Изначально ребёнок берёт карандаш или ручку так, как ему удобнее. И в большинстве случаев это будет неправильный захват, потому что для формирования верного захвата надо приложить усилия, чтобы мышцы запомнили нужную позицию! Почему нужно учить ребёнка правильно держать ручку как можно раньше – ответы в нашей статье.
Очень важно! Если вовремя не показать и не научить ребёнка тому, как держать ручку на письме, то эта привычка быстро укоренится в мышцах, сформировав неправильную нейронную связь в мозге, что негативно может отразиться на аккуратности почерка, беглости письма и даже на отношении к письму.
Неправильный захват ручки также приводит к:
- Быстрой утомляемости при письме Значит, ребёнок будет медленнее выполнять письменные упражнения, отставать от темпа работы в классе.
- Ухудшению осанки. Более того, вполне вероятно даже снижение остроты зрения.
- Отказу от выполнения письменных работ.
Как правильно держать ручку при письме. Какую ручку выбрать для письма.
Если не научить ребёнка правильно держать ручку, то в кисти и пальцах возникнет избыточное напряжение, которое станет причиной боли и онемения руки. Из-за этого будет очень сложно тренировать скорость письма и при этом будет ухудшаться почерк. Особенно это становится заметно в 5 классе, а в 7 уже просто ничего не разобрать.
Неправильная манера держать ручку на письме уже в старших классах может привести к писчему спазму, который является одной из форм фокальной дистонии (характеризуется избирательным нарушением моторной функции ведущей руки). На её наличие указывают болевые ощущения, дрожание пальцев, слабость кисти, тонические спазмы, из-за которых ребёнок просто не может продолжать дальше писать.
Согласитесь, что даже непрофессионалу видно, что при таком захвате карандаша кисть находится в постоянном напряжении. Естественно, что быстро и разборчиво писать ребёнок просто не в состоянии!
Признаки неправильного захвата ручки при письме:
- Удержание карандаша/ручки в кулаке.
- Сильное сдавливание карандаша в руке.
- Верхняя часть ручки/карандаша смотрит строго вверх или в противоположную сторону от плеча.
- Наложение большого пальца на указательный.
- Слишком низкое/высокое расположение пальцев на карандаше.
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что в большинстве случаев причиной неправильного захвата карандаша является слабая иннервация пальцев пишущей руки и низкая подвижность запястья.
И для того чтобы научить ребёнка правильно держать ручку при письме, нужно не только отработать правильный её захват, но и выполнять специальные упражнения для развития подвижности запястья.
Как научиться правильно писать (Полезные советы) / How to learn to write correctly (Useful tips).
Да, и совершенно необязательно пользоваться различными насадками на карандаши для правильного захвата или приобретать специальные ручки, потому что они не решают проблемы моторных трудностей, которые часто и провоцируют неправильный захват.
Как правильно держать ручку при письме?
Для формирования верного захвата карандаш следует удерживать тремя подогнутыми пальцами (большим, средним и указательным). Мизинец и безымянный палец могут находиться в свободном состоянии у основания большого пальца либо же лежать внутри ладони.
Сам карандаш должен лежать на среднем пальце, а большой и указательный придерживают его слева и справа. Сильно сжимать карандаш не нужно. Проверить это довольно легко: если приподнять указательный палец, то карандаш не должен упасть.
Как научить правильно держать ручку/карандаш? Для этого необходимо:
- Расположить указательный и большой палец под прямым углом, а остальные пальцы согнуть в ладони (1).
- Разместить ручку на вторую фалангу среднего пальца: он должен оказаться в углублении между указательным и большим пальцами. После этого пальцы сжимаются (2).
- Проверить правильность захвата ручки.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для успешной коррекции почерка используются специальные упражнения, которые направлены на развитие иннервации пальцев рук, подвижности запястья, выносливости руки к монотонным нагрузкам, что приводит естественным образом к формированию беглого и красивого почерка.
Если для формирования выносливости и красивого почерка требуется выполнять графокоррекцию, то лучший «тренажёр» для правильного захвата ручки и развития запястья – обыкновенный деревянный волчок.
Тренировка точного захвата ручки с помощью волчка
Почему именно волчок? Потому именно он обеспечивает тренировку правильного захвата ручки тремя пальцами в позиции «щепотка» и показывает уровень иннервации пальцев.
Благодаря выполнению этого упражнения обеспечивается высокая точность согласованных движений трех пальцев рук, повышается уровень микрокоординации, потому что тренировка с волчком повышает иннервацию пальцев и развивает подвижность трех пальчиков пишущей руки.
