Если ребенок с малого возраста занимается каким-либо спортом, ходит на тренировки, то в данном случае они становятся основной его частью жизни. Каких успехов сможет юный спортсмен достигнуть зависит в полной степени от непосредственно взаимоотношения родителя и тренера ну и, конечно же, взаимоотношения ребенка и тренера.
Какие ошибки допускают родители
Борьба за авторитет
Прежде всего стоит отметить, что в большинстве случаев когда ребенок начинает ходить на тренировки и в скором времени у ребенка образовываются доверительные отношения между ним и тренером и даже больше чем доверительные, ребенок воспринимает тренера как важного для него человека и начинает во многом прислушиваться касательно тренировки. Также может прислушиваться и спрашивать много советов.
Именно такие моменты начинают раздражать родителей ребенка, и они высказывают свое недовольство в отношении тренера и находят на пустом месте якобы недочеты тренерской работы. Все это объяснимо и называется простой ревностью. Для родителей тяжело, когда их ребенок воспринимал только их в качестве авторитета, а тут появился человек, которого ребенок также близко воспринимает, как и родителей и даже порой больше.
Общение тренера и ребенка в спорте
Часто возникают ситуации, когда родители пытаются дать совет по тренировке своему ребенку, а он, останавливая их, говорит, что тренер лучше знает, и он будет слушать лишь его.
В таких ситуациях не нужно лезть в тренерские дела касательно тренировки, так как тренера специально выстраивают такие доверительные отношения, чтобы юные спортсмены безприкословно выполняли команды во время тренировок и доверяли своему тренеру, который их стимулирует к победе.
Лучше наоборот окутайте своего ребенка дополнительной любовью, чтобы не случилось, так что дома постоянно ругают, а тренер в хорошем настроении и не стоит конфликтовать с тренером. Он делает все, чтобы вашего ребенка привести к успеху.
Отказ выполнять тренерские указания
Тренер может выдавать родителям своего подопечного домашнее задания для их ребенка, которое нужно будет закрепить дома, иными словами какие-то дополнительные навыки нужно будет проработать дома. Тренер знает, какие навыки нужно закрепить ребенку дома и это задание может давать осознано и оправдано. Ненужно спорить, так как это скажется на психологическом состоянии вашего ребенка, а также в дальнейших его успехов в спорте.
Также если ребенок готовится к соревнованиям, то тренер может попросить родителей составить для своего ребенка собрать необходимые предметы, которые он должен взять в дорогу на поездку. Родители также могут тут начать спорить и говорить, что они лучше знают что взять, но опять же у тренера многолетний опыт работы и это уже стандартный может быть список, поэтому спорить с ним нельзя и тем более делать это в присутствии вашего ребенка.
Тренер кричит на спортсмена — ЧТО ДЕЛАТЬ — ответ спортивного психолога
Обсуждение работы тренера при ребенке
Также если вы не довольны работой тренера не стоит обсуждать этот момент опять же при своем ребенке. Юный спортсмен должен быть знаком с понятием уважение, так что не стоит показывать обратную, как говориться сторону медали.
Если есть какие-то моменты с тренером лучше обсудить их без присутствия ребенка и желательно обоснованно и исключить этот конфликт.
Тренер составляет специальную программу под всех детей в команде и в ом числе вашего, так что если кажется, эта программа слишком тяжелой или неправильной также стоит уточнить, почему была создана именно эта программа по занятиям и тренер уверенно объяснит, почему и зачем. Многие родители после таких пояснений соглашаются с наставником ребенка и конфликт уходит.
Послабления в питании
Ребенок должен придерживаться особого питания, чтобы в спорте показывать хорошие показатели и достигать лучших успехов, тем более лишний вес может привести к существенным травмам и растяжениям, так что не стоит спорить с тем же тренером, если он проставит какую-то временную диету для вашего ребенка.
Лишняя паника
Если ребенок выступил неудачно не стоит корить его за это и заострять особое внимание, так как в последующем он может бояться, что родители наругают за проигрыш и во время соревнований из-за отсутствия концентрации и внимательности, так как все мысли будут о проигрыше заранее будет выполнять все неправильно и тем самым проиграет. Лучше поддерживайте ребенка и тогда впереди будут лишь победы.
