Провожая ребенка в первый класс, многие родители облегченно выдыхают: давешний кроха вырос, стал самостоятельным, самое время расслабиться… Но покладистый малыш внезапно начинает перечить взрослым, поступать вопреки их просьбам, всячески проявлять характер. Не стоит пускать процесс на самотек, но и хвататься за голову, а тем более за ремень не спешите — кризис семилетнего возраста нормальное явление, редкое чадо он обходит стороной. Так что же делать, если ребенок не слушается в 7 лет? Советы психолога помогут вам вновь наладить отношения в семье.
Тревожные признаки
Часто родители, заметив неприятные изменения в поведении ребенка, стремятся любой ценой отстоять свой авторитет, не особенно вникая в ситуацию: жестко отчитать, лишить сладкого, шлепнуть по попе. Возможно, в случае обычного каприза ребенка это бы помогло, но сейчас все повторяется: кризис 7 лет обычно затягивается на несколько месяцев. О его приходе можно догадаться по характерным признакам:
- Исчезновение детской непосредственности. Ребенок, достигший школьного возраста, всегда обдумывает свои поступки заранее, что несвойственно малышам, действующим по настроению;
- Манерность. Как порой раздражают кривляния ребенка, например, его новая привычка говорить писклявым голосом! Другая крайность — постоянные умничанья, рассуждения о «взрослых» проблемах, встревания в разговор;
- Скрытность. Если трехлетку кто-то обидит в песочнице, об этом тут же узнает весь двор. Первоклассник — другой случай, очень часто родители и не подозревают о внутренних переживаниях и страхах своего ребенка, настолько умело он прячет негативные эмоции, понимая взрослость как умение самому решать проблемы;
- Непослушание. Отпрыск делает вид, что не слышит указания взрослых или демонстративно поступает наоборот. В 7 лет ребенок может внезапно отказываться мыть руки, идти спать или обедать, убрать игрушки, хотя раньше споров по этим вопросам не возникало.
Обнаружив у ребенка подобную симптоматику, наберитесь терпения — это пройдет. Потакать капризам нельзя, но превращать конфликты в настоящую войну не стоит. Обдумывая тактику действий, родители должны четко понимать, почему так изменился их всегда послушный ласковый малыш.
Школьник не слушается учителя на уроке. Что делать?
Причины кризиса 7 лет
Когда ребенок не слушается, ведет себя вызывающе и грубо, сложно сохранить спокойствие, так и подмывает хорошенько шлепнуть наглеца. Не стоит этого делать — доверие будет потеряно окончательно. Задумайтесь, зачем чадо привлекает к себе внимание. Психологи выделяют несколько причин, объясняющих сложности возраста 7 лет:
- Физиология. Замечали, как вытягиваются за одно лето будущие первоклашки? Примерно в 7 лет начинается очередной скачок роста, иногда настолько стремительный, что организм воспринимает непривычное состояние как стрессовое.
Плюс ко всему продолжается смена молочных зубов коренными, что тоже причиняет ребенку некоторый дискомфорт; - Смена социальной роли, ведущей деятельности. Раньше ребенок был просто сыном (или дочкой), а большую часть его времени занимали различные игры. Теперь ему необходимо освоить новую роль, стать учеником и прилежно учиться, отодвинув развлечения на второй план. Смена привычного уклада вызывает у маленького человека растерянность;
- Желание угодить. Очень просто начинать что-то новое, но со временем любое занятие приедается. Так происходит в 7 лет со школой: горящий энтузиазмом ребенок становится апатичным, плаксивым. Малыш помнит, какие надежды возлагают на него родители, и ждет похвалы от учителя, хочет оказаться успешным учеником. Возникает противоречие между усталостью и стремлением отличиться;
- Проявления индивидуальности. В 7 лет дети пересматривают позиции ближайшего окружения — семьи. Первоклашки ожидают, что с их взрослением будут считаться, их мнение будут учитывать. Именно этим объясняется упрямство и непослушание по мелочам. Ребенку просто не хватает внимания.
Капризы в ребенка 7 лет бывают спровоцированы обидой за не купленную игрушку или запрет на просмотр мультфильма. Время истерик по малейшему поводу прошло, теперь у детского негатива всегда есть скрытая причина.
Что делать — советы психолога
Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:
- Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку;
- Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен. Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным;
- Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки. В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?;
- Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс;
- Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее;
- Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет;
- Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает;
- Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.
Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.
Источник: www.defectologiya.pro
Как учителю поддерживать дисциплину на уроке
Классапер — платформа для преподавателей, учителей и репетиторов. Выдавайте тесты и задания учащимся, обменивайтесь документами, выявляйте пробелы в знаниях, общайтесь и многое другое.
