Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий? Продвинутые школьники при помощи взрослых или без них всегда находят универсальные ответы.
В этой статье мы приведём 10 лайфхаков, которые облегчат получение школьных знаний, да и во взрослой жизни пригодятся уж точно не меньше, чем тонкости и хитросплетения, описываемые сложными тригонометрическими функциями.
Лайфхак 1. Как быстро выучить стихотворение
- Прочитайте стихотворение вслух, с выражением.
- Попробуйте уловить основную идею и логику изложения. Подумайте, кому из знакомых вы бы могли подарить эти строки и почему.
- Разбейте повествование на небольшие истории.
- Очень помогает в изучении стихотворений жестикуляция: птица полетела, дерево шевелит листвой, солнце встало – очень многие образы можно передать и закрепить в памяти с помощью жестов. Главное – не слишком активно размахивать руками во время декламации перед классом и учителем 🙂
- Перескажите всё своими словами. Замечательно, если припомните отдельные рифмы.
- После этого учите по отдельности каждую историю, а если вдруг что-то забыли – смело заглядывайте в текст. Длинные паузы раздражают и мешают сосредоточиться.
- Проговаривайте всё с выражением, вживую представляя события.
- Перепишите стихотворение от руки 2-3 раза. Пишите не торопясь, без сокращений.
- Прочитайте произведение на память ещё раз – снова можно подглядывать. И ещё раз – через полчаса. Сделайте то же перед сном и с утра.
Лайфхак 2. Как быстро запоминать новый материал
Для начала нужно выделить из нового материала самое главное – несколько ключевых тезисов, которые передают основные мысли.
Что делать если не выучил уроки. Лайфхак 1 мин. #крутаяchina
Тезисы можно выписать на разноцветных стикерах или разными фломастерами на карточках, а затем развесить их по комнате. По очереди проговаривайте каждый тезис вслух, мысленно представляя себе то, что он обозначает.
Можно расположить тезисы в логической последовательности, которая понятна именно вам, и проговорить всю цепочку несколько раз. При прочтении или проговаривании не теряйте логику изложения и делайте паузы, произнося каждый следующий тезис.
И не забывайте, что любое запоминание лучше всего происходит на свежую голову, поэтому перед тем, как заучивать что-либо наизусть, позвольте себе отдых хотя бы на пятнадцать минут. На этапах заучивания тоже делайте пятиминутные паузы.
Лайфхак 3. Как прочитать всё, что задано на уроке литературы
Самый простой вариант – скачать аудиокниги по школьной программе и слушать их по дороге на тренировку, в транспорте, во время прогулки или пробежки. Это поможет сэкономить огромное количество времени.
Другой вариант: чтобы читать больше, нужно научиться делать это быстро. И хотя есть версия, что скорочтение не способствует вдумчивости и не гарантирует абсолютного усвоения материала, однако такое умение, безусловно, станет полезным в будущем. Кроме того, современные методики позволяют достичь высокой степени восприятия прочитанного.
АФИГЕТЬ Лайфхак, что делать, если не выучил уроки
Однако самый верный способ читать больше – полюбить чтение. Ведь для занятия, которое нравится, всегда находится больше времени.
Лайфхак 4. Как работать с большими объёмами информации
Если части запоминаемого материала можно объединить в крупные разделы, сделайте это. Мозг лучше воспринимает масштабную информацию. После чего займитесь детализированием, двигаясь от общего к частному.
Например: для поступления в художественное училище вам нужно запомнить множество художников, их биографии, стилистику, в которой они работали. Объедините их в группы – как вариант, по странам, в которых они творили. Определите, сколько стран и сколько художников в каждой. Это легко отложится в памяти.
Потом внутри каждой группы обозначьте временные промежутки – в каких веках они работали. Такой унифицированный рубрикатор значительно облегчит запоминание. Далее пойдут интересные пересечения и закономерности, которые будет интересно анализировать.
Если нужно запомнить большой объём разноплановой информации, удобно использовать метод «жёлтого маркера». Разбейте необходимую для запоминания информацию на блоки, в каждом выделите основное – можно жёлтым или любым другим цветом. Выделенная информация лучше воспринимается и запоминается.