Как выполнять упражнение?
Главное требование, которое реализуется в методе учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе – волчок обязательно находится только в одной руке!
Выполнять упражнение одновременно двумя руками КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено, при этом важно, чтобы завершилась тренировка именно на правой руке, которая отвечает за стимулирование работы левого полушария мозга. Причина такого требования в том, что левое полушарие отвечает за логику, математику, анализ и обучение в целом.
При выполнении упражнения с волчком на формирование правильного захвата ручки важно, чтобы другая рука находилась на поясе. Ребёнок должен стоять ровно на двух ногах, кисть во время выполнения должна быть развёрнута положением пальчиков вверх.
Пальчики складываются так, чтобы три пальца, которые держат карандаш, обхватили основание волчка, а мизинец и безымянный должны быть прижаты к ладони. В таком положении они не будут мешать работе трёх основных пальцев.
Когда ребёнок научится правильно держать волчок, то можно приступать к динамической части упражнения. Для этого ребёнок в свободном ритме начинает вращать/перемещать ручку волчка в правильном захвате.
Данное упражнение очень эффективно при коррекции почерка, поэтому оно является обязательным для учеников Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые хотят изменить свою манеру письма к лучшему, повысить скорость и письма и его грамотность.
Правильный захват ручки – это залог ровного, аккуратного и беглого почерка. Это одновременно и гарантия сохранения здоровья ребёнка, его комфортного психоэмоционального состояния при выполнении письменных работ.
Источник: dyslexia.ru
неправильно держит ручку
Я класса до пятого ручку неправильно держала. Ну удобнее мне так было. Потом сама переучилась, чтобы успевать конспектировать.
будущая мама
Екатеринбург
Я неправильно держу. Почерк красивый:-)
никогда не заморачивался на эту тему. 🙂 может я тоже всю жисть неправильно держу. ну вот теперь загрузился. 🙁
Аноним 775
у меня ребенок как взял один раз лет в 5 (точно не помню, но вроде так) неправильно, так и пишет, рисует, а сейчас учительница на всех собраниях-при личной встрече пропесочивает, как так, единственного ребенка не научили ручку держать, сегодня в дневнике написала, а он, если правильно ручку берет, такие каракули начинаются, как если бы я левой рукой писать пыталась. Вот что делать, помучиться с каракулями какое-то время, но чтобы правильно держал, или забить?
Источник: www.u-mama.ru
Неправильный захват ручки
Что делать, если ребенок неправильно держит ручку?
Исправлять или нет? Если исправлять, то как?
Специалисты сходятся во мнении, что неправильный захват ручки (карандаша/кисти/брашпена) негативно влияет на здоровье ребенка: может ухудшиться зрение и даже развиться сколиоз.
Также из-за сильного нажима рука быстро устает, ребенок чувствует физический дискомфорт, раздражение, портится отношение к занятиям в целом.
Ученые считают, что правильный захват должен сформироваться к 6-ти годам.
- В норме ручка или карандаш должны лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированные сверху большим, а сбоку — указательным.
- Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.
- Захват ручки должен быть таким, чтобы её нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.
- Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец.
- По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. После того как написано примерно 8–10 букв, запястье тоже передвигается.
Давайте разберемся, как организовать процесс работы с письменными принадлежностями, чтобы максимально мягко помочь ребенку сформировать правильный захват.
- В дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Это научит ребенка управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали.
- Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности — дети не прочь попробовать их на зуб.
- Если говорить о выборе ручки, то рекомендации будут похожими: эргономичная форма, прорезиненная вставка, небольшой вес и легко-пишущий стержень. Плюс стоит добавить о цвете чернил — они должны быть достаточно насыщенными, чтобы для получения четкой надписи, ребенку не требовалось сильно давить при письме. Обратите внимание на длину (не более 13 см) и толщину (не более 7 мм) ручки.
Среди современных канцелярских товаров можно найти много полезных помощников. С ними формирование правильного захвата пройдет гораздо легче и быстрее.
- Обучающая ручка «Stаbilо LеftRight» с подсказкой для пальцев. Ручка имеет трехгранную форму и специальные углубления, в которые очень удобно укладываются пальчики малыша. К тому же она легче, чем обычные ручки, и имеет яркий красочный дизайн. Существуют модели для правшей и левшей.
