Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром»
Информация о материале Категория: Учитель-логопед Буток Е.Н. Опубликовано: 04 мая 2019 Обновлено: 04 мая 2019 Просмотров: 1688
Учебный годзаканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений, скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
О.В. Елецкая про планирование логопедической работы в ДОУ
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом , и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра!
Если вашему ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счёта.
Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время подводите его к той цели, которую вы поставили.
Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тпапку — в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом. Также для выполнения заданий материал можно найти на флешке в папке «Лето 2016».
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
О.В. Елецкая. Документация логопеда в ДОУ (1)
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Помогать взрослому полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
- Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания -языка;
- Полоскать рот;
- Жевать боковыми зубами;
- Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
- Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
- Скажи наоборот (высокий-низкий)
- Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
- Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
- Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
- Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
- Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Назвать слова с определённым слогом, звуком;
- Составлять предложения с заданными словами;
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);
Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
- Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
- Назови первый (последний) звук в слове;
- Где спрятался звук — в начале? В середине? В конце? — ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
- Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
- Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Источник: mbdou16zima.ru
Методические рекомендации. Отч т о работе учителя-логопеда ДОУ (в таблицах). Отчет за 2-х летний период работы учителя-логопеда доу в логопедической группе для детей с онр
Бланк отчёта о работе логопеда, оформленный в виде таблицы, — это компактная и удобная для заполнения форма отчётной документации.
Содержание представленных бланков отчёта в целом соответствует общепринятому в дошкольной логопедии и включает те же разделы, что и традиционный текстовый вариант.
В зависимости от условий работы, учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может использовать один из 4-х представленных вариантов отчёта.
Таблица 1. Отчет за 2-х летний период работы учителя-логопеда ДОУ в логопедической группе для детей с ОНР.
Таблица 2. Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте ДОУ за учебный год.
Таблица 3. Отчёт за учебный год о работе учителя-логопеда в группах ДОУ компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.
Таблица 4. Отчёт за учебный год о работе учителя-логопеда ДОУ в специализированных группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения (или нарушениями опорно-двигательного аппарата).
На оборотной стороне бланка отчёта помещается раздел «Примечания». Здесь учитель-логопед может привести необходимые комментарии и пояснения к цифрам, содержащимся в таблице. Тут же могут быть изложены другие данные отчётного характера (названия проведённых мероприятий, формы участия в работе МО, результаты пройденных аттестационных испытаний, успехи в профессиональных конкурсах, смотрах и т.д.).
Данные формы отчётов были разработаны и опробованы в работе Методическим объединением (МО) учителей-логопедов ДОУ Фрунзенского района города Ярославля. Использование единой формы отчёта логопедами целого района позволяет быстро и объективно анализировать работу специалистов, собирать и сопоставлять статистические данные об объёмах и результативности логопедической помощи, контингенте охваченных ею дошкольников.
Отчет о работе учителя-логопеда детского сада №_____ г. _________________
в логопедической группе №____ за 2-х летний период обучения: 200__ — 200__ учебный год
200__ — 200__ учебный год
Количество детей, поступивших в группу
Источник: metodich.ru
Презентация, доклад Советы логопеда на лето
Слайд 3 Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих
речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться
Слайд 4 В логопедической практике много случаев, когда летний
период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Слайд 5Развивать общую и мелкую моторику:
— делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять
и прыгать на одной, двух ногах;
— выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
— лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
— вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
— расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Слайд 6
Развивать речевое дыхание:
— выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
— надувать шарики,
надувные игрушки;
— дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
— сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
Слайд 7
Выполнять артикуляционную гимнастику
( см. Индивидуальную тетрадь)
Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки
в словах, чистоговорках,
стихах, контролировать их в речи (см. индивидуальные тетради)
Слайд 8
Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей
повторять темы, изученные на занятиях;
— читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их.
Слайд 9!
Для своих летних занятий можно использовать
следующую литературу:
1. Коноваленко, С.В. Коноваленко В.В.
«Домашние тетради для закрепления звуков» (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ,СЬ, ЗЬ);
2. Ю.Б. Жихарева-Норкина «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
3. Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками» ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ);
4. Л.Н. Смирнова «Мы учим звуки Ш, С».
Слайд 10Уважаемые родители! Помогите своему ребенку
в его развитии,
в преодолении трудностей!
Слайд 11
Подготовила учитель-логопед
Кузьмичева Е.Н.
МДОУ ДС № 4 комбинированного вида
г.Белинский
Источник: shareslide.ru