Озвученная лидером ЛДПР Владимиром Жириновским идея отменить в школах двойки и колы получила горячую поддержку со стороны психологов. Они заявили, что этот шаг был бы полезен для позитивного отношения к школе и для формирования мотивации учиться. Высказаться захотели не только российские психологи, но и их коллеги из Казахстана и Украины. Вот результаты экспресс-опроса, который провел по этому поводу корреспондент «МИР 24».
«Как-то незаметно в педагогике понятие «отметка» перешло в понятие «оценка». А это две большие разницы, – говорит психолог из Архангельска Иванна Кашина. – Если ответ или работа ученика отмечена как «неудовлетворительная», это повод ее доработать. Если же оценена таким образом, то это ярлык, причем позорный. Какую функцию он несет, помимо деморализации и формирования феномена «выученная беспомощность», я не знаю».
«Педагогическая система, основанная на прямом оценивании, критикуется уже давно, – говорит психолог, психоаналитик из Алматы Александр Скуртул. – С психологической точки зрения, особенно в начальных классах, главным для ребенка является пробуждения интереса, а не формирование конкурентной среды».
➤Как избежать наказания за плохие оценки➤
По словам специалиста, оценки становятся бессмысленными после формирования желания изучать предметы и познавать мир. А чтобы ребенок понимал свой уровень успешности, потребуется объективное отражение его личности, и это задача учителя. В дальнейшем его позицию займет преподаватель или научный руководитель, сообщество. Монтессори педагогика, например, как одна из практикующих отказ от оценок, показывает свою эффективность, при правильно организованной системе, уже не первый год.
А психолог из Запорожья Ирина Баранова высказалась еще более жестко. «Двойки – это допотопный стереотип мышления учителей и родителей эпохи тоталитаризма, метод подавления, а не стимулирования интеллектуальной активности», – сказала она.
С точкой зрения, что никакого положительного влияния на успеваемость двойки и колы не несут, согласна и социолог Галина Романовская из Москвы. «Очень многие дети испытывают стрессы и страдают, получая такую оценку, – сказала она корреспонденту «МИР 24». – Если ученик не подготовил материал, то пусть сдает его после уроков в другой день. Есть еще и такой момент, что человек может иметь психологический блок на какую-либо книгу или материал, и я считаю допустимым такой материал заменять, если он согласовывает это с учителем».
На то, что двойка, как пример «отрицательного подкрепления», малоэффективна в задаче усвоения знаний и получения профессиональных навыков обучающимися, указывает и психолог из Казани Алексей Фуреев. «Полученная отрицательная оценка не дает ребенку представления о том, как нужно учиться правильно, и ребенок тратит свои способности и силы на то, чтобы научиться избегать «наказания» от учителя. А избежать «наказания» можно разными путями, например прогуляв контрольную, списав ответы у соседа или из интернета и т.п.», – говорит он.
Когда получил двойку по контрольной . Реакция мамы #лайфхаки #лайфхак #школа
А вот психолог из Санкт-Петербурга Ирина Фунтикова убеждена, что все оценки и отметки нужны и важны, и двойки в том числе. «В моем представлении двойка – это про то, что ученик не смог соответствовать определенным рамкам и правилам, – говорит она. – То есть либо есть пробел в знаниях, либо неумение презентовать их, либо недопонимание в диалоге с учителем. Это не хорошо и не плохо, это информация для дальнейших выводов и решений. Например, уметь презентовать свои знания в рамках определенных требований – это отличный навык на будущее, как и умение выстраивать успешную коммуникацию с очень разными людьми».
По словам специалиста, возможная фрустрация после двойки может быть замечательной прививкой и стимулом к дальнейшим действиям. Другой вопрос – эмоциональная реакция взрослых, которая связана со страхами самих этих взрослых. Но это уже отдельная история – про страхи вообще и про психологические защиты, в том числе – про выращивание взрослой позиции.
С нею согласна и психолог, кандидат психологических наук из Москвы Татьяна Бондаренко. «Нельзя отменять экзамены, двойки, – сказала она корреспонденту «МИР 24». – Это важный показатель уровня знаний учащегося. Уравнивание не приводит к равноправию, к которому стремились все революционеры. Это приводит только к негативным последствиям».
По мнению психолога из Москвы Ольги Осиповой, нужен разный подход к старшей и к младшей школе. «В начальной школе (1-4 класс) двойки противопоказаны, так как в этом возрасте главное, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы нравилось. А двойка легко может привести к неверию в себя, отбить интерес и желание учиться. Детям нравится делать то, что у них получается.
Здесь нужны особые требования к учителям начальных классов, – говорит специалист. – Что касается 5-11 классов, если учитель использует двойку как информацию о том, насколько ученик владеет темой и дает адекватную обратную связь ученику и родителям, то двойка имеет право на существование. Детям же в дальнейшем сдавать всякие экзамены и прочие ЕГЭ, которые оцениваются в также в цифрах. Бывает, к сожалению, нередко, что учитель использует отметки в качестве оценки личности ученика или своего недовольства его поведением, что уж совсем неприемлемо. Но это уже не про двойки, а про учителя».
По мнению психолога, психотерапевта из Одессы Ирины Главацкой, большого смысла отменять двойку как оценку, может быть и нет. А вот изменить отношение к двойке, как к чему-то унизительному и позорящему, явно стоит. Информация об оценках ученика должна быть доступна только учителю, ученику и его родителям, уверена эксперт. И эта практика уже существует во многих странах мира.
