Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, вы наверняка хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенку требовалась медицинская помощь. Рассказываем о том, какие действия имеет право предпринять медсестра в данном случае и что зависит только от вас.
Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа, то медицинская сестра по сути сделать ничего может.
Так ли это на самом деле, «Летидору» рассказал Александр Гулько, юрист, генеральный директор компании «Судебное бюро Гулько».
Что входит в обязанности медсестры
Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был свой медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулеза (вшей), делал прививки без согласия родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков. Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников сильно сократили.
Рекомендации медицинской сестры ДОУ
Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.
Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам? В современной России школьная медицинская сестра помимо контроля за соблюдением санитарно-гигиенического состояния учебных помещений и еды в пищеблоке, должна оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах до прибытия бригады «Скорой помощи». Кроме того, она направляет и сопровождает (если требуется) ученика в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н и дает возможность медработнику лишь наблюдать за состоянием пострадавшего ребенка до прибытия врачей. То есть сначала он должен вызвать бригаду неотложки или «Скорой» (это зависит от состояния ребенка) и по возможности оповестить родителей.
Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении. Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.
Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.
Родители должны понимать, что школьные аптечки в Москве, например, формируются в соответствие с Письмом ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» №01-34-4995/11 от 05.09.2011 г. В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города. Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.
Как организовать ежедневную работу медсестры в детском саду
Ученику придется терпеть до дома, ждать приезда родителей или ехать по «Скорой» в больницу.
При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже, скорее всего, увезут в ближайший стационар.
Травма на школьном дворе
Если ребенок получил травму на школьном дворе или во время прогулки в детском саду, медицинская сестра учебного учреждения имеет право оказать первую медицинскую помощь до прибытия «Скорой помощи». Не более того. А если травма произошла за воротами школы или детского сада, даже если это место находится в нескольких шагах от дошкольного или школьного учреждения, то оказание первой помощи не входит в обязанности медсестры. В такой ситуации можно рассчитывать только на бригаду «Скорой».
Вакцинация в школе
В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.
Обычно это происходит так: медсестра приносит пачку документов «на согласие родителей» классному руководителю — и тот раздает их детям. Дома родители подчеркивают согласен/не согласен и ставят дату и подпись.
Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.
В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра. Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.
На деле все прививки, а также «пуговки» (реакцию Манту) и диаскин-тест делает школьная медсестра.
В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.
Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.
Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным. Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.
Советы родителям
Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада — это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.
Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.
Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.
- Поговорите с администрацией школы о возможности иметь мини-аптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.
- Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом), то при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.
Они должны быть предупреждены, чтобы дать необходимую информацию, если приедет бригада «Скорой помощи».
- Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.
- Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то вы должны получить на руки документ, в котором укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.
Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.
- Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15–30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.
- Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и не работает с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.
Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.
- Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.
- При покупке «сменки», спортивной обуви для физкультуры и зимней обуви учитывайте, что она не должна быть скользкой. В противном случае травм не избежать.
- Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.
Из родительского опыта
Сергей Иванчук, Москва
«Столкнулся с проблемой медицинского персонала в госучреждениях Москвы. Сыну в саду разбили лицо, было подозрение на смещение перегородки, шрамы остались спустя два года. Педагоги бездействовали, а медсестры в детском саду не оказалось. Мы своим ходом по пробкам в крови ехали в Морозовскую и там еще 1,5 часа сидели в общей очереди».
Анастасия Саратова, Калуга «У меня сын часто жаловался на головную боль, обычно во время учебного процесса. Раньше он ходил к медсестре, она всегда давала ему обезболивающее (но-шпу). Но с прошлого года, когда отменили любые лекарственные препараты в школьных учреждениях, а он опять пришел с жалобой в медкабинет, медсестра позвонила мне и спросила разрешения дать сыну таблетку из своей личной аптечки. Я разрешила».
Оксана Иванова, Апрелевка «Моей дочери нужна ревакцинация, а вот какая, не помню (вовремя не сделали по причине болезни), и вот уже три дня не могу застать медсестру на месте, чтобы выяснить, какая прививка нужна, и попросить у нее допуск. Медсестра все время «в полях» — то в местной поликлинике, то ушла в другое здание».
Алексей Корнейчук, Тверь «У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети, как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает «Скорую», еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря «Скорую» оторвали от действительно важных дел. Кстати, один раз учитель физкультуры однокласснику сына побрызгал при растяжении каким-то спреем. Но потом все равно отправил в медкабинет». Фото: Shutterstock.com
Источник: letidor.ru
Должностная инструкция медицинской сестры детского сада (профстандарт)
1.8. В период временного отсутствия медицинской сестры детского сада (отпуск, болезнь), ее обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Медицинская сестра детского сада выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. В рамках трудовой функции организации и работы по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся:
- организовывает проведение профилактических медицинских осмотров воспитанников;
- проводит скрининг-обследования состояния здоровья воспитанников, в том числе:
- выявляет нарушения осанки визуальным методом;
- проводит плантографию;
- измеряет артериальное давление, частоту пульса и дыхания;
- измеряет массу и длину тела, окружность грудной клетки;
- определяет силу мышц кисти;
- определяет остроту зрения;
- выявляет предмиопию (с помощью теста Малиновского в подготовительной группе)
- выявляет нарушения бинокулярного зрения (с помощью теста Рейнеке для воспитанников 4-6 лет);
- выявляет нарушения остроты слуха;
- проводит экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче.
