Еще в школе каждый из нас слышал о теории эволюции Дарвина. В ней сказано, что каждое живое существо наследует признаки своих родителей. Они записаны в генетическом коде. Тем не менее, многие ученые пытаются доказать, что существуют и прочие возможности передавать наследственную информацию.
К примеру, есть много теорий о том, возможно ли передать детям плохие наследственные привычки. В нашем сегодняшнем материале мы попробуем более подробно разобраться в данном вопросе.
Передаются ли детям гены плохих качеств, воровства, лени, неряшливости от родителей
С наступлением двадцать первого века алкоголизм приравняли к заболеваниям. До этого ученые считали, что желание выпить крепкие напитки появляется лишь от воздействия внешних факторов. Особенно алкоголизм замечали у представителей рабочего класса. Согласно этой теории, алкоголизм генетически не передается, но у детей могут быть к нему предрасположенности.
Для того, чтобы доказать эту теорию, было проведено несколько исследований с усыновленными детьми. Дело в том, что у этих детей биологические родители испытывали тягу к алкоголю. Однако сами дети воспитывались в противоположных условиях и никогда не общались со своими родителями и прочими фанатами крепкого напитка. Тем не менее, взрослея у детей стали проявляться желания выпить алкоголь. И стоило им лишь попробовать выпить — противостоять алкоголю они уже банально не могли.
ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ ПАПЫ И МАМЫ ДЕТЯМ | Какие гены передаются детям от папы, а какие от мамы
Таким образом, ученые доказали, что тяга к алкоголю может сохраняться не только у детей, но и у последующих двух поколений. В человеческом организме есть более тысячи двухсот генов, и все они могут вызывать привыкание к крепким спиртным напиткам. На сегодняшний день ДНК-тесты способны выявлять наличие таких генетических привыканий. Тем не менее, наличие этих генов не гарантирует, что человек будет алкоголиком, но ему потребуется приложить большие усилия, чтобы противостоять соблазну.
Неряшливость, неверность, воровство может ли передаваться с генами по наследству
Ученые доказали, что черты характера детей больше прививаются социумом, а не являются генетически наследственными. Дело в том, что дети часто подражают родителям. К примеру, это касается профессии, когда дети хотят создать династию профессионалов в определенной сфере. Если дети видят, что мама неряшливо ведет хозяйство, или отец постоянно заводит любовниц, то в их головах откладываются определенные модели поведения. Именно они могут проявиться в любом возрасте.
По поводу воровства у ученых нет единого мнения. Одни считают, что этот вопрос зависит от воспитания. Другие заявляют, что это генетическая предрасположенность. Но важно понимать, что если ребенок воспитывается в воровском социуме, то другой жизни он просто не видел. Поэтому он активно разбирается, как правильно обманывать, и когда лучше воровать.
Ученые назвали 8 особенностей, которые передаются нам генетически
1. Фобии
Воспоминания могут передаваться из поколения в поколения. Однако форма этой информации несколько отличается от того, как мы сами себе это представляем. Ученые провели эксперимент, во время которого мыши натренировались избегать запахов цветов вишни. Это повлияло на их ДНК. Как оказалось, часть ДНК, которая отвечает за чувствительность к данному запаху, была более активная в сперме мышей мужского пола.
В результате эксперимента было замечено, что дети таких мышей были более чувствительными к ароматам вишни и пытались избегать ее запахов. Эксперимент доказал, что травмирующие события могут повлиять на ДНК и поведение других поколений.
Ученые заявляют, что данные результаты крайне важны для изучения природы фобии, тревожности или ПТСР.
2. Экстраверсия
Некоторые черты характера мы приобретаем, благодаря нашей ДНК. К примеру, некоторые гены связывают с экстраверсией. Есть вероятность, что вы общительные по причине того, что у вас были такие же предки. Поэтому можно предположить, что родители, которые активно записывают детей в различные кружки, никак не влияют на адаптацию малышей к социуму.
