На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не институциализиро- валось, а уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид, связанный с дефицитом средств к существованию.
Характерно, что вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Оседлый образ жизни и более надежные условия существования снижают вероятность инфантицида, который практиковался в основном по «качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т.п. Вместе с гем иметь детей считалось почетным; и не только родители, но и близкие родственники были обычно ласковыми и внимательными к детям.
Детоубийство в античном обществе обычно игнорируют, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям [3]. Ребенок считался в буквальном смысле слова принадлежностью родителей, как и прочая собственность. Цицерон писал, что смерть ребенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.
«О детях по-взрослому»: 1-й год жизни ребенка и состояние мамы. Людмила Петрановская.
Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н. э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство только в 374 г. н. э. После Везонского собора (442 г. н. э.) о нахождении брошенного ребенка следовало заявлять церкви, а около 787 г. в Милане был открыт приют для брошенных детей. Тем не менее это не означало, что в обществе сформировалась ценность детства, закрепление за ребенком права на жизнь и любовь.
В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым, хотя и в средневековье были нежные, любящие матери, веселые детские игры. Однако характерна амбивалентность образа детства. Младенец — одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное — он существо, лишенное разума.
Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям. Среди них высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежного ухода в XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы умирали от 1/5 до 1/3 всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины.
Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты как реакции на то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом «воспитательства» — обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи. Знать посылала своих детей в другой знатный дом или в монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычай был распространен в среде раннефеодальной знати.
«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская
Отношения в российской патриархальной семье были жесткими, иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 г. дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трехгодичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить без всякой пощады. Только в начале XVIII в. Петр I устранил это неравенство.
Жестокими были и методы воспитания. На уроках учителя наказывали детей розгами, а дети не смели пожаловаться родителям. Даже в петровскую эпоху, когда репрессивная педагогика стала подвергаться критике, строгость и суровость оставались непререкаемой нормой.
Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII — начале XIX в. де- тоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. На практике она формировалась не просто. С одной стороны, детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся безразличию, незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С другой стороны, сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность счастливого будущего для них, общественное сознание нередко эволюционировало в сторону полного отрицания нужности детей.
Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Дсмозу [3] выделить несколько стилей отношения к ребенку в разные исторические периоды.
- 1. Стиль детоубийства (античность до IV в. н. э.) характеризуется массовым убийством детей и насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.
- 2. Оставляющий стиль (IV-XIII вв. н.э.). Признается наличие у ребенка души. Развито мнение: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье — эмоционально холодная и строгая.
- 3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который создаст произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают «злое начало».
- 4. Навязчивый стиль (XVIII в.) Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.
- 5. Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.). Цель воспитания — подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательного воздействия. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей XX в. — от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.
- 6. Помогающий стиль (середина XX в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей — помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости.
Сравнительно-исторические данные показывают, что отношение к детству — результат длительного и весьма противоречивого развития. Разумеется, не следует упрощать картину. Нормативные предписания и реальное поведение не могут совпадать полностью. И в период, когда помогающий стиль является доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавление ребенка считается приемлемым.
Социологический и социально-психологический подходы рассматривают образ ребенка в культуре и массовом сознании, представления об особенностях детства и взросления и то, как они влияют на выбор стратегии образования. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чем он является от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результате обучения, воспитания, в целом социализирующих влияний.
Необходимо отметить, что каждая культура имеет не один, а несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природу ребенка. В частности, в западноевропейской культуре было выделено, по крайней мере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:
- — традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовным пастырям;
- — точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитатель может написать все, что угодно;
- — точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения;
- — утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества. Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения.
Каждому из этих образов соответствует свой стиль обучения и воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации — педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма — принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка — педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей.
Таким образом, образование во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения, которые усваивает ребенок в данном обществе. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть ребенок, как должно происходить его вхождение в культуру.
Вопросы и задания
- 1. Дайте характеристику эволюции отношения общества к ребенку.
- 2. Как вы понимаете утверждение «детство — самоценный период в жизни человека»?