Самим также не стоит паниковать перед выступлением своего ребенка. Он это все увидит и сам начнет паниковать, так что стоит спокойно его нацелить на хороший результат и сказать, что если он не выиграет, то все равно для вас чемпион.
Принципы успеха
Тренер, конечно же, вкладывает в ребенка нужные знания, умения и навыки, но родители со своей стороны также должны поддерживать своего юного спортсмена.
Контроль и дисциплина
Регулярные тренировки могут выработать в ребенке самодисциплину, контроль, которые ему очень необходимы в спорте. Прививайте к ребенку ответственность, что если он что-то пообещает выполнить или научиться новому тренеру, то в обязательном порядке должен это выполнить. Показывайте на собственном примере.
Также следите за тем, чтобы ребенок выполнял безприкословно все те домашние задания, которые может давать ему тренер. Лично у тренера спрашивайте, когда будете забирать свое чадо с тренировки, какое было дано домашнее задание. Но не стоит это делать при ребенке, чтобы он не подумал, что вы ему не доверяете и тем более так не сможете проверить правду он говорит или нет когда скажет, что не было домашнего задания или не все сделает.
Всестороннее воспитание
Важно научить своего ребенка самостоятельно принимать ответственные решения, а также непосредственно, что немало нести за них полную ответственность. Объясните ребенку, что настоящие спортсмены никогда не винят тренера в своих проигрышей и родителей также, а лишь на этом набирают силы, пытаются усовершенствовать свои навыки и умения и больше тренируются, чтобы в последующем и тренер и родители им гордились и получать наивысшую похвалу, в том числе победу.
Внимание к жалобам
Детям всегда дается нелегко серьезный спорт. Они вынуждены приходить на большое количество тренировок и выполнять физические упражнения различной направленности для поддержания своей формы в тонусе, учиться чему – то новому и получать знания, которые нужно не только запомнить, но и применить на практике.
Ребенок может хотеть пойти к сверстникам на площадку поиграть, когда ему нужно идти на тренировку и чтобы он не перестал любить тренировки нужно правильно сориентировать ребенка для чего, они ему нужны, например, рассказать, что занятия спортом подарят ему в будущем:
- здоровье;
- научат ответственность и упорству;
- научат справляться с трудными в жизни ситуациями, находить выход из них;
- выработает выдержку.
- укрепит характер.
Подводим итог
Многие дети завидуют, когда у кого-то из соперников получается лучше на соревнованиях – они побеждают, а ваш ребенок, к примеру, нет и начинает расстраиваться юный спортсмен, но в такой ситуации важно поддержать и сказать, что просто пока не его время, что нужно научиться еще выдержки и придерживаться цели и тогда ее можно достичь – победить на соревнованиях.
Не нужно показывать, что также расстроились из-за проигрыша, если так и есть, наоборот похвалите ребенка и скажите, что он показал хорошие результаты, но из-за возраста не смог победить, что нужно просто подождать и потренировать, а через время сможет победить с новыми силами. Так ребенок чувствует себя лучше и поддержку со стороны родителей, что очень важно для успехов в детском спорте для него.
Источник: kb-sport.ru
Почему на детей нельзя повышать голос?
103631
8 минут
16 марта 2021
Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия. Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.
В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка. А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик?
Последствия крика родителей очень опасны для детей:
Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых.
Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка. И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми.
Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость.
Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте. Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным. Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании.
У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира. Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно. Это очень серьезное психическое отклонение.
Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми.
Физиологическая реакция организма на крик
Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина.
Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.
Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
Как правильно родителям общаться с ребенком?
«Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева. – Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи. В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок.
Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.
Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении. Тогда взаимопонимание будет найдено.
У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой. Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать.
С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней».
Роль спорта в становлении характера ребенка
Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.
Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления. Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.
Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход.
К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту. Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку. Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.
Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.
Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности. Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра.
