Люди часто находятся в состоянии борьбы — она помогает выявить сильнейшего и наиболее приспособленного. К несчастью, такие «соревнования» нередко заканчиваются плачевно для человека, который не умеет за себя постоять.
Через травлю проходят многие подростки — в этом возрасте мы учимся распознавать социальные роли и делим мир на «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих». Но что делать, если вы уже давно стали взрослым человеком и вновь столкнулись с унижениями (в этот раз — на рабочем месте)? Попробуем разобраться в этой непростой ситуации.
В каких случаях бывает такое?
В большинстве ситуаций начальство начинает травлю, если хочет поставить на ваше место другого человека — протеже. Такая практика широко распространена по всему миру и удивительно живуча.
- Существует специальный термин — боссинг: директор начинает пользоваться своим служебным положением и отчитывает подчиненного за любую оплошность, придирается по каждому поводу.
- Психологическое давление, которое исходит от всего коллектива, называют моббингом. С ним может столкнуться любой новичок, делающий первые шаги на новой должности.
Происходит это по разным причинам: не смог проявить себя как независимую личность, не понравился коллегам с первого взгляда… Слишком умен, слишком инициативен. Словом, здесь сплетаются все отрицательные человеческие эмоции — от зависти до необоснованной ненависти.
КАК ВЫЖИТЬ, КОГДА ТЕБЯ «ВЫЖИВАЮТ»
Жить с таким грузом очень непросто, а работать — тем более. Никто не застрахован от неприятного испытания — ни признанные звезды коллектива, ни белые вороны.
Именно поэтому нужно заранее подготовить себя к противостоянию. Итак, разберем наиболее распространенные сценарии травли.
Начальница плохо относится из-за ревности
Ревность в данном случае — понятие многогранное. Ваша начальница может чувствовать, что душой коллектива являетесь вы, а она числится лидером лишь формально.
Для закомплексованного человека просто невыносимо терпеть такое положение дел. Поэтому она идет на любые уловки, чтобы довести вас до увольнения.
КСТАТИ! Ревность может быть вполне «классической»: женщина-директор ревнует к мужчине, который оказывает вам знаки внимания. Не имея иных шансов завоевать его расположение, она использует подлые приемы.
Из-за личной неприязни
Здесь можно расписывать причины до бесконечности. Так уж устроен человеческий мозг: он с раздражением реагирует на предметы и признаки, которые ранее вызвали негативные эмоции.
Может быть, вы не понравились начальству, как только переступили порог офиса. Или, напротив, ненависть разгоралась постепенно: истинный повод можете знать только вы.
Попробуйте вспомнить, не было ли у вас конфликтов, столкновений? Возможно, есть смысл спросить у коллег об этом: в суете мы часто не замечаем очевидных вещей.
Неприязнь редко основана на логических соображениях: все может начаться с вашего внешнего вида, голоса, стиля. Про этническую и религиозную принадлежность и говорить не приходится.
Другие причины травли
Руководящие должности часто занимают люди, не вполне понимающие, как они там очутились и что входит в обязанности директора. Свое высокое (в сравнении с остальными) положение они воспринимают как веселый ежедневный аттракцион, предназначенный для забавы.
Им нравится наблюдать за подчиненными и воображать себя кукловодом, властителем судеб. Такой начальник часто орет и унижает подчиненных.
ВАЖНО! Если у шефа проблемы в личной жизни или просто не хватает острых ощущений, он пытается создать вокруг себя искусственный ажиотаж, используя сотрудников в корыстных целях.
Если подумать, это настоящее психологическое насилие, и с ним нельзя мириться. Грамотный психолог может дать несколько простых, но эффективных рекомендаций, как решить проблему.
Советы психолога: как поступить?
Если вы оказались в такой ситуации на работе, то прислушайтесь к рекомендациям психолога. Вот ваши действия:
- Проанализируйте свой статус в коллективе. Если вы новичок, то некая стадия «дедовщины», в принципе, неизбежна. Вам придется раскрыть наиболее сильные качества и проявить характер, чтобы заработать репутацию человека, которого бесполезно запугивать и травить. А вот если вы работаете уже давно, но издевки не прекращаются, — это плохо.