При запоминании информации стоит использовать все типы восприятия. Нарисуйте выделенные блоки информации, уложите в схемы. Прислушайтесь к себе и постарайтесь понять, какие ассоциации вызывает то, что нужно запечатлеть в памяти.
Лайфхак 5. Как эффективно вести конспекты
Есть много способов, и один из них, который стоит попробовать и взять за основу, – это метод Корнелла.
- Озаглавьте страничку – выпишите наверху название темы урока и дату и отчеркните горизонтальной линией.
- Ещё одну горизонтальную линию поставьте на 3-4 сантиметра выше конца страницы – это пространство для ваших собственных мыслей и выводов.
- Наконец, вертикальная линия должна разделить оставшееся пространство на ⅓ слева и ⅔ справа.
- Левая часть – для фиксации деталей: дат, терминов, наименований.
- Правая – для конспектирования учителя.
Всего страница будет состоять из четырёх полей. Такое ведение конспекта позволяет:
- оперативно, в свободной форме записывать информацию, излагаемую учителем;
- в ходе работы выделять основные моменты, отражая их в памяти;
- формулировать собственное мнение о поступившей информации;
- оформить конспект красиво и структурированно, используя разные чернила – это очень важно для восприятия информации.
Если конспект одного урока не помещается на одной странице, то можно продолжить вести его тем же образом на соседней странице, но лучше стараться умещать информацию в сжатом виде и избавляться от лишнего. Больше о методах эффективной компиляции материала можно прочитать в нашей статье Способы конспектирования .
Лайфхак 6. Оригинальные идеи шпаргалок
Навыки делать записи на коленках и размещать библиотеку материалов на внутренних подкладках пиджаков передаются из поколения в поколение. Начертания сложных формул на ногтях или стельках обуви тоже актуальны. И никто не отменял удобные маленькие шпоры-гармошки, на которые с легкостью поместится вся школьная программа. Однако бывают и более оригинальные шпаргалки, которые наверняка понравятся находчивым школьникам.
Спрятать… в волосах
Если вам повезло и ваша подруга обладает длинными густыми волосами, то можно оговорить с ней оригинальные детали одежды, удобные для фиксации учебных материалов на её спине или плечах – заколки, булавки, складочки, мини-карманчики и т. п. Остается только сесть за ней, и тогда не придётся косить взором под стол или в собственный карман.
Высокие технологии
Современные технологии дают богатую почву для фантазий. Часы-компьютеры делают затруднительным обнаружение информационного источника. Не говоря уже о том, что учёные создали контактные линзы с микросхемами. Такие линзы способны выводить в поле зрения носителя нужную информацию. Однако всё это дорого стоит.
Невинные предметы
Большим спросом у школьников пользуются «бюджетные» варианты шпаргалок, которые находятся прямо перед глазами, не вызывая подозрений. Например, едва ли пристального внимания педагога удостоится бутылка с минеральной водой или шоколадный батончик. А ведь на этикетках может быть отпечатана нужная информация.
Странно читать такой совет на сайте школы? Ну, уж точно не стоит забывать, что подготовка шпаргалок – один из лучших способов повторить и запомнить пройденный материал, так что подсказки в итоге могут и не пригодиться.
Лайфхак 7. Запоминание новых иностранных слов
Нарежьте цветные карточки из плотной бумаги или возьмите стикеры – небольшие, где-то 3 х 5 см. Расклейте их по квартире или комнате таким образом, чтобы каждая ассоциативно соответствовала предмету, на котором находится.
Например, на кровати может находиться карточка с буквальным её переводом или переводом близких по значению слов: «сон», «лень», «ночь», «усталость». Цвет карточки стоит выбрать по ассоциации – например, голубой или синий.
Лайфхак 8. Как научиться планировать своё время
Тренируйтесь на мелочах. Есть два свободных часа и ещё висит урок, который можно выучить за 30 минут? Попробуйте сначала выполнить домашнее задание! Прогулка без мыслей о зависшей домашке принесёт значительно больше удовольствия. Да-да, поговорка «сделал дело – гуляй смело» ещё как работает.
