Поступление ребёнка в детский сад — важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки: режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У воспитателей, родителей и дошкольников возникают различные проблемы и одна из самых острых — «кусачество».
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Физиологическая потребность кусаться наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо — режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
Эмоциональные проблемы связаны с тем, что примерно с 1 года малыш кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром — рту.
Поведенческие особенности указывают на то, что с полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример — смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так… Первая причина, связана с тем, что в раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Стремление «попробовать на зуб»» не только игрушки, но и других людей, может быть связано с желанием приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями — ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями).
Бывает, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на прогулку, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Задача родителей — как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза в глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя.
Никогда. Ни с кем». Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Объясните крохе, что кусаться — это больно. Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким агрессором не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется — накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться — в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается — имеет смысл обратиться к психологу. Родителя должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает, животным (издевается, малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.
Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.
Публикации по теме:
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.
Консультация для родителей дошкольников «Почему дети ругаются?» Дети копируют манеры, поведение, привычки, интонации родителей; поэтому задача последних — обратить внимание на свое поведение: как общаться.
Консультация для родителей ДОУ «Почему дети ведут себя плохо» «Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?» К несчастью, мы привыкли делить.
Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.
Консультация для родителей «Сколько раз повторять? Почему дети нас не слышат?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ?» ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА. Малышам.
Консультация для родителей «Почему дети любят сладкое» Дети, как известно, очень любят сладости. Обещанная мамой конфета способна остановить детский каприз или заставить ребенка выполнить важное.
Консультация для родителей «Почему нас не слышат дети?» «Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок.
Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют?» в старшей группе Зачем и почему дети рисуют? «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Почему плачут дети?» Очень часто ко мне обращаются родители с вопросом: «Почему мой ребёнок постоянно плачет?» Отвечаю: Причин много, начиная от свойств темперамента.
Консультация для родителей «Почему дети плачут?» Почему дети плачут? Это такой способ общения с миром, способ привлечения внимания, поиск обратной связи. Так младенец «ничего не умея» заявляет.
Источник: www.maam.ru
Ребенок кусается и дерется – что делать?
Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в детском коллективе ведет себя агрессивно — воспитатели жалуются, что он кусает и бьет других детей. Кроме этого, взрослые могут понимать, что малыш не умеет общаться, делиться игрушками, слушать и слышать сверстников, не воспринимает наставления со стороны старших. Чаще всего такое поведение свойственно детям в двух-трехлетнем возрасте и даже раньше, когда он посещает ясли. Оно доставляет неудобство всем — педагогам, родителям, малышам.
Бывает так, что ребёнок «несет» в себе очень много агрессии, которая проявляется не только в детском коллективе, но и дома — он может кусать и бить родителей, братьев и сестер. Это очень беспокоит мать и отца, они недоумевают, почему малыш, которому они с младенчества прививают хорошие манеры и которого воспитывают, ведет себя агрессивно. Что делать в такой ситуации родителям, можно узнать из этой статьи.
Питание ребенка 4-5 лет: основные правила
Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.
Агрессивный ребёнок в детском саду
Часто подобное детское поведение является для родителей «сюрпризом». Они приходят за своей крохой в группу и педагоги жалуются им на то, что их ребёнок покусал других детей. Часто бывает так, что воспитатели пугаются подобного поведения и считают маленького агрессора виноватым в детских конфликтах. Взрослым — и родителям и воспитателям — нужно знать, что агрессия не рождается на пустом месте, не является следствием капризного поведения и тем более, маленький ребёнок не умеет делать что-то «назло» другим. За любым проявлением агрессии стоят свои причины.
Что делать родителям?
- Не торопиться верить словам педагогов о том, что полуторагодовалый малыш или ребёнок трехлетнего возраста покусал всех детей в группе и с ним никто не мог справиться — у взрослых достаточно методов воздействия на детей.
- Воспитателя следует выслушать спокойно, не ругаться с ним и не спорить, защищая своего ребёнка.
- Нельзя тут же набрасываться нам малыша с обвинениями.
- Придя домой, не стоит тут же жаловаться членам семьи на ребёнка, в красках и сильными эмоциями рассказывая о том, что он сегодня натворил.
- Дома к малышу нужно отнестись спокойно. Для этого родители должны сами чувствовать уверенность, твердость и желание объективно прояснить ситуацию.
- Даже самый маленький ребёнок нуждается в том, чтобы с ним откровенно и по-доброму поговорили. Можно спросить, как прошел его день, не обижал ли его кто, что ему понравилось в детском саду, а что нет. Не стоит пускаться в нравоучения и объяснения того, что драться это плохо, некрасиво, некультурно — такой подход скорее сработает с детьми дошкольного возраста, нежели с малышами.