2.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни:
- организовывает и проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в условиях детского сада с привлечением медицинских работников центров здоровья, центров медицинской профилактики;
- разрабатывает и проводит совместно с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогическими работниками и их представителями мероприятия по реализации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний;
- организовывает и проводит мероприятия по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- организовывает утренний фильтр воспитанников с обязательной термометрией в случаях карантина, проверяет и обеспечивает оснащение медицинским оборудованием;
- проводит гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение участников образовательных отношений по наиболее распространенным заболеваниям и (или) состояниям воспитанников;
- контролирует своевременное прохождение сотрудниками детского сада периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- оценивает эффективность профилактических мероприятий для воспитанников по результатам скрининг-обследований и профилактических осмотров, статистике обращений в медицинский кабинет; показателям травматизма в детском саду;
- подготавливает предложения по созданию безопасных условий обучения и воспитания в детском саду.
2.3. В рамках трудовой функции профилактики факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроля проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий:
- идентифицирует и оценивает выраженность факторов риска для здоровья воспитанников, определяемых условиями обучения и воспитания в детском саду;
- контролирует использование технических средств обучения и воспитания в детском саду;
- проводит совместно с педагогом-психологом и старшим воспитателем детского сада комплекс мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации у воспитанников;
- контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывает и проводит противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в детском саду при возникновении очага инфекции;
- контролирует качество доставляемых в детский сад продуктов питания (выборочно), их правильное хранение и соблюдение сроков реализации (совместно с комиссией по вопросам контроля организации питания);
- извещает территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.
2.4. В рамках трудовой функции проведения анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:
- ведет медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;
- составляет план работы и отчеты о своей работе;
- анализирует основные медико-статистические показатели состояния здоровья воспитанников в детском саду, в том числе результаты скрининг-обследований, результаты профилактических медицинских осмотров, статистику обращений в медицинский кабинет, травматизм в детском саду;
- организовывает и контролирует деятельность специалистов со средним медицинским образованием, находящихся в подчинении.
2.5. В рамках трудовой функции оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме:
- распознает состояние здоровья воспитанника, требующего оказания ему медицинской помощи в неотложной форме;
- оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь воспитанникам в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;
- применяет лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в неотложной форме;
- направляет воспитанника при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой он находится;
- вызывает бригаду скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию воспитанника, нуждающегося в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
- получает информированное согласие родителей (законных представителей) воспитанника на оказание медицинской помощи в неотложной форме;
- информирует родителей (законных представителей) воспитанника об оказанной медицинской помощи в неотложной форме.
2.6. В рамках трудовой функции оказания медицинской помощи в экстренной форме:
- распознает состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме;
- вызывает бригаду скорой медицинской помощи и оказывает медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) до приезда бригады скорой медицинской помощи;
- проводит мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации;
- применяет лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
- информирует родителей (законных представителей) воспитанника об оказанной медицинской помощи в экстренной форме и госпитализации.
2.7. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет медицинскую тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространяет сведения, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.
2.8. Своевременно информирует заведующего детского сада и воспитателей детского сада о состоянии здоровья воспитанников.
В случае служебной необходимости воспитатель детского сада может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Медсестра детского сада имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений администрации детского сада, которые касаются ее профессиональной деятельности.
3.2. Отказаться от выполнения распоряжений администрации детского сада в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам.
3.3. Требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов самоуправления детского сада.
3.5. Медсестра детского сада имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4. Ответственность
Медсестра детского сада несет ответственность:
4.1. Материальную ответственность — за хранение медицинских препаратов и медицинского оборудования.
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
4.3. За жизнь и здоровье детей в период пребывания их в детском саду.
4.4. За сохранность протоколов обследований воспитанников и оформление их в установленном порядке.
4.5. За соблюдение правил охраны труда, соблюдение сроков хранения медикаментов, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
4.6. В случае нарушения Устава, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка детского сада, данной должностной инструкции для медсестры детского сада, приказов заведующего, медицинская сестра подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
5. Взаимоотношения и связи по должности
Медицинская сестра детского сада:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим детского сада.
5.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно, а также согласовывает планы с врачом-педиатром и утверждает у заведующего детским садом.
5.3. Представляет в СЭС и заведующему детским садом письменный отчет о своей деятельности по окончании года.
5.4. Получает от заведующей детского сада, заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками медицинского кабинета и педагогическим коллективом.
