Музей Игоря Северянина
(Об этом музее я писала:»Усадьба Владимировка, музей Игоря Северянина»https://marfa-nikitina4.livejournal.com/166206.html)
Успенская церковь (Нелазское)
Архитектурный ансамбль в Нелазском составляют два культовых сооружения: церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, завершенная строительством в 1694 г., и каменная церковь Михаила Архангела (1895).
«На землях Череповецкого уезда, в XVII—XVIII веках розданных во владение многочисленным дворянским родам, построек ранее XVII столетия не сохранилось. Первое место среди ныне существующих здесь памятников древнерусского зодчества по праву принадлежит деревянной Успенской церкви в Нелазском (в 25 километрах от Череповца) — большом селе, жители которого успешно занимались экипажным и сапожным промыслами.
Успенская церковь в Нелазском построена в 1694 году. Четверик главного объема с четырьмя прирубами образует в плане равноконечный крест. Каждый из прирубов завершается бочкой с палицами, примыкающими к срубу четверика. Центральный объем увенчан крещатой бочкой, над которой возносится стройное пятиглавие». (А. Рыбаков «Устюжна, Череповец, Вытегра», Л.1981)
Прогулка по Череповцу
Памятный камень в исчезнувшей усадьбе матери поэта Константина Батюшкова
Усадьба Хантаново:
В документах Хантаново именуется «сельцом», т.е. крестьянским селением без церкви, в котором была барская усадьба. Самый ранний документ – «Межевая книга сельца Хантоново, владения наследников Бердяевых», она составлена 27 августа 1777 года. Григорий Григорьевич Бердяев (дед поэта) скончался 23 сентября 1775 года. «Пошехонское имение» теперь является собственностью его детей – «морского флота мичмана Николая обще с сестрою его девицей Александрой Григорьевых детей».
В 1780 году Николай Бердяев утонул при крушении пинки «Евстафий», Александра Григорьевна, уже ставшая женой Николая Львовича Батюшкова, оказалась единственной наследницей сельца Хантанова с деревнями Глухое Хантаново и Петряево – родового имения Бердяевых. Родового, потому что других пошехонских имений у ее отца не было. Неслучайно в сознании поэта материнское Хантаново всегда было связано с памятью о «прадедах».
Имя К.Н. Батюшкова (1787-1855) в представлении не нуждается: замечательный поэт, стихотворение которого «Мой гений» нередко упоминается как образец пушкинской гармонии стиха; старший друг и отчасти литературный учитель Александра Сергеевича Пушкина, член литературного общества «Арзамас». Поэт, творчество которого изучается не только в России, но и за рубежом. Например, итальянскими литературоведами опубликован целый ряд работ о жизни и творчестве Константина Николаевича, причем самая значительная из публикаций так и называется «Батюшков – поэт между Россией и Италией».
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Череповец за один день. Что посмотреть?
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
Информация и фото с сайта: [url]www.cultinfo.ru[/url] и из Интернета
Tags:
- Игорь Северянин,
- Череповец,
- достопримечательности,
- интересные факты,
- усадьба,
- церкви и монастыри
LJ Video
( 6 comments — Leave a comment )
Dec. 19th, 2017 09:34 am (UTC)
Да здравствует Русский Север!
Dec. 19th, 2017 02:20 pm (UTC)
И всё это нужно бы восстановить до надлежащего уровня. Много исторических развалин, хорошо бы было, если бы нашлись меценаты.
Dec. 25th, 2017 11:04 pm (UTC)
Озеро какое восхитительное !
Dec. 26th, 2017 10:10 am (UTC)
Очень красивое озеро, и Дарвинский заповедник тоже!
May. 7th, 2021 06:12 am (UTC)
На фото где подпись Рыбинское водохранилище, ошибка. Это Белое озеро, местечко Крохино (исток реки Шексна)
May. 7th, 2021 03:50 pm (UTC)
Может быть да и может быть нет.Я писала о Крохино и о Запогостье на Шексне:
А вот Вознесенская церковь на Рыбинском водохранилище в Мологе:
Могу поместить фотографию без церкви, но нашла я эту фотографию в Интернете не как Крохино, а как Рыбинское водохранилище.