- В случае если жалобы воспитателей постоянно повторяются, и они просят принять меры, то родителям важно подумать о том, как снизить агрессию ребёнка в коллективе.
- Если он проявляет ее только там, а дома ведет себя спокойно, никогда никого не кусает и не бьет, нужно понять, что происходит с малышом, когда он встречается с большим количеством детей. Возможно, он не умеет защищать себя по-другому? Или не хочет оставаться в детском саду и таким образом выражает недовольство?
- Маленькие дети учатся строить отношения через игру, поэтому родители могут, с помощью игрушек, показать ему другие способы общения и защиты. Это можно сделать, если прочитать аналогичную сказку или разыграть ее. В случае если такие методы не помогут, ребёнка лучше показать детскому психологу. Он установит точные причины агрессии и подберет индивидуальный подход к малышу, чтобы научить его общаться и правильно вести себя в коллективе.
Адаптация детей к детскому коллективу
Не все дети легко и быстро привыкают к детскому саду. Когда им сложно оставаться там на весь день, слушать чужую тетю, общаться с ребятами или, если они очень скучают по своей семье, то могут испытывать тревожные чувства. Желание снизить тревогу часто выливается в неконтролируемую и немотивированную агрессию.
Чтобы побороть ее, родители должны облегчить процесс привыкания к детскому саду и сделать пребывание малыша там как можно более комфортным. Ребёнку хорошо в детском коллективе, если группа недостаточно большая — не больше 15 человек — так у каждого ребёнка есть возможность получить как можно больше внимания от воспитателя. Хорошо, если все дети в группе одного возраста. Педагог детского сада должен обладать высоким уровнем отзывчивости, эмпатии, понимания и любви к ребёнку. Дети легче привыкают, если заранее знакомятся педагогом детского сада.
Облегчить ребёнку пребывания в группе, можно, если родители сами не слишком тревожится о том, что оставляют его там — когда они уверенны и спокойны, эти чувства также передаются малышу. Пусть он берет с собой в группу игрушку, фотографию мамы или папы и, в самом лучшем случае, остается в детском саду на полдня.
Проблемы и конфликты между родителями
Часто причиной того, что дети ведут себя агрессивно, являются сложные отношения в семье. Если малыш наблюдает конфликт между матерью и отцом, то может бояться, тревожиться и не чувствовать себя в безопасности. От этого его эмоциональный фон нарушается. Справиться с отрицательными эмоциями он может только с помощью психологической защиты.
Проявление агрессии является одним из таких способов. Ребёнок перестанет бить и кусать других детей, если родители наладят свои отношения, придут к единому мнению, смогут решить конфликты, сохранят теплое и уважительное общение. Тогда дети тоже меняются — они становятся счастливыми, спокойными и радостными.
Неумение ребёнка выражать чувства
Так бывает, если в семье принято вести себя очень эмоционально — взрослые спорят и ругаются, братья и сестры дерутся и кричат, и никто из членов семьи не использует другие методы общения. Когда малыш будет видеть, что подобное поведение является нормой, то не перестанет вести себя агрессивно. Ребёнку необходимо объяснять и показывать, как нужно вести себя в обществе и что делать, если нужно попросить что-то у воспитателя или другого ребёнка, суметь постоять за себя, объяснить, договориться, избежать конфликта.
Другие причины агрессии детей
Сюда относится то, что требует обязательной консультации детского психолога:
- Эмоциональная травма у ребёнка.
- Тяжелые или неблагополучные условия жизни.
- Агрессия как последствия физической травмы.
- Гиперактивность.
Родители могут проконтролировать и снизить детскую агрессивность, если будут внимательно относиться к малышу, находиться «в одной команде» вместе с педагогом, психологом и, при необходимости, с другими специалистами.
Читайте далее
Питание ребенка 4-5 лет: основные правила
Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.
Источник: medaboutme.ru
«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год
Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .
Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.
На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:
«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно.
Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает.
И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».
В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.
Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?
Причины. Почему ребенок дерется в 1 год
Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.
Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.
Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:
«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».
Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.
Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку.
Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.
Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает.
Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.
В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.
Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства . Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.
«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.
Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться
Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.
1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.
2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.
3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься.
Потопай и покричи, чтобы злость ушла».
4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.
5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.
6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».
А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.
Иногда родителям тоже нужно поработать над собой
Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.
Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.
А ведь на самом деле злиться — нормально . Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.
Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.
Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».
Источник: medalvian.ru