А в США, например, не приветствуется даже, если сами ученики делятся с друзьями информацией о своей успеваемости. Это личное дело каждого.
Источник: mir24.tv
консультация для родителей на тему: «Если ребёнок получил двойку. »
статья
От плохой оценки в школе не застрахован никто. Причины, по которым ребёнок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. Как правильно реагировать на плохие оценки. Почему дети получают двойки, стоит ли ругать их за это?
Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.
В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы.
Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности.
Когда ребёнок приходит из школы с двойкой, мы чувствуем разочарование. Родителям свойственно желать, чтобы их ребёнок добился того, что не удалось им самим. И ожидание от ребёнка всегда успешных результатов в учёбе — яркий тому пример.
Непрожитые переживания собственных школьных неудач подпитывают тревогу, которая может выражаться через раздражение: закричать, отругать, наказать ребёнка за двойку, чтобы ситуация никогда больше не повторилась. Но действительно ли это поможет? Давайте подумаем о том, что в этот момент чувствует ребёнок.
Достаточно вспомнить себя в подобной ситуации: что испытали вы, когда впервые получили двойку в школе? Скорее всего, это были стыд, горечь и страх того, что будет, когда об этом узнают родители. Согласитесь, такой набор эмоций — уже достаточно суровое наказание.
Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье.
Правильная реакция на двойку может быть только одна: спокойно разобраться в ситуации и обсудить с ребёнком, как можно её исправить.
Если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание, проверочную работу или ответ у доски, выясните, что помешало ребёнку подготовиться лучше. Действительно ли он не знал правильный ответ, или виной послужили невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Но помните, что помогать с учёбой — не значит учиться вместо ребёнка. Не давайте готовых ответов, но задавайте наводящие вопросы и позвольте вашему школьнику найти решение самостоятельно.
Если двойка получена за поведение — нужно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребёнку, как вести себя, чтобы это не повторилось.
Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность.
Ведь оценки — не главное, гораздо важнее, чтобы ребёнок рос уверенным в себе человеком, который не боится ошибаться, не зависит от мнения окружающих и получает удовлетворение от результатов своего труда.
С уважением ПДО Квартина Н. Ю.
Источник: nsportal.ru
Что делать, если ребёнок получил двойку?
?Наверное, у каждого родителя бывает ситуация, когда ребёнок приходит домой с двойкой. Обычно ребёнок, получивший плохую оценку, уже чувствует себя достаточно наказанным.
Давайте рассмотрим действия родителей, которые могут ухудшить эту ситуацию:
? Родители стыдят ребёнка: «Ну что? Доволен собой?».
? Показывают, что так и должно было произойти, обвиняют в случившемся: «Я не удивляюсь! Ты же совсем не занимался!».
? Наказывают: «Сегодня не пойдёшь гулять!».
? Предупреждают, читают нотации: «Кто из тебя вырастет? Хочешь стать дворником?».
? Сравнивают с другими детьми: «Вот Маша у тёти Лены только пятёрки получает!».
? Высмеивают: «Ну что? Опять «гуся» принёс?»
Всё это неэффективные методы! Запугивая ребёнка, стыдя его, наказывая, МЫ ДЕЛАЕМ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ ЕЩЁ ХУЖЕ (а значит и успеваемость) и ПОРТИМ С РЕБЁНКОМ СВОИ ОТНОШЕНИЯ.
❓Что же могут сделать родители, если ребёнок получил двойку.
Это зависит от конкретной ситуации, потому что ДВОЙКА может быть разной!
?Вариант 1. Двойка несправедливая.
Да, такое бывает. И если она несправедливая, а ещё и родители начинают давить и наказывать – ребёнку становится совсем плохо.
✅ Задача родителей в такой ситуации помочь ребёнку, поддержать его: «Очень неприятно получить двойку, особенно обидно, когда это несправедливая оценка». Помогите ребёнку пережить эти негативные эмоции!
?Вариант 2. Двойка заслуженная, но расстроившая ребёнка. Обычно у него всё получается, а тут как-то так сложилось, что-то не получилось. Ребёнок расстроен.
✅ Здесь задача родителей поддержать ребёнка, чтобы его уверенность в своих силах не упала. Потому что, если ребёнок в себе засомневается, учиться ему может стать совсем неинтересно. Кроме того, может появиться страх ошибок и двоек, что часто сильно мешает учиться.
Ребёнок может переживать свою оценку как вину.
Можно сказать ребёнку: «Я вижу, как ты расстроен, двойку получать неприятно». А потом объясните, что ошибки имеют важное обучающее значение, они показывают, что не усвоилось, в чём ребёнок не до конца разобрался. Что это возможность развития!
?Вариант 3. Двойка заслуженная, но ребёнок совсем из-за неё не переживает. Для него двойки – дело обычное.
✅ В этом случае, задача родителей повысить успеваемость ребёнка, а для этого нужно заинтересовать ребёнка учёбой.
Интересовать можно через удовольствие от самой учебной деятельности или через будущее призвание. Ведь, когда ребёнок знает, что ему нравится делать больше всего, кем бы ему хотелось стать в будущем, ему проще понять, зачем нужна школа и итоговый аттестат. Успеваемость напрямую зависит о того, знает ли ребёнок, зачем вся эта учёба ему нужна.
- ← Записки психолога. Чего я не могу…
- Ребёнок не хочет делать уроки. →
Источник: tanyapol.ru