Дисциплина на уроке является необходимым условием для хорошего усвоения программного материала всеми учениками. Однако добиться ее бывает трудно не только молодым учителям, но и педагогам с большим стажем. Довольно часто на уроках дети шумят, играют в игры на телефоне, жуют жвачку или отказываются выполнять задания. Чтобы понять, как поддерживать дисциплину на уроке, необходимо выявить причины ее нарушения и на основе выводов искать подходящие методы.
Основные причины нарушения дисциплины
Причин плохого поведения учеников на уроке множество, но основными являются следующие:
- нарушения нервно-психического развития детей. Таким детям сложно высидеть весь урок, поэтому они пытаются развлечь себя всеми доступными способами – разговаривают с соседом по парте, крутятся, залезают под стол;
- попустительский стиль воспитания в семье. Современные родители часто заняты своими делами и дают ребенку полную свободу действий, не контролируя его. В результате дети не признают общепринятые нормы поведения, для них не существует запретов. Такие ученики обычно самоуверенны, при этом их самоуверенность часто граничит с хамством;
- неверная расстановка акцентов при подготовке детей к обучению в школе. В настоящее время появилось множество развивающих центров, предлагающих подготовку детей к поступлению в первый класс. Да и в интернете родители могут найти разнообразные игры и занятия, с помощью которых они учат детей читать и считать. Разумеется, интеллектуальное развитие важно, но еще важнее научить ребенка слушать и слышать, спокойно сидеть в течение определенного времени, выполнять все требования педагога;
- привлечение внимания к себе. Нередко ученики плохо ведут себя только для того, чтобы быть в центре внимания. Такое поведение присуще детям, которые не получают достаточного внимания со стороны родителей;
- установление власти. Негативное поведение может быть вызвано и желанием установить свою власть над классом и учителем. Эти ученики бросают вызов педагогу, задевают его и не обращают внимания на замечания. Они провоцируют учителя, неуважительно отвечая ему или демонстративно защищая товарищей;
- месть. Ученики, у которых имеется именно этот мотив, нередко выглядят злыми и недовольными. Они мстят не только за реальные, но и за воображаемые обиды. Иногда эта месть вызвана обидой, нанесенной другими людьми;
- защита от возможных неудач. Такие дети не шумят и не отвлекают учителя или других учеников. Они просто не выполняют задания учителя, оправдываясь плохим самочувствием, могут просто уйти с урока. Подобное поведение вызвано завышенными требованиями ребенка к себе, его неуверенностью в своих силах;
- эффект стадности, которому подвластно большинство учащихся. Чаще это присуще подросткам, которые стремятся стать «своими» в какой-то группе, получить признание одноклассников. Экстравагантные нарушения дисциплины помогают им добиться своей цели.
Таким образом, нарушение дисциплины на уроке – это не всегда плохое отношение к учителю и желание его задеть.
Советы учителям по поддержанию дисциплины на уроке
Зная причины плохого поведения учеников, можно подобрать наиболее эффективные методы для поддержания дисциплины. Вот некоторые из них:
- Установите для учеников границы дозволенного, разработайте конкретные эталоны поведения в стандартных ситуациях. Сделать это необходимо до того, как вы начнете требовать соблюдения дисциплины на уроке. Ведь если ребенок не знает, что можно и что нельзя, он не может соблюдать правила. Объясните учащимся, как они должны выполнять задания, отвечать на вопросы, сидеть за партой и т. д.
- Следите за речью, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Для привлечения внимания можно перейти на шепот или использовать необычную манеру говорить.
- Старайтесь обращать больше внимания на позитивное поведение учеников, поощряйте его. Если искать хорошее, то оно обязательно найдется.
- Не стоит постоянно говорить «прекрати», «нельзя», «нет».
- Научитесь распознавать сигналы, которые предупреждают о возможном взрыве в поведении учащихся. Найдите способы предотвратить плохое поведение. В случае, если вызов уже брошен, дети не повинуются, ведите себя уверенно и решительно.
- Ведите себя с учениками дружелюбно, будьте общительны, но не допускайте фамильярности, которая может привести к неуважению.
- Не поддерживайте свои популярность и авторитет с помощью уступок, идущих вразрез с вашими нормами.
- Не следует чересчур бурно реагировать на любую негативную ситуацию. Это может привести к тому, что незначительное событие перейдет в серьезное противостояние. Раздражение и гнев – самый неэффективный способ воздействия на человека любого возраста.
- Будьте примером собранности и самодисциплины. Все необходимые на уроке материалы должны быть под рукой, но в то же время иметь свое место. Переход от одного вида деятельности к другому должен быть постепенным.
