Каждый второй школьник сталкивается с агрессивным поведением и буллингом. В каждом пятом случае инициатором травли становится учитель. Чаще всего причиной придирок становится внешний вид, национальность и какие-то особенности ребенка, например, заикание или материальное положение родителей. Вместе с Кариной Рихтере, профессиональным психологом, экспертом в детско-родительских отношениях и теории привязанности, мамой пятерых детей, разобрали, как понять, что педагог травит ребенка, и что мы можем сделать, чтобы защитить его.
Почему учитель травит ребенка?
Когда мы отдаем ребенка в школу, мы надеемся, что учитель станет для него значимым взрослым, который поможет, поддержит и направит. Но зачастую сами учителя вольно или невольно провоцируют травлю. И вот почему:
- Эмоциональное выгорание . Не секрет, что нагрузка на педагогов с каждым годом только растет, и не каждый из них имеет силы и возможности, чтобы обсудить проблемы на работе с психологом. Как следствие, учителю становится равнодушным к проблемам учеников, предпочитает применять репрессивные методы в работе, потому что они дают быстрый результат, и не задумывается о том, как его поведение отразится на ученика.
- Устаревшие методы преподавания . Многие педагоги, особенно педагоги с внушительным стажем, считают, что их методы преподавания самые лучшие и правильные. Они не изучают открытия в области педагогики и психологии, не читают статьи в специализированных журналах и проходят только формальное обучение. Они все еще уверены, что лучший способ повлиять на ребенка — сделать ему замечание, использовать психологическое давление или физические наказания.
- Личные качества . Бесспорно, педагоги должны относиться ко всем детям доброжелательно и одинаково. Но они тоже люди, поэтому одни дети им нравятся, другие нет. Очень часто учитель бессознательно привносит личное отношение в обучение. Одному ребенку достается любовь и внимание, другому — бесконечные придирки и замечания.
Отношение учителя, конечно, влияет и на отношение одноклассников к вашему ребенку. Сам педагог может делать аккуратные замечания по поводу внешнего вида или поведения, придумать ребенку «забавную» кличку или устраивать периодические разборы полетов перед всем классом. Запускается цепная реакция: дети подхватывают то, что начал учитель, и вот ребенок становится изгоем и жертвой буллинга.
ТРАВЯТ В ШКОЛЕ? 9 СОВЕТОВ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Как понять, что ребенка травит учитель?
Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Однако есть такие дети, которые находятся в особенно уязвимом положении. Если вы недавно переехали и сменили школу, если в вашей семье произошел развод или умер кто-то из близких, если ребенок чем-то отличается от других, например, имеет какое-то заболевание или дефект речи, например, картавит или носит очки, он с большей вероятностью станет объектом насмешек. Также на мнение учителя о ребенке влияет материальное положение семьи или интеллектуальное развитие. Педагог может придираться и к тем, кто, по его мнению, не дотягивает до общего уровня класса, и к «слишком умным».
По статистике, каждый второй ребенок предпочитает не рассказывать родителям о том, что подвергся травле и унижению со стороны учителя. Это происходит по разным причинам: кто-то считает, что заслужил такое отношение, кто-то — что ему все равно не поверят, кто-то — что он уже взрослый и может справиться со всем самостоятельно. Однако есть несколько косвенных признаков, которые говорят о том, что учитель издевается над ребенком:
- Ребенок замыкается в себе . Он перестает рассказывать про школу, а на ваши вопросы отвечает односложно без подробностей. Иногда в школе действительно не происходит ничего нового и интересного. Но если ребенок до этого активно делился школьными новостями, но неожиданно перестал, это повод поговорить с классным руководителем.
- Он не хочет идти в школу или прогуливает конкретный предмет . Конечно, многие дети периодически не хотят идти в школу. Но если ребенок постоянно говорит о том, что не хочет учиться, плачет перед школой или после возвращения из нее, нужно как минимум обсудить, почему так происходит.
- Снижается успеваемость по одному из предметов . Если в целом у ребенка нет проблем с обучением, но по одному из предметов он постоянно получает двойки, стоит выяснить, в чем тут дело и понять, действительно ли сыну или дочери тяжело дается этот предмет или дело в негативном отношении учителя?
- Появился страх перед учителем или школой . Чем сильнее давление, чем больше педагогов в нее включено, тем больше снижается самооценка ребенка. Уроки и время, проведенное в стенах школы, становится травмирующим событием, которого ребенок хочет всеми силами избежать. Все это выливается в навязчивые страхи и фобии.
Если вы заметили один или несколько таких признаков у вашего ребенка, это повод аккуратно обсудить с ним, что произошло и почему его поведение изменилось.