Источник: www.europegym.ru
«Тренер кричит – дети в шоке»: интервью с легендой кемеровского баскетбола
Когда Марина Скворцова приехала в 1983 году поступать в Кузбасский политехнический институт, она не знала, что влюбится на всю жизнь. Вышла на площадь Волкова, прошлась по Весенней и прониклась любовью… к Кемерову. Говорит, что, сколько бы ни ездила по другим городам на сборы и соревнования, нигде не может найти красоты и уюта большего, чем в столице Кузбасса.
— Марина Юрьевна, а как началась любовь к баскетболу?
— У меня с первого класса была подруга очень высокого роста. Ее приглашали во все школьные секции. В четвертом классе мы занимались с ней волейболом, в пятом нас пригласили играть в баскетбол. С 10 лет я поняла, что это мой вид спорта. Несмотря на достаточно невысокий рост, мне очень понравился баскетбол, я быстро его освоила.
Была одной из сильнейших в Ленинске-Кузнецком, где жила и училась, играла за сборную города. Потом, когда поступила, стала играть за сборную КузПИ. Затем в производственном коллективе играли и на всех городских и областных соревнованиях.
— Как вдруг началась тренерская карьера?
— Я окончила политехнический институт по специальности инженер-технолог. А в 1988 году по распределению начала работать в тогда еще «Кузбассэлектромоторе». Год отработала, и меня пригласили в школу №62 — сегодня это гимназия — тренировать ребятишек. Я взяла первые классы. Параллельно тренировала студенческую команду девушек КемГУ, а затем и технического университета.
Но для себя поняла, что больше я детский тренер, и окончила Омский университет физической культуры. Сегодня я тренирую две команды: это юноши 2008-2009 годов рождения и юноши 2011-2012 годов. Предыдущую свою команду я вела с первого класса и до 10-11-го, а потом отдала их по вузам и техникумам. Как только мальчишки вырастают, их начинают приглашать в различные команды.
— Можно сказать, что из-под вашего крыла расходимость ребят по взрослым командам 100-процентная?
— Практически да. Был однажды мальчик 2003 года рождения, который ушел. Он невысокий, но талантливый, очень умный, игровой. Но большинство играет и сейчас и на Чемпионате Кузбасса среди мужских команд, и на Северо-Кузбасской баскетбольной лиге, а также в Чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола.
Один из моих воспитанников играет профессиональной команде «Зенит» в Санкт-Петербурге. В составе красноярской команды он стал серебряным призером Первенства России среди юношей 2003 года, а обыграть московские команды – это результат серьезный. Он получил там титул лучшего силового форварда из рук президента Федерации баскетбола России Андрея Кириленко.
Я слежу, конечно, за его игровым временем, за процентом попаданий. Вообще, я смотрю, как играют мои ребята, потом пишу им: «Почему там такой низкий процент штрафных бросков?». Либо их здесь встречаю и говорю: «Что-то ты много промазал из-под кольца».
Фото из личного архива Марины Скворцовой.
— Сложно попасть в вашу команду?
— В целом, чтобы попасть в спортивную школу, необходим отбор, но в большинстве своем я принимаю всех. У меня единственное условие – это посещение тренировок и состояние здоровья. Мы расстаемся с теми, кто часто пропускает тренировки либо серьезно нарушает дисциплину. За более чем 30-летнюю тренерскую карьеру я только двух человек выгнала из команды за нарушение дисциплины, потому что шло сильное воздействие на других детей.
— Однако шанс даете всем?
— Все детские тренеры говорят, не обязательно из высокого парня выйдет звезда. Бывает, приходит совсем слабенький, и именно он звездой становится. Я считаю, что в спорте главное – это техника. Особенно в детском. Этому я уделяю много внимания.
И когда приходит ребенок, не умеющий делать вообще ничего, а потом вырастает в небольшую звездочку баскетбола, это, конечно, очень приятно.
Проблема в залах
Марина Юрьевна — доцент кафедры физвоспитания факультета фундаментальной подготовки КузГТУ, кандидат педагогических наук, доцент ВАК. Кроме того, она тренер высшей категории спортивной школы №1, Заслуженный работник науки и образования РФ. Однако больше званий и титулов ей нравится учить мальчишек играть в баскетбол. Марина Скворцова знает, что любые спортивные достижения начинаются с детского тренера.