Составьте список дел на день и на неделю. Вычёркивайте пункты по мере выполнения. Попробуйте два подхода:
- «с разогревом» – то есть сначала выполняете простые и быстрые дела и вычёркиваете их.
- «приятное на десерт» – расправляетесь с самым сложным заданием, а потом приступаете к простым и лёгким.
Прислушайтесь к себе и поймите, что вам ближе. Главное – действуйте.
Время – основной ресурс успешного человека. В школе можно натренироваться его планировать, чтобы из малыша, управляемого сиюминутными желаниями, превратиться во взрослого человека, умеющего строить свою жизнь.
Лайфхак 9. Как концентрироваться на ДЗ
Перед тем как сесть за домашнее задание, побудьте немного в тишине и расслабьтесь. Здорово, если в комнате есть песочные часы или аквариум. Поможет даже зажжённая свеча или любой другой предмет, за которым можно медитативно наблюдать. Сядьте поудобнее и молча сосредоточьте взгляд на упомянутом предмете.
В течение пяти минут постарайтесь максимально расслабиться и ни о чём не думать. Итоговое состояние позволит заниматься уроками эффективно.
Со временем такое упражнение перед началом выполнения ДЗ войдёт в привычку, а необходимость в пятиминутной медитации отпадёт: вы научитесь концентрироваться на своём внутреннем состоянии, просто посидев немного в тишине с закрытыми глазами.
Кроме того, выполнение домашнего задания будет плодотворнее, если чередовать работу и отдых: например, 20 минут работы и 5 минут отдыха для начала. Со временем можно увеличивать продолжительность периода работы.
Но если вдруг вы увлеклись выполнением задания, не отрывайтесь от него ради соблюдения указанной нормы времени. Увлечённость – состояние, которое помогает справиться с любым самым сложным домашним заданием!
Лайфхак 10. Как запомнить даты исторических событий
- Нарежьте из картона стопку карточек размером приблизительно 5 х 10 см. Печатными буквами напишите с одной стороны карточки дату исторического события, с другой – его полное наименование.
- Разложите карточки датами кверху. Берите их по очереди, называя дату вслух. Потом, перевернув, также вслух читайте соответствующее событие. На место укладывайте карты уже вверх событиями.
- Проделайте всё наоборот: берёте карточку, читаете событие, переворачиваете – называете дату, возвращаете на место уже вверх датами. Старайтесь вспомнить правильный ответ самостоятельно.
- Теперь разложите их в хронологической последовательности.
- Снова, не спеша, начинайте прочтение, по порядку беря карточки. Постарайтесь припомнить деталь называемого события и ощутить время, когда оно происходит. Опять дважды повторите процедуру.
- Ещё несколько раз проделайте всё перед сном. Сначала – по порядку, потом – вразброс. После чего сразу ложитесь спать, не отвлекаясь на кино, книги, разговоры и другие занятия.
- Встав утром, проверьте усвоенную информацию тем же методом.
Надеемся, эти несложные приёмы и хитрости помогут вам с учёбой и организацией расписания! Смело делитесь опытом своих лайфхаков в комментариях к статье.
Источник: dzen.ru
Стоит ли делать уроки вместе с ребенком?
Вечер – прекрасное время для семейного досуга. Возвращаясь с работы, мама и папа рассчитывают на отдых и общение с детьми. Но на пороге их встречает ребенок с невыполненным домашним заданием. Такая ситуация может мгновенно испортить настроение. Ведь выполнение «домашки» часто вызывает раздражение, крики, слезы и заканчивается ссорами.
Так может и не нужно родителю вникать в школьную программу, вспоминать теоремы по геометрии и формулы по физике? Что думают по этому поводу специалисты? Рассказывает педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Исаева.
Домашнее задание дается для того, чтобы у школьника была возможность закрепить пройденный в школе материал, потренироваться в решении, повторить правила, сделать работу над ошибками. И смысл не в том, какую отметку поставит учитель за выполнение уроков, а в том, что это время, когда ученик пытается самостоятельно проанализировать: что он уже умеет, а что еще нужно «подтянуть».
