У меня проблема с ребёнком 14 лет, он ничего не хочет делать вообще ни дома, ни в школе… На уроки забил. Приходит из школы и сидит с телефоном… Вечером ходит делает упражнения на спортивной площадке. 1. Как ограничить его от телефона? Забрать я же не могу, он не малыш уже.
2. Учителя вызывают меня в школу за двойки, я краснею, а сыну все равно. Учитель зовет на уроке посидеть. А сын говорит, что уйдёт тогда с урока, что делать? 3. И как его мотивировать на учёбу, да и вообще на активную жизнь. Друзья тока в школе у него. Гулять не ходит уже пол года.
Но за внешностью очень следит. Что делать? Родители не авторитет для него.
19 Февраля, 2018 года
Здравствуйте, Александра. Спасибо за ваш вопрос.
Имеет значение вот какой момент. Те, наблюдения, которые вас беспокоят, они случились одним днём или все-таки это усиливалось постепенно. Если уход в телефон, снижение учебной мотивации, отсутствие активной жизни возникли резко, значит это травматическая реакция на что-то происходящее сейчас или произошедшее недавно, и главный вопрос — на что именно. В зависимости от этого можно будет предпринять дальнейшие конструктивные шаги.
Советы психолога. Что делать, если мой ребенок ничего не хочет?
Если уход в телефон, снижение учебной мотивации, отсутствие активной жизни были в той или иной форме уже давно, значит сейчас речь идет о запущенном хроническом состоянии ребенка. Запущенном, не в том смысле, что о ребенке не заботились или им не занимались, а в том — что в далеком прошлом от родительского внимания ускользнула какая-то важная деталь, которая значимо влияла на состояние и вектор развития ребенка. Для предприятия максимально конструктивных шагов необходимо распознать, что это был за переломный момент.
Например, гипотезы о переломных моментах:
1) Однажды у ребенка возникли проблемы во взаимоотношениях; с кем-либо из взрослых он ими не поделился, решил «забить» на отношения в целом — уж лучше буду в телефоне сидеть, да учиться худо-бедно.
2) У ребенка перестала получаться учеба, он почувствовал, что не справляется. Встревожился. В следующих четвертях заметил, что отстал еще больше. Со взрослыми своими трудностями не поделился, о помощи не попросил. В какой-то момент махнул на себя рукой — «не получается, значит будь что будет».
3) Однажды ребенок обиделся на одного из своих родителей, скорее всего на маму. Лучший способ выразить обиду — перестать стремиться к «хорошему (согласно родительским ценностям) поведению», причин плохого поведения не объяснять (иногда ребенок даже сам не осознает связи). Плохая учеба — это часто форма выражения пассивной агрессии.
4) Разочарование в родителях, когда ребенок не хочет быть похожим на родителей, других авторитетов и образцов не находит. В этом случае начинаются либо очень пугающие родителей «эксперименты» со своей жизнью, либо пропадает мотивация к активности в различных сферах.
5) Ребенок систематически не имел обязательств в своей семье перед другими участниками и ему не передавалось чувство ответственности за свои решения.
НИЧЕГО НЕ ХОЧУ! ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА.
6) Имеет значение, какие у него сложились отношения с отцом.
Лучше всего, если удастся замотивировать подростка на работу с психологом. Насильно-принудительно тащить толку будет мало. Если ребенок не проникнется возможностью поработать с психологом в группе или индивидуально, то работу с психологом стоит начать родителю.
Книги самопомощи существуют. Например, мне нравится Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как». Но их возможности ограничены. Например, мне часто говорили родители: этот прием общения на моем ребенке «не сработал». А он и не мог «сработать», он был создан для того, чтобы могла случится эмпатия, а не акт влияния на другое человеческое существо.
Это для меня пример того, что даже самый проверенный и подробно описанный инструмент, вероятно, не сможет быть применен тем, кто имеет малый опыт его практики и обучился ему только через книги.
Возможные практические рекомендации:
1) Предложить ребенку выбор — либо он готов продолжить обучаться (не просто таскаться в школу, но и что-то по учебе делать), либо пусть подумает над тем, какое трудовое будущее доступно человеку без среднего общего образования (10-11 классы) или даже без законченного основного общего (неcданные квалификационные экзамены 9-го класса). Выберете в обсуждении лучшее и наиболее подходящее его увлечениям профессиональное занятие, которое ему будет доступно в случае, если готовность получать образование у него так и не возникнет, и экзамены 9-го класса будут провалены. Обозначьте, что спонсирование трудоспособного человека — не то, на что вы готовы. Так что в рамках имеющихся возможностей работать он будет вынужден. Идея в том, чтобы не давать ребенку реализовывать «фиктивное» поведение и не давать откладывать размышление над неудобными вопросами.