( 6 comments — Leave a comment )
Profile
marfa_nikitina4 marfa_nikitina4
Latest Month
September 2023 | ||||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Tags
Источник: marfa-nikitina4.livejournal.com
Достопримечательности Череповца
Череповец часто воспринимается лишь как индустриальный центр. Но это далеко не так. Это город с богатой историей. Открытые в городской черте памятники археологии уводят нас в глубокую древность, дают представление о средневековых поселениях «Соборная горка» и «Октябрьский мост».На месте древнего поселения стоит самое старое в Череповце здание – Воскресенский собор (1756 г.). Это все, что осталось от Череповецкого Воскресенского мужского монастыря, давшего начало городу Череповцу.
Сегодня Воскресенский собор – один из действующих храмов Череповца. В настоящее время в нем существуют приделы в честь Преподобного Филиппа Ирапского, Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, в честь Иоанна Крестителя. Воскресенский собор является памятником архитектуры, внутри него сохранились росписи масляной краской, иконы 16-20 веков.
Другой храм города – церковь Рождества Христова – восстановлен в 1992- 1996 годах после полного разрушения. Первоначально храм был построен в 1789 году в селе Рождестве на месте бывшей деревянной церкви Св.Николая Чудотворца. Церковь в свою очередь находилась возле древней переправы через реку Шексну. Красивый белый храм с высокой колокольней расположен в одной из зон отдыха, рядом с ним находится парк Победы и пляж.
Восстановлены все три часовни, что были до революции: часовня в честь иконы Божьей матери «Живоносный источник» на берегу реки Ягорбы, часовня в честь преподобного Филиппа Ирапского и часовня в честь Св.Николая Чудотворца, построенная в 1904 году на железнодорожном вокзале на средства Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря и нескольких частных лиц, среди которых был даже сам царь Николай II . После революции часовню закрыли, использовав здание под клуб и мастерские. Но в середине 90-х годов отреставрировали и возвратили обратно церкви. Ныне часовня является действующей, и многие верующие пассажиры перед отправлением поезда или по его прибытии стараются обязательно зайти в нее на несколько минут.
Большинство дошедших до нас зданий в старой части города построено во второй половине XIX века и несут отпечаток позднего классицизма.
В последней четверти XIX века в Череповце получил развитие так называемый «кирпичный стиль». Здания из качественного, хорошо обожженного кирпича без штукатурки были относительно недороги, просты в эксплуатации, красивы. Прочность, удобство и эстетичность краснокирпичных зданий обеспечили этому направлению эклектики широкое распространение. Из красного кирпича построены здания учебных заведений, торговых рядов, водонапорная башня.Наиболее интересны здания Александровского технического училища (1869 год), реального училища (1873 год), Мариинской женской гимназии. Краснокирпичными зданиями было застроено пространство бывшей торговой площади – и возник уникальный архитектурный ансамбль «Криули».
Уже в ХХ веке классицизм воскресает в народном комплексе площади Металлургов. В связи со строительством в Череповце металлургического завода институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города. Новый город естественным образом был подключен к старому городскому центру, дополнил и продолжил его.
Градостроители нашли удачный прием в решении сложной задачи органического соединения существовавшей малоэтажной застройки старого города с домами повышенной этажности нового района. На участке их сопряжения на месте бывшего кладбища был создан парк, плавно переходящий в площадь, дополняемую сквером. Парк является началом улицы Металлургов.
Ансамбль этой череповецкой улицы можно отнести к лучшим достижениям советской архитектуры. Точно определены и выдержаны интервалы разнообразных по архитектуре, но исполненных в едином стилистическом ключе зданий. Дома в застройке разбиты и дополнены скверами и цветниками. Блочные здания построены по новой, впервые примененной в Череповце, технологии крупнопанельных домов.
Из построек 1970-х годов следует отметить уникальный мост через Шексну, ставший главным символом Череповца. Это единственный вантовый мост в России. Его отличительной особенностью является то, что всю конструкцию удерживают в равновесии специальные ванты – собранные в пучки металлические тросы.
