», впервые предстала перед публикой на последней футуристической выставке «0,10». 39 работ заняли отдельный зал, в красном углу которого (где в русских домах располагаются иконы) поместили «Черный квадрат».
Беспредметность
Малевич отказался от предметности в творчестве. Он писал «нуль форм», ничто, абсолют. В этом пространстве нет ни верха, ни низа, ни севера, ни юга. Вообще ничего нет. Художник провозгласил «Квадрат» «нулем форм».
В супрематическом видении Малевича это означало разброс от «ничто» до «всего». «Черный квадрат» означал начало беспредметности и конец привычного для художников предметного мышления. Он стал точкой отсчета, как нуль в математике. Автор считал «Черный квадрат» первым шагом к «чистому творчеству», подчеркивал его принципиальную новизну, отличающую его от вчерашнего искусства.
После выставки художественный критик и основатель «Мира искусства» Александр Бенуа писал в одной из газет о «Квадрате»: «Это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер».
Другие квадраты
Сегодня известны четыре «Черных квадрата», которые написал Малевич в разные годы. Картина 1915 года, выставлявшаяся на «0,10», считается оригиналом. В 1923 году был написан второй квадрат для Венецианской биеннале. Предполагается, что эту работу делали ученики художника Анна Лепорская и Николай Суетин под его руководством. Полотно хранится в Русском музее.
В 1929-м появился третий квадрат — для экспозиции в Третьяковке (где и хранится). Считается, что Малевич писал его прямо в залах из-за того, что на оригинале появился кракелюр (трещины). В 1932-м создан четвертый квадрат, история которого туманна. Полотно объявилось в 1990-е годы, когда один из заемщиков принес его в качестве залога в банк и не забрал.
Впоследствии картину выкупил миллиардер Владимир Потанин и передал ее Эрмитажу. Стоит отметить, что все четыре квадрата — разные. Специалисты убеждены, что только первый обладает особой мистичностью и энергетикой.
Автор создал еще два базовых квадрата — красный и белый. «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» был представлен на той же выставке. Малевич определял его как «сигнал революции». «Белый квадрат» («Белое на белом») появился в 1918 году. Его художник называл «чистым действием».
Источник: portal-kultura.ru
Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: пророчество или провокация XX века?
«Черный квадрат» — картина Казимира Малевича (польск. Kazimierz Malewicz) является одним из самых обсуждаемых в кругу искусствоведов произведений живописца. Мрачный четырехугольник имеет сложную интерпретацию. Ни одна из его сторон не параллельна противоположной, а колористика получена путем смешения разных цветов.
Контрастная комбинация черной фигуры на белом фоне придает значимость изображению и определенный динамизм. Автор предлагает зрителям покинуть пределы традиционного восприятия, глубже взглянуть на общечеловеческие проблемы. Концептуальное произведение Малевича представляет собой основной супрематический элемент, точку нулевого отсчета в искусстве.
Казимир Северинович Малевич — советский авангардист, теоретик и преподаватель художественных дисциплин, основоположник и пропагандист супрематического стиля. Художник стремился к выражению структуры мироздания через простые геометрические формы и переплетения линий. Особенностью его техники написания картин было послойное наложение красок для получения цветовых пятен с более глубоким добавочным оттенком.
«Черный квадрат» — это образец беспредметного творчества, окутанный интригами и мистикой современной цивилизации. Основную идею замысла можно понять, принимая во внимание события того времени: буржуазная революция, восстания рабочих, начало Первой мировой войны. Под сомнением оказались прежние ценности и привычный уклад жизни общества. Художник бросил вызов уходящей эпохе и создал, по его мнению, высшую точку искусства, которое вернулось к своим историческим истокам.
Квадратная фигура, как стабильный устойчивый элемент, во многих культурах обозначает земную основу. В незатейливой геометрии Казимир Малевич увидел историю творчества всего человечества: от наскальных рисунков первобытных людей до шедевров импрессионистов.
Существует несколько авторских вариаций «Черного квадрата». Известно о четырех картинах: две находятся в Третьяковской галерее, одна — в Русском музее и еще одна — в фондах Эрмитажа.
Источник: veryimportantlot.com