2) Объявите, что вы готовы спонсировать его телефонные увлечения = выполнять свои обязательства перед ним (покупать гаджеты, оплачивать сотовую связь и интернет) только в том случае, если он выполняет, в свою очередь, собственные обязательства перед семьей (решите для себя и обозначьте ему, что именно это за обязательства). Не нарушайте своего обещания, не попустительствуйте.
3) То, что вы описываете про своего сына, часто бывает при дефиците полезных вдохновляющих ребенка привычек. Регулярно обсуждайте с ним его желания и помогайте реализовывать те из них, которые могут перерасти в устойчивые полезные привычки. Например, регулярное занятие в интересной ребенку секции с тренером (учителем), которого ребенок уважает, — это то, что нужно.
С уважением, Мария Долгополова
Следите за новостями сайта в наших группах
Источник: mariadolgopolova.ru
Что делать, если подростку ничего не интересно?
Если подростку ничего не интересно, то это означает, что на предыдущих этапах развития родители подавили его самостоятельность, игнорировали его интересы и потребности, принуждали и заставляли делать то, что на их взгляд полезно и нужно. Или же мама и папа настолько старались вырастить послушного мальчика / девочку, что им это удалось. Однако иногда такое поведение связано с нормативными возрастными изменениями. Так или иначе, с этим можно бороться.
К сожалению, некоторые родители рады тому, что их ребенок никуда не выходит и ничего не хочет: «Ой, он у меня все время дома сидит, но я спокойна. Зато точно не свяжется с плохой компанией», «Нет, моя дочь никуда из дома не выходит, вся в учебе, с мальчиками не гуляет». Это неправильно и опасно для дальнейшего развития человека. Волшебства не случится, проблемы будут накапливаться как снежный ком: трудности при поступлении в университет и во время учебы, при поиске работы, построении карьеры и личной жизни. Подростки должны иметь множество увлечений, гулять с противоположным полом и общаться со сверстниками – это ведущие потребности возраста.
Основные причины пассивности детей – авторитаризм и гиперопека в семье. Подросток привык, что за него все решают, выбирают и диктуют, как жить. С ранних лет мама выбирала кружки на свое усмотрение, запрещала и игнорировала потуги к самостоятельности. Два противоположных стиля воспитания (гиперопека и авторитаризм) приводят к одному и тому же результату: ребенок не знает и не понимает себя, своих желаний и потребностей, у него нет интересов, он пассивен.
Что же делать, если подросток ничем не интересуется: Подумайте, насколько он загружен по учебе. Возможно, его настолько затиранили кружками и секциями, дополнительными занятиями и репетиторами, что у него или не остается сил ни на что другое, или он принципиально не занимается больше ничем (протест против того, что вы навязываете).
Дайте ребенку вздохнуть свободно, предоставьте хоть немного свободного времени. Изучите особенности характера и темперамента ребенка. Вспомните, каким он был раньше. Возможно, он просто относится к числу тех людей, которых нужно направлять, мотивировать. В этом случае нужно ненавязчиво помогать ребенку заниматься тем, что интересно ему.
Но! Это не означает, что нужно навязывать все подряд.
Если раньше ребенок был активным, а потом замкнулся в себе, то возможно дело в стрессе, конфликтах в семье или со сверстниками, внутренних переживаниях или комплексах. Возможно, подросток в целом утратил интерес к жизни, себе. Понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним. Если дело в чем-то из перечисленного, нужно обратиться к психологу. Проанализируйте свой образ жизни.
У вас есть увлечения? Вам что-то интересно, кроме работы и телевизора? Наивно полагать, что ребенок будет вести себя иначе, если перед ним постоянно пример пассивности. Если проблема в этом, то найдите себе хобби, а еще лучше найдите общее семейное дело.
А что делать, если подростку ничего не интересно, кроме компьютера и телефона ?
Во-первых, нужно узнать, что именно он делает в интернете. Самообразование, подработка, общение в социальных сетях – все это позитивные примеры активности в интернете. Игры, просмотр бессмысленных роликов и подобное – примеры деструктивной активности. Во-вторых, нужно помнить о том, что ведущая потребность возраста – общение со сверстниками.
Возможно, речь идет о виртуальном общении, но в этом случае нужно уточнить кое-что. Важно, чтобы реального общения все равно было больше, и чтобы виртуальная активность не была вызвана комплексами и страхами, дезадаптацией в реальной жизни. Если есть психологические проблемы, нужно посетить психолога и помочь ребенку переключиться на реальный мир.