Протяженность моста более километра, высота опоры 85 метров, общая длина вантов 16 км. (каждый метр ванта весит 30 кг). Мост явился гармоничным продолжением улицы Сталеваров и началом Октябрьского проспекта. Соединяя две части города, он не только выполняет утилитарную задачу сообщений, но и служит уникальным архитектурным решением между «прошлым» и «будущим». Выражением «будущего» становятся частные котеджи и многоэтажные жилые здания левобережья Шексны, выполненные с учетом градостроительной эстетики.
Череповец внесен в список Исторических городов России. Здесь находятся уникальные памятники истории, культуры и архитектуры Х1Х века: усадьба дворян Гальских; дом, в котором родился художник В.В. Верещагин; дом городского головы И.А. Милютина.
Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских» является единственной помещичьей усадьбой в области, где сохранились барский дом, людские избы и хозяйственные постройки – амбар, конюшня, шорная мастерская и другие. Последний владелец усадьбы Николай Львович Гальской был предводителем уездного дворянства, земским деятелем и передовым хозяйственником.
Мемориальный «Дом-музей Верещагиных» был открыт в 1984 году. В этом доме у Василия Васильевича Верещагина, предводителя уездного дворянства, родились двое самых знаменитых сыновей: Николай – автор рецепта «Вологодского масла» и Василий – прославленный художник – баталист. По дневниковым записям, другим исследованиям в мемориальном музее воссоздана атмосфера, которая в детстве окружала будущего художника. В экспозиции представлены мемориальные вещи семьи, фотографии из семейного альбома, подлинные работы В.В. Верещагина, репродукции его известных картин, находящихся в собраниях музеев мира.
Много интересного можно узнать в музеях Череповца.
Археологический музей – единственный на Северо – Западе. Здесь посетителей ожидают внушительные коллекции уникальных экспонатов, относящихся к огромному по продолжительности историческому периоду – от мезолита (среднего каменного века) до позднего средневековья. Среди находок предметы из камня, сланца, кости, дерева, глины; вооружения и орудия труда, бытовые предметы и украшения.
Экспозиция историко-краеведческого музея расскажет о прошлом Череповецкого края – с древнейших времен до наших дней. В экспозиции представлены вооружение ордынского воина, офицерские мундиры и оружие XVIII – XX веков, дамские платья и крестьянские сарафаны, кожанка комиссара 1918 года, зенитная пушка и авиационная бомба времен Великой Отечественной войны, модель первой доменной печи, келья монаха Череповецкого Воскресенского монастыря, интерьеры жилых комнат 1930-х и 1950-х годов. Образно представлен и современный город.
В детском музее работает постоянно действующая экспозиция. «История детства в истории страны», рассказывающая о детстве разных поколений. Фонд постоянно пополняется за счет комплектования коллекции глиняной, деревянной, мягкой игрушки, коллекций авторской куклы художников Череповца. Куклы здесь имеют не только эстетическую ценность. Они наглядно демонстрируют детям народный костюм, рассказывают о ткачестве, о том, как рождается глиняная посуда. Рассчитан музей на детей различных возрастных групп и семейных посетителей.
Экспозиция музея природы дает представление о красоте и разнообразии Череповецкого края. Музей обладает энтомологической, палеонтологической, геологической Коллекциями, коллекцией минералов, горных пород, гербариями, представляющими большую научную ценность.
В художественном музее находятся постоянно действующие экспозиции: «Русское православное искусство конца XIV – начала Х1Х веков» и «Русское искусство конца XVIII – начала ХХ веков».
В первой экспозиции представлены уникальные памятники иконописи, лицевого шитья, рукописные и первопечатные книги. Иконы собрания Череповецкого музейного объединения, соединившие в себе особенности разных иконописных школ, с успехом экспонировались на выставках в Ватикане, Генуе, Франции, Японии, Македонии. В зале живописи представлены подлинники картин русских живописцев: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Маковского, И.Репина, Б. Кустодиева, В. Кандинского и др. Декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, фарфор, бронза) эпохи Екатерины II и Павла 1, мебель XVIII – Х1Х веков и старинные музыкальные инструменты дополняют и оживляют экспозицию.
В Череповце установлено 34 памятника монументального искусства.
