Черный ящик в самолете что это

Когда в мире случается очередная трагедия с самолетом, в новостях то и дело упоминают о необходимости найти и изучить данные бортового самописца машины – черного ящика. Хотя интуитивно большинство людей догадывается о том, что это за устройство, до конца все-таки понимает не каждый. Пора разобраться, почему ящик называют «черным», хотя он оранжевый, а самое главное – выяснить, что же у него внутри.

Бывают разные, но суть не меняется. |Фото: vistanews.ru.

Бывают разные, но суть не меняется. |Фото: vistanews.ru.

Начать стоит с того, что бортовые самописцы бывают двух видов. Так существуют речевые черные ящики. Вместе с ними используются еще и параметрические черные ящики. Названия данных аппаратов во многом говорят сами за себя и при этом выполняет свою часть очень важной работы. В некоторых случаях бортовые самописцы объединяют в один агрегат.

Как устроен чёрный ящик самолёта. Бортовой самописец.

Однако всего данные устройства дублируют часть функций друг друга. Все это нужно на тот случай, если один из самописцев не переживет катастрофы.

Внутри регистрирующее оборудование. |Фото: ofigenno.com.

Внутри регистрирующее оборудование. |Фото: ofigenno.com.

Соответственно, речевой бортовой самописец в первую очередь записывает все переговоры между членами экипажа, а также переговоры членов экипажа с диспетчером. Параметрический бортовой самописец, как несложно догадаться, снимает и сохраняет в режиме реального времени показания всех процессов, которые протекают в оборудовании самолета. К ним относятся высота машина, скорость движения, углы наклона, давление топлива, температура внутри и за бортом машины, а также многое другое.

Корпус из титана. |Фото: hromadske.ua.

Корпус из титана. |Фото: hromadske.ua.

Интересный факт : первые бортовые самописцы записывали все параметры на магнитную ленту. Современные черные ящики используют привычные всем флеш-накопители памяти. Защищается черный ящик от внешних воздействий титановыми панелями, а также слоем асбеста.

Сложная штука. ¦Фото: kaliningrad.kp.ru.

Сложная штука. ¦Фото: kaliningrad.kp.ru.

Почему же ящик называют черным, если на самом деле он (как правило) оранжевый? Свое название данное оборудование получило за то, что никто не знает о его содержимом до тех пор, пока его не вскроют и не расшифруют. Это единственная причина. Что же касается фактической окраски ящика, то она исключительно утилитарная.

Нужна для того, чтобы после падения самолета, самописец было проще искать на местности. Согласитесь, обнаружить черную коробку – намного сложнее.

Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про камеры на борту пассажирского самолета: что они снимают и где располагаются в современных машинах.

Как на самом деле выглядит черный ящик с самолета?

Источник: novate.ru

Черный ящик самолета: что это такое и какого цвета он на самом деле?

2868.jpeg

После падения самолетов мы часто слышим о том, что после того, как будет найден черный ящик выяснится причина падения. В этом странном ящике находится вся информация о самолете и о всей действиях пилотов. Например, черный ящик самолета, врезавшегося в здание пентагона. Интересно, что прослушать голосовые сообщения в одном из ящиков не вышло. Это и был один единственный случай за сорок лет, когда извлечь хоть какую-то информацию из черного ящика не вышло.

Читайте также:  Как сделать накладную татуировку в домашних условиях

Начнем сначала — что же такое черный ящик? Черным ящиком называются «бортовые самописцы», которые по форме напоминают шар или цилиндр. Расцветка варьируется от оранжевого до красного. Такая форма предмета легче переносит различные падения и повреждения, а благодаря яркому цвету предмет ищется гораздо быстрее и обозначает свою важность.

Но если цвет у устройства такой яркий, то почему его называют «черным ящиком»? Есть два варианта, которые объясняют название. В первой версии говориться, что раньше записывающие устройства имели в своем составе фотопленку, которая хранилась в черном ящике, не пропускала солнечные лучи и не давала возможности ей засветиться. Вторая версия гласит, что в 1952 году Дэвид Уоррен внес первые предложения по разработке бортовых самописцев, который находились в стальном боксе.