- Не будьте нонконформистом. В любом офисе есть правила «игры» — вот и не нарушайте их. Посещайте корпоративы, разговаривайте с коллегами у кофейного автомата, даже если вам не слишком интересно. Попытайтесь влиться в их «круг».
- Не проявляйте эмоции чересчур бурно: это только раззадорит ваших обидчиков. Проявляйте свое недовольство спокойно, сдержанно и не стесняйтесь обсуждать с коллегами недостойное поведение шефа.
- Если вы только планируете устроиться на новое место, то обязательно присмотритесь к обстановке в организации. Почитайте отзывы сотрудников в интернете, пройдите испытательный срок, чтобы успеть проанализировать атмосферу. Если не понравится — всегда можно отказаться от должности.
- Со старого места тоже можно уйти, если терпеть совсем невмоготу. Многих останавливает высокая зарплата и перспективы, но стоит ли оно того? Ваше хорошее самочувствие намного важнее. Если вы грамотный работник, то найдете себе новое место. Когда буллинг/боссинг станет набирать обороты, заранее начните искать открытые вакансии — так будет спокойнее и надежнее.
Полезное видео
Предлагаю видео про травлю на работе и советы психолога о том, что предпринять в этом случае:
В любом случае, нужно уяснить: через травлю на работе проходили многие люди, но это никак не помешало им зарабатывать деньги, заниматься любимым делом и уделять внимание личной жизни. Мир не ограничивается стенами офиса — помните об этом, когда начальник в очередной раз вызовет вас на ковер.
Источник: narabote.club
Если начальник выживает с работы, что делать по закону
Моббинг и боссинг — явление старое, термины новые. Униженный работник равно плохой работник или нет?! Когда выживают, увольняться или сопротивляться. Первый ответ, который хочется дать на вопрос статьи, плюнуть на все и уволиться. Что нервы-то трепать?! Но не все так просто.
Работа — важная часть нашей жизни. Часть, определяющая наш материальный уровень. Найти работу, на которой и зарплата хорошая, и коллектив не сволочной, и душа к ней лежит, непросто. Если она найдена, ею дорожат. И терпят, если что-то не совсем в ней устраивает.
В лексиконе российских трудящихся с некоторых пор появились два новых слова: «моббинг» и «боссинг» . Обозначают они, однако, явления многим знакомые. Моббинг — это когда тебя в коллективе не любят: подсмеиваются, шушукаются за спиной, не замечают. К этому по-разному можно отнестись: плюнуть на все и жить, смотря сверху на эту ситуацию. А можно обижаться и отбиваться. Но, на главное, ради чего и ходишь на работу, на зарплату, все это никак не влияет.
Боссинг — это когда войну против тебя объявил начальник. По статистике в 55% случаях в своем увольнении сотрудник винит своего начальника. Неприятно, когда тебе устраивают выволочку как школьнику. Но если это за дело — это рабочий момент. Перетерпел унижение, признал свою вину, работаешь дальше.
Боссинг — это иное: публично систематически унижают, за малейший промах наказывают материально, не хвалят за явный успех, дают на выполнение проекта нереальные сроки, говорят о твоей профнепригодности. В этом случае необходимо разобраться, что движет начальником.
- 1 Начальник — элементарный самодур
- 2 Как разобраться с самодуром
- 3 Принято решение вас уволить
- 4 Какие методы пустят в ход
- 4.1 Выход первый: уволиться
- 4.2 Выход второй: сопротивляться
Начальник — элементарный самодур
[ads-pc-1][ads-mob-1]
Тогда ситуация будет развиваться по сюжету басни «Волк и ягненок». И не важно, какой вы работник, он всегда найдет повод для замечания. Дальнейшее зависит от вас.
Некоторые, следуя принципу: «Ты – начальник, я – дурак», — начинают молча выполнять даже несправедливые требования и терпеливо сносить травлю. Только на это требуется здоровая нервная система.
Работал один рядовой инженер под таким начальником. Долго работал и терпел: зарплата была неплохая, а лет нашему инженеру много уже было. Однажды случился корпоративный праздник в организации. Выпил наш инженер и превратился из ягненка в тигра. Взял он своего начальника за шиворот и рассказал ему, что о нем думает. Пока его к батарее не привязали, он все успокоится не мог.