Что делать, если учитель действительно травит ребенка?
Если ребенок признается, что снижение оценок или страх перед школой происходит из-за предвзятого отношения учителя, не пускайте все на самотек и не ждите, что все разрешится само собой.
Во-первых, убедите ребенка в том, что вы ему безоговорочно верите. Даже если он соврал и наговаривает на учителя, он должен знать, что вы доверяете ему и всегда защитите его.
Во-вторых , обсудите ситуацию с учителем, который травит ребенка, и его классным руководителем. Объясните, что в вашей семье другие методы воспитания, и попросите учителя сменить тактику поведения с ребенком. Постарайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации. Будьте готовы к тому, что ваш разговор может усугубить ситуацию. Заранее продумайте дальнейшие шаги.
На вас будут давить, обвинять ребенка в том, что он ведет себя как-то не так. Объясните, что с поведением вашего сына или дочери вы разберетесь сами. Постарайтесь пригласить на встречу школьного психолога. Он поможет направить беседу в конструктивное русло.
В-третьих , запишитесь на личный прием к директору школы, чтобы обсудить ситуацию с ним. Если директор отказывается принять меры и реагировать на ситуацию, опишите ситуацию на бумаге и отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае директор не сможет спустить все на тормозах и будет обязан ответить вам в течение 30 дней с момента получения письма.
В-четвертых , обратитесь в районный или городской отдел образования. Без эмоций опишите ситуацию, с которой пришлось столкнуться вашему ребенку и что делает школа для решения проблемы. Если вашу проблему отказываются рассматривать, снова отправляйте письменное обращение.
В-пятых , не молчите. Описывайте ситуацию в социальных сетях, обращайтесь в местные СМИ и к популярным в вашем городе блогерам. Буллинг любит тишину и замалчивание. Чем больше вы об этом говорите, тем больше вероятность, что дело сдвинется с мертвой точки.
В-шестых , если школа и городской отдел образования, присылают отписки на ваши заявления, обращайтесь в вышестоящие органы — Прокуратуру, Министерство образования, Рособрнадзор, Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. К обращению прикладывайте ответы школы и городских чиновников. В аппарате детского омбудсмена вы также можете получить юридическую консультацию и понять, как лучше действовать в вашей ситуации.
В-седьмых , будьте готовы идти до самого конца. Если не получается сменить учителя или обращения в вышестоящие органы не дают никакого результата, переводите ребенка в другую школу. Не замалчивайте проблему. Честно расскажите, почему вам приходится переводить ребенка. Это не бегство.
Это один из вариантов выхода из ситуации. Ваша цель не в том, чтобы наказать агрессора, а в том, чтобы показать ребенку, что вы на его стороне.
Помните, что из любой ситуации есть выход. Уважительное отношение и защита ребенка от дискриминации — это не привилегия, а право, данное ему от рождения. И мы должны сделать все возможное, чтобы защитить ребенка от агрессии и дискриминации.
Рекомендуем для изучения:
Как научить ребенка справляться со своими страхами?
Что еще почитать:
Источник: mamazonka.ru
Что делать родителям, если ребенка гнобят в школе, а что делать не стоит
Школьную пору называют счастливой, однако не для всех она таковой является. Некоторые дети наотрез не хотят идти на занятия, потому как в стенах учебного заведения их жду настоящие испытания. Если ребенок подавлен, когда идет или приходит со школы, родителям стоит задуматься, не гнобят ли его там, поговорить со своим чадом, решить проблему.
Сегодня есть такое понятие, как «буллинг» — это «травля» ребенка, издевательства на них со стороны его сверстников. Нередко дети переживают буллинг ежедневно, терпят задирания, оскорбления, пинки, насмешки. Такого ребенка могут игнорировать, у него могут красть вещи. Главной целью агрессора является унижение своей «жертвы», причинение ей моральной и физической боли.
- Как понять, что ребенка гнобят в школе
- Что делать родителям, если их ребенок — жертва буллинга
- Чего не нужно делать родителям, ребенка которых гнобят в школе
- Что делать ребенку, которого гнобят в школе
- Что ребенку, которого гнобят в школе, делать не стоит
Как понять, что ребенка гнобят в школе
Очень редко ребенок может рассказать родителям о своих проблемах в школе. Многие попросту бояться, что из-за вмешивания родителей может стать лишь хуже. Поэтому мамам и папам необходимо попросту дома больше уделять внимания ребенку, так сказать, «замечать» его, следить за поведением, эмоциональном состоянии. Чаще гнобят «новеньких» детей — тех, которые перешли в новую школу, или в новый класс.