Неподалеку от белокаменного храма, на берегу реки Шексны, стоит памятник основателям Череповецкого монастыря – монахам Афанасию и Феодосию, ученикам Преподобного Сергия Радонежского (скульптор А.Архипов, архитектор А.Я. Ковнатор), композиция представляет собой две четырехметровые фигуры, отлитые из бронзы. Монахи считаются покровителями города, а сам памятник – местом паломничества свадебных кортежей. В последние годы укрепилась традиция, когда молодые должны проехать через семь мостов, а потом выпить шампанское рядом с городскими покровителями.
Еще один памятник, связанный с историей города, находится у здания мэрии Это памятный знак в честь основания города Череповца. На гранитном валуне выбиты слова Указа императрицы Екатерины Великой от 4 ноября 1777 года, возвещающими об этом событии.
Главный памятник времен Великой Отечественной войны в Череповце – мемориал боевой славы, расположенный на городском кладбище №1. Это комплекс памятников монументального искусства, в который входят скульптура воина и рельеф «Вечная скорбь народа» с Вечным огнем. (Автор рельефа –Заслуженный художник РФ череповецкий скульптор А.В.Щепелкин). Установлен мемориал на месте братских могил советских воинов, умерших в госпиталях Череповца и граждан, умерших при эвакуации из блокадного Ленинграда. Факел с Вечным огнем был привезен с Марсового поля, капсула с землей – с Пискаревского кладбища города Ленинграда. Ежегодно 9 мая у мемориала проводятся митинги Памяти.
На перекрестке улиц Ленина и Бардина воздвигнут памятник воинам 286-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии. Она была сформирована в Череповце в сентябре 1941 года. Пять бетонных штыков взметнулись над холмом. Они символизируют пять родов войск, которые в ту пору существовали в Красной Армии.
А четыре тропы, которые ведут к мемориалу со стороны улицы Бардина, являются символами четырех лет войны. Разбросанные на подходах к обелиску камни означают фашизм, разбившийся о наше оружие. Народ назвал этот памятник просто: «Штыки». Автор композиции череповецкий архитектор А.А. Лобанов.
На Красноармейской площади 8 мая 1980 года установлена памятная композиция «Зенитка», посвященная защитникам череповецкого неба воинам 385-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны.
На добровольные пожертвования в год 45-летия Победы отлита на Череповецком металлургическом заводе и установлена возле школы №1 скульптурная композиция памяти учителей и выпускников этой школы, погибших в Великой Отечественной войне. В постаменте захоронена капсула с останками неизвестного солдата с «Невского пятачка». Автор композиции Заслуженный художник РФ А.В. Щепелкин.
Долгое время единственным памятником трудовой славы был монумент «Слава труду» — слиток 100-миллионной тонны стали.
В 1998 году у Дворца строителей по инициативе ветеранов стройки был установлен бронзовый бюст «главному строителю Череповца» — почетному гражданину города Д.Н. Мамлееву, а в год 60-летия строительно-монтажного комплекса здесь появился еще один памятник – «Глобус Череповца». А металлурги к своему полувековому юбилею в августе 2005 года на площади Металлургов воздвигли монументальную композицию, прославляющую труд металлургов. Автор композиции Заслуженный художник РФ череповецкий скульптор А.М.Шебунин.
Череповчане чтят память своих великих земляков. Их имена увековечены в памятниках и названиях улиц, их имена присвоены учреждениям образования и культуры.
Один из лучшх памятников города – бронзовый бюст В.В. Верещагина (скульпторы Б.М.Едунов и А.М.Портянко, архитектор А.В. Гуляев).
На площади Милютина установлен памятник бывшему городскому голове, почетному гражданину города Ивану Андреевичу Милютину (Автор лауреат Государственной премии РФ А.Н. Ковальчук, г.Москва).
Есть в Череповце памятники государственным деятелям – В.И. Ленину и А.В.Луначарскому, борцам за советскую власть, маршалу Советского Союза Жукову, ученому И.П.Бардину, литераторам – Н.В. Гоголю и Н.М.Рубцову, первому космонавту Ю.А.Гагарину.
Мемориальные доски, установленные в разное время, напомнят нам о поэте Игоре Северянине (И.В.Лотарев), Герое Советского Союза Е.Н.Преображенском, рок-музыканте Александре Башлачеве и многих других, достойно послуживших Родине.
