Что нужно для помолвки в церкви

Содержание

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

Что нужно для Венчания на самом деле???

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение — самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе — в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. — Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Венчание в церкви — смысл, условия, требования

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш. » — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) — такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение — основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение. » вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую. ») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Читайте также:  Что происходит как ответить парню на вопрос

Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене — золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену. ». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться. ». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 («Блажени вcи боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма — Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак — встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословенно Царство».

Далее — мирная ектенья (как и во время обручения).

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить — В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая.

Читайте также:  Как выиграть в лотерею заговор

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя — церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения — тропари. — Тропари («Исаия ликуй. » и «Святии мученицы. ») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст — слова, которыми завершается богослужение.

Источник: foma.ru

Зачем нужен обряд обручения?

«Мы обручились!» — говорит девушка и демонстрирует кольцо на пальце. Подруги восхищены, будущая невеста счастлива, восторг переполняет всех причастных. Именно так представляют себе обручение многие наши современницы. Как выглядит и что символизирует этот обряд в православной церкви — рассказывает протоиерей Сергий Еленич, настоятель Николаевского храма Часов Яра.

По православной традиции обручение скрепляет перед Богом и Церковью взаимные обещания верности будущих супругов. В прошлом, если девушка и юноша, члены христианской общины, хотели вступить в брак, то сначала брали благословение у родителей, которые на совете с родственниками решали, поддержать ли их желание. Потом, чтобы укрепить это решение и освятить его молитвой, они обращались к своему духовнику или правящему архиерею, который благословлял их на бракосочетание. Епископ читал краткую молитву: «Благослови, Господи, кольцо это, ибо, как оно венчает палец человека, так и благодать Святаго Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвёртого рода, которые да восхвалят имя Твое». Заручившись благословением родителей и духовника, жених и невеста назначали день свадьбы.

В наше время для совершения таинства венчания необходимо юридическое признание брака, то есть сначала надо зарегистрировать отношения в загсе. Что касается обряда обручения, то он уже давно совмещён с таинством венчания.

Чин обручения

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря, затем благословляет жениха и невесту зажжённым венчальными свечами, даёт их им в руки, берет кадило и кадит. Потом возглашает: «Благословен Бог наш…» — и следует ектенья, как на любом другом богослужении. Затем священник читает молитвы на обручение, надевает жениху и невесте кольца, которыми они трижды обмениваются.

Обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. После этого читается молитва «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии», в которой испрашивается благословение Бога на обручающихся. Затем следует сугубая ектенья, после которой совершается таинство венчания.

Раньше после обручения молодым людям давалось время, чтобы они могли до венчания проверить свои чувства, подготовиться к таинству. Кольцо жениха хранилось у невесты, невесты — у будущего супруга. После революции сложилась традиция венчать пары, которые зарегистрировали отношения на государственном уровне.

При официальном оформлении брака людям обычно тоже дают некоторое время для обдумывания своего решения. Это отголосок старой традиции, о которой мы уже упомянули. К слову, некоторые другие церковные обряды тоже сохранились: тот же рушник, на который становятся жених и невеста, кольца, которые подают на блюде, и так далее.

В современной Церкви принято, чтобы будущие супруги перед венчанием встретились со священником. Он побеседует с ними, подготовит к таинству. Жениху и невесте обязательно нужно исповедоваться и причаститься — таким образом люди, ведущие духовную жизнь, готовят себя к новому жизненному рубежу, потому что венчание — шаг серьёзный. Бракосочетание, в отличие от обручения, — это не обряд, а таинство, во время которого Господь посылает благодать супругам на несение их креста.

Отец, который воспитывал и опекал свою дочь, передаёт эту ответственность мужу. Теперь он должен заботиться о ней. Муж и жена также берут на себя обязанность с терпением и любовью относиться друг к другу, воспитывать детей в традиции православной веры. Святые отцы говорят, что если человек достойно донесёт до конца свой супружеский крест, то получит за это награду от Господа.

Читайте также:  Что ответить человеку на доброе утро

Главное, что должны сделать будущие супруги, — это достойно подготовиться к венчанию, потому что благодать при вступлении в брак они получат, а вот как будут нести этот крест — зависит от них.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: pravlife.org

Обручение

1) цер­ков­ный обряд, совер­ша­е­мый перед вен­ча­нием жениха и неве­сты, в рамках кото­рого жениху и неве­сте пре­по­да­ются через свя­щен­ника кольца (входит в после­до­ва­ние таин­ства Брака);
2) зада­ток, залог ( Еф.1:14 ).

Обру­че­ние – бого­слу­же­ние, в кото­ром жених и неве­ста обе­ща­ются друг другу перед Богом; пред­ше­ствует вен­ча­нию.

Обру­че­ние совер­ша­ется свя­щен­ни­ком в при­творе или у запад­ной стены сред­ней части храма. Свя­щен­ник наде­вает жениху и неве­сте кольца, кото­рыми они затем трое­кратно обме­ни­ва­ются. Обру­че­ние и вен­ча­ние могут быть раз­де­лены во вре­мени, однако в насто­я­щей цер­ков­ной прак­тике при­нято обру­чать непо­сред­ственно перед вен­ча­нием.