Что находится внутри этой секретной коробки? Сам ящик находится в хорошей защите. Все внутренние элементы расположены под несколькими слоями теплоизоляции и демпфирующих материалов. Конструкция самого корпуса выполняется из титана или из стали прочного сплава.

Есть стандарт, по которому бортовой самописец должен выдерживать нагрузку свыше 3400G в течение 6,5 секунд, 30 минут в огне, 1 месяц под водой на глубине до 6 км. На корпусе черного ящика находится специальный маяк, который во время соприкосновения с водой активируется и возможность найти устройство под водой облегчается.

На суше найти секретный ящик, конечно же, гораздо проще благодаря его яркому цвету и, зная примерное место падения. В старых моделях вся необходимая информация записывается на пленку или же на проволоку, как на первых магнитофонах. А вот внутри новых бортовых самописцах есть встроенная флеш-память и контроллер. Можно сказать, что это устройство похоже с SSD-накопителем.

На борту самолета всегда находится несколько ящиков, которые производят запись одной и той же информации. Речевые самописцы полностью записывают все разговоры экипажа, диспетчеров и звуки, которые происходят на борту. Также самописцы хранят в себе всю информацию с датчиков — это координаты, скорость, обороты двигателей и угол самолета относительно горизонта. Если это ничем не примечательный полет, то информация записывается несколько раз в секунду, при быстрых изменениях частота записи возрастает. При этом вся информация постоянно перезаписывается, а последние данные находятся в периоде 17 — 25 часов.

Усовершенствованные современные модели самописцев не последние, устройство будет еще развиваться и обновляться. Например, в ближайшее время в перспективе находятся видеорегистраторы, которые будут располагаться внутри и снаружи самолета. Также скорее всего будут заменены стрелочные приборы в кабинах на дисплеи. Старые устройства частенько сбиваются при авариях, а вот дисплеями такого не случается.

Читайте также:  Как мужчина и женщина выбирают друг друга

Полина Козлова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках.

Источник: www.glavtema.ru

Какого цвета на самом деле «черный ящик»?

Когда случается авиакатастрофа, большие надежды возлагают на расшифровку «черного ящика». Мы расскажем, что из себя представляет «черный ящик» и почему его так важно «прочитать».

Зачем и когда придумали?

Родиной первого «черного ящика» считается Австралия. Заслуга изобретения приписывается Дэвиду Уоррену. В 1953 году он работал в команде комиссии, расследовавшей причины падения первого реактивного пассажирского лайнера «Комета-2» и задумался над тем, что хорошо бы иметь на борту каждого самолёта прибор, который бы мог регистрировать все процессы, происходящие во время полета.

Через четыре года первый бортовой самописец был сделан. Дэвид собрал его с коллегами по лаборатории аэронавтики в Мельбурне. Ещё через год устройством заинтересовался глава британского Агентства регистрации воздушных судов. Он пригласил Уоррена в Англию, где при помощи других специалистов «черный ящик» был усовершенствован. Ещё через два года, после авиакатастрофы, произошедшей в штате Квинсленд, «черные ящики» было предписано иметь на всех австралийских судах и пошло их распространение по миру.

Почему ящик называется «черным»

Банально, но факт — ящик, конечно, не черный. И не ящик. Многие видели его на картинках. Обычно он представляет из себя либо оранжевый шар, либо оранжевый цилиндр. По поводу того, почему устройство до сих пор называется «черным» существует две версии.

По одной — первые «черные ящики» действительно представляли из себя коробки черного цвета, а раскрашивать в яркие цвета их стали позже; по другой — «черным» ящик назвали за его недоступность ни для кого, кроме узких специалистов. Даже наземные службы не могли прикасаться к бортовому самописцу.

Из чего сделан?

Традиционно оболочка «черных ящиков» делается из титановых сплавов или легированного железа. В любом случае — это высокопрочный, жароустойчивый материал. Хотя, надо сказать, что основную сохранность «черных ящиков» обеспечивает даже не материал, из которого они изготавливаются, а место их расположения. Обычно — в хвосте или киле самолета.

Что внутри?