— Что у нас сегодня в Кемерове с баскетболом, Марина Юрьевна?
— Профессиональной команды у нас нет. Но достаточно неплохо развит студенческий и любительский баскетбол. Кроме того, в настоящее время, благодаря деятельности Городской федерации баскетбола, активно развивается детский баскетбол.
Несколько лет назад в период создания баскетбольного клуба «Кедровка» за счет серьезной спонсорской помощи были получены высокие результаты в этом виде спорта. Сейчас приходится все начинать сначала: разработать и утвердить программу развития баскетбола в городе Кемерово, составить планы, а потом по ним проводить соревнования различного уровня.
По мере возможности стараюсь проводить обучающие семинары для тренеров, учителей физкультуры, преподавателей университетов. Помимо большого практического опыта, у меня достаточно серьезная теоретическая подготовка: опубликовано более 40 научных статей, разработаны десятки учебников и учебных пособий, подготовлены материалы для участие в конкурсах инновационных проектов различного уровня, от городских до международных. Сейчас хочу реализовать проект по созданию центра мини-баскетбола для детей с 4 до 9 лет. Многие родители хотели бы, чтобы их дети в этом возрасте занимались спортом. Баскетбол же очень гармоничен, он включает в себя бег, прыжки, способствует развитию мелкой моторики пальцев, точности выполнения двигательных действий, умению взаимодействовать в команде.
Фото из личного архива Марины Скворцовой.
— Какие трудности испытываете?
— У всех тренеров главная проблема – найти зал для тренировок и проведения соревнований. Чаще всего – это школьные залы, но они заняты с утра до вечера. Отдать их под тренировочный процесс – это, как правило, всегда за деньги. Платные группы есть, но я считаю, что настоящие спортивные группы бесплатные, те, что на базе спортивной школы.
Большинство залов в спортивных комплексах заняты под проведение различных мероприятий спортивного и развлекательного характера, либо сдаются в аренду. Очень хороший зал в Кедровке в нашей спортивной школе, но он удален. Мы ездим туда в каникулярное и в летнее время. Там и бассейн, и стадион, и зал фитнеса. Кроме того, на базе спортивной школы №1 проводим достаточное количество соревнований, в том числе ежегодные турниры «Майские звезды» и «Старты надежд».
— Знаю, что ваш сын тоже баскетболист. Не хотели бы, чтобы он играл в профессиональной команде?
— Игорь окончил Томский политехнический университет, за время учебы попал в зал спортивной славы. Сейчас играет в команде «Шоу-тайм» в рамках чемпионата Кузбасса среди любительских команд. Когда еще он играл в детской команде, его хотели взять в профессиональный клуб «Урал Грейт» (Пермь), но мне не очень хотелось бы.
Профессиональный спорт предполагает серьезную нагрузку на организм, травмы, воздействие различных препаратов. А самое главное, по окончании спортивной карьеры необходимо начинать все сначала. Не все потом уходят в тренеры, спортивные комментаторы, администраторы или менеджеры при профессиональных командах.
С другой стороны, именно, профессиональный спорт привлекает к занятиям различными видами двигательной активности. Глядя на профессиональных игроков, на американских баскетболистов или ведущих игроков европейского баскетбола, ребята и приходят в спортивные залы. Баскетбольные матчи, особенно, когда их смотришь не по телевизору, а вживую, это настоящий спектакль, спортивный праздник. Великие игроки – это великие артисты, которые могут этот спектакль показать.
Любовь, характер и азарт
Марина Скворцова считает себя счастливым человеком. В праздничные дни ее заваливают поздравлениями и дети, и родители. Последние всегда активно участвуют в спортивной подготовке своих чад: приходят болеть, помогают в организации мероприятий. Наставница очень трепетно относится к ребятишкам.
Не только на тренировках и играх – вместе с тренером юные баскетболисты ходят в бассейн, в столовую, на экскурсию по городу. Вкладывая труд и любовь, Марина получает взамен уважение и ответную любовь.