- 3. Верно ли утверждение о том, что каждому народу присущи типичные черты и свойства. Если да, то каким образом это может повлиять на процесс воспитания?
- 4. Какие особенности русского характера отражены в русских народных сказках, пословицах и поговорках?
План семинара
«Образ детства в истории общества»
- 1. Особенности отношения к ребенку на разных этапах развития общества.
- 2. Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования.
- 3. Особенности русского национального характера и воспитание.
Основная литература
- 1. Вербицкий А.Л. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.,
- 1999.
- 2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М, 1994.
- 3. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д., 2000. С. 83-86.
- 4. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.
- 5. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3.
- 6. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4.
- 7. М ид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- 8. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
- 9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
- 10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Источник: bstudy.net
От Возрождения до современности: что изменилось в воспитании детей
Подходов к воспитанию детей за несколько веков накопилось достаточно. Причем каждый последующий считал свои методы более эффективными, нежели у представителей предыдущего поколения. Мы напомним вам о том, как менялись образовательные программы в Европе на протяжении восьми веков, и к чему это привело.
От Средневековья к эпохе Возрождения
Главным элементом в воспитании чада в средние века считалось Божественное начало. За образец бралось монашество, а носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
Христианские идеи крепко закрепились в той эпохе, поэтому в христианских школах детям не только рассказывали, кто такой Иисус и откуда он появился, но и учили подавлять в себе грешные пристрастия. Идеалом был сдержанный и благородный человек, способный контролировать свои мысли и желания. Он обязательно должен был соблюдать пост, молиться и изучать священные книги. Кстати, читать в то время умели очень немногие.
А вот в эпохе Возрождения христианские мотивы отошли на второй план. Расцвет промышленности, появление новых технических и гуманитарных наук способствовали смене взглядов человека не только на свою жизнь, но и на то, что его окружало.
Теперь «идеальным» считался умный, разносторонний и многогранный человек, который мог заниматься творчеством: рисовать картины, писать стихи или играть на музыкальных инструментах. От античных способов воспитания старались избавиться еще в средние века, но окончательно их методы были забыты только в эту эпоху.
«Князь гуманистов» Эразм Роттердамский подошел к проблеме воспитания детей с философской точки зрения, провозглашая, в первую очередь, независимость и свободу человека от других людей. Категорически запрещалось применять к детям любое насилия. Его работы «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения» были новшеством, которое люди, привыкшие к строгой дисциплине, оставшейся еще со средних веков, долго не могли понять.
Но Роттердамский был не единственным ученым, кто задумывался об усовершенствованием воспитания детей. Философ Томас Мор вообще создал новую модель государства, где дети должны были воспитываться с помощью игры. По его мнению, активная созидательная деятельность способствовала проявления талантов ребенка еще с раннего детства. Кроме того, провозглашалось образование «для всех»: детей любого социального статуса и пола. Гендерное равенство хоть и поддерживалось именитыми людьми, но появилось значительно позже.
Поддержка физической активности также приветствовалась. Педагоги в этом многое заимствовали у времен рыцарского воспитания. По идее, должен был получиться физически и умственно развитый человек, интересовавшийся естественными и гуманитарными науками. Результаты такого воспитания можно узнать в любом интернет-поисковике, вписав в строку поиска «Выдающиеся люди эпохи Возрождения».
Но даже в этой эпохе были свои минусы воспитания. В первую очередь, тогда так и не добились гендерного равенства. По-прежнему отдавали предпочтение в обучении мальчиков. Девочек же не учили естественным наукам, да и родители, зачастую, не имели желания отдавать девушек в школы. Лишь иногда нанимали для них личных учителей по гуманитарным наукам.
В то время юношам явно не хватало знаний и навыков в естественных науках. Процесс индустриализации начался только во второй половине века, а обучение оставалось не только было устаревшим, но и не эффективным.
Идея создания учебных программ и планов принадлежит философу-гуманисту Яну Амосу Коменскому. Благодаря нему появилось четкое понятие «школьного года», разделение образования на младшую, среднюю и старшую школы.
Эпоха Просвещения
Это название говорит само за себя. Образованию уделялось много времени.