В древ­но­сти обру­че­ние и вен­ча­ние были раз­де­лены опре­де­лен­ным вре­ме­нем. Буду­щие супруги в тече­ние неко­то­рого срока должны были при­го­то­вить себя духовно к этому вели­кому для их жизни собы­тию. Могли быть и жиз­ненно-прак­ти­че­ские при­чины. Все это сохра­няет зна­чи­мость и в наше время.

Время между обру­че­нием и браком опре­де­ляет (в согла­сии с жени­хом и неве­стой) духов­ник. Если его нет, то это делает свя­щен­ник, к кото­рому буду­щие супруги обра­тятся за бла­го­сло­ве­нием на брак.

Обру­че­ние лишь скреп­ляет молит­вой и цер­ков­ным обря­дом вза­им­ное стрем­ле­ние к браку. Обру­че­ние явля­ется обря­дом, а не Таин­ством. Само слово: «вен­ча­ние», – то есть «увен­чан­ный», содер­жит в себе сви­де­тель­ство, и того, что супруги сохра­нили до Вен­ча­ния чистоту.

прот. Вла­ди­мир Хулап

Еще в дохри­сти­ан­ской древ­но­сти обру­че­ние (или помолвка) и соб­ственно сва­дьба пред­став­ляли собой две разные цере­мо­нии. В рамках помолвки семьи дого­ва­ри­ва­лись о заклю­ча­е­мом браке моло­дых, обсуж­дали свя­зан­ные с ним вопросы, прежде всего финан­со­вые: напри­мер, размер при­да­ного, под­пи­сы­вали брач­ный дого­вор.

После этого юноша наде­вал на палец девушки кольцо и они счи­та­лись жени­хом и неве­стой, нахо­дясь в таком «про­ме­жу­точ­ном» состо­я­нии луч­шего узна­ва­ния друг друга (не всту­пая в супру­же­ские отно­ше­ния) до сва­дьбы, кото­рая могла про­ис­хо­дить через несколько меся­цев или даже лет. Окру­жа­ю­щие знали об их наме­ре­ниях, что выра­жа­лось в при­сут­ствии во время помолвки сви­де­те­лей.

Само «обру­че­ние» про­ис­хо­дит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо вос­хо­дит к гла­голу «брать» (т.е. девушку в неве­сты). В хри­сти­ан­стве цер­ков­ное обру­че­ние стало под­твер­жде­нием и бла­го­сло­ве­нием пер­вого шага к браку, освя­ще­нием пер­вого камня в его фун­да­менте. Глав­ным сим­во­ли­че­ским дей­ствием остался обмен коль­цами, выра­жа­ю­щий вза­им­ное обе­ща­ние вер­но­сти буду­щих мужа и жены. При этом Пра­во­слав­ная Цер­ковь напол­нила изна­чально юри­ди­че­ский акт помолвки глу­бо­кими биб­лей­скими сим­во­лами и обра­зами, пере­неся всю цере­мо­нию из дого­вор­ной пер­спек­тивы в духов­ную.

Цер­ков­ные пра­вила рас­смат­ри­вали помолвку как пра­во­вой акт, юри­ди­че­ски равный вен­ча­нию. Поэтому, напри­мер, обру­чен­ный муж­чина, кото­рый оста­вил свою неве­сту до сва­дьбы и всту­пил в брак с другой девуш­кой, счи­тался раз­ве­ден­ным и вто­ро­брач­ным со всеми выте­ка­ю­щими послед­стви­ями.

Такой стро­гий подход был необ­хо­дим, чтобы не давать повода «экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать» со все новыми неве­стами, под­черк­нуть вер­ность дава­е­мым обе­ща­ниям и свя­тость цер­ков­ного чино­по­сле­до­ва­ния. Чтобы избе­жать воз­мож­ной пута­ницы и слож­но­стей, свя­зан­ных с рас­тор­же­нием уже заклю­чен­ного обру­че­ния, посте­пенно и в Визан­тии, и в России обру­че­ние и вен­ча­ние стали совер­шаться вместе.

Так, в 1775 году Свя­тей­ший Синод издал указ об их сов­мест­ном слу­же­нии, за исклю­че­нием лиц импе­ра­тор­ской фами­лии, дина­сти­че­ские браки кото­рых обычно заклю­ча­лись в несколько этапов. Сего­дня обру­че­ние непо­сред­ственно пред­ше­ствует вен­ча­нию, однако они раз­де­лены про­стран­ственно, что ука­зы­вает на их изна­чально раз­де­лен­ное совер­ше­ние и разное зна­че­ние: обру­че­ние совер­ша­ется в при­творе (задней части храма), вен­ча­ние — в его центре. Подоб­ным обра­зом из двух частей состоит, напри­мер, Боже­ствен­ная литур­гия (литур­гия огла­шен­ных и литур­гия верных) и Кре­ще­ние (кото­рому пред­ше­ствует огла­ше­ние). Поэтому обру­че­ние, первая часть дву­еди­ного чино­по­сле­до­ва­ния заклю­че­ния брака, про­ник­нуто идеей обе­ща­ния и вер­но­сти, а вен­ча­ние радо­стью о заклю­ча­е­мом перед лицом Божиим браке.

Близкие понятия

  • Венчание. Чем церковный брак отличается от обычного?
  • Брак
  • Супружество
  • Обряд

Источник: azbyka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today