В Австралии бывшие военные, служившие в Ираке и Афганистане, создали лагерь для подростков, зависимых от гаджетов. Специальная программа предусматривает пребывание в нем в течение девяти дней. На это время у детей изымаются все гаджеты, а будни они проводят по строгому расписанию. Стоимость такого лагеря составляет около $4000.
Безусловно, современный образ жизни предполагает наличие в жизни детей разнообразных гаджетов. Смартфоны, ноутбуки, планшеты, игровые консоли — это только начало длинного перечня. И говорить о том, что они приносят лишь вред — неверно.
Жизнь в насыщенном информационном пространстве требует периодического отдыха, когда дети получают возможность несколько дней провести без телефонов и Интернета. Подобный отдых служит одним из методов по профилактике цифровой зависимости.
Но просто забрать гаджеты недостаточно. Необходимо предложить детям альтернативу.
Такой альтернативой сегодня служат детские лагеря. В России их большой выбор, и вовсе не нужно платить четыре тысячи долларов. Но важно понимать, почему стоит соблюдать принятые в лагере правила, и убедить в этом детей.
Телефон в детском лагере [Советы родителям]
Детский лагерь и гаджеты
В большинстве лагерей напрямую не запрещают привозить с собой гаджеты, но рекомендуют этого не делать. Порядки могут различаться, но редко в каком лагере дети свободно пользуются телефоном или ноутбуком. Таким образом, в гаджетах отпадает необходимость. Большую часть времени к ним все равно нет доступа.
Можно выделить еще несколько важных аргументов, почему лучше оставить дома любимый смартфон или планшет. Стоит обговорить их с детьми перед отправкой в лагерь, чтобы решение расстаться с гаджетами было осознанным.
В круговороте лагерной насыщенной жизни ребята часто теряют какие-то вещи. Подобное может случиться и с любимым гаджетом. Безусловно, персонал лагеря приложит максимум усилий, чтобы разыскать пропажу, но за время поисков ребенок успевает получить массу негативных эмоций. К сожалению, не удается полностью исключить и фактор воровства. Иногда детям сложно удержаться от соблазна, и в таком случае вернуть вещь бывает очень сложно.
Всегда найдутся те, кто попросит гаджет во временное пользование — поиграть в телефон, послушать музыку, посмотреть смешное видео. Другой ребенок может случайно его сломать. Это грозит не только слезами и расстройством, но и тем, что вещь будет окончательно испорчена.
3. Отвлекающий фактор.
Программа современных лагерей очень насыщенна и разнообразна. Ребятам предлагается масса развлечений и творческих занятий. Наличие гаджета может служить отвлекающим фактором, из-за которого они могут пропустить какое-то яркое событие.
Современные исследования говорят об огромной пользе временного отказа от гаджетов.
Всего несколько дней без Интернета, чатов и социальных сетей благотворно сказываются на психологическом состоянии людей.
Как не сдавать телефон в лагере?/ by Катерина Блинова
Подростки становятся более собранными, спокойными, снижается уровень стресса. Улучшается качество сна, а следовательно, и общее самочувствие.
5. Забота о родителях.
Отсутствие у ребенка смартфона способствует более быстрой адаптации к лагерной жизни. Многие родители мешают частыми звонками, отвлекая ребенка в неподходящий момент. Четко оговоренное время связи помогает и взрослым быстрее настроиться на то, что некоторое время ребенок будет находиться вдали от них.
Как поддерживать связь с ребенком?
Отсутствие или жесткое ограничение в использовании гаджетов не означает, что дети и родители не смогут общаться на протяжении всей смены. Как правило, в лагере предусмотрены следующие варианты:
- Вожатые выкладывают ежедневные фотоотчеты в соцсетях или чатах, демонстрирующие то, чем занимаются дети в течение дня. По ним хорошо видно, что скучать ребятам не приходится.
- При полном запрете гаджетов дети и родители могут пообщаться с помощью стационарного телефона.
