Фамилия Челюскина у большинства жителей нашей страны ассоциируется со знаменитым пароходом ледового класса и эпопеей, связанной с его экспедицией и спасением участников после гибели судна. Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 (9 по ст. ст.) мая 1742 года сумел добраться до безымянного еще мыса на северной оконечности полуострова Таймыр, тем самым навсегда и вписал свое имя в историю великих географических открытий и в историю России.
Недоросль из Навигацкой школы
Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Снежный король | Фритьоф Нансен | Великие географические открытия
Портрет штурмана русского флота Семена Челюскина работы неизвестного автора, XVIII век.
Источник: http://stuki-druki.com
Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть. по политическим причинам.
Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Норвегия. Фритьоф Нансен | Точки соприкосновения
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки.
Источник: https://rusplt.ru
Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
Несломленный Севером
Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев.
В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин.
Источник: https://geography-a.ru
Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года.
Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
Источник: https://commons.wikimedia.org
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова.
На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.
Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный.
Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…
Доказательство Свердрупа
После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.
Шхуна «Мод» экспедиции Руаля Амундсена во льдах у мыса Челюскин, 1 мая 1919 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Шхуна «Фрам» экспедиции Фритьофа Нансена у мыса Челюскин, 9 сентября 1893 года.
Рисунок гуашью с фотографии Фритьофа Нансена.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.
Источник: histrf.ru
Наши веб-проекты
Нансен Фритьоф (1861—1930), норвежский исследователь Арктики, океанограф, общественный деятель. Родился 10 октября 1861 г. в усадьбе Стуре-Фреён близ Христиании (ныне Осло). В семье у Нансенов были в цене дисциплина и порядок. Любовь к спорту прививалась сыну с детства, и особенно этому способствовала мать.
С 2 лет Фритьоф уже стоял на лыжах, а в 15 стал полноправным и постоянным участником лыжных турниров. Интересный факт: в 1877 году Нансен поставил мировой рекорд в гонках на коньках на расстоянии одной мили (1 км 600 м.). Спустя год он стал национальным чемпионом в лыжных гонках. За плечами спортсмена было 12 таких чемпионатов.
Среднее образование Нансен получил в гимназии. Отец хотел, чтобы сын выбрал серьезную профессию, возможно, продолжив его дело. Поэтому настоял, чтобы Фритьоф подал документы в военное училище. Будучи творческой натурой, юноша увлекался живописью, но его привлекала и наука.
Он не пошел на поводу у отца, забрал документы из училища и поступил в Кристианский университет, решив учиться на зоолога. Увлечение литературой и искусством у Нансена продолжалось: он зачитывался пьесами Генрика Ибсена и стихотворениями лорда Байрона. Молодой человек знал английский, французский и немецкий языки. Он также стал брать уроки живописи.
Уже в 20 лет он принял участие в плавании по Арктике. Оказавшись на востоке Гренландии, группа высадилась на плавающие льды в 20 км от береговой линии. Местность, по которой лежал путь, не была изучена, а людям приходилось тянуть упряжки самостоятельно. Путешественников застали морозы, при которых температура опускалась до – 40 С. Выйдя на заданный путь 17 июля 1888-го, команда прибыла в пункт назначения 3 октября.
Для передвижения по льдам использовались эскимосские сани. Путешественники преодолели 660 км льдов Гренландии. Они стали первыми в этом деле, собрав научные сведения и наблюдения за климатом. В 1890 и 1891 годах Нансен издал 2 книги о своей экспедиции: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».
Позднее он получил степень доктора и медаль Королевской Академии наук за успехи в развитии науки. Спустя всего 4 дня после присвоения ему докторской степени он отправился на лыжах в Гренландию, пересек ее и начал задумываться о движении морских льдов: он хотел достичь с их помощью Северного полюса. После попытки достижения полюса Нансен занялся не только наукой (его считают родоначальником физической океанографии), но и общественной деятельностью, был послом в Лондоне, занимал пост в Лиге Наций.
Следующая затея Фритьофа оказалась еще более рискованной. Исследователь задумал проложить маршрут до Северного полюса. Нансен самостоятельно спроектировал судно под названием «Фрам». Корабль должен был выстоять при вмерзании и ледовом сжатии.
24 июня 1893 года 13 человек под командованием Нансена вышли в путь с провиантом, которого должно было хватить на 5 лет, и с объемом топлива, достаточным для 6 лет экспедиции. Из 600 смельчаков в команду отобрали 13 человек. Пройдя по северной части Сибири, не достигая островов, Фритьоф взял курс севернее и уже к концу сентября «Фрам» дрейфовал во льдах.
Через 3 месяца мужчины были на Земле Франца-Иосифа, где пережили зимовку в землянке из шкур животных и камней. Сложные климатические условия, трудности существования в неизведанной местности продемонстрировали способность ученых к адаптации и выживанию. Летом 1896-го мужчин обнаружила экспедиция судна «Виндвард», которое доставило путешественников в Вардё после 3-летнего похода. «Фрам» прибыл домой неделей позже.Нансен не только верно выстроил траекторию дрейфа, но и обеспечил огромный вклад в науку, собрав данные о географии местности, погодных и климатических условиях приполярных территорий и океана. Вынесли из этого похода и новое инженерное изобретение, которым стала печь, способная отопить пространство в полярных условиях. Ее придумал сам Нансен.
Открытия, которые сделал Фритьоф, повлияли на его дальнейшую деятельность. Он стал океанографом. Несколько лет ушло на обработку сведений, полученных в экспедиции. Из-под пера Нансена вышла книга «“Фрам” в Полярном море», которую сразу перевели на несколько иностранных языков. Произведение издавали и под другим названием – «В стране льда и ночи».
Сочинение неоднократно переиздавалось.
Щедрый дар – корабль «Фрам», на котором он совершил свой дрейф с плавучими льдами, – Нансен передал другому известному норвежскому полярнику, Руалу Амундсену, всегда приходил на помощь в полярных исследованиях ученых других стран, в том числе консультировал спасательную экспедицию Г. Седова в 1913 году.
Известна гуманитарная деятельность Нансена, за которую он был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году. На его счету оказание помощи военнопленным Первой мировой, беженцам в послевоенной Европе и пострадавшим от турецкого геноцида армянам. Особая страница в его биографии – спасение голодающих в Советской России в начале 1920-х годов. Всю премию, а также гонорар за свои сочинения Нансен отдал на нужды людей: на покупку тракторов и других сельскохозяйственных машин для организации двух опытно-показательных станций в Советской России и на помощь беженцам в Турции. Он был добрым и щедрым человеком.
Личная жизнь путешественника сложилась счастливо. Он любил жену. У них было четверо детей. Пока муж отсутствовал, Ева занималась творческим развитием, и ее карьера была успешной. В честь любимых женщин Нансен назвал 2 острова на Земле Франца-Иосифа.
Впоследствии оказалось, что это один остров, и сегодня он носит название Евалив.
Последние дни жизни океанограф Фритьоф Нансен встретил в спокойствии и умиротворении в собственной усадьбе Люсакре рядом с Осло. Ученый несколько лет страдал от проблем с сердечно-сосудистой системой, которые и послужили причиной смерти. Умер он в 1930 году.
«Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек».
Харальд Свердру
- Великие путешествия : пер. с англ. – Москва : Фирма, 1997. – 224 с.
- Кублицкий, Г. И. Фритьон Нансен: его жизнь и необыкновенные приключения / Г. И. Кублицкий. – Москва : Детская литература, 1967. – 287 с.
- Шелктон, Э. Фритьон Нансен – исследователь : пер. с англ. / Шелктон Эдвард ; послесл. Е. М. Сузюмова. – Москва : Прогресс, 1986. – 205 с.
Источник: mbi74.ru
Фритьоф Нансен
Определение «Фритьоф Нансен» в Большой Советской Энциклопедии
Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen), горный массив в хребте Королевы Мод (Антарктида), у южной оконечности шельфового ледника Росса. Высота 4180 м. Открыт норвежской антарктической экспедицией Р. Амундсена в 1911. Назван в честь Ф. Нансена.
TOP 20
- Лемке Михаил Константинович
- Сульфгидрильные группы
- «Казарменный коммунизм»
- Глициния
- Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика
- Иммунитет (историч.)
- Сенсуализм
- Периодическая система элементов
- Японское море
- Андаманское море
- Звёздная астрономия
- Ямполь (пос. гор. типа в Донецкой обл.)
- «Сообразительный»
- Навигация (морск.)
- Кульчицкая Елена Львовна
- Балкано-кавказская раса
- Мандельштама — Бриллюэна рассеяние
- Театральные учебные заведения
- Электрическая постоянная
- Энсор Джеймс
Источник: bse.sci-lib.com