Родителям, заметившим, что их ребенок подавлен, необходимо осмотреть его: если на теле если синяки с царапинами, и не может, или не хочет объяснять, откуда они взялись, лжет, то это повод для еще большей тревоги. Если ребенок «теряет» вещи, украшения, одежду, или приносит сломанные гаджеты, то это не всегда означает, что он виноват, «криворукий». Насторожить родителей должен тот факт, когда ребенок ищет повод не пойти на занятия, симулирует болезнь, ему стало не интересно учиться, или его успеваемость снизилась.
Тревожным сигналом является деструктивное поведение ребенка:
- он сам себя калечит;
- убегает из дому;
- агрессивен;
- не хочет учить уроки;
- закрывается в своей комнате;
- его самооценка снизилась.
В этих случаях можно предполагать, что его гнобят в школе.
Что делать родителям, если их ребенок — жертва буллинга
Если вы сами поняли, или ребенок рассказал, что его гнобят в школе, пришло время принять меры. В первую очередь родителям нужно показать, что ребенок ими услышан. Между мамой, папой и чадом должен произойти откровенный разговор. Дайте понять, что эта ситуация не останется без внимания, поблагодарите ребенка за откровенность, обнимите его, скажите, что проблема обязательно решится.
Родители должны объяснить ребенку, что его вины в сложившейся ситуации нет: не в нем причина оскорблений, унижений, побоев, игнорирования. Нельзя допускать, чтобы ребенок поступал также — травля не должна быть оправдана. Научите ребенка разово решать конфликт, а не подвергаться издевательствам, или издеваться самому. Поговорите с ребенком, узнайте, что могло стать причиной «травли», вместе подумайте, как можно решить сложившуюся ситуацию. К тому же ребенок поймет, что его проблема уже точно не решится без ведома родителей, и самостоятельно какими-то неправильными путями решать ее не будет, потому как не захочет разочаровать маму с отцом.
После выяснения причин конфликтной ситуации родителя должны поговорить с классным руководителем, рассказать о проблеме и спросить, какие лично его будут действия, чтобы «травля» прекратилась. Говорить с педагогом стоит спокойно, не оказывать на него морального давления.
Если классный руководитель избегает решения проблемы, значит необходимо обращаться к школьной администрации или директору. Не лишним будет поговорить с родителями ребенка, который гнобит вашего. Скажите им: если ситуация не разрешится, буллинг продолжится, данный вопрос придется поднять на родительском собрании. Не исключено, что помимо вашего ребенка «жертвами» агрессора стали и другие дети.
Чего не нужно делать родителям, ребенка которых гнобят в школе
Все знают славно известное выражение: «хотел, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы этого не было, родители ребенка, которого гнобят в школе, должны запомнить фразы, которые говорить ему запрещено:
- «Ты виноват»;
- «Ты так себя ведешь»;
- «Ты сам провоцируешь»;
- «Тебя гнобят, потому что…».
Если вы обвиняете своего ребенка, значит, оправдываете его обидчика, и ситуация лишь накаляется.
Нельзя также говорить:
- «Не стоит обращать внимания»;
- «Давай сдачу»;
- «Так делать нельзя — ему же больно».
Ситуация не должна остаться без внимания. И «давать сдачу» советовать ни в коем случае нельзя, потому как конфликт может лишь усугубиться. Нельзя также вмешиваться в конфликт, потому как агрессоры решат, что ваш ребенок — слабый, а они — сильные. К тому же, вы снизите самооценку своего ребенка, и повысите самооценку его обидчиков. Перевести ребенка в другую школу — не выход из ситуации, потому как там он также может подвергнуться гноблению, и заново будет переживать «травлю».
Что делать ребенку, которого гнобят в школе
Родителям нужно посоветовать детям, не реагировать на провокации, не обижаться на задевания, не проявлять агрессию. Ребенок должен ответить обидчику спокойно и достойно. Если его обвинили в том, чего он не делал, то ему необходимо твердо отрицать свою вину, и не «рассасывать» конфликт. В некоторых случаях лучше молчать, нежели оправдываться: агрессор потеряет интерес к тому, кто на него не реагирует.
Ребенку не следует плакать, если ему дали прозвище. Часто в школе дразнят тех, кто носит очки. Дети обижаются, если их называют «очкариками». В этом случае посоветуйте ребенку: если тебя дразнят «очкариком», скажи «Ты верно заметил, я ношу очки». Обидчик попросту будет сбит с толку, потому как его «объект унижений» не бесится, не плачет, не отвечает ему тем самым.