- При частичном запрете гаджетов на общение с родителями отводится определенное время, когда ребенок может, не отвлекаясь от лагерной жизни, рассказать, как у него дела. Обычно звонить домой разрешается в тихий час или перед вечерним отбоем.
Подобные правила помогают отвлечь детей от виртуальной жизни, но при этом у них остается возможность быть на связи с родителями.
Итак, собирая ребенка в детский лагерь, обсудите с ним необходимость оставить любимые гаджеты дома. С собой можно дать телефон. Желательно найти вариант попроще, чтобы в случае потери или поломки, ребенок не переживал, что лишился дорогого любимого смартфона. Если в лагере есть возможность сдавать телефон на хранение вожатым, то попросите ребенка ею воспользоваться. Так техника будет в безопасности.
И, главное, не переживайте — вы всегда сможете связаться с ним через вожатых. И можете быть уверенными в том, что даже несколько дней, проведенных без гаджетов, несомненно пойдут на пользу ребенку.
Похожие статьи
В поездку с ребенком: несколько правил безопасности
По официальной статистике МВД России ежегодно теряется около 50 тыс. детей. Это пугающее число могло быть значительно меньше, если бы каждый ребенок знал и придерживался правил безопасности.Дети могут потеряться где угодно и даже у самых бдительных р.
Добавлено: 12 Сентября г.
Приручаем время: нужен ли детям тайм-менеджмент?
Тайм-менеджмент или управление своим временем — составляет одну из основ самоорганизации. И особенно важной она становится, когда ребенок начинает учиться в школе.Тайм-менеджмент — технология, позволяющая эффективно использовать такой ценный ресурс.
Добавлено: 24 Августа г.
Как поддерживать в детях исследовательский интерес?
Дети — исследователи по своей натуре. И особенно ярко это проявляется в раннем детстве. Каждый родитель знает, что не зря дошкольников называют «почемучками». Они заваливают взрослых нескончаемыми вопросами, а окружающий мир вызывает у них неизменный.
Источник: kidsincamp.ru
Воронежский психолог рассказала, что делать, если ребёнок просит забрать его из летнего лагеря
Что делать, если ребенок проситься домой из детского лагеря? Нужно ли беспокоиться, если он молчит и мало рассказывает о том, как проводит время вдали от дома? Практикующий психолог Александра Дорофеева рассказала, как родителям разобраться в ситуации и в каких случаях ребенка нужно успокоить, а в каких действительно забрать из лагеря.
1. Начните подготовку ребенка к лагерю заранее
Задача родителей не просто купить путевку в лагерь и собрать все необходимое, но и подготовить ребенка к пребыванию в новом месте и с незнакомыми людьми. Особенно важна подготовка для тех ребят, которые едут туда впервые. Психолог Александра Дорофеева советует родителям заранее позаботиться о нескольких моментах:
— развивайте коммуникационные навыки ребенка. Дети которые посещают различные секции и кружки адаптируются быстрее, так как они уже имеют опыт контакта с разными людьми;
— помогите ему улучшить навыки самообслуживания. Дети которые умеют ухаживать за собой, заправлять постель , приводить свои вещи в порядок и поддерживать чистоту в комнате увереннее себя чувствуют в незнакомых местах;
— покажите ребенку фотографии и сайт лагеря, в который он поедет. В эпоху интернета можно найти фото, карту лагеря, распорядок дня и даже фото работников. Тогда у ребенка не будет ощущения, что он едет в неизвестность.
2. Дайте время на адаптацию после приезда в лагерь, но забирайте ребенка, если привыкания не происходит
Первые 2-3 дня могут стать сложными для ребенка, именно тогда может возникнуть острая потребность в возвращении домой. Нужно дать время на адаптацию, в этот период дети познакомятся с вожатыми, друг с другом и постепенно привыкнут к новым правилам и обстановке. Как правило, чем младше ребенок, тем сложнее происходит этот процесс. У некоторых он может растянуться на неделю или даже больше. Также нужно понимать, что есть и такие дети, которые в принципе не могут адаптироваться к условиям жизни в лагере.