— Вы тренируете мальчишек, которым требуется сильная мужская рука. Легко ли?
— Тренер – это, безусловно, человек, который доминирует и должен уметь настоять на своем. В спорте без дисциплины вообще никуда. Все начинается с построения, с четких воздействий, разрешений и запретов. Как сказал один дедушка, который привел ко мне внука: «Хочу, чтобы вы воспитали в нем мужской характер». Я говорю: «Вы по адресу пришли».
Мое жизненное убеждение, что все дети с утра до вечера заниматься должны спортом. В первую очередь, баскетболом! Потому что это здоровье, физическое и психическое, приобщение к здоровому образу жизни, умение общаться в команде и добиваться результата.
Во втором ряду вторая справа — Международный семинар тренеров наглядно показывает, как мало в баскетболе наставниц-женщин. Фото из личного архива Марины Скворцовой.
— Почему решили заниматься с мальчиками?
— Я сама всегда играла в очень быстрый, агрессивный и силовой баскетбол, потому меня мужской баскетбол и прельщает. Ребята все делают быстрее, азартнее, с желанием быть лучшим среди игроков своей команды.
Девушки тоже есть очень талантливые, и чаще всего хороший игровой результат с женскими командами можно получить гораздо быстрее, так как в женском баскетболе меньше конкуренция. Однако если девочку не примут в команде, даже очень талантливые спортсменки не будут играть. Для девочки важно, как к тебе относятся другие, как тренер посмотрел, что сказал.
У ребят притирка происходит гораздо проще. Даже если вся команда будет против него, парень не оставит тренировки. Если ему нравится, он будет ходить.
— Ругаетесь? Покрикиваете на них?
— Когда нужно. Я стараюсь редко это делать, потому что, если постоянно кричишь, они перестают реагировать. Иногда появляется момент, когда надо встряхнуть команду. Они смотрят, что добрая интеллигентная и всегда спокойная Марина Юрьевна начинает кричать, и дети в шоке! Такое воздействие надо использовать по назначению.
Я считаю, что с любым человеком можно договориться, а оскорблять ребенка вообще нельзя. Можно иногда наказать за дело: 10 раз отжался или челноки пробежал – кто что не любит делать.
— Есть известная американская баскетболистка с российским гражданством Бэкки Хэммон, тренер НБА, женщина, впервые ставшая тренером в мужской команде. Соотносите себя с ней?
С великими тренерами Европы на Международном семинаре в Барселоне. Фото из личного архива Марины Скворцовой.
— По большому счету, тренер это не ноги и руки, а голова. Соответственно, женщина в том же виде спорта может добиться тех же результатов, что и мужчина. Я считаю, все тренеры достойны внимания и уважения.
Я много общалась с ведущими российскими и иностранными тренерами, знакома с тренером сборной команды России, одним из самых успешных российских баскетбольных наставников Сергеем Базаревичем, мы с ним были на Международном семинаре тренеров в Барселоне. По моему мнению, тренер – это божий дар. Как бывают великие музыканты и художники, так есть и великие тренеры.
Представьте, из большого количества вариантов выбрать единственно правильный. Уметь объединить и настроить различных по характеру, мастерству и физическим кондициям людей. Нужно обладать огромнейшими знаниями, быть хорошим психологом. Себя я к таковым не отношу. Я постоянно повышаю квалификацию, изучаю новое, смотрю много видеозаписей, учусь у других тренеров.
Как только тренер остановился – всё.
— Марина Юрьевна, как думаете, вы на пике карьеры? Или на будущее планов громадьё?
— Я без работы вообще не могу. У меня сейчас две команды и хорошее настроение, потом что я вижу перспективы этих команд. Я испытываю необыкновенное желание тренировать, играть, ездить. Всё лето расписано: тренировки, поездки на сборы. Азарт! Настроение!
Есть, к чему приложить силы. Главное, чтобы было здоровье, потому что очень интересно работать с ребятами и получать результаты. И я уверена, они будут.
Фото из личного архива Марины Скворцовой. Фото из личного архива Марины Скворцовой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: o-kemerovo.ru