Конечно, включенность родителей в учебный процесс очень важна: от установок мамы и папы зависит мотивация к учебе, отношение к домашнему заданию. Если мама настаивает на аккуратном ведении тетради, а папа утверждает, что он и с кляксами в тетради как-то вырос, то скорее всего ученик не придаст значения чистоте в тетрадке. Или, допустим, один из родителей постоянно твердит, что эти формулы ни разу в жизни ему не пригодились, тогда и школьник не увидит смысла разбираться в ненужной информации.
Учитываем возраст ученика
Участие родителей в процессе выполнения домашнего задания зависит от возраста ребенка. В начальной школе важно научить его делать уроки:
- помочь организовать рабочее место;
- найти, что именно задано на дом;
- подобрать нужные учебники и тетради;
- при необходимости разобрать инструкцию к заданию.
Но не делать их за ученика! Постепенно роль родителя в выполнении домашнего задания должна уменьшаться и в конечном итоге сойти на нет.
Негативные последствия
Активное включение в домашнюю работу или выполнение задания за ребенка самостоятельности не научит. Ученик привыкнет рассчитывать на помощь взрослого, а на контрольной работе в школе может просто растеряться.
Также совместное выполнение уроков не позволяет развивать у ребенка ответственность. Ему всегда есть на кого «свалить» свои ошибки в домашней работе: «мне мама так сказала», «это папа меня так научил».
А еще, образование не стоит на месте, в технологиях решения учебных задач постоянно что-то меняется. И если родители помнят из школьной программы один способ выполнения задания и предлагают его ребенку дома, а в школе учат другому способу, то можно запутать ученика, и он потеряет интерес к учебе в целом.
Почему возникает желание вмешаться в уроки?
- Родители-перфекционисты. Они привыкли, что все должно быть идеально и проецируют это на ребенка. Не могут стоять в стороне и смириться с тем, что он что-то делает неправильно или недостаточно аккуратно.
Что делать? Вспомнить, что обучение – это процесс, в котором неизбежны трудности и ошибки. «На ошибках учатся» – гласит известное выражение. Если запретить ребенку совершать ошибки, он может начать бояться что-либо делать. Именно так формируется мотивация избегания неудач. Если же ученик пробует новое, экспериментирует, выполняет задания и ошибается, а взрослые поддерживают его, анализируют вместе с ним трудности и помогают с ними справиться, то формируется мотивация преодоления трудностей, мотивация достижений.
- Избыточный контроль. «Он ведь все перепутает, что-то забудет». Помните, что уроки – зона ответственности ребенка. Результаты хорошие или плохие – это его результаты. Важно помочь школьнику самому разобраться в своих достижениях и трудностях, ставить перед собой посильные задачи, приобретать опыт.
Что делать? Развивайте самостоятельность. Иначе ребенок привыкнет к указаниям, и в будущем станет хорошим исполнителем, но будет испытывать сложности с тем, чтобы проявлять инициативу, брать на себя ответственность и решать проблемы.
- Оценки превыше всего. Учатся не ради пятерок, а для получения знаний, расширения кругозора. Если родители будут хвалить за пятерки и ругать за тройки, ребенок считает в этом поведении подтекст – «Мы любим тебя, когда ты отличник. Не надо нас разочаровывать». И будет всеми силами стараться заслужить эту любовь. И когда по различным причинам ученик не сможет соответствовать ожиданиям родителей, есть вероятность появления проблем уже в эмоционально-волевой сфере ребенка: повышенная тревожность, комплекс неполноценности, самообвинения, негативизм и т. д.
Что делать? Научиться вместе с ребенком воспринимать отметку как оценку конкретных знаний; как сигнал, что где-то недоучил или был невнимателен. Вместе анализировать работу, находить ошибки, искать способы их исправить, тогда и отметка будет более высокая. И, главное, дать понять ребенку, что если он получил «2» или «3», то он не стал плохим сыном или дочерью, а остается хорошим и любимым, а с трудностями в школе вы вместе обязательно справитесь.