Так что если прошла неделя, а ребенок по-прежнему говорит, что он хочет домой, то родителям нужно найти контакты кого-то из администрации лагеря — вожатого или замдиректора по воспитательной работе и поговорить с ним. Если ситуация не улучшается, и ребенок не вовлекается в жизнь лагеря, плохо ест и не заводит там друзей, то его действительно лучше забрать из места, которое ему не подходит.
Ситуация: ребенок звонит, плачет и просит забрать его домой.
Совет психолога: во-первых, не стоит паниковать самим, сейчас ребенку нужен спокойный и уверенный взрослый, который окажет ему поддержку. Во-вторых, постарайтесь спокойно поговорить о том, что ему нравится и не нравится в лагере, обсудите, что он чувствует и в чем причина его просьбы уехать. И наконец, в конце беседы, договоритесь, что, если через 3-5 дней его желание не изменится, то вы приедете и заберете его.
3. Договоритесь о времени и днях, когда вы будете звонить и придерживайтесь графика
Телефонные разговоры не должны быть затяжными, чтобы не нарушать его распорядок дня. Но в тоже время ребенок должен знать, что родители на связи и приедут, если будет надо, по первому зову. Самый оптимальный вариант договориться о графике звонков и о том, что вы приедете в родительский день. У ребенка не должно возникнуть ощущение, что его отправили в лагерь, чтобы он не мешал.
Можно придумать кодовые слова для обозначения какой-то ситуаций. Например, если ребенок говорит «лимонный сок», то это значит, что он скучает по дому, но ситуация вполне терпимая. А вот «операция генеральная уборка» сигнализирует родителям, что нужно немедленно приехать и забрать малыша или подростка из лагеря. Игра и шутка всегда снимают напряжение и делают и общение, и всю ситуацию в целом более непринужденными.
Ситуация: ребенок неохотно отвечает на вопросы и не рассказывает, что с ним творится в лагере.
Совет психолога: возможно, вы не правильно задаете вопросы. Самый распространенный промах родителей — спросить: «как дела?». Обычно на него отвечают «нормально», но информации в таком ответе ноль. Используйте в разговоре с ребенком более развернутые вопросы, например: кто тебя удивил в лагере сегодня и почему? Расскажи о трёх самых ярких впечатления за сегодня?» Используйте воображение: «Если бы на лагерь напали зомби, какого бы они съели первым и почему?» Вы сможете узнать больше полезной информации, если подойдете к разговору менее формально и придумаете, как разговорить своего ребенка.
4. Отделяйте конфликтную ситуацию от буллинга
Очень важно понимать, что есть конфликтные ситуации и травля — и это диаметрально разные вещи. Конфликт — это часть человеческой коммуникации и полезный опыт для ребенка. У него должна быть возможность самому разобраться или спросить у взрослых совета, как решить ту или иную проблему.
А вот буллинг, или травля, — это деструктивное состояние коллектива, причем, в лагере он протекает в более интенсивной форме, чем в школе, так как ребята постоянно находятся вместе. Не надо думать, что подобное испытание закалит характер и так далее — это вредное заблуждение. Травля — это травмирующий опыт, который останется на всю жизнь и будет мешать вашему ребенку.
Совет психолога при конфликтной ситуации: родителям нужно научить ребенка навыкам ненасильственного общения, которые очень эффективны для урегулирования конфликтов как для взрослых, так и для детей. В основе лежит желание понять, что руководит оппонентом, какие потребности стоят за теми фразами, которые обижают и кажутся критикой. Например, обвиняющая фраза «Ты только обещаешь!», на самом деле, содержит внутри потребность в честности — ваш собеседник хочет услышать правду. Навыки ненасильственного общения позволяют свести конфликт на нет и отстаивать собственные интересы, выключив агрессию и негатив.
Совет психолога при травле (буллинге): проблемы с буллингом должны решать взрослые, поэтому важно сразу же обратиться к вожатым и другим ответственным за детей лицам. Если они не справляются, то не стоит подвергать ребенка опасности, родители должны как можно скорее приехать и забрать его из лагеря.