Источник: author.today
Достопримечательности Череповца
Череповец часто воспринимается лишь как индустриальный центр. Но это далеко не так. Это город с богатой историей. Открытые в городской черте памятники археологии уводят нас в глубокую древность, дают представление о средневековых поселениях «Соборная горка» и «Октябрьский мост».На месте древнего поселения стоит самое старое в Череповце здание – Воскресенский собор (1756 г.). Это все, что осталось от Череповецкого Воскресенского мужского монастыря, давшего начало городу Череповцу.
Сегодня Воскресенский собор – один из действующих храмов Череповца. В настоящее время в нем существуют приделы в честь Преподобного Филиппа Ирапского, Преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, в честь Иоанна Крестителя. Воскресенский собор является памятником архитектуры, внутри него сохранились росписи масляной краской, иконы 16-20 веков.
Другой храм города – церковь Рождества Христова – восстановлен в 1992- 1996 годах после полного разрушения. Первоначально храм был построен в 1789 году в селе Рождестве на месте бывшей деревянной церкви Св.Николая Чудотворца. Церковь в свою очередь находилась возле древней переправы через реку Шексну. Красивый белый храм с высокой колокольней расположен в одной из зон отдыха, рядом с ним находится парк Победы и пляж.
Восстановлены все три часовни, что были до революции: часовня в честь иконы Божьей матери «Живоносный источник» на берегу реки Ягорбы, часовня в честь преподобного Филиппа Ирапского и часовня в честь Св.Николая Чудотворца, построенная в 1904 году на железнодорожном вокзале на средства Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря и нескольких частных лиц, среди которых был даже сам царь Николай II . После революции часовню закрыли, использовав здание под клуб и мастерские. Но в середине 90-х годов отреставрировали и возвратили обратно церкви. Ныне часовня является действующей, и многие верующие пассажиры перед отправлением поезда или по его прибытии стараются обязательно зайти в нее на несколько минут.
Большинство дошедших до нас зданий в старой части города построено во второй половине XIX века и несут отпечаток позднего классицизма.
В последней четверти XIX века в Череповце получил развитие так называемый «кирпичный стиль». Здания из качественного, хорошо обожженного кирпича без штукатурки были относительно недороги, просты в эксплуатации, красивы. Прочность, удобство и эстетичность краснокирпичных зданий обеспечили этому направлению эклектики широкое распространение. Из красного кирпича построены здания учебных заведений, торговых рядов, водонапорная башня.Наиболее интересны здания Александровского технического училища (1869 год), реального училища (1873 год), Мариинской женской гимназии. Краснокирпичными зданиями было застроено пространство бывшей торговой площади – и возник уникальный архитектурный ансамбль «Криули».
Уже в ХХ веке классицизм воскресает в народном комплексе площади Металлургов. В связи со строительством в Череповце металлургического завода институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города. Новый город естественным образом был подключен к старому городскому центру, дополнил и продолжил его.
Градостроители нашли удачный прием в решении сложной задачи органического соединения существовавшей малоэтажной застройки старого города с домами повышенной этажности нового района. На участке их сопряжения на месте бывшего кладбища был создан парк, плавно переходящий в площадь, дополняемую сквером. Парк является началом улицы Металлургов.
Ансамбль этой череповецкой улицы можно отнести к лучшим достижениям советской архитектуры. Точно определены и выдержаны интервалы разнообразных по архитектуре, но исполненных в едином стилистическом ключе зданий. Дома в застройке разбиты и дополнены скверами и цветниками. Блочные здания построены по новой, впервые примененной в Череповце, технологии крупнопанельных домов.
Из построек 1970-х годов следует отметить уникальный мост через Шексну, ставший главным символом Череповца. Это единственный вантовый мост в России. Его отличительной особенностью является то, что всю конструкцию удерживают в равновесии специальные ванты – собранные в пучки металлические тросы.