Ни в коем случае нельзя кричать, ругать, угрожать или принуждать заниматься чем-то. Такие методы никогда не работают, а в подростковые годы вызовут особый протест. Не стоит забывать о кризисе подросткового возраста и естественных изменениях на этом этапе.
Подростку нужно время, чтобы разобраться в себе, принять себя, найти новые интересы и ориентиры. Кто-то справляется с этим быстрее, кто-то медленнее, но через слом прежней системы установок проходят все подростки. Родители должны поддерживать начинания подростка, поощрять самостоятельность.
Иногда, родители неправильно формулируют запрос. Спросите сами себя: «Мой ребенок действительно ничем не интересуется или он не увлекается тем, что я хочу ему навязать?» Возможно, вы по-разному смотрите на мир, и пришла пора научиться уважать своего ребенка.
Социальный педагог ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа» г.о. Чапаевск,
Источник: familysenter63.ru
Что делать если ребенку ничего не интересно
Ребенку ничего не интересно
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Увлеченность ребенка, интерес к какой-то теме, наличие любимых занятий ценно само по себе. Кроме этого, увлечения – хорошая основа для обучения и удачный стимул в воспитании. Что делать, если кажется, что ребенку ничего не интересно?
- У ребенка обязательно должно быть свободное время. Причем не случайно выдавшиеся несколько минут, а ежедневные несколько часов, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению.
- Иногда родители говорят: “Мой ребенок только и делает, что носится по квартире, других интересов у него нет.” А ведь активные игры и упражнения – это тоже интерес. И хорошо бы узнать, во что играет малыш, когда “носится”. Вот здесь я писала о том, как развивать подвижного ребенка. И немало можно придумать идей, как превратить его беготню в более сложную и насыщенную сюжетными поворотами игру.
- Может помочь пример родителей, увлеченных каким-то хобби. Главное, чтобы малыш видел, как взрослые чем-то занимаются с удовольствием, радуются самому процессу рукоделия, коллекционирования, получения новых знаний.
- Совсем маленькие дети берутся за любые занятия, лишь бы мама была рядом. И лучше в этом возрасте познакомить их с разнообразными занятиями. Со временем вы заметите, что от чего-то ребенок отказывается, а что-то просит повторить. И чем больше будет разных занятий, тем выше шансы, что какие-то из них перерастут в серьезные увлечения.
- Увлекайтесь вместе. Есть множество вещей, мимо которых вы прошли в детстве. И разве неинтересно разобраться во всем сейчас, узнать что-то новое. Будьте для ребенка сразу и примером, и компанией, и помощником, и волшебником, преодолевающим все трудности..
- Не делите интересы на полезные и вредные, на те, что пригодятся в будущем и пустяковые детские забавы. Все что вам нужно – это научить малыша получать удовольствие от расширения и углубления своих знаний, от оттачивания навыков, от новых открытий и достижений.
- У маленьких детей нередко бывают и маленькие, недолговечные интересы. Но относитесь с ним с уважением и вниманием. Играет ребенок несколько дней в рыцарей – возьмите в библиотеке красочные книги о рыцарях (и художественные, и энциклопедии), сходите в исторический музей, смастерите дома доспехи. И самое главное – не огорчайтесь и не ругайте малыша, если на следующий день он забудет про рыцарей и заинтересуется космосом.
- Бывает, ребенок несколько дней увлеченно рисовал, а потом ему надоело. А мама еще месяц за ним ходит и просит “Порисуй, у тебя так хорошо получалось.” Нельзя заставить кого-то чем-то увлечься. И нельзя насильно удержать уходящий интерес. Можно только наблюдать, как все происходит, и оказывать информационную и другую поддержку.
- Если ребенка увлекают лишь мультфильмы – подумайте о том, чтобы на время их исключить. Я не против мультфильмов, но они приучают малыша к пассивному потреблению. Если эта привычка мешает сформироваться активным увлечениям, будет лучше “сломать” телевизор.
- Поищите для ребенка компанию увлеченных детей. Для многих детей (да и взрослых) не так важно, чем заниматься, лишь бы в хорошей компании. С таким увлеченным другом можно ходить в музеи и театры. Подобная же атмосфера складывается и на некоторых кружках, с не слишком жестким управлением и регламентацией времени.
Или ищите ответы на моем сайте orangefrog . ru
До новых встреч,
orangefrog . ru — Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком
рассылка Просто игры – развлечения для детей и взрослых, не разучившихся играть
Источник: subscribe.ru