- Тщательно готовьтесь к урокам, заранее продумывайте загруженность учеников на протяжении всего занятия. Разрабатывайте альтернативные планы и готовьте дополнительные материалы на случай, если возникнет пауза или останется время до конца урока. При отсутствии хорошей подготовки и четких требований нарушения дисциплины возникают чаще.
- Ведите себя таким образом, чтобы ученики видели, что вы – руководитель. Будьте решительны, учитесь направлять, ведь дети в течение короткого времени могут распознать неуверенность.
- Создавайте такие условия на уроке, чтобы даже дети с трудностями в обучении могли почувствовать себя лидерами. Это положительно сказывается на поведении учащихся. Для этого используйте поощрения, соотносите успехи ученика с его личными возможностями.
- Моделируйте с учащимися ситуации, позволяющие научиться преодолевать гнев, разочарование и обиду.
- В любой ситуации проявляйте к ученикам уважение, будьте вежливы с ними и сохраняйте спокойный тон при разговоре.
- Ведите себя последовательно, ведь если сегодня вы что-то разрешали, а завтра запретите или наоборот, дети придут в замешательство и перестанут понимать, как себя вести. Это может вызвать у них желание испытать границы дозволенного и привести к конфликту.
- Не требуйте невозможного, если вы не уверены в том, что ученик может выполнить ваше требование. Это может создать для учащегося ситуацию неразрешимого конфликта и нанести урон его эмоциональной сфере.
- Используйте разнообразные методы, приемы и наглядность, чтобы урок был увлекательным и содержательным. Но при этом придерживайтесь «золотой середины», чтобы не перевозбудить учащихся.
- Давайте ученикам возможность работать в группах. Желание хорошо выглядеть в глазах других будет отличным стимулом для позитивного поведения.
- Настойчиво и целенаправленно побуждайте детей к активности. Во время урока сначала обращайтесь с вопросом или замечанием ко всем, а уже затем – к конкретному ученику. Это позволит остальным поучаствовать в беседе, дополнить ответ или оценить его.
- Используйте похвалу даже при малейшем продвижении в учебе и при положительных тенденциях в поведении.
Помните, что умение поддерживать дисциплину на уроке, является одним из основных навыков педагога. И не теряйте чувства юмора, ведь в некоторых ситуациях достаточно доброй шутки, чтобы конфликт был исчерпан.
Источник: classuper.ru
На ребенка жалуются учителя в школе: что делать. И как лучше не решать проблему: ошибки, которые не стоит допускать родителям
Многие родители сталкиваются с такой неприятной ситуацией, когда на их ребенка жалуются учителя из школы. Причины для таких жалоб могут быть совершенно разными, например, школьник не отличается усердием, не делает домашние задания, плохо ведет себя на уроке, дерется с одноклассниками или другими способами создает проблемы учителю. Не нужно сразу наказывать или кричать на своего отпрыска, поскольку не всегда учителя правы. Поэтому нужно следовать некоторым простым советам психолога, чтобы разобраться в проблеме и наладить отношения ребенка с учителями и одноклассниками в школе.
Выслушивайте обе стороны
Не нужно верить только учителю, который может действовать предвзято. Поэтому нужно выслушать мнение каждой стороны. Необходимо спросить у своего ребенка, считает ли он обвинение учителя справедливыми. Важно узнать, по какой причине школьник не выполнил домашнее задание или подрался с другим учеником из класса. Родители должны сотрудничать не только с педагогами, но и с собственным ребенком, поскольку важно оценить возникшую ситуацию со всех сторон, чтобы ненароком не обидеть отпрыска.
Иногда приходится выслушивать от учителя не слишком приятные сведения о своем ребенке, поэтому нужно сохранять спокойствие и терпение. Важно учитывать, что специалист, обладающий опытом работы с детьми и имеющий специфическое образование, может замечать такие вещи, которые незаметны для родителей.
Общайтесь с педагогом вежливо
Некоторые родители поддаются инстинкту и пытаются всеми возможными способами защитить своего ребенка от нападок учителя. Поэтому они разговаривают с педагогом невежливо и даже оскорбительно. Но при таких условиях построить диалог просто не получится. Взрослый человек, уважающий себя, никогда не позволит, чтобы с ним разговаривали свысока.
Поэтому для изучения возникшего конфликта нужно держать себя в руках. Учителя могут злиться и раздражаться, поэтому важно построить правильный и доверительный диалог, чтобы получить полезную информацию о поведении и состоянии своего ребенка.
Не пытайтесь загнать педагога в угол!
Даже если родители не соглашаются с мнением и мыслями учителя, нельзя пытаться доказать свою правоту всеми возможными способами, стараясь поставить педагога на места. В конфликтах, возникающих между учителем и школьником, всегда страдает ребенок. Ему дальше придется все равно посещать учебное заведение и контактировать с педагогом.