«Начинка» «черных ящиков» со временем менялась, но суть её оставалась прежней. Внутри бортового самописца находится устройство, которое регистрирует происходящие во время полета изменения, технические параметры, записывает разговоры пилотов и авиадиспетчеров. В первых «черных ящиках» параметры записывались чернилами на бумажной ленте, о качестве говорить не приходилось, потом пошло стремительное развитие, начала использоваться фотопленка, затем проволока. Сегодня данные, как правило, записываются на магнитные и твердотельные накопители.

Какие нагрузки выдерживает?

«Черные ящики» конструируются с учетом критических нагрузок. Они выдерживают 3400 g, и статику в 2 тонны на протяжении 5 минут, давление воды на глубинах до 6000 метров.

Особый разговор — испытания самописцов на прочность. Журнал Science приводит список проверок, которые проходят «черные ящики» перед эксплуатацией. Образцом самописца выстреливают из воздушной пушки, бьют, давят, держат в огне при температуре в 1000 градусов по Цельсию, держат при низких температурах до -70 градусов, погружают в соленую воду и технологические жидкости (бензин, керосин, машинные масла).

Читайте также:  Как понять что дружбе пришел конец

Что считывают «черные ящики»?

«Черные ящики» постоянно совершенствуются. Первые бортовые считыватели регистрировали только пять параметров (курс, высота, скорость, вертикальное ускорение, и время). Они записывались при помощи стилуса на металлическую одноразовую фольгу. Последний виток эволюции бортовых считывателей относится к 1990 году, когда для записи начали использовать твердотелые носители.

Современные «черные ящики» способны держать на контроле до 256 параметров. NationalGeografic сообщает, что последние модели самописцев могут контролировать движение всех частей крыла и посадочных систем.

Почему так долго ищут?

Все бортовые самописцы оснащены радиомаяками, а также акустическими системами для поиска под водой, которые срабатывают только в случае опасности. Однако, надо признать, что радиомаяки — не самые надежные устройства. Если «черный ящик» оказывается под обломками или на большой глубине, то сигнал гасится, что значительно затрудняет поиски.

Как это сказать по-английски?

В англоязычных источниках «черный ящик» может называться по разному: flight recorder, blackbox и flight data recorder.

Тонет или нет?

Ещё одни вопрос, особо актуальный сегодня: тонут ли «черные ящики»? Практически все модели бортовых самописцев тонут. Обычно в их параметрах плавучесть не задается, но задается параметр нахождения в морской воде на определенной глубине. Так, для «черного ящика» Барс-2М информация должна сохраняться при нахождении в морской воде на глубине 1000 метров в течение 30 суток.

Сколько на самолете «черных ящиков»?

Количество самописцев может быть различное на разных типах самолетов. Обычно это бортовой накопитель данных, который используется в повседневной работе, а также защищенный бортовой накопитель, который и является пресловутым «черным ящиком». Отдельным блоком в нём расположен защищенный регистратор переговоров экипажа и звуков в кабине. Все технические параметры фиксируются на бортовом самописце относительно временной шкалы.

Есть ли альтернативы?

По-прежнему падают. Логично предположить, что «черные ящики» до сих пор не являются самыми надежными в мире устройствами, способными нарушить печальную статистику авиакатастроф. Есть ли альтернативы им?

На данный момент альтернативы «черным ящикам» не существует, но постоянно ведутся разработки по усовершенствованию самописцев. В ближайшее время планируется передавать все данные бортовых самописцев в режиме реального времени либо на спутник, либо службам на авиабазах.

В интервью журналу Newyorker Стив Абду , капитан Boeing 777 и партнер авиационной консалтинговой фирмы так прокомментировал перспективы таких изменений: «Отправка данных «черного ящика» в реальном времени потребует дорогостоящую спутниковую связь, но можно отправлять её с четырех-пяти минутными интервалами. Тогда это снизит цену и повысит рентабельность применения технологии». С каждым днем количество спутников на орбите Земли увеличивается, поэтому сохранение данных полета на «удаленном» устройстве представляется наиболее вероятной альтернативой долгим поискам и кропотливой расшифровке данных.

Источник: suharewa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today