5. Научите ребенка навыкам хранения ценных вещей и узнайте, кто отвечает за их сохранность в детском лагере
Воровство лучше предупредить, чем разбираться потом с последствиями. Поэтому нужно объяснить ребенку, что он может оставить на прикроватной тумбочке, а что лучше сдать на хранение. Деньги или дорогие гаджеты под расписку можно отдать администрации лагеря и забирать их только в случае необходимости, когда нужно позвонить или что-то купить. Если ребенок хранит ценные вещи в комнате, то родителям стоит уточнить, кто в таком случае несет ответственность, если что-то пропадет.
Ситуация: у ребенка украли вещь.
Совет психолога: я бы рекомендовала разобраться в этой ситуации с точки зрения не только воровства, но и травли, так как пропажа вещей у ребенка может быть маркером, что над ним издеваются сверстники. Выясните, вещи пропали только у вашего ребенка или у кого-то еще? Обязательно надо поставить в известность вожатого и руководителя смены. Возможно придется привлечь и администрацию лагеря. Если они не смогут своими силами найти пропажу, родители могут написать заявление в отделение полиции, который находится в том же регионе, что и детский лагерь.
Источник: tv-gubernia.ru
Летний лагерь без гаджетов: «дети забывают о телефоне — им некогда»
Сталкиваются ли с этой проблемой и находят ли способы с ней справиться в одном из детских лагерей, который вот уже 15 лет вывозит детей подальше от цивилизации и предлагает им провести хотя бы пару недель без интернета и компьютерных игр?
Об этом мы спросили основателя лагеря «Академия безопасности», руководителя центра русского рукопашного боя им. А.В. Суворова, специалиста в области безопасности, педагога и многодетного отца Андрея Байдалова.
Андрей Байдалов — тренер, педагог, руководитель лагеря «Академия безопасности».
Отнял телефон – дай что-то другое
Да, к сожалению, намного легче сейчас включить гаджет и расслабиться – поиграть, посмотреть, посидеть перед экраном. А лагерь – это всегда какое-то движение, нагрузка.
Я давно работаю с детьми, уже почти 20 лет, и в последние годы – особенно в 2020-2021 – мы наблюдаем, как гаджет стал побеждать общение, прогулки. Если мы в детстве гуляли, то сейчас, если у ребенка есть гаджет, он чаще выберет его.
Последние десять лет мы проводим лагерь в одном и том же месте, в 700 км от Москвы, в глубинке. Там очень плохо работает и мобильная связь, и интернет. И для нас это хорошо, потому что мы стараемся, чтобы нас ничего не отвлекало. Но тенденция такая: с каждым годом так называемая гаджетомания засасывает детей все больше и больше, количество детей, с трудом отрывающихся от экрана, кратно увеличивается.
Раньше мы объясняли, предупреждали, и если человек не понимал, то забирали телефон, выдавая только позвонить. В этом году у нас, наверное, будет другая политика. Мы будем изымать смартфоны и давать только для связи. Мы видим, что дети сами уже не могут справиться с экранозависимостью, начинают обманывать: «я слушаю музыку» или «я читаю книгу», а на самом деле делают, что привыкли.
Родителям мы рекомендуем давать детям в поездку кнопочные телефоны, потому что считаем, что хорошо иметь связь с семьей 24 часа в сутки, но при этом дети не могут сидеть в соцсетях или играть. Но и тут мы наблюдаем такую штуку: когда у ребенка нет смартфона, он хотя бы в змейку на кнопочном поиграет – хоть в этом какую-то отдушину найдет.
— Такая резкая отмена привычного поведения – это ведь стресс для ребенка…
— У меня тоже растут дети, и они тоже не могут без этого. Я для себя как отец придумал такой принцип: хочешь забрать игрушку – дай другую. Вот есть что-то неполезное, вредное, но, когда ты у ребенка это отберешь, конечно, он будет переживать. А если ты ему другое что-то дашь, то будет классно.