При этом, если в электронном дневнике вы заметили, что по какому-то предмету резко снизилась успеваемость, поговорите с ребенком и попробуйте прояснить причину. Может возник конфликт с учителем, или он не понял какую-то тему и теперь новый материал не усваивается. Обязательно обратитесь к педагогу, помогите разобраться с трудностями, а при необходимости возьмите несколько уроков у репетитора.
Чего делать не стоит?
Часто родители прибегают к маленьким хитростям. Например, пробуют подкупить ребенка: «Получишь 5 за контрольную, купим новую игрушку», «Закончишь четверть хорошо – будет тебе приставка». Несколько раз это может сработать, но что делать, когда запросы вырастут? Попытки договориться зайдут в тупик. Так формируется мотив материального поощрения.
Есть вероятность, что в дальнейшем ученик за любое свое действие будет требовать плату, и не только за выполнение учебных обязанностей, но и домашних дел.
Как могут помочь родители?
- Спланировать расписание. Если день расписан по минутам и время на уроки есть только вечером – о продуктивности речи не идет, ребенок будет просто засыпать над тетрадками. Пересмотрите расписание и убедитесь, что у него остается 1–2 часа на отдых, которые он может провести по своему усмотрению. Если 10 часов в день будет посвящено учебе, неудивительно, что она начнет вызывать сопротивление. Распределите нагрузку, чтобы учебная деятельность сменялась творческой или спортивной, была возможность переключиться на прогулку и общение с друзьями.
- Научить распределять время. Дети не чувствуют времени. Часто школьник садится за уроки, но отвлекается на соцсети, игры, и выполнение уроков растягивается на весь вечер. Предложите ему заниматься по будильнику, отводя полчаса на предмет. Не успел – в следующий раз постараешься собраться и сделать побыстрее. Это позволит выработать дисциплину. А еще он потренируется расставлять приоритеты и решать, с какого урока лучше начать и каким закончить.
Кстати, по СанПин оптимальное время на выполнение уроков зависит от возраста школьника:
- 1-й класс —1 час
- 2–3-й классы — 1,5 часа
- 4–5-й классы — 2 часа
- 6–8-й классы — 2,5 часа
- 9–11-й классы — 3,5 часа
- Организовать рабочее место. Если уроки приходится делать на диване в гостиной, где включен телевизор, — вряд ли получится сосредоточиться. Важно, чтобы у ребенка был свой рабочий стол, с которого лучше убрать все отвлекающие предметы. Расписание уроков и кружков перед глазами поможет развитию самостоятельности школьника.
- Увлечь предметом. В учебнике по биологии факты могут выглядеть сухо, а формулы по физике восприниматься как непонятное заклинание – а что, если показать документальный фильм по теме или отвести на мастер-класс, где проводят яркие и веселые опыты? Или сходить в музей на интерактивную программу для школьников. А слова по английскому заучивать с помощью приложений. Все это позволит по-новому взглянуть на предмет.
- Показать пример. Если ребенок видит, как родители осваивают новый язык, слушают лекции, стараются узнать что-то новое — учеба для него становится естественной частью жизни и не вызывает вопросов.
- С оптимизмом проживать школьные годы своего ребенка. Никакие уроки не стоят ваших отношений и здоровья ребенка. Школа — один из этапов жизни. Постарайтесь относиться к нему спокойно, терпеливо и позитивно.
Источник: www.7ya.ru
«Старался, но не выучил». Что делать, если у подростка нет целей и результатов
Нередко спортивные тренировки или математический кружок воспринимаются школьниками как то, что надо просто пережить. «Я туда ходил, чего вы еще от меня хотите?» Как это изменить и научить ребенка добиться целей, доводить дело до конца? О самодисциплине, конкуренции и подготовке к самостоятельной жизни рассказывает психолог и профориентолог Наталья Хозицкая.
«Ребенок ленивый и ничего не хочет». Что за этим стоит?
