Что происходит на школьных уроках литературы? Вспомнили биографию автора, обсудили сюжет и героев произведения, выучили, что хотел сказать автор, — и следующий! Если это и не скучно, то, по крайней мере, однообразно и не вдохновляет. Поэтому учительница русского языка и литературы в Китежской школе и основательница книжного магазина «Первый книжный в Козельске» Маша Зяблова предлагает способы, как сделать уроки литературы глубокими, насыщенными и интересными: параллельно изучать философию и психологию, проводить уроки творческого письма, гулять вместо литературы и читать писателей с естественнонаучным образованием.
1. Сравнить с зарубежной литературой
Даже по памяти я могу сказать, каких авторов зарубежной литературы по школьной программе проходят в 9-м, 10-м, 11-м классах. В девятом — Шекспира, Данте и Гете. В десятом классе их вообще нет: там русская литература XIX века, не до этого! В одиннадцатом — Хемингуэй, Гессе, Ремарк, может быть, Маркес или Лондон. Это катастрофически мало!
Как Быстро Делать Уроки? #школа #учеба
Средний ученик выходит из школы с дыркой вместо знаний в этой сфере, если не читает самостоятельно.
По моему глубокому убеждению, преподавать русскую литературу без связки с зарубежной — это преступление. Не видеть и не показывать ученикам все взаимосвязи, причинно-следственные ниточки, не рассказать, как тексты Европы и позже Америки, отчасти Востока, влияли на нашу литературу — значит создавать у них ощущение, что Россия и ее культурный процесс словно висел в воздухе и питался творческой энергией из космоса. Но это не так!
Россия всегда была и будет в прочной связи с миром. Об этом важно говорить на уроках, показывать, на каких авторах формировались наши писатели и кого читали сами.
Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.
Достоевский чтил европейских писателей: Данте, Гофмана, Диккенса и Шиллера, любил произведения Бальзака, не раз перечитывал «Дон Кихота» Сервантеса, «Ускока» Жорж Санд, «Кандида» Вольтера.
Если вы преподаете литературу, попробуйте акцентировать внимание учеников на том, какие произведения читал писатель и на каких книгах он рос. Это добавит в ваши уроки массу новых тем и обсуждений.
Например, во взрослом возрасте Лев Толстой зачитывался «Дэвидом Копперфильдом» Диккенса, «Одиссеей» Гомера и «Отверженными» Гюго. С последним романом вышла занятная история. Гюго заканчивает писать и публикует свой роман-эпопею в 1862 году, а в 1863-м за работу над «Войной и миром» берется Толстой. Роман-эпопея Толстого очень многое перенял у «Отверженных»: та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии.
Если задаться целью, то такие литературные параллели можно найти у многих авторов и произведений. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт: авторы разных стран обогащали друг друга. Русская литература тоже стала питательной почвой для многих зарубежных авторов — и это прекрасно. Предложите ученикам такую литературную игру, и они активно в нее включатся.
#чем #заняться #на #уроках #обзоры #обзор #юмор #лайфхаки #советы #совет #лайфхак
2. Привлечь философию
Межпредметность — это то, что дает нырнуть глубже и увидеть взаимосвязи явлений. Возможно, не всегда у учителей литературы есть время на это или компетенции, чтобы говорить с учениками профессионально на языке других дисциплин. Но даже если такой эксперимент провести хотя бы однажды, то ученики задумаются, что не всё так просто и что у всего есть причины и предпосылки.
Например, банальный факт: герой «Отцов и детей» Евгений Базаров не верил в Бога и отрицал его. Утверждение, которым не удивишь современного школьника. Но для 1860-х годов это прорывная идея! Общество было глубоко религиозное — а тут вдруг «Бог умер». Откуда это вообще взялось?
Кто первым допустил такую мысль? И здесь учитель может создать интерес к первоисточникам: в какой стране всё началось, с кого и в каких работах, почему?
Так создается прецедент, когда ученик впервые берет в руки философскую работу — пусть даже отрывок, пару страниц и пусть не все это сделают, но найдутся те, кто прочитает. Они найдут ответы у Гегеля в работе «Вера и знание» (1802) и Фридриха Ницше в книге «Веселая наука» (1881–1882) — а это довольно актуальные и современные работы и сегодня.
3. Читать писателей-специалистов
Многие говорят: «Я хочу писать и стать писателем, куда мне стоит пойти учиться?» — но я убеждена, что учиться быть писателем не нужно. Гораздо круче и полезнее для писательского труда получить узкую профессию и на ее базе учиться писать.
Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.
Спектр тем и книг, которые позволят вам вместе с учениками нырнуть глубже в историю, биологию, географию, физику, финансы, велик! В качестве примера приведу роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» — это смесь истории нашей страны после войны и точных данных в области гинекологии и технологии аборта.
Что же с сестрами Прозоровыми из пьесы?
Ольга: сочетание педантического и интровертированного типа акцентуации. В первом случае в ней ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей. На работе такие люди мучают сослуживцев формализмом, а дома изнуряют близких требованиями аккуратности и стремлением переложить принятие решений на других.
Маша: эмотивный тип. Такой человек чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют сильное чувство долга, обычно бывают хорошими семьянинами.
Ирина: аффективно-экзальтированный тип. У таких людей очень часто меняется настроение, они словоохотливы, влюбчивы, ярко выражают свои эмоции и сильно отвлекаются на внешние события. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию — не лучшие их черты. Неудачи и горестные события люди этого типа воспринимают трагически, склонны к невротической депрессии.
Один мой ученик написал отзыв на «Трех сестер», который сводился к тому, что всю пьесу герои только ноют о том, что ноют — и опять ноют из-за предмета своего нытья. Думаю, что такая психологическая характеристика каждой героини пригодилась бы ему для аргументации.
Литература в отрыве от психологии в принципе непонятна. У них же один предмет исследования: люди и мотивы их поступков и поведения. Стимул, реакция, психологический тип, среда взросления, диагнозы, травмы, типологии — всё это можно встретить в любой книге, и практически никто не говорит с учениками о сюжете и героях языком психологии. Самое время начать.
5. Сделать настольную игру по мотивам романа
Если в поисковике вы наберете «настольные игры по мотивам литературных произведений», то выбор будет довольно скудным. Как правило, их создавали взрослые. А почему бы не сделать игру самим? Продумать участников — героев произведения, задать итоговую цель, правила и нарисовать саму «ходилку».
Такая совместная работа дает потрясающий эффект.
Мои ученики делали настольные игры по мотивам антиутопии Замятина «Мы» и пушкинского «Евгения Онегина».
Игры позволили детально разобраться в сюжетах произведений, в мотивах каждого героя, а для спецходов или карточек пришлось составить глубокие вопросы на знание текста или биографии автора. В конце концов, это было безумно весело.
В итоге мои ученики знают устройство Единого Государства и чем занималось Бюро Хранителей, выучили всех героев и знают, чем закончилась вся история с антиутопией Замятина. Они реально прочитали весь роман — в том числе чтобы создать игру и в нее играть.
6. Устроить на уроке Creative Writing
Креативное письмо — довольно распространенный предмет за рубежом. Он не вызывает ни страха, ни удивления в глазах учеников. Да, школьники и студенты за границей просто пишут на разные темы, потом читают вслух получившиеся и вместе обсуждают. Всё так просто! Но не у нас.
Первый урок креативного письма всегда вводит российских школьников в ступор. Ученики теряются: они умеют писать только сочинения (если это можно назвать «умеют») только по готовым шаблонам на основе прочитанного произведения.
Большинство просто пересказывают сюжет и называют это сочинением. Писать «свое» им очень сложно. А где это делать, если не на литературе?
Креативное письмо предполагает свободный полет тем: пиши всё, что считаешь нужным! Поэтому на первые уроки я даю забавные темы, чтобы расписаться, почувствовать творческий процесс и осознать, что рамок нет и никогда не было.
Перед началом я еще останавливаюсь на рассказе о 5 (6) чувствах человека, которые помогают нам писать: звук, слух, вкус, обоняние, зрение (интуиция — факультативно). Всё это понадобится ученику, чтобы сделать свою историю объемной и увлекательной.
Создать героев и сюжет для многих становится большой проблемой, поэтому я даю такие разминочные темы:
- короткий рассказ от лица человека, работающего в бюро находок в 1984 году;
- восемь аналогов идиоме «отставной козы барабанщик»;
- абсурдный диалог между кассиром и покупателем в супермаркете;
- произносим вслух первое, что пришло на ум, а затем пишем об услышанном короткий рассказ;
- берем с полки любую книгу, выбираем наугад строчку и продолжаем ее, написав короткий рассказ.
7. Гулять вместо «литры»
Организовать уроки на свежем воздухе в массовой школе может быть непросто, но при желании и усилии всё реально. Я предлагаю ходить гулять на уроках литературы не реже раза в месяц. Поводов масса!
Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима?
Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.