- Насадки на ручку или карандаш. Они изготовлены из мягкой пластмассы в виде различных зверюшек, рыбок или птичек. Отверстия и углубления, расположенные на насадке, делают возможным только правильный захват ручки или карандаша.
- Ручка PenAgain. Имеет Y-образную форму и идеально обхватывает указательный палец. Это создает оптимальное расположение ручки в ладони. В результате рука не напрягается, предотвращается возникновение спазмов, развитие искривлений позвоночника и сколиоза.
Есть несколько простых приемов, которые также в силе помочь ребенку научиться правильно держать карандаш:
- Рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.
- Метание дротиков в игре дартс. Предложите ребенку представить, что карандаш – это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги.
- Игра «Меткость». Нарисуйте на среднем пальце малыша точку, которой должна касаться ручка. Такую же метку можно оставить на ручке (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).
- Метод салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат ручку.
Прикрепить карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается сжать карандаш в кулак, резинка будет этому мешать.
Все описанное выше — одна сторона медали: мы обнаруживаем у ребенка неправильный захват и бросаемся его исправлять всеми доступными способами. Но есть и другая сторона.
В погоне за идеальным почерком родители нередко пренебрегают эмоциональным и внутренним состоянием ребенка во время уроков.
Красивые буквы, ровная осанка, правильный захват — результат психологической базы, закладываемой в начале обучения. Ее основу составляют радость, интерес и вдохновение ребенка и взрослого с обеих сторон.
Как же заложить и постоянно поддерживать приятную эмоциональную атмосферу для учебы?
Самое главное — постоянно расширять свою картину видения. Прежде всего — нам с вами — родителям!
Людям свойственно воспринимать окружающую действительность исключительно через линзу собственных представлений о ней, в ограниченном количестве вариантов и красок.
Выйти за рамки своего мира сложно. Иногда это — невыгодно, а порой — страшно или просто лень.
Родители неосознанно ждут от своих детей идеального результата, который должен вписаться в их собственные представления — и никак иначе. Если это каллиграфия, значит почерк должен быть красивым: нужно знать все буквы, писать ровно и правильно.
Но что при этом чувствует ребенок?
Какие доминанты в нем закладываются?
Полюбит ли он письмо или оно будет вызывать в нем стойкую ассоциацию скуки и отвращения?
Помните, что теплые и доверительные отношения с ребенком, его увлеченность и психологический климат во время занятий находятся на первом месте.
Правильный захват важен, но он не гарантирует красивое письмо и любовь к процессу.
Хочу познакомить вас с профессиональными каллиграфами, которые своим примером доказывают это.
Я убеждена, что на первом этапе совершенно неважно как ребенок держит карандаш или ручку, как и где сидит во время занятий. Гораздо важнее — нравится ли ему сам процесс.
Когда Султана начала пробовать собственные силы в письме, она садилась вместе с нами и делала всё, что хотела: рисовала во взрослых прописях, обводила неизвестные себе буквы, алфавит начинала с конца, зеркалила, зачеркивала, писала справа налево или снизу вверх, брала карандаш так, как хотела. Ее первые «шедевры» – это дерганые линии, лишние штрихи, корявенькие буквы, смешные ошибки в словах. Все это делала четырехлетка.
И знаете, что я делала? Восхищалась и радовалась!
Конечно, хочется скорее научить детей правилам письма.
Только это не работает или дает временный эффект. Гораздо ценнее, если ребёнок сам в ходе собственных экспериментов дойдет до своего открытия.
Так было и у нас. После всех игр в докторов с их нечитаемым почерком, после письма куклой, которую Султана надевала на руку, после смешных записок, которые еще нужно было расшифровать, она за два года ИГР в письмо сама выучила буквы, разобралась с рукописным шрифтом, научилась читать. И, конечно, захват ручки из кулачка плавно перекочевал на кончики пальцев, так, как это и нужно.
Секрет и магия — быть мудрым родителем и мягко направлять ребенка.
Любое развитие легко совершить, если есть база любви к процессу.
Именно этому мы учим в “Игре в каллиграфию”.
Все ограничения лишь в нашей голове. Согласны?
Поделитесь в комментариях, сталкивались ли вы с проблемой неправильного захвата и как ее решали?
вернуться в блог
хочу в игру!
Чт 22 Августа 13:31
Мария Исакова удалить
Дочке 7 держит не правильно, зажимает средним и большим и карандаш не ложится в ямку, а лежит на указательном пальце. На мои советы взять иначе, злится, швыряет ручку или делает дальше по-своему.
Источник: kidsletters.club