Мне часто жалуются родители: «Он все время меняет увлечения!» Ну да, он походил в бассейн, научился плавать, потом научился играть в шахматы, потом научился играть в футбол. Он нигде не захотел стать чемпионом. Зато понял, как это работает, и пошел дальше. Это бесценный опыт. Ребенок получает кругозор, определенный навык деятельности, соотносит ее с собой, подходит она или нет.
А родитель потом говорит: «Он ленивый, ничего не хочет!» Этот же родитель сам ходил играть в теннис с партнерами, и где же кубок Уимблдона?
Обязательная деятельность ребенка — это школа, примерно как у взрослых, которые работают на своей работе вне зависимости от того, любят они ее или не очень. Параллельно можно делать еще что-то дополнительно. И если это занятие не вдохновляет настолько, чтобы мечтать об олимпийских достижениях, это не означает, что ребенок не умеет ничего добиваться.
Залог успеха — найти то дело, которое ему самому захочется довести до конца.
У меня есть живые примеры, когда дети в седьмом классе буквально крутили пальцем у виска — ну какая робототехника, что это? Они знают, что мама — бухгалтер, папа — юрист, еще есть продавцы, водители, все, с кем они сталкивались. А это что-то из области фантастики. Но к концу школы они уже сами мечтали, строили воздушные замки, потому что с ними постоянно говорили на эту тему, показывали соблазнительные возможности. Появилась информация — появилось желание.
Пока выбор не очевиден, ребенок может переделать множество дел, какие-то завершая, какие-то — нет. У меня был случай, когда мальчик хотел быть гейм-дизайнером. Родители сказали — ок, хорошая работа, купили курс, через три месяца он сказал «Я все понял: спасибо, больше не хочу, не так себе это представлял».
Родителям можно не бояться встать на одну сторону с ребенком. Это хороший план. А вдруг он окажется счастливым гейм-дизайнером? Они много зарабатывают. А если нет — вы будете в одной команде, а ребенок будет искать дальше.
Когда у ребенка есть идея, которую он защищает от родителей, ему некогда думать и пробовать, надо идею защищать. А если родители за, появляется ресурс на осмысление.
Но что, если школа заканчивается, а идей нет?
Проблема заключается в том, что и выбирать детей никто не учит. В школе в большинстве случаев не дают такой возможности. Даже если есть выбор профиля, он очень условный, и большинство предметов все-таки обязательные. Это обычно не выбор пути, а нечто ситуативное.
Что такое вообще выбор? Мы не можем выбрать, если у нас нет пространства для выбора. То есть если мы не знаем, из чего выбирать; если нет свободы выбора, и старшие лучше знают, кем их ребенку надо быть.
«Ему ничего не интересно», — говорит родитель, приходя на консультацию.
Я ни разу не видела подростка, которому ничего не интересно. В любимой области он и результата добиваться готов, и трудиться.
Но если родитель не считает это делом, то ребенок соглашается: «Ок, это не дело, значит, нет интересного дела».
Если же на самом деле ничего не интересно и не радует, это депрессия. Депрессию надо лечить.
Но чаще у нас все-таки здоровый ребенок, и беда с выбором и достижением целей не в том, что на самом деле ничего не хочется. И ключей к выбору три:
- кругозор, то есть знание вариантов;
- возможность выбирать без осуждения со стороны близких;
- понимание критериев выбора для себя.
Что сложнее всего в поиске и как родители могут помочь?
Критерии выбора — вот что действительно сложно в поиске дела, будущей работы. Потому что нет опыта в том, что предстоит выбирать. Это как если бы мы обсуждали, как сажать пшено на Марсе. Что такое пшено, знаем, что такое Марс, знаем, а вот остальное — неизвестность.
У ребенка так же с работой: папа и мама уходят куда-то в Нарнию, возвращаются с деньгами. Поэтому критерии выбора совершенно непонятны. Самый простой способ — «мне интересно изучать конкретный предмет, я буду изучать его дальше в вузе», родители принимают такой выбор. А если сфера интересов находится вне школы, интересных предметов нет, значит, выбор перемещается в область хобби. Футбол, компьютер.