Чтобы не стать жертвой буллинга, ребенок должен завоевать авторитет в классе. Самый простой способ — преуспевать в учебе, спорте, в увлечениях, заниматься хобби, которое вызовет интерес у сверстников. Важно найти соратников, ребят, которые держат нейтралитет. Если в классе появились друзья, значит ребенок не униженный, а самый обычный.
Что ребенку, которого гнобят в школе, делать не стоит
Ребенок, которого гнобят другие школьники, не должен отвечать обидчикам эмоционально. Только сохранение спокойствия и игнорирование — лучший выход в сложившейся ситуации. Если ребенок не уверен в собственных силах, то драться ему точно не стоит, потому как проиграв, он лишь раззадорит обидчиков.
Принимать роль «жертвы» и терпеть «травлю» ни в коем случае нельзя. Не факт, что обидчикам попросту надоест, и они отстанут. Ребенок не должен позволять бить себя, забирать его вещи, портить.
Последствия буллинга в школе:
- снижение успеваемости;
- головные боли;
- частое ухудшение здоровья.
Дети, которые подвергаются «травле» рано или поздно могут начать думать о самоубийстве, наносить себе физические повреждения. Часто у детей начинаются расстройства психики, и они попадают в психиатрические клиники, начинают принимать препараты, транквилизаторы, антидепрессанты. Источник
Источник: www.pravda-tv.ru
13 признаков буллинга в классе: как понять, что вашего ученика травят
Многие жертвы буллинга утверждают, что учителя знали, но ничего не предпринимали. Учителя в ответ либо говорят, что о помощи их никто не просил, либо они вообще не были в курсе дела. И крайне редко учителя признаются, что они просто не знают, как нужно действовать в таких ситуациях. Давайте разбираться, почему буллинг в классе, или травля в школе, стал нашей реальностью, и что нам делать.
Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать
Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться.
Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.
Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще.
Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.
Основные роли участников буллинга — это:
- агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
- жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
- наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.
На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство.
Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.
Буллинг в классе и распределение ролей в нем
Почему дети становятся жертвами?
Жертвой буллинга в классе может стать любой ребенок. Совсем не обязательно быть из бедной или неблагополучной семьи.
Причина № 1. Как правило, в классе травят детей, которые чем-то выделяются из толпы: внешностью, манерами поведения, кругом общения — например, с учителями им интереснее, чем с одноклассниками. Такие дети очень чувствительны и впечатлительны, они непонятны окружающему их большинству.
Причина № 2. Еще одна категория — дети, которые уже подвергаются насилию дома или во дворе. Агрессоры интуитивно чувствуют состояние жертвы и пользуются этим.
Почему дети становятся агрессорами?
Причина № 1. Агрессором или наблюдателем становится тот, кто когда-то побывал в роли жертвы. Страх повторения ситуации заставляет принять на себя противоположную роль, чтобы чувствовать себя в безопасности. Такая же логика у тех, кто является наблюдателем: лучше уж быть здесь, с неспокойной совестью, но только не оказаться на месте того, кто терпит издевательства.
Причина № 2. Потребность в сильных эмоциях. Нашему мозгу они очень нужны, и ему без разницы, будут они положительными или отрицательными. Незрелые личности, которыми являются все дети, склонны выбирать самый легкий способ.
Причина № 3. Непонимание. Я вижу, что человек мне непонятен (не всегда неприятен), и я не знаю, как можно на это среагировать, поэтому иду самым простым путем.
13 признаков травли в школе
Как ни крути, учитель несет ответственность за то, что происходит в школе. И он не может не заметить, проигнорировать и не вмешаться в буллинг в классе.
Часто учителя говорят, что они даже не догадывались о том, что творится. Но больше на правду похож вариант «не хотели видеть», потому что понять, что у ребенка серьезные неприятности не так уж сложно.
Итак, точно стоит обратить внимание на ситуацию, если ребенок:
- часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;
- заходит в класс, и все замолкают;
- пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;
- пытается начать общение, но никто не реагирует;
- во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;
- очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;
- очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;
- вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.
Присмотритесь также, если:
- на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;
- в настроении ребенка можно отметить резкие перемены;
- ребенок стал выглядеть неопрятно;
- ребенок отдает кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;
- группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждет кого-то на школьном дворе.
Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе
Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически
В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах.
1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.
2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.
3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.
Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю
Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы.
1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд.
2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями.
И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.
3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется.
4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:
- узкие темные коридоры;
- подвал;
- раздевалка;
- и другие неприметные уголки.
Для большего погружения в тему
Про буллинг травлю в школе снято и написано много материала. Чтобы еще лучше разобраться в теме и понять, как буллинг в классе влияет на человека, очень советую вот этот фильм:
Источник: repit.online