Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.
История таинства венчания
Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.
В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
Что нужно для Венчания на самом деле???
При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».
Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).
Обряд венчания
Обручение (помолвка)
Обручение — самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе — в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.
Чинопоследование имеет такой порядок:
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.
Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. — Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.
Венчание в церкви — смысл, условия, требования
Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш. » — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.
Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) — такая же, как на любом другом богослужении.
Молитвы на обручение — основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение. » вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую. ») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.
Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене — золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.
Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену. ». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.
Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении.
Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться. ». И далее следует венчание.
Венчание
имеет следующее чинопоследование:
Читают псалом № 127 («Блажени вcи боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:
«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.
Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма — Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.
Священник произносит слово поучения к венчающимся
Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак — встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.
Священник возглашает: «Благословенно Царство».
Далее — мирная ектенья (как и во время обручения).
Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).
Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»
Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).
Краткая сугубая ектенья
Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания.
Просительная ектенья
Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.
Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить — В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая.
Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).
Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя — церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения — тропари. — Тропари («Исаия ликуй. » и «Святии мученицы. ») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.
Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст — слова, которыми завершается богослужение.
Источник: foma.ru
Зачем нужен обряд обручения?
«Мы обручились!» — говорит девушка и демонстрирует кольцо на пальце. Подруги восхищены, будущая невеста счастлива, восторг переполняет всех причастных. Именно так представляют себе обручение многие наши современницы. Как выглядит и что символизирует этот обряд в православной церкви — рассказывает протоиерей Сергий Еленич, настоятель Николаевского храма Часов Яра.
По православной традиции обручение скрепляет перед Богом и Церковью взаимные обещания верности будущих супругов. В прошлом, если девушка и юноша, члены христианской общины, хотели вступить в брак, то сначала брали благословение у родителей, которые на совете с родственниками решали, поддержать ли их желание. Потом, чтобы укрепить это решение и освятить его молитвой, они обращались к своему духовнику или правящему архиерею, который благословлял их на бракосочетание. Епископ читал краткую молитву: «Благослови, Господи, кольцо это, ибо, как оно венчает палец человека, так и благодать Святаго Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвёртого рода, которые да восхвалят имя Твое». Заручившись благословением родителей и духовника, жених и невеста назначали день свадьбы.
В наше время для совершения таинства венчания необходимо юридическое признание брака, то есть сначала надо зарегистрировать отношения в загсе. Что касается обряда обручения, то он уже давно совмещён с таинством венчания.
Чин обручения
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря, затем благословляет жениха и невесту зажжённым венчальными свечами, даёт их им в руки, берет кадило и кадит. Потом возглашает: «Благословен Бог наш…» — и следует ектенья, как на любом другом богослужении. Затем священник читает молитвы на обручение, надевает жениху и невесте кольца, которыми они трижды обмениваются.
Обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. После этого читается молитва «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии», в которой испрашивается благословение Бога на обручающихся. Затем следует сугубая ектенья, после которой совершается таинство венчания.
Раньше после обручения молодым людям давалось время, чтобы они могли до венчания проверить свои чувства, подготовиться к таинству. Кольцо жениха хранилось у невесты, невесты — у будущего супруга. После революции сложилась традиция венчать пары, которые зарегистрировали отношения на государственном уровне.
При официальном оформлении брака людям обычно тоже дают некоторое время для обдумывания своего решения. Это отголосок старой традиции, о которой мы уже упомянули. К слову, некоторые другие церковные обряды тоже сохранились: тот же рушник, на который становятся жених и невеста, кольца, которые подают на блюде, и так далее.
В современной Церкви принято, чтобы будущие супруги перед венчанием встретились со священником. Он побеседует с ними, подготовит к таинству. Жениху и невесте обязательно нужно исповедоваться и причаститься — таким образом люди, ведущие духовную жизнь, готовят себя к новому жизненному рубежу, потому что венчание — шаг серьёзный. Бракосочетание, в отличие от обручения, — это не обряд, а таинство, во время которого Господь посылает благодать супругам на несение их креста.
Отец, который воспитывал и опекал свою дочь, передаёт эту ответственность мужу. Теперь он должен заботиться о ней. Муж и жена также берут на себя обязанность с терпением и любовью относиться друг к другу, воспитывать детей в традиции православной веры. Святые отцы говорят, что если человек достойно донесёт до конца свой супружеский крест, то получит за это награду от Господа.
Главное, что должны сделать будущие супруги, — это достойно подготовиться к венчанию, потому что благодать при вступлении в брак они получат, а вот как будут нести этот крест — зависит от них.
Записала Екатерина Щербакова
Источник: pravlife.org
Обручение
1) церковный обряд, совершаемый перед венчанием жениха и невесты, в рамках которого жениху и невесте преподаются через священника кольца (входит в последование таинства Брака);
2) задаток, залог ( Еф.1:14 ).
Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время.
Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение лишь скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Обручение является обрядом, а не Таинством. Само слово: «венчание», – то есть «увенчанный», содержит в себе свидетельство, и того, что супруги сохранили до Венчания чистоту.
прот. Владимир Хулап
Еще в дохристианской древности обручение (или помолвка) и собственно свадьба представляли собой две разные церемонии. В рамках помолвки семьи договаривались о заключаемом браке молодых, обсуждали связанные с ним вопросы, прежде всего финансовые: например, размер приданого, подписывали брачный договор.
После этого юноша надевал на палец девушки кольцо и они считались женихом и невестой, находясь в таком «промежуточном» состоянии лучшего узнавания друг друга (не вступая в супружеские отношения) до свадьбы, которая могла происходить через несколько месяцев или даже лет. Окружающие знали об их намерениях, что выражалось в присутствии во время помолвки свидетелей.
Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). В христианстве церковное обручение стало подтверждением и благословением первого шага к браку, освящением первого камня в его фундаменте. Главным символическим действием остался обмен кольцами, выражающий взаимное обещание верности будущих мужа и жены. При этом Православная Церковь наполнила изначально юридический акт помолвки глубокими библейскими символами и образами, перенеся всю церемонию из договорной перспективы в духовную.
Церковные правила рассматривали помолвку как правовой акт, юридически равный венчанию. Поэтому, например, обрученный мужчина, который оставил свою невесту до свадьбы и вступил в брак с другой девушкой, считался разведенным и второбрачным со всеми вытекающими последствиями.
Такой строгий подход был необходим, чтобы не давать повода «экспериментировать» со все новыми невестами, подчеркнуть верность даваемым обещаниям и святость церковного чинопоследования. Чтобы избежать возможной путаницы и сложностей, связанных с расторжением уже заключенного обручения, постепенно и в Византии, и в России обручение и венчание стали совершаться вместе.
Так, в 1775 году Святейший Синод издал указ об их совместном служении, за исключением лиц императорской фамилии, династические браки которых обычно заключались в несколько этапов. Сегодня обручение непосредственно предшествует венчанию, однако они разделены пространственно, что указывает на их изначально разделенное совершение и разное значение: обручение совершается в притворе (задней части храма), венчание — в его центре. Подобным образом из двух частей состоит, например, Божественная литургия (литургия оглашенных и литургия верных) и Крещение (которому предшествует оглашение). Поэтому обручение, первая часть двуединого чинопоследования заключения брака, проникнуто идеей обещания и верности, а венчание радостью о заключаемом перед лицом Божиим браке.
Близкие понятия
- Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?
- Брак
- Супружество
- Обряд
Источник: azbyka.ru