Английский философ Джон Локк в трактате «Мысли о воспитании» изложил интересную идею: не нужно тратить много времени на обучение, главное – воспитание ребенка. Классическое воспитание Локк предлагал заменить на практическое, реальное. Клод Гельвеций также считал, что человек состоит из воспитания, что ему дали.
Во Франции тогда появляется первая специализированная женская школа, предназначенная для девушек обнищавших дворян и сироток дворянского происхождения. Называлось престижно: «Королевский дом Святого Людовика». Он был создан королевой — женой Людовика XIV. Это учебное заведение просуществовало до 1784 года, столетие, а затем было упразднено.
Гендерный вопрос в XIX веке
С большим опозданием, но все же, начали появляться школы смешанного типа. В такие школы могли ходить дети из бедных семей и даже девочки. Во многом этому способствовало первое женское активистское движение в середине XIX века. Благодаря этим движениям уже рассматривали и вопрос реорганизации женского обучения.
Девушки теперь могли проходить курсы по естественным наукам, получать навыки работы с техникой (чаще всего шли работать за промышленные станки).
Обучение старались сделать интересным, избегая классической модели, что сохранилась с эпохи Возрождения.
Стал популярен прагматизм Чарльза Пирса и Джона Дьюи, где дети не просто должны были учить уроки, а под каждого из них подстраивали учебный процесс. Интересы ребенка действительно стали интересовать педагогов. А теоретические знания окончательно заменили практическим опытом.
Широкое распространение получилось изучение психики ребенка. Ученые с педагогами стремились изучить сам процесс развития ребенка, его отношения к урокам, способы запоминания и восприятия информации. Они стремились создать универсальный механизм, позволяющий всем детям в полной мере «впитывать» в себя знания. К таким экспериментаторам относились, Вильгельм Август Лай, Эдуард Ли Торндайк и Гренвилл Стенли Холл.
ХХ век — век вседозволенности?
Нет, «вседозволенность» трактуется в данном случае не в негативном ключе. Наоборот, свобода воспитания и обучения предполагает формирование полноценной личности со всеми ее плюсами и минусами. Ученые Мария Монтессори и Эллен Кей предложили убрать факторы, которые, по их мнению, влияют на эмоциональное состояние ребенка во время обучения. Это, к примеру, соревновательный момент, так как каждый ребенок воспринимает информацию индивидуально, в своем темпе.
Теория свободного воспитания актуальна и сегодня, так как ученик сам выбирает для изучения то, что ему интересно, а значит и учебный процесс должен строиться по-другому.
А что сейчас? Казалось, что наш век собрал со всех эпох только самое лучше, однако, применяется это лучшее не всегда и не во всех учебных заведениях Мира. Каждый год Университет штата Пенсильвания составляет топ самых лучших стран для рождения и воспитания ребенка. Швеция уже долгое время занимает свое первое почетное место.
В пятерке лидеров есть Дания, Канада, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия. А России в этом рейтинге увы нет.
С чем же это связано? Тут есть много факторов, да и мнение людей достаточно часто совпадает. «Готовим многознаек и ничего незнаек. Обязательное образование — это только для галочки. Это средство «распила» госбюджета. Красные дипломы — это только утешение для тупых мамок…» — такие комментарии мы нашли, когда готовили эту статью. Агрессивно? Да. Правда?
Решать и менять вам.
Подготовила Ирина Азарова
По материалам: weekend.rambler.ru
Другие материалы:
Источник: vynderkind.ru
Влияние родителей на детей: какие плоды вы будете пожинать
Влияние родителей на детей огромно. Оно проявляется не только в воспитании и формировании личности, но и в физическом и психологическом здоровье, духовном и нравственном развитии. Грань между позитивным и негативным родительским воздействием очень тонка. Не зная её, можно совершить много ошибок.
Чтобы минимизировать негативные последствия и усилить позитивное влияние, необходимо знать, как проявляются процессы взаимодействия в модели «родитель-ребенок». О том, как правильно воспитывать своих детей, чтобы это было без последствий, а результатом стала физически и психически здоровая личность, вы узнаете из нашего материала.