В лагере этот принцип действует так: если мы сделаем такую интересную программу, что ребенок отложит телефон, значит, мы молодцы, выполнили свою задачу. А если он будет трястись без него, ругаться и просить, значит, мы не выполнили и не соответствуем своим заявлениям. Мы ведь говорим: дети забывают про телефоны – им некогда.
Не потому, что мы их заматываем с утра до вечера тренировками. Нет. Просто мы делаем так, что ребенок понимает: телефон – это хорошо, конечно, но он у меня повседневно, а здесь такая жизнь интересная, которой дома у меня нет.
В лагере «Академия безопасности».
Как расшевелить уставшего ребенка
— Что же такое вы предлагаете детям?
— Это очень просто. Дети очень любят играть. Вот я веду тренировки по русскому рукопашному бою, и когда ввожу какие-то тактические игры с мячиками, нерф-бластерами и так далее, они готовы бесконечно этим заниматься, только об этом и просят. Поэтому нужно много разных игр – и привычных подвижных (футбол, баскетбол), и тех, которые мы специально разрабатываем. Плюс мы вводим то, что современные дети не знают — дворовые игры (резиночки, классики, прятки, казаки-разбойники) и большие масштабные, когда целые отряды сражаются.
Кроме того, мы проводим в соответствии с нашим названием занятия по безопасности: как вести себя в городе, в лесу, если на тебя нападают, если поранился и так далее. У нас есть стрельба. Мы проводим научные фестивали и интеллектуальные конкурсы с загадками и головоломкам. Учимся готовить – на плите, на костре, на углях. Еще проводим богатырские забавы со щитами и мечами, какие они даже не представляли и знать не знали, как это было раньше.
То есть и подвижность, и интеллектуальные занятия, и, говоря, современным языком, экшн, выработка адреналина. Когда такое многообразие, каждый ребенок может где-то проявить себя, чем-то заинтересоваться.
В лагере «Академия безопасности».
— Часто дети говорят сегодня: я так устал от учебы, секций, каких-то олимпиад, что просто хочу отдохнуть! Как быть?
— Да, хороший вопрос… Год был тяжелый. Я по своим детям это вижу. Я говорю: «пойдем погуляем», — а ребенок мне: «папа, я устал». Весь день он сидел за компьютером над уроками. И хотя бы на часик ему тяжело уже выйти.
Но здесь срабатывает вот что. Мы вывешиваем распорядок дня, и там всякие интересные, интригующие названия. Они читают, смотрят, что будет сегодня. А потом смотрят друг на друга. Так получилось, что у нас из года в год приезжают дети, которые любят лагерь.
И они такие зажигалочки. «О, сегодня у нас маршбросок!» Или: «Ух ты, сегодня концерт классный!» И те, кто первый раз, видя их радость, идут следом.
Вожатые у нас – это опытные люди, которые не первый год работают, и они знают, как замотивировать. С ребенком нужно общаться, слушать его обязательно, вести диалог постоянно.
А лагерь – он же, как муравейник, весь шевелится, своей жизнью живет. И, как правило, даже малоподвижные, замкнутые, «варененькие» дети постепенно включаются. Если совсем уставший ребенок приехал, мы говорим: «Хорошо, сядь просто посиди вот здесь». Но обычно, если их правильно расшевелить, они все начинают двигаться.
А еще нельзя делать мероприятия пафосными, ненастоящими…
И мы не аниматоры, которые развлекают. Дети видят, что мы реально хотим научить их делать что-то классное, полезное. И когда они это чувствуют с первых шагов, то нормально все идет.
В лагере «Академия безопасности».
Забытые герои
— Центр рукопашного боя, при котором возник лагерь, носит имя Александра Васильевича Суворова. Насколько это герой актуален для современных детей?