5.6. Информирует заведующего детским садом о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
5.7. Передает заведующей информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
5.8. Осуществляет постоянную связь с детской поликлиникой для своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в округе.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Источник: instrukzii.ru
НОД «Знакомство с работой медсестры в детском саду»
С медицинской сестрой, Натальей Владимировной ребята видятся и общаются каждый день не только в медицинском кабинете, но и в группе. Каждое утро Наталья Владимировна проходит по группам с осмотром. Она следит за тем, чтобы ребята в детском саду меньше болели, росли весёлые, подвижные и здоровые, для этого разрабатывает комплексы оздоровительных мероприятий.
Медицинский кабинет в нашем детском саду мы с ребятами посещаем часто на протяжении всего учебного года.
Перед посещением медицинского кабинета загадываем ребятам загадку:
«Ставит банки и уколы
Всем детишкам в детсаду.
Очень добрая она
В халате белом … (медсестра)».
Предлагаем ответить на вопросы:
— как зовут нашу медсестру в детском саду?
— в чём заключается работа Натальи Владимировны?
Перед каждым посещением медицинского кабинета обязательно стараемся конкретно объяснить ребятам, зачем мы туда идём, и что им там будут делать, потому что многие ребята, при виде людей в белых халатах начинают нервничать, дорожать и даже закатывать истерики.
Наталья Владимировна всегда встречает ребят приветливо, с улыбкой. Она рассказала им, что с самого детства мечтала работать медицинской сестрой. Ей очень хотелось, чтобы все вокруг были здоровы, она делала уколы пластмассовым шприцом своим игрушкам и мазала йодом и зелёнкой всех кукол подряд.
Ребята узнали, что в кабинете медсестры хранятся медицинские карточки – специальные тетради. В эти карточки Наталья Владимировна записывает все прививки, которые делались ребятам и все болезни, которыми они болели, а так же антропометрические данные.
Ребятам было интересно узнать, что такое антропометрия, для чего регулярно измеряется их рост и вес, и с помощью какого медицинского оборудования.
В медицинском кабинете есть изолятор. Здесь наша медсестра успокоит, осмотрит, измерит температуру и окажет первую помощь, если кто – то из детей почувствует себя плохо.
Ребята узнали, что Наталья Владимировна должна самостоятельно разрешать в совершенстве многие проблемы в детском саду, связанные со здоровьем ребят: вакцинация, оказание первой медицинской помощи: перевязать ранку и смазать зелёнкой или йодом царапины, ушибы и ссадины, без которых невозможно себе представить детство.
Так страшно было ребятам первый раз зайти в процедурный кабинет, чтобы у них взяли на анализ кровь или сделали прививку. Наталья Владимировна доступно объяснила ребятам, что это необходимо делать для того, чтобы ребятам не в зимний холод, не в летний зной были не страшны любые инфекции.
В процедурном кабинете Наталья Владимировна показала специальные шкафы, в которых хранятся йод, зелёнка, бинты, шприцы, которые даже разрешила подержать в руках, различные лекарства – всё, что необходимо для оказания первой медицинской помощи.
Очень часто в медицинском кабинете Наталья Владимировна проводит с ребятами беседы о значении ЗОЖ, угощает ребят витаминами.
В группе помогаем ребятам организовать сюжетно – ролевые игры «Поликлиника», «Аптека» и создали для этого все условия.
Цель игр:
— продолжать знакомить ребят с профессиями и специальностями врачей;
— воспитывать чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному (игрушкам, доброту, отзывчивость и культуру общения.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!
Публикации по теме:
Конспект занятия «Знакомство с экспериментальной лабораторией в детском саду» Тема 1 Знакомство с «Экспериментальной лабораторией в детском саду». Подготовила и провела – воспитатель ГБОУ школа№1631 ДО 1631 г. Москва.
Конспект НОД «Посади дерево в детском саду» МБДОУ ДС «Чебурашка» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Посади дерево в детском саду».
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Об этикете в детском саду» (на основе парциальной образовательной программе по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра» Л. В. Коломийченко,.
НОД «Наблюдения за работой плотника». Фотоотчёт В дошкольных учреждениях работают люди разных профессий, и все они заботятся о том, чтобы было детям уютно, и они чувствовали себя в.
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду» План-конспект НОД в группе раннего развитияТема: «Дети в детском саду»Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений.
Презентация «Интерактивные формы организации НОД по ФИЗО в детском саду» Актуальность проблемы использования альтернативных форм организации физической культуры приобретает на сегодняшний день особую остроту для.
Презентация «Знакомство с аквариумными обитателями. Зооуголок в детском саду» Цель: Развивать у детей представления о многообразии животного мира. Задачи: — формирование простейших навыков ухода за животными, целостные.
Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.
Знакомство детей со скульптурой в детском саду. Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Знакомство детей со скульптурой» Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном.
Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду + презентация Отнимите у русского народа поэзию, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни». Иван Петрович Сахаров В культуру.
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Врач. Конспекты занятий на тему медицинских профессий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Источник: www.maam.ru