3. Чувство юмора
Ученые предполагают, что развитое чувство юмора является приобретенной чертой, зависящей от социума, в котором воспитывали человека. Однако на сегодняшний день доказано, что люди, у которых есть короткий аллель гена 5-HTTLPR чаще могут вызывать положительную реакцию. Они действительно чаще улыбаются и смеются и их действия являются искренними. Интересно, что результаты исследований были подтверждены у людей разного возраста и пола.
4. Восприимчивость к стрессу
Некоторые люди более часто подвергаются стрессу. Поэтому данная особенность может передаваться от родителей. По словам специалистов, если мать испытала стрессы во время беременности, то и дети могут быть восприимчивыми к ним.
Также подтверждается существование рисков, что у детей может проявляться повышенное восприятие стресса, даже если родители переживали в период, когда хотели заводить детей. Тем не менее, паниковать не нужно, данные изменения в ДНК можно обратить. Для этого проводят поведенческую терапию и медитируют.
5. Склонность к зависимостям
Генетика может на шестьдесят процентов влиять на риски развития зависимости. Ученые подробно изучили связи между зависимостью и геном D2. Оказывается, что люди, у которых недостаточно дофаминового рецептора, более склонны употреблять вещества, которые вызывают зависимость.
6. Способность высыпаться за меньшее количество часов
Есть люди, которые могут спать меньше пяти часов, однако их организм вполне успевает отдохнуть и нормально функционирует. Дело все в гене p.Tyr362His. В народе его также стали называть геном Тэтчер, в честь премьер-министра, которая спала приблизительно четыре часа. Такие люди способны лучше справляться с задачами даже после того, как беспрерывно работали тридцать восемь часов. Помимо Тэтчер, аналогичный ген был у изобретателя Томаса Эдисона.
7. Склонность к экономии
Вопросы экономии и финансов на треть поясняются естественными событиями. Но существуют люди, у которых генетическая предрасположенность к сохранению денег. При этом нет зависимости от их уровней доходов, половой принадлежности или воспитания.
Таким людям легче воздержаться от вредных привычек, они не склонны к ожирению или употреблению запрещенных веществ.
8. Музыкальность
Генетика может играть большую роль в вопросе музыкального таланта. Согласно исследованиям, есть люди, которые меньше занимаются музыкой, однако достигают больших высот чем те, кто активно репетирует по несколько часов в сутки.
Исследовали близнецов, как однояйцевых, так и многояйцевых. В результате экспериментов один из близнецов занимался более двадцати тысяч часов, однако не смог в музыкальной сфере обойти своего брата. Это подтверждает, что определенные аспекты музыкальных талантов заложены в наших генах.
Источник: pronedra.ru
Наследуется ли интеллект детьми
Темой интеллекта люди занимаются давно. Разум – это сложный комплекс особенностей, которые в значительной степени определяют индивидуальность каждого человека. Интеллектуальные люди часто слышат, что их способности – это дар от Бога. С другой стороны, менее удачливые лица утверждают, что не имели возможности развить свой ум. Как обстоят дела на самом деле?
Насколько верна теория наследственности интеллекта?
Роль генов
Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.
По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.
Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов.
Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.
Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.
Факторы, предопределяющие уровень IQ
За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку.
В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.
Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.
Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.
Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.
Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.
Интеллект развивается главным образом у детей, имеющих прочную связь с матерями.
Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.
Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.
Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.
Происхождение интеллекта
Смелая мысль о том, что разум наследуется по женской линии, берет свое начало в текущих исследованиях, направленных на изучение темы от кого ребенок наследует интеллект. Как пишет журнал «New Scientist», группа немецких биологов впервые обнаружила, что средний интеллект у мужчин и женщин примерно одинаковый, но для первых характерен более широкий диапазон уровней IQ, среди них больше умственно отсталых, но, в то же время, больше гениев.
Другим примечательным фактом является то, что от матерей чаще, чем от отцов, дети унаследуют психические отклонения. 30 лет назад американский биолог Роберт Лерке (Robert Lehrke) пришел к выводу, что многие «гены интеллекта» сосредоточены именно на женской половой хромосоме X.