— Лет пять назад я детей (4-6 класс) остановил перед спортзалом и спросил: назовите мне каждый кого-то из выдающихся российских исторических личностей. Со скрипом называли: Чайковского, Пушкина, Менделеева… Год назад остановил группу перед залом: кто не назвал – тот на тренировку не проходит. Немножко их напугал (смеется): конечно, я не могу их без занятий оставить. Ну, Пушкина они вспоминают, а дальше… – несколько человек не могут назвать никого.
Ну какой Суворов, вы что? Вот День Победы только-только отмечали, бюст Жукова у нас перед школой стоит – а они его даже не помнят. Для них это совершенно не герои сегодня. Что они знают о Суворове? Ничего.
Я спрашиваю: о Невском, о Донском что-то слышали? Говорят: нет…
Причем к нам на тренировки приходят ребята, многие из которых хорошо учатся, из обычных семей, и родители целенаправленно их приводят к нам, потому что знают, что у нас воспитание на первом месте. Но вот такая вот история…
— Вы как-то пытаетесь исправить эту ситуацию в лагере?
— Стараемся, но без нотаций. Мы не говорим, что «надо Родину любить, потому что у нас был такой хороший Суворов». Но если мы проводим мероприятие, например, Суворовские интеллектуальные маневры, мы спрашиваем: знаете, кто это? Можем видео какое-то показать, потому что дети сейчас ориентированы на картинки. Говорим, Суворов – национальный герой.
Но современным детям не интересны наши исторические герои. Если в семье это не обсуждалось, они интересоваться не будут.
— А современные примеры какие-то появляются? Можете ли вы про кого-то сказать детям на тренировке: будешь заниматься спортом, будешь как…
— У меня мальчик дагестанец занимается, вот он знает, кто такой Хабиб Нурмагомедов. А когда нашим ребятам говорю: «Федора Емельяненко знаете?» — они не знают.
То ли мне такие дети попадаются, то ли тенденция. Их не интересует то, чем жили раньше, до них, наше поколение. Они в другом поиске. А может, и не в поиске. Они другие совсем. Принципиально другие…
Быть нормальным человеком
— Вероятно, это связано с тем, что сейчас слишком много информации…
— Да, огромное количество. И дети часто из нее берут не то, что заставляет задуматься, а то, что носит развлекательный характер. Тут что-то посмотрел, там прочитал, нахватался всего – и уже даже не всегда ребенок понимает, как надо себя вести. Идет взрослый человек с малышом, а он при нем матерится не стесняясь…
— А у вас в лагере всегда культурные дети?
— Хвастаться не будем. Бывает, матерятся. Часто это связано с тем, что думают этим повысить свой статус, показать «я не такой маленький, как вам кажется». Для многих детей мат сейчас уже норма в школе, в компании. Они вроде воспитанные, но могут выругаться, чтоб не выглядеть белыми воронами. Не понимая, не к месту, если так можно сказать, но потому что мир современный живет так…
К нам многие приезжают по рекомендации – ребенок съездил, понравилось, семья рассказала друзьям, поэтому, как правило, дети в целом ведут себя в определенных рамках.
И когда мы приглашаем детей на смену, мы надеемся лагерь наполнить людьми, скажем так, «из нашего теста». То есть теми, кто старается придерживаться каких-то семейных традиций, принципа, что нужно быть нормальным хорошим человеком. Я не хочу быть «как все» — материться и прыгать у кого-то на голове ради лайков в сети. Я хочу быть нормальным человеком, как мои папа, мама, бабушка и дедушка.
В лагере «Академия безопасности».
Детство никогда не надоест
— Ваши дети ездят в лагерь?
— Конечно, всегда ездят, с рождения, очень любят. Они там поселиться готовы.
Старший думал в этот раз дома остаться, потому что ему как раз сейчас не хочется лишний раз двигаться – он на самом деле устал за год. Плюс у него дома хороший компьютер стоит. Я предложил ему альтернативы на лето – но он все же выбрал наш лагерь.
— Как детям не надоедает одно и то же каждое лето?
— Не надоедает потому, что мы, понимая, что дети к нам ездят по 5-7-10 лет, проводим и традиционные вещи, которые все любят и знают, и 30% программы каждый год меняем.