А наутро явился на работу и чуть ли не в ногах валялся, чтоб не уволил начальник. Не получилась у него роль тигра.
Как разобраться с самодуром
Других роль ягненка не устраивает. Бросаться в бой с кулаками или вести подковёрные игры не стоит.
Стоит выйти на откровенный разговор с начальником тет-а-тет. О чем говорить?
- Вы безусловно уверены в том, что он (начальник) на своем месте, авторитет его не вызывает сомнения, вы считаете его профессионалом.
- Место начальника вас не интересует. Работа вам нравится, вы собираетесь и дальше работать. Поинтересуйтесь, какие претензии у него к вам как к специалисту.
- Выясните, что стало причиной такого отношения к вам. Вполне возможно, что и ваша вина в этом есть: посплетничали в курилке, спорите, ведете себя панибратски, всячески демонстрируете свое профессиональное превосходство над начальником. Придется вам извиниться и поработать над собой.
- Напомните, что сдерживать свои эмоции и относится ровно ко всем своим подчиненным входит в должностные обязанности начальника. И вам большего не надо, любить себя вы не просите.
Важен тон этого разговора: ни лебезить, ни включать эмоции, соблюдать служебную субординацию. Такой разговор будет воспринят и понят как «меня не трогай, я не позволю». Обычно самодуру этого достаточно, чтобы перестать видеть в Вас мальчика для битья. Правда, он начнет искать другого «ягненка».
Принято решение вас уволить
Хуже, когда принято решение вас уволить, но сделать это по закону не могут, а на ваш добровольный уход нет надежды. И вас начинают выживать. Причины такой ситуации банальны:
- На ваше место претендует чей-то протеже.
- Произошла смена руководства. У нового начальника есть своя команда.
Какие методы пустят в ход
Начнут фиксировать время прихода и ухода, обеденного перерыва, перекуров. На особый контроль поставят сроки сдачи проектов и качество вашей работы. Да мало ли еще есть моментов на работе, к которым можно прицепиться.
Через некоторое время вызовут в кадры, разложат перед вами собранное и предложат уволиться по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК). Потом будут грозить аттестацией, которую вы не пройдете.
Что делать. Выходов для вас два:
Выход первый: уволиться
- Для работодателя вариант увольнения сотрудника по собственному желанию идеален, для сотрудника не выгоден.
- Проведение аттестации требует подготовки, проводят ее согласно нормативам. Одним словом, не пойдет руководство на такое, если не будут уверены в положительном результате. Бояться здесь нечего. Аттестацию и оспорить можно.
- Увольнения по сокращению (идеально для сотрудника) вам добиться не удастся. Для этого слишком многое должно сойтись.
- Добиться увольнения по соглашению сторон вполне возможно. В сложившейся ситуации есть возможность еще и поторговаться: и денежки можно выторговать, и медстраховку оставить.
Выход второй: сопротивляться
Перед принятием такого решения хорошенько подумайте, стоит ли ваше рабочее место того, чтобы потратить здоровье на его сохранение. Нервную систему вам изрядно потреплют. Начинать борьбу стоит, если вы уверены в себе как в профессионале. Победа возможна.
Солидная фирма. Хорошая зарплата. Ольгу — секретаря начальника — все устраивало. Пришел новый начальник со своим секретарем. Кадры ничего взамен не предложили, а стали выживать.
Милая и интеллигентная женщина кадровик каждый день вызывала в свой кабинет и, превращаясь в монстра, стращала.
Ольга взяла больничный по уходу за ребенком, отсидела, за это время изучила ТК. После выхода вошла в кабинет кадровика в боевом настроении: с диктофоном в руках и подготовленным заявлением в Государственную инспекцию по труду. Говорили с ней уже по-другому. Сразу были предложены несколько вакансий.
Несколько советов напоследок
- надо не только знать назубок Трудовой кодекс, но и не нарушать его;
- необходимо быть профессионалом своего дела, постоянно повышать свой уровень, тогда бояться увольнения будет не надо;
- какой бы демократичной не была компания и каким бы демократом не казался вам начальник, никогда не позволяйте себе вести себя запанибрата. Ничем хорошим это, как правило, не кончается.
Источник: pravodnik.net