Это мнение поддержали исследователи Университета Ульма У. Зехнер и Х. Хеймистер, опубликовав результаты своих работ в журнале «Trends in Genetics». Согласно ним, древние женщины, выбирая отцов для своих детей, активировали эволюционный процесс, приведший к фундаментальному развитию мышления, росту человеческого мозга. Только благодаря ним люди отдалились от других себе подобных из животного мира.
IQ меняется на протяжении жизни
Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования. Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е. речь не идет о существенных изменениях.
Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.
Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей
Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей. Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей. Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.
Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.
Не переоценивается ли наследственность интеллекта?
Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.
Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.
Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет.
Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.
Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.
Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.
Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия. Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции. В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.
Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.
В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью. Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции. При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.
Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.
Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.
Выводы
Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.
Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения. Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.
Научные исследования подтвердили, что показатель наследования интеллекта у взрослых составляет около 70-80%. Это означает, что более высокие предпосылки для высокого IQ имеют дети умных людей.
IQ – полигенный, поэтому любая попытка идентифицировать отдельные гены, обуславливающие разум, вводит в заблуждение. Исследования этого вопроса находятся только на начальной стадии. Результаты могут быть спорными, они (какими бы ни были) способны коренным образом изменить наше представление о нас самих.
Источник: vsepromozg.ru
Какие гены передаются детям от родителей
Какие гены передаются детям от родителей? Для ответа на этот непростой вопрос нужно понять принцип передачи наследственной информации, где она содержится и какие гены “одержат верх” в формировании внешности.
Передача наследственной информации
Геном человека, как и любого другого живого организма на этой планете содержится в дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК). Это длинная макромолекула, состоящая из последовательностей нуклеотидов, которые называются генами. Именно они отвечают за внешность и все процессы, происходящие в организме. ДНК не плавает в крови и не разбросаны хаотично по организму.
Она локализована главным образом в ядрах клеток. Формой упаковки ДНК в ядре являются хромосомы. Они состоят из вещества хроматина, включающего в состав ДНК, РНК и белковые комплексы. Хромосомы расположены по парам. Пары являются гомологами и дублируют геном друг друга.
Всего у человека 23 пары хромосом. 22 из которых являются аутосомными (не содержат половых хромосом), а одна пара — половая. У женщин половые хромосомы представлены XX-парой, у мужчин XY-парой. Именно наличие Y определяет мужской пол ребенка. Итак, произошло оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, начинается формирование зиготы.
При этом процессе происходит наследование 50% генома от мамы и 50% от папы. Именно в этих пропорциях. Что именно происходит? Так как хромосомы расположены в гомологичных парах, то по одной хромосоме из пары передается ребенку. Какая именно хромосома будет унаследована предугадать невозможно.
Морфологические признаки. Доминантные и рецессивные гены
- Доминантный. При наличии доминантного и рецессивного генов, проявляются признаки первого. К ним относятся темный цвет глаз, кожи, курчавые волосы, полные губы, длинный нос. А также наследственные заболевания.
- Рецессивный. Если ребенок получил от обоих родителей рецессивный ген, то проявление маминых или папиных черт равновероятно.
- Доминантный-рецессивный. При это проявляются признаки обоих аллелей. Это редкая форма мутации. Гетерохромия (разный цвет глаз) обусловлена этим механизмом.
Наследование по половым хромосомам
Существуют особенности, которые проявляются исключительно по половым хромосомам. У девочек пара XX дублирует друг друга, что наиболее выгодно с точки зрения эволюции. Y хромосома у мальчиков имеет меньше генов и не дублируется. Поэтому мальчики склонны к некоторым видам генетических заболеваний (гемофилия, дистрофия Дюшенна и т.д.).
Молекулярно-генетическая лаборатория “Ralzo” проводит тесты ДНК на хромосомные отклонения у плода уже на 9-ой неделе беременности, а также анализы на генетические заболевания, передающиеся по наследству.
Таким образом, с помощью теста ДНК можно увидеть какие гены передаются детям от родителей.
Источник: v-nayke.ru