Механизм влияния родителей на развитие детей
Личность ребенка и его психофизиологическое состояние во многом формируются под влиянием родителей и взаимоотношений в семье. Как только малыш рождается, взрослые уже вносят свой вклад в его развитие. Первые годы жизни самые важные. Сложно предположить, можно ли будет скорректировать те впечатления, которые получит малыш в самом начале. Влияние родителей на детей трудно переоценить: это те люди, которые воспитывают новую личность.
Стоит учитывать, что ребенок рождается без понимания того, где он находится и почему. Окружающий мир ограничивается его семьей: мамой и папой. Их отношения накладывают отпечаток на дальнейшее развитие малыша и восприятие жизни в целом.
Взрослые думают, что для оптимального развития детей достаточно дарить им свою любовь и время, делая акцент на правильном воспитании. Это, безусловно, важно. Но, кроме трепетного отношения и дисциплины, фундамент в формировании личности составляет сам опекун, кем он является как отдельный индивидуум. Личные качества матери и отца, их взгляды на жизнь и взаимоотношения — те факторы, которые формируют ребенка, его восприятие мира и самого себя.
Родители влияют на становление личности детей. Они, как губка, впитывают даже еле заметные проявления взрослых, их поведение, манеру общения, взгляды на жизнь. Все это формирует детскую индивидуальность.
Взрослые имеют свои личные качества, которые они также приобрели от своих родителей, от людей, оказавших значительное влияние на их становление, а также в результате жизненного опыта. Поэтому их влияние на детей может быть как положительным, так и отрицательным.
6 форм влияния родителей на личность ребенка
Поведенческие паттерны, перенятые у родителей, проявляются у ребенка на протяжении всей его жизни. Опыт малыша увеличивается с каждым подражанием и реакцией на действия взрослых, тем самым формируется его индивидуальная модель поведения. Существует понятие эйдетизм — способность памяти человека к запоминанию и воспроизведению. Эйдетическая психология изучает влияние родителей на воспитание детей, на то, как формируется их личность. Специалисты данной области выявили 6 форм влияния:
- Имитация. Дети подражают взрослым неосознанно. Они копируют все, не различая положительное это поведение или негативное. Если мать или отец выражают негативные эмоции дома, то и в детском саду ребенок будет вести себя согласно этой модели. То же самое касается и наших комплексов, которые мы демонстрируем при детях: они всегда найдут отражение в личности малыша. Говоря о своих недостатках во внешности, мать тем самым передает их дочери, которая будет пытаться искать их у себя. Уверенные родители, которые демонстрируют доброту и любовь к окружающему миру, передадут это ребенку. Так проявляется влияние поведения родителей на детей.
- Идентификация. Здесь речь идет об установлении тождественности одного субъекта другому на более глубоком восприятии, а не просто копирование конкретной модели поведения. Ценности и убеждения родителей перенимаются ребенком. Они становятся истиной уже для него. Например, в семье медиков или пожарных, ценности — это спасение жизней, решимость и самоотдача. С большой вероятностью, дети присвоят эти черты себе. Но не всегда мировоззрение старших совпадает с восприятием ребенка. Убеждения родителей могут подменить детские представления о жизни. Ведь идентификация идет на глубинном уровне, когда происходит полное соотношение жизни взрослых и детей. Отчасти это неосознанное влияние родителей на выбор ребенка.
- Реакция. Если первые два пункта — своего рода копирование поведения, то реакция является противоположным им свойством. Многие дети проходят этот период в подростковом возрасте, когда личность активно формируется. При внимательном рассмотрении аналогичные реакции можно проследить и в поведении родителей. В жизни существуют яркие примеры таких сценариев. Например, в религиозной семье ребенок становится атеистом, который не воспринимает взгляды родителей и имеет совершенно другое мировоззрение. Или у неаккуратных мамы и папы появляется дочь — приверженец чистоты. Иногда оппозиционные взгляды ребенка вызывают недоумения со стороны. Как у приверженцев здорового питания и спортивного образа жизни сын предпочитает есть фастфуд?! Все это — результат противопоставления родителям. Однако такое противоречивое поведение не всегда обозначает индивидуальность. Скорее всего, ребенок растерялся и не понимает, что ему нужно на самом деле.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»