Поэтому родители должны попытаться наладить контакт с учителем, чтобы конфликт не стал более серьезным и неприятным. Не нужно писать на учителя заявления директору или жаловаться руководству школы. Всегда можно поговорить спокойно и уважительно, чтобы мирно договориться и решить проблему.
Спокойно объясните свою точку зрения
Если родители не соглашаются со словами учителя, то можно попытаться объяснить собственную точку зрения. Разговор должен быть уважительным и спокойным, а также нельзя пытаться умалить авторитет педагога. Важно понять, по какой именно причине ребенок не учится или плохо ведет себя в школе. Нередко это связано с отношениями с родителями или с особенностями ума отпрыска.
Попросите у педагога совета
Во время общения с классным руководителем своего ребенка нельзя давить, кричать или ругаться. Желательно поговорить спокойно, а также попросить советов относительно дальнейшего обучения школьника. Иногда учитель действительно может поделиться своим мнением о том, как нужно влиять на своего ребенка, чтобы он стал лучше учиться или прекратил конфликтовать с одноклассниками. Учитель часто видит то, что не замечают родители, поэтому сможет дать ценный совет. Часто педагоги говорят родителям о том, что с ребенком нужно заниматься дома, поскольку не всегда дети могут самостоятельно справиться с домашним заданием.
Попытайтесь найти компромисс
Родители и учителя часто по-разному оценивают разные ситуации. Но вместо критики, оскорблений или унижений желательно попытаться найти компромисс. Например, у многих детей возникают проблемы с математикой или иными точными науками. Не нужно доказывать учителю, что ребенок все хорошо понимает и легко решает задачи, поскольку педагог может оценить знания школьника по самостоятельным работам и поведению на уроке. Поэтому можно воспользоваться помощью репетиторов или вовсе попросить учителя самостоятельно позаниматься со школьником вне уроков.
Извиняйтесь за свою резкость
Во время общения с учителем многие родители выходят за рамки, повышают голос или высказывают свое мнение нелицеприятным способом. Во время разговора могут возникать разные неприятные ситуации, но если люди нашли компромисс и поняли точку зрения друг друга, то нужно в конце общения извиниться за свою грубость или резкие слова. У каждого человека имеется собственное мнение по каждому вопросу, поэтому если мнение матери отличается от мнения учительницы, то это не значит, что можно вести себя неподобающе.
Не отказывайтесь решать проблему
Некоторые родители не хотят вмешиваться в учебу или личные дела своего ребенка, поэтому просто предпочитают не замечать разные проблемы, которые возникают у школьника во время учебы. Они не обращают внимания на замечания учителя, иногда просто не берут трубку и не разговаривают со своим отпрыском. Но такое поведение со стороны взрослых приведет только к плохим результатам.
Ребенок, который чувствует вседозволенность, перестает хорошо учиться, нередко портит чужие вещи, оскорбляет учителей и дерется с одноклассниками. В будущем он может совершать настоящие правонарушения или преступления. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы разобраться в возникшей проблеме, а также наказать своего ребенка, если он действительно виноват в конфликтной ситуации.
Учитывайте только факты и доказательства
В каждой ситуации нужно разбираться обстоятельно, изучая полученные доказательства и факты. Не всегда прав именно учитель, поэтому нельзя сразу наказывать своего ребенка. Но и школьник может намеренно врать, чтобы избежать наказания. Поэтому важно сохранять контроль над собственными эмоциями и чувствами.
Важно изучить всю полученную информацию, чтобы наладить отношения своего ребенка с учителем и одноклассниками. Нельзя поддаваться эмоциям, злиться, ругаться или впадать в истерику, поскольку такое поведение родителей никаким образом не позволит исправить ситуацию.
Не стыдитесь своего ребенка
Если действительно обнаруживается, что ваш ребенок плохо себя ведет или совсем не учится, не нужно демонстрировать свой мысль. Важно понять, что каждый человек имеет право на ошибки или лень, а также любую ситуацию можно исправить. Нужно только спокойно поговорить со своим отпрыском и рассказать ему, насколько важна учеба и хорошие взаимоотношения с окружающими.
Обратитесь к профессионалу при необходимости
Если родители не могут самостоятельно справиться с неправильным поведением своего ребенка, то они могут обратиться к опытному психологу, который сможет определить причины таких проблем, а также поможет избежать их повторения в будущем.
Таким образом, если на ребенка жалуется учитель, не нужно действовать сгоряча или во всем обвинять своего отпрыска. Важно хорошо разобраться в ситуации, выслушать учителя и поговорить со своим ребенком. В крайних случаях можно пользоваться помощью психологов.
Источник: fb.ru