Выбор — это очень долгий процесс, и это надо точно понимать родителям. И время тут будет потрачено на то, чтобы определиться с критериями. Работа — это то, что будет приносить доход, то, что будет интересным, вдохновляющим, может быть, полезным для других, общественно важным, то, что даст определенную среду, круг общения, образ жизни. Орнитолог и разработчик «Яндекса» — это два разных образа жизни.
Средний подросток, как мы помним, видел в своей жизни мало профессий: мамина, папина, учителя в школе, врача в больнице, блогера и ведущего любимого подкаста. А их ведь более 40 тысяч.
Что может сделать родитель здесь? Стать источником информации, потому что, во-первых, он единственное кровно заинтересованное лицо, во-вторых, нет другого источника информации ближе к этому ребенку. В школе ему об этом не рассказывают, это не задача школы, среда не рассказывает, так как там иные интересы. Про то, кем можно быть и чем заниматься, он может узнать либо на каком-то организованном курсе или мероприятии, либо с помощью родителей.
Что делать? Посмотреть вместе кино, почитать вместе статьи, познакомить со взрослыми приятелями с интересной работой.
На трамвайной обстановке рассказать, какие новые хайперлупы изобретает Илон Маск и могут ли они заменить трамваи.
Поговорить о работе папы, мамы и их коллег — не в режиме вечерних жалоб на трудности и усталость за ужином, а об интересных процессах, «внутренней кухне».
Да, для этого надо сделать усилия. Разве после прихода с работы родители обычно говорят о том, что работа — это потрясающе? Ничего подобного. При том, что многие свою работу на самом деле очень любят. Но для детей она не выглядит привлекательно, на консультациях они говорят: «Не знаю, кем, но как папа и мама не хочу». И мы об этом обычно не задумываемся.
Так ребенок узнает, что работа — это место, где получают деньги, но очень устают и вечно недовольны.
Расскажите ему про работу что-то другое, сводите, покажите. А то издалека работа выглядит как что-то страшное, а тут еще и выбирать ее однажды придется.
Конкуренция мотивирует или наоборот?
Это этически сложный вопрос, потому что любого человека, когда он попадает в конкурентную среду и проигрывает в ней без конца, конкуренция будет демотивировать. Другое дело, что конкуренция бывает здоровая, она может заряжать, стимулировать.
Я часто вижу подростков, для которых конкуренция — основная мотивация, в конкурсах и олимпиадах они зажигаются, их это стимулирует, а потом школа заканчивается, в вузе становится меньше соперничества, учеба за интерес, а не на конкурс, и у них демотивация наступает. И, наоборот, есть дети, которые учатся за интерес, и когда начинаются контрольные и олимпиады, им грустно, потому что они в этом темпе не могут работать, им тяжело, они стрессуют. Я сама такая была.
Это все упирается в обсуждения. С нездоровой конкуренцией все очевидно. Но стоит поговорить о том, что нравится, что пугает. О том, что есть узкие ниши деятельности, где конкуренции меньше, есть другие, где больше. На этом этапе у подростка уже может быть некоторое базовое недоверие, он немного «на другой стороне».
Тогда помогают карьерные примеры из жизни конкретных взрослых.
Я недавно читала британское исследование, где было сказано, что согласно собранной статистике каждая встреча со взрослым профессионалом в выбранном виде деятельности для подростка в будущем увеличивает зарплату примерно на 1%. Соответственно, для родителей это тоже интересный опыт — поиск взрослого профессионала.
Можно ли привить вкус к достижению целей?
Все возможно. Но поскольку я очень много работаю с детьми, подростками и их родителями, мне хочется встать на сторону ребенка. Не придумать способ «починить» его, а скорее создать благоприятную обстановку или «починить» запрос родителей.
Что делать, чтобы подросток не просто уделил время какому-то делу, а получил результат? Сформулировать задачу максимально конкретно. Создать условия. И, конечно, помнить, что иногда ему может быть и не нужно работать на тот результат, которого ждут родители. Или вообще можно и не работать на результат в этом деле, если не работается.