Можно совершать такие прогулки в рамках уроков креативного письма: выходим на охоту за идеями. Каждый ученик должен поймать на улице идею, которую принесет в класс и напишет о ней текст. Получится живо, интересно и по свежим следам.
В поддержку таких литературных прогулок рекомендую вместе с учениками почитать книги Марины Москвиной «Учись видеть» и Джулии Кэмерон «Долгие прогулки». Они подробно рассказывают, что такие прогулки могут дать вашим ученикам и как их организовать, чтобы они создали писательский эффект и помогли родить текст.
8. Отдать под литературу целый учебный день
Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?
Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.
Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.
Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.
Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках. Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!
Источник: knife.media
5 советов для учителей, которые помогут сделать уроки более эффективными
Педагог постоянно работает с большим количеством детей. К каждому нужно найти подход, заинтересовать своим предметом и обучить новым навыкам. Многое зависит от самого педагога, от подачи материала и взаимодействия с классом. Зачастую приходится работать с непростыми детьми, с которыми в первую очередь необходимо наладить контакт и доверительные отношения.
Об этом подробнее можно узнать из бесплатного онлайн-курса «Работа со сложными аудиториями». В этой статье мы разберем 5 простых советов, как сделать уроки более интересными и эффективными.
Добавьте эмоций в урок, мотивируйте учеников
Даже самую сложную и нудную тему можно рассказать живо и интересно. Для этого необходимо стоять около доски, а лучше пройтись по классу. Объясняйте материал эмоционально, активно жестикулируя, при этом заглядывайте в глаза ученикам, наблюдайте за их реакцией. Задавайте параллельно вопросы, избегайте монотонного рассказа. Живой и энергичный спикер всегда привлекает к себе больше внимания, чем грустный учитель, спрятавшийся за учебником.
Приводите больше примеров, чтобы заинтересовать класс
Порой ученики не понимают, зачем им знать скучные законы физики или запоминать уравнения из математики. Как это может пригодиться в жизни? Ответьте на этот вопрос в начале урока, расскажите смешную или страшную историю из жизни. Например, почему нельзя класть яйцо в микроволновку, или что будет с человеком, который прикоснулся к оголенному электрическому проводу. Можно упомянуть про свой личный опыт, что вы тоже были школьником и многого не знали.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение
Помогите детям отдохнуть на уроке и во время перемены
Мозг лучше воспринимает информацию, когда ребенок находится в хорошем физическом состоянии. Конечно, в большей мере на здоровье влияет правильное питание и здоровый сон. Об этом можно поговорить с родителями на собрании. Но также важно разгружать детей и снимать напряжение во время обучения. Например, делать перерыв на 5-минутную зарядку.
Следить, чтобы во время перемены все дети двигались, а не сидели за партами. Проветривать класс после урока.
Используйте новые подходы в обучении
Дети всегда сравнивают учителей, предметы, на каких уроках им интереснее, а на каких скучно. Поэтому иногда можно выходить за рамки классических подходов, добавляя игровые элементы в уроки. Например, задайте детям решить задачку, кто решит ее быстрее всех, пусть отправит вам смс в мессенджер. Используйте современные гаджеты в свою пользу, дети точно оценят такой подход.
Внедрите новые технологии в процесс обучения
В просторах интернета можно найти очень много полезного контента по вашему предмету: картинки, видео, приложения, сайты, которые хорошо дополнят ваш урок и заинтересуют учащихся. Также можно создать общую группу в соцсетях или мессенджере, в которой вы сможете размещать полезные материалы, отвечать на вопросы ребят, общаться в неформальной обстановке.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник: rsv.ru
Как провести урок интересно и увлекательно?
Проработав в школе более 30 лет, я наблюдала как быстро устают дети на стандартных уроках. Так, уже в 80-х годах я стала собирать копилку нестандартных форм и методов проведения уроков. Как поётся в детской песенке «Учится надо весело, чтоб хорошо учиться». Люблю стихи Б. Захадера.
Настольные книги для подготовки к урокам -«Занимательная математика» и «Занимательный русский язык» В. Волиной. Люблю проводить уроки-сказки, уроки -путешествия и т.п. Дорогие учителя, давайте поделимся своими наработками!
Как провести урок интересно и увлекательно?
Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь. Конечно, лучший способ – проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда.
Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками. Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.
1. Эффектное начало – залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы » на всю катушку». Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.
2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!
3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.
4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.
5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция – опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.
6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.
7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы.
Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!
8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться – самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание. 9. Пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег.
Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов – штука увлекательная.
Источник: www.prodlenka.org