Протяженность моста более километра, высота опоры 85 метров, общая длина вантов 16 км. (каждый метр ванта весит 30 кг). Мост явился гармоничным продолжением улицы Сталеваров и началом Октябрьского проспекта. Соединяя две части города, он не только выполняет утилитарную задачу сообщений, но и служит уникальным архитектурным решением между «прошлым» и «будущим». Выражением «будущего» становятся частные котеджи и многоэтажные жилые здания левобережья Шексны, выполненные с учетом градостроительной эстетики.
Череповец внесен в список Исторических городов России. Здесь находятся уникальные памятники истории, культуры и архитектуры Х1Х века: усадьба дворян Гальских; дом, в котором родился художник В.В. Верещагин; дом городского головы И.А. Милютина.
Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских» является единственной помещичьей усадьбой в области, где сохранились барский дом, людские избы и хозяйственные постройки – амбар, конюшня, шорная мастерская и другие. Последний владелец усадьбы Николай Львович Гальской был предводителем уездного дворянства, земским деятелем и передовым хозяйственником.
Мемориальный «Дом-музей Верещагиных» был открыт в 1984 году. В этом доме у Василия Васильевича Верещагина, предводителя уездного дворянства, родились двое самых знаменитых сыновей: Николай – автор рецепта «Вологодского масла» и Василий – прославленный художник – баталист. По дневниковым записям, другим исследованиям в мемориальном музее воссоздана атмосфера, которая в детстве окружала будущего художника. В экспозиции представлены мемориальные вещи семьи, фотографии из семейного альбома, подлинные работы В.В. Верещагина, репродукции его известных картин, находящихся в собраниях музеев мира.
Много интересного можно узнать в музеях Череповца.
Археологический музей – единственный на Северо – Западе. Здесь посетителей ожидают внушительные коллекции уникальных экспонатов, относящихся к огромному по продолжительности историческому периоду – от мезолита (среднего каменного века) до позднего средневековья. Среди находок предметы из камня, сланца, кости, дерева, глины; вооружения и орудия труда, бытовые предметы и украшения.
Экспозиция историко-краеведческого музея расскажет о прошлом Череповецкого края – с древнейших времен до наших дней. В экспозиции представлены вооружение ордынского воина, офицерские мундиры и оружие XVIII – XX веков, дамские платья и крестьянские сарафаны, кожанка комиссара 1918 года, зенитная пушка и авиационная бомба времен Великой Отечественной войны, модель первой доменной печи, келья монаха Череповецкого Воскресенского монастыря, интерьеры жилых комнат 1930-х и 1950-х годов. Образно представлен и современный город.
В детском музее работает постоянно действующая экспозиция. «История детства в истории страны», рассказывающая о детстве разных поколений. Фонд постоянно пополняется за счет комплектования коллекции глиняной, деревянной, мягкой игрушки, коллекций авторской куклы художников Череповца. Куклы здесь имеют не только эстетическую ценность. Они наглядно демонстрируют детям народный костюм, рассказывают о ткачестве, о том, как рождается глиняная посуда. Рассчитан музей на детей различных возрастных групп и семейных посетителей.
Экспозиция музея природы дает представление о красоте и разнообразии Череповецкого края. Музей обладает энтомологической, палеонтологической, геологической Коллекциями, коллекцией минералов, горных пород, гербариями, представляющими большую научную ценность.
В художественном музее находятся постоянно действующие экспозиции: «Русское православное искусство конца XIV – начала Х1Х веков» и «Русское искусство конца XVIII – начала ХХ веков».
В первой экспозиции представлены уникальные памятники иконописи, лицевого шитья, рукописные и первопечатные книги. Иконы собрания Череповецкого музейного объединения, соединившие в себе особенности разных иконописных школ, с успехом экспонировались на выставках в Ватикане, Генуе, Франции, Японии, Македонии. В зале живописи представлены подлинники картин русских живописцев: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, К. Маковского, И.Репина, Б. Кустодиева, В. Кандинского и др. Декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, фарфор, бронза) эпохи Екатерины II и Павла 1, мебель XVIII – Х1Х веков и старинные музыкальные инструменты дополняют и оживляют экспозицию.
В Череповце установлено 34 памятника монументального искусства.
Неподалеку от белокаменного храма, на берегу реки Шексны, стоит памятник основателям Череповецкого монастыря – монахам Афанасию и Феодосию, ученикам Преподобного Сергия Радонежского (скульптор А.Архипов, архитектор А.Я. Ковнатор), композиция представляет собой две четырехметровые фигуры, отлитые из бронзы. Монахи считаются покровителями города, а сам памятник – местом паломничества свадебных кортежей. В последние годы укрепилась традиция, когда молодые должны проехать через семь мостов, а потом выпить шампанское рядом с городскими покровителями.
Еще один памятник, связанный с историей города, находится у здания мэрии Это памятный знак в честь основания города Череповца. На гранитном валуне выбиты слова Указа императрицы Екатерины Великой от 4 ноября 1777 года, возвещающими об этом событии.
Главный памятник времен Великой Отечественной войны в Череповце – мемориал боевой славы, расположенный на городском кладбище №1. Это комплекс памятников монументального искусства, в который входят скульптура воина и рельеф «Вечная скорбь народа» с Вечным огнем. (Автор рельефа –Заслуженный художник РФ череповецкий скульптор А.В.Щепелкин). Установлен мемориал на месте братских могил советских воинов, умерших в госпиталях Череповца и граждан, умерших при эвакуации из блокадного Ленинграда. Факел с Вечным огнем был привезен с Марсового поля, капсула с землей – с Пискаревского кладбища города Ленинграда. Ежегодно 9 мая у мемориала проводятся митинги Памяти.
На перекрестке улиц Ленина и Бардина воздвигнут памятник воинам 286-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии. Она была сформирована в Череповце в сентябре 1941 года. Пять бетонных штыков взметнулись над холмом. Они символизируют пять родов войск, которые в ту пору существовали в Красной Армии.
А четыре тропы, которые ведут к мемориалу со стороны улицы Бардина, являются символами четырех лет войны. Разбросанные на подходах к обелиску камни означают фашизм, разбившийся о наше оружие. Народ назвал этот памятник просто: «Штыки». Автор композиции череповецкий архитектор А.А. Лобанов.
На Красноармейской площади 8 мая 1980 года установлена памятная композиция «Зенитка», посвященная защитникам череповецкого неба воинам 385-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны.
На добровольные пожертвования в год 45-летия Победы отлита на Череповецком металлургическом заводе и установлена возле школы №1 скульптурная композиция памяти учителей и выпускников этой школы, погибших в Великой Отечественной войне. В постаменте захоронена капсула с останками неизвестного солдата с «Невского пятачка». Автор композиции Заслуженный художник РФ А.В. Щепелкин.
Долгое время единственным памятником трудовой славы был монумент «Слава труду» — слиток 100-миллионной тонны стали.
В 1998 году у Дворца строителей по инициативе ветеранов стройки был установлен бронзовый бюст «главному строителю Череповца» — почетному гражданину города Д.Н. Мамлееву, а в год 60-летия строительно-монтажного комплекса здесь появился еще один памятник – «Глобус Череповца». А металлурги к своему полувековому юбилею в августе 2005 года на площади Металлургов воздвигли монументальную композицию, прославляющую труд металлургов. Автор композиции Заслуженный художник РФ череповецкий скульптор А.М.Шебунин.
Череповчане чтят память своих великих земляков. Их имена увековечены в памятниках и названиях улиц, их имена присвоены учреждениям образования и культуры.
Один из лучшх памятников города – бронзовый бюст В.В. Верещагина (скульпторы Б.М.Едунов и А.М.Портянко, архитектор А.В. Гуляев).
На площади Милютина установлен памятник бывшему городскому голове, почетному гражданину города Ивану Андреевичу Милютину (Автор лауреат Государственной премии РФ А.Н. Ковальчук, г.Москва).
Есть в Череповце памятники государственным деятелям – В.И. Ленину и А.В.Луначарскому, борцам за советскую власть, маршалу Советского Союза Жукову, ученому И.П.Бардину, литераторам – Н.В. Гоголю и Н.М.Рубцову, первому космонавту Ю.А.Гагарину.
Мемориальные доски, установленные в разное время, напомнят нам о поэте Игоре Северянине (И.В.Лотарев), Герое Советского Союза Е.Н.Преображенском, рок-музыканте Александре Башлачеве и многих других, достойно послуживших Родине.
Источник: author.today