Если подросток ходил в бассейн, родители ждали разряда по плаванию, а он просто научился плавать, и ему достаточно, это тоже результат.
В чем достаточно существенная проблема? Жизнь взрослого наполнена разными событиями, приключениями и опытом: работой, достижениями, уже реализованными проектами. Если он уже родитель — это значит, у него точно есть некий набор свершений на жизненном пути: свадьба, рождение ребенка, а кроме них могут быть еще работа, законченное образование, бизнес. Все это можно разбить на маленькие завершенные проекты.
А жизненный опыт ребенка выглядит в среднем так: ел, пил, гулял, ходил в школу. У него еще нет законченных проектов, и его жизненный опыт не говорит о том, что его жизнь состоит из достижений. Он в начале лестницы, которая куда-то приведет, он не знает, куда, да и не должен. Поэтому родительские ожидания могут не совпадать с возможностями детей. И сформулировать, что мы от ребенка хотим, мы можем, но ему все равно будет непонятно.
Как донести, что пора готовиться к взрослой жизни?
Взросление неизбежно, и это хорошая новость.
Что мы просим у ребенка? Чтобы он доводил дело до конца. А чего на самом деле хотим? Чтобы он научился какому-то делу и сохранил этот навык. Но мы не можем ожидать от него, как от взрослого, что он научится требуемому, а если нет, мы его просто уволим. Мы не можем его уволить. Мы можем его только научить, для этого и нужны взрослые рядом.
В этом задача.
Поэтому недостаточно потребовать или объяснить с аргументами, что он обязательно должен научиться. То, что нам нужно — это самим вовлечься в этот процесс, поучаствовать.
При этом важно помнить, что, например, всю математику выучить невозможно. После сдачи школьных экзаменов математика или, например, биология не заканчиваются, там еще многое можно изучить. Именно этот опыт деятельности намекает ребенку на бесконечность процесса, а не на то, что он должен что-то завершить. Наоборот, с каждым годом что-то новое начинается.
Соответственно, первая задача родителей — создать некоторую инфраструктуру. Когда-то мы учили ребенка завязывать шнурки, хвалили, когда он их сам завязывал, хлопали и страшно радовались всей семьей. Вот примерно так же это и работает дальше, с каждым приобретенным навыком, с каждым полученным результатом. Только стиль похвалы и поощрения выбираем по возрасту.
Чем мы можем помочь, когда хвалить пока не за что?
Вопрос результативности и дисциплины обычно остро стоит в пору экзаменов. Тут вот что важно: все люди разные, кто-то более организованный, так называемого «конвенционального типа», кто-то менее. В любом случае взросление случится, начнется работа. Нужные навыки выработаются неизбежно, станут частью образа жизни. У кого-то легче и раньше, у кого-то тяжелее и позже.
Мы, как взрослые люди, от человека, который с виду тоже уже почти взрослый, автоматически можем ждать ответственного поведения. Но если конвенциональности пока маловато, основная наша задача — не верить, что он однажды вырастет и обретет ее, а «дотянуть» его до того момента. Не снимать с себя ответственность.
В ситуации, когда начинается возраст окончания школы, случаются кризисы роста и мотивации.
Надо влюбляться и общаться, а тут ЕГЭ, сто заданий, репетиторы, пора выбирать, кем стать, плюс от ребенка ждут, что он все это будет разруливать как взрослый.
Родителям надо помнить, что подросток еще не взрослый. Сопровождать его. Если мы знаем, что он все время просыпает — не надо думать, что он никогда не научится вставать вовремя. Работа научит. А пока он здесь, в наших интересах, чтобы он закончил школу, и нужно будить его по утрам.
Можно помочь с составлением графика, можно устраивать «планерки», я называю это «менеджмент абитуриента».
Есть те, кто сами могут вставать вовремя и организовывать подготовку к экзамену, а есть те, кто не может. Но это не повод опускать руки или ругаться. Это повод помочь, поделиться своими способами, подсказать, показать инструменты планирования, хоть стикерами холодильник обклеить. Сейчас дети позже взрослеют, зато более интеллектуально развиты.
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru