Что не относится к формам поощрения ребенка

Содержание

Поощрение как метод воспитания

В воспитательном процессе поставленные цели и задачи реализуются сочетанием различных приёмов, средств и методов. Рассмотрим один из методов воспитания, который немаловажен в воспитательном процессе: поощрение.

Поощрение относится к классу методов стимулирования деятельности и мотивации поведения (по классификации Г.И. Щукиной). Этот метод позволяет корректировать детское поведение, помогать ребёнку отличать хорошее от плохого, дозволенное от запретного.

Дети весьма восприимчивы к поощрениям. Стимулом для них могут быть похвала взрослых, одобрительные слова. Это делает детей более уверенными в своих действиях и возможностях. Высказанное умело и вовремя одобрение побуждает в дошкольниках хорошее здоровое самолюбие: медлительный ребёнок старается быть проворным; небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Чтобы поощрение стало оценкой детского поведения, оно должно включать в себя такие определения, как «добрый», «внимательный», «честный» и многие другие. Эти слова подчёркивают нравственный смысл различных поступков.

Средствами поощрения могут быть:
— похвала;
— призы;
— подарки (но в исключительных случаях, их нельзя превращать в подкуп);
— признание «похожести» ребёнка на авторитетного для него человека (сверстников, взрослых, литературных персонажей, киногероев и т.д.);
— поручение почётного и ответственного дела (появляется чувство ответственности, выглядит почётно для ребёнка);
— оказание особого доверия, предоставление некоторых привилегий.

Особенности характера учащихся важны в использовании похвалы. Особое внимание следует уделять несмелым и неуверенным в себе детям. Укрепляет веру в собственные силы положительная оценка поведения, труда.

Применяя поощрения, нужно помнить о чувстве меры. Ребёнок должен заслужить поощрение, которое требует значительных усилий, например: уступил место в автобусе, заступился за девочку, помог родителям – тогда похвала становится стимулом к хорошему поведению. Когда ребёнка хвалят за каждый пустяк, то этот метод теряет смысл. Бывает, когда ребёнок привыкает к постоянным похвалам и начинает не обращать на них внимания, бывает такое, что дети часто делают многое напоказ, выполняя свои обычные действия. Если ребёнок несдержан и достаточно нескромен, захваливание может привести к самолюбованию и хорошему поведению только в присутствии взрослых.

Поощрение – лишь один из методов педагогического воздействия. Одними поощрениями в воспитании детей можно мало чего добиться, они наиболее эффективны в сочетании и другими методами.

  • Использование наказаний в воспитательном процессе
  • Использование поощрений в воспитательном процессе
  • Педагогическое стимулирование в воспитании
  • Рассказ как метод воспитания
  • Беседа как метод воспитания

Источник: si-sv.com

Виды поощрений и их значение в развитии ребёнка

«Какая же мука воспитывать [этих детей]!» — страдала Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон». И ругать постоянно неправильно, и перехвалить страшно! Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет, какие виды поощрений могут быть, а также как и за что хвалить ребёнка.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Представьте себе, что начальник предлагает вам несколько дополнительных дней отпуска или премию, если вы сделаете срочный проект быстро и качественно. Станете ли вы работать от этого эффективнее? Скорее всего. А если начальник скажет, что уволит вас, если проект не будет готов в срок?

Скорее всего, вы тоже будете стараться работать эффективно, но вами будет двигать страх, а не ожидание удовольствия, отчего ваша эффективность будет ниже, чем в первом случае. Если страх будет слишком силён, то мозг может оказаться парализован ожиданием наказания и начнёт думать не о том, как сделать проект, а о том, как избежать последствий. Результат будет малопредсказуем, и это с учётом того, что мы — взрослые люди, и вроде бы умеем себя контролировать.

На детей до 10 лет негативные способы регулирования действуют не так, как предполагают многие родители и учителя. «Не сделаешь — не дам, не пущу, заберу, поставлю двойку» — всё это вызывает у ребёнка стресс и тревогу, в итоге мозг выключает «предохранитель», чтобы не перегреться, и заботится о выживании, а не о том, что бы такое интересное освоить.

Читайте также:  Какие из величин не могут быть отрицательными

Вы, наверное, слышали, что метод «красной ручки», или постоянного исправления, не действует, а работает «метод зелёной ручки» — поддержки правильных действий?

Что же делать? Предлагать постоянные бонусы, хвалить и всегда во всём поддерживать? И да, и нет. Увы, не всё так просто. Родители, которые постоянно говорят детям, что они изумительные, великолепные, уникальные, самые красивые на свете, самые умные и ловкие, считают, что поддерживают самооценку ребёнка и дают ему путёвку в счастливую жизнь.

Таким способом они демонстрируют безусловную любовь к ребёнку и к любому его проявлению.

Постоянная, чрезмерная похвала за каждое действие может привести к тому, что ребёнок станет воспринимать её как фон, и если однажды одобряющий текст не прозвучит, он начнёт тревожно прислушиваться и оглядываться: «Где моё подкрепление? Правильно ли я сделал? Мам, ты меня вообще любишь?»

Дети, которых непрерывно хвалят, часто чувствуют себя оцениваемыми и в то же время обесцененными. Как это так? «Если все мои результаты замечают, значит меня постоянно оценивают, я под постоянным контролем. Если меня всегда хвалят, то вообще не важно, что я делаю». Кстати, ровно то же происходит, если ребёнка почти непрерывно ругают и делают замечания.

«Если я самый лучший, самый красивый и уникальный, то как же остальные? Они все хуже меня, и поэтому достойны общаться со мной только на позициях вассалов. А если эти дети претендуют на лидерские позиции или хотя бы на равенство, это опасно, потому что они захотят скинуть меня с символического трона и сорвать корону, поэтому я с ними не буду дружить». И как следствие — сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

«Если я самый лучший и самый умный, то мне не нужно никуда стремиться и ничему учиться: мне мозги от природы достались! А если вдруг кто-то станет социально более успешным, чем я. » Подобное может вызвать зависть, но не даст понимания, что нужно делать, чтобы добиться желаемого.

Конечно, намерения у родителей, захваливающих своих детей, самые позитивные! Они, наверное, даже помнят, как сами болезненно переживали в детстве ситуации, когда их ругали и не поддерживали, и готовы компенсировать это через своего ребёнка. Мало того, если в окружении много мам, пап и бабушек, постоянно нахваливающих своих детей, можно почувствовать общественное давление: «Что же я и мой ребёнок хуже, чем другие? Почему я не хвалю его постоянно?»

Давайте обсудим способы поощрения детей, которые точно помогут им доверять себе и миру больше и будут способствовать самостоятельности, инициативности и социальной успешности ребят.

Какие виды поощрений могут быть?

  • Поддерживающие слова.
  • Улыбка и внимательный взгляд, когда вы одобряете действия ребёнка.
  • Объятия и поцелуи, если ваш ребёнок не возражает.
  • Время, которое вы проводите так, как хочет ребёнок.
    Попробуйте создать вишлист: список желаний, разных дел, событий, которые он хотел когда-нибудь сделать сам или поучаствовать вместе с родными, оформите в виде карточек, прикрепите, например, на холодильник, и выбирайте «призы». Когда у родителей появится возможность и желание поощрить ребёнка, можно выбрать из этого списка.
  • Сюрприз, показывающий, что вы замечали усилия ребёнка, и теперь хотите ему это показать. Важно, чтобы сюрприз соответствовал его желаниям, а не тому, что кажется полезным родителям. Для одних это будет поход в видеоклуб с новыми играми, для других — поездка к друзьям с ночёвкой.

Любые поощрения — это проявление вашей любви и создание атмосферы доверия и развития для вашего ребёнка.

«С точки зрения поведенческой нейрофизиологии описать среду развития и образования можно так: поддержка привязанности, понимание личностного смысла (зачем это мне), создание привычки и доверия а про любовь я уже писал», — отмечает Питер Уайброу в книге «Мозг: тонкая настройка».

Важно не только количество похвалы и поощрений, но их качество и смыслы, которые закладывают взрослые. У девочек есть риск начать придавать слишком большое значение своей красоте, если окружающие за это хвалят: они начинают думать, что надо быть красивой, а не учиться и работать, и это главный путь к счастью и успеху.

У мальчиков такой перекос может случиться, когда их хвалят за силу: «Будешь есть много каши, станешь сильным и всех победишь!» И они понимают, что главное — есть кашу, всех победить, а не работать головой.

Поощрение и похвала — это способы передать семейные и общекультурные ценности ребёнку, которые вы разделяете.

Как и за что хвалить ребёнка?

Замечайте и признавайте усилия ваших детей

Если ваш ребёнок далеко не первый в своей спортивной команде или в школьной математике, но он упорно ходит на тренировки и занимается, старается решать задачи сам или просит помощи и не останавливается, преодолевает трудности, то эти усилия нужно заметить и поддержать. Например: «Так здорово, что ты проводишь много времени, чтобы этому научиться!»

Читайте также:  Как снять наклеенные ногти на супер клей

Если действие даётся ему без труда и усилий, можно порадоваться вместе с ним: «Я вижу, что тебе это нравится», но не стоит говорить, что он молодец: ребёнок может почувствовать себя самозванцем.

Поощряйте за процесс, а не только или не столько за результат

Например: «Ты серьёзно готовился к этой контрольной, решал много задач, больше, чем в прошлый раз, и результат получился достойным».

Называйте конкретное действие, которое привело к нужному результату

Например, вместо: «Ты хороший, послушный мальчик» лучше сказать: «Ты был так занят игрой в Лего, играл сам в своей комнате, и я смогла приготовить вкусный обед».

Мотивировать лучше радостью от результата, чем деньгами или покупкой конфет

«Ты получил пятерку, вот тебе определённая денежная сумма», — так мы показываем, что делать что-то важно ради денег, а не ради удовольствия от обучения и радости от результата.

Хорошей идеей будет отпраздновать серьёзное достижение или завершение длительного процесса работы: выступление на концерте, победа спортивной команды, лучшие оценки в табеле, чем в прошлой четверти/триместре так, как хочется самому ребёнку, например, покупкой желаемого или семейным ужином. Таким образом вы отмечаете его вложенные усилия и упорство.

Поощряйте пробовать новое

Эксперименты имеют право на жизнь! Даже если сразу ничего не получилось, пробовать новое — это не только интересно, но и преодоление себя и новый опыт.

Поощряйте искренне

Дети чувствуют фальшь, и если вы регулярно хвалите их с притворством, перестают понимать, где они и правда молодцы и надо продолжать действовать в том же духе, а где «родители всегда так говорят, но это ничего не значит».

Поддерживайте все самостоятельные попытки, даже если они не особо удачные

Не попробуют, не научатся. Например: «Ты испёк печенье, так здорово! Да, сегодня оно подгорело, но это ведь первая попытка. Как ты думаешь, что можно сделать в следущий раз, чтобы его не упустить. Нам можно попить с ним чай?»

Поощряйте детей в процессе работы, а не только когда они всё закончили

Например: «Ничего себе, ты всё делаешь этот проект, так много сил туда вкладываешь. Ты можешь гордиться собой, ты была такая упорная!»

Сфокусируйтесь на чувствах детей

Важно услышать не «Я горжусь тобой!», а «Ты можешь гордиться собой!» А потом можно добавить и про радость родителей.

Дети — не наше прямое продолжение, и их успехи и неудачи — это не наши успехи и неудачи. Дети хотят, чтобы в них видели их личность, их усилия, а не подчеркивали, «как много мама для тебя сделала».

Всегда поддерживайте в ребёнке заботу о себе

Всё хорошо в меру. Например: «Ты так много трудилась, может быть сходишь погулять, встретишься с друзьями, покатаешься на самокате?»

Конечно, слова поддержки и похвала в нужное время и в нужном месте не равнозначны любви к ребёнку и радости от того, что он есть в вашей жизни. Вы можете иметь разные мнения, вам могут нравиться абсолютно разные вещи, но вы учите его и учитесь сами быть вместе с другим, отличным от вас человеком, уважать его мнение, его пространство, любить его такого родного и отдельную личность одновременно.

Фото: Ermolaev Alexander, fizkes, Iakov Filimonov, Ilike/Shutterstock.com

Источник: www.kanal-o.ru

Поощрение ребенка – ошибки и последствия

Поощрение ребёнка — что может быть проще. Но здесь подстерегают родителей многие опасности. Ибо переизбыток или неправильное применение поощрения сказывается негативно на формирующуюся личность ребёнка, приводит к перекосу в воспитании и неправильному восприятию мира. Как избежать этих ошибок, расскажет портал MedAboutMe.

Похвала ребёнка: не все так просто

Прежде всего, известная всем и самая простая форма, не требующая никаких особых затрат, — словесная похвала. Вряд ли кто из родителей с ней незнаком. Что может быть проще, погладить свое чадо по головке и похвалить словами «умница» или «молодец»! Но, несмотря на кажущуюся простоту, обращаться с похвалой нужно очень аккуратно.

При частом и неправильном применении ее значимость для ребёнка снижается и воспринимается в дальнейшем как должное дело. Захвалив отпрыска, можно сделать его эгоистичным и капризным.

Редкая и скупая похвала от взрослых обижает ребёнка, приводит к занижению самооценки и отсутствию мотивации к действию. Поэтому в данном случае основная задача родителей — найти золотую середину, наблюдая и подмечая изменения в поведении, а также учитывая психологические особенности ребёнка.

Чего следует избегать при похвале? Нельзя хвалить ребёнка, сравнивая его с другими детьми, занижая их достоинства. Правильно отметить, что именно индивидуальные достижения вашего чада прогрессируют, становятся красивее, интереснее, ярче. «У тебя с каждым разом получается все лучше и лучше!».

Избегайте часто хвалить самого ребёнка, стоит делать это в отношении его поступка. Не он сам — «солнце ясное» и «красота неземная», а его поступок — «замечательный», «правильный» и «хороший».

Следует хвалить ребёнка справедливо и по возрасту. Если двухгодовалый малыш пытается помочь маме мыть полы, то похвала здесь уместна. Если же это делает школьник, то подойдет простое «спасибо». Можно отметить похвалой и первую застегнутую пуговицу, и первый завязанный шнурок. Затем остановитесь, все это происходит согласно возрасту и развитию, не делайте на этом акцент.

Читайте также:  Что можно сделать из халвы быстро

Обратите внимание на творческие способности своего чада, на его достижения. И если уж хвалите детские поделки или выступления, не применяйте общие слова «красиво», «достойно», «хорошо». Укажите, что конкретно вам понравилось, что получилось лучше по сравнению с прошлым разом, что нового появилось в творчестве.

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Ласка родителей должна быть по возрасту ребёнка

Ласка родителей должна быть по возрасту ребёнка

Ласка родителей — вот еще одна награда ребёнку, особенно младшего возраста. Это могут быть нежные объятия, поцелуи, поглаживание по голове, а для детей постарше — похлопывание по спине. В этом случае, главное, соизмерять тактильный контакт с возрастом ребёнка. Вряд ли школьнику придутся по душе прилюдные поцелуи родителей, и в этом случае можно столкнуться с отрицанием необходимости проявления нежности. А вот крепкое рукопожатие и похлопывание по плечу будут к месту.

Совместное время для игр — лучшая награда детям

Дополнительное время для проведения с ребёнком — еще одна форма поощрения детей, кстати, очень действенная, но не многими родителями применяемая в жизни. Всегда можно поощрить, например, обещанием совместно проведенного мероприятия: «Если в субботу ты сделаешь быстро уроки, то в воскресенье идем на скалодром (роллердром, в кинотеатр, в парк и т. д.)». Ребёнок таким образом мотивируется к какому-либо действию или поступку. Главное в этом случае, родители должны быть готовы обязательно выполнить свое обещание. Подросткам вряд ли интересно проводить время с родителями, для них можно за достигнутые успехи расширить права или снять ограничения: позволить прийти домой позже обычного, разрешить поездку или даже ночевку у друга и т. д.

Материальное поощрение — решение за родителями

Материальное поощрение — решение за родителями

Материальное вознаграждение ребёнка — это поощрение или подкуп? Иногда очень сложно отличить одно от другого. Должен ли быть ребёнок поощрен материально за свои усилия? Ведь если работник получает премию за успешно выполненную работу, то это нормально и подкупом не считается. А если такой же подход применить к отпрыску?

Многие родители мотивируют своих детей игрушками и сладостями. Опасность здесь заключается в том, что дети без стимула перестают что-либо делать и начинают требовать вознаграждение за каждый поступок.

Метод денежного поощрения имеет как сторонников, так и противников. Аргументы сторонников опираются на то, что, во-первых, вознаграждение за полученные хорошие оценки или освоенные навыки дисциплинирует, во-вторых, ребёнок приучается распоряжаться деньгами.

В свою очередь, противники настаивают — привычка получать деньги за работу приводит к ее обесцениванию и ориентирует ребёнка только на результат. То есть, его будет заботить не сам процесс, не альтруистические мотивы, а только меркантильные.

Психологи придерживаются точки зрения, что денежный подход в поощрении не должен применяться при выполнении домашних дел. А, наоборот, за ребёнком необходимо закрепить круг хозяйственных обязанностей в семье. Приучать же детей к карманным деньгам без привязки к их успехам можно начинать в младших классах школы, когда у них появляются мелкие расходы.

Однако в вопросе денежного вознаграждения отпрыска решающее слово остается за взрослыми. Но родителям, выбравшим такую форму поощрения в воспитании своих детей, необходимо помнить правило: поощрение должно быть не единичным случаем, а системой. Если обещать за единичную уборку комнаты деньги, то это подкуп, а если за определенный объём полученных положительных оценок, например, в неделю — это поощрение.

Последствия неправильного или чрезмерного поощрения детей

Как уже говорилось, чрезмерная похвала может привести к завышенному самомнению, постоянная — к тому, что дети будут вести себя хорошо только в вашем присутствии, тем самым зарабатывая себе «премию». В семьях, где развито материальное поощрение, зачастую именно подрастающее поколение манипулирует взрослыми, требуя вознаграждения за любой правильный или ожидаемый от них поступок. И стоит помнить, если помощь страшим членам семьи или работа на приусадебном хозяйстве оплачивается, сложно ждать в дальнейшем от ребёнка безвозмездных и добровольных поступков и действий.

Поэтому в применении поощрения необходимо придерживаться золотой середины, ориентируясь, прежде всего, на психологический тип ребёнка и его объективное поведение.

Любая из форм поощрения должны быть направлены не на завоевание авторитета родителями, а на поддержание положительной мотивации ребёнка, будь то подготовка домашних заданий, осваивание дополнительных навыков, помощь старшим членам семьи, работа на дачном участке или выполнение хозяйственных поручений.

Читайте далее

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Источник: medaboutme.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today