Тупик — это точка, в которой встречаются две или больше противоположных силы, точка «ступора». Человек балансирует на перилах моста Золотые Ворота (мост «самоубийц» в Сан-Франциско — прим. перев.) Он говорит себе: «Но ведь я не хочу умирать». Другая же часть его говорит: «Нет, хочу».
Пока он балансирует на перилах, не решаясь ни броситься вниз, ни спуститься назад, он находится в тупике. Если он спрыгнет вниз, значит он вышел из тупика. Если он сойдет вниз, на мост, решив не умирать, он также, по крайней мере на время, вышел из тупика на улицу жизни. Он может упереться в этот же тупик в будущем, но сейчас он из него выбрался. (Временные решения нас не удовлетворяют, так как обычно принимаются Взрослым. Мы же работаем над тем, чтобы Ребенок принял новое решение не убивать себя ни сейчас, ни в будущем.)
Боб делит тупики на три типа или степени. Тупик первой степени — это тупик между Родителем человека и его Ребенком — основан на обратном предписании. Родитель в жизни, как мы уже объясняли, посылает сообщения от своего Родителя, например: «Работай усердно». Отец говорит сыну: «Каждую работу надо выполнять на пять», «Всегда делай на десять процентов больше».
Масшатибрование проблемы и алгоритм выхода из жизненного тупика
Маленький мальчик, стремящийся завоевать одобрение отца, решает из состояния своего Маленького Профессора (В1) работать много и тяжело. Он работает как сумасшедший до 55 лет и, не сознавая того, все еще пытается угодить своим родителям.
В 55 лет он решает снизить темп, поэтому из своего Родителя он строит планы работать всего лишь по 8 часов 5 дней в неделю и каждый год уходить в отпуск на месяц. Кажется, что человек вырвался из тупика. Тем не менее, принятого его «думающим» Взрослым решения обычно бывает недостаточно.
Как только он снижает темп, у него начинаются головные боли, или же, начав играть в гольф, он доводит себя до изнеможения, проходя по 35 лунок в день. Едет рыбачить, но вместо того, чтобы отдыхать, вскакивает на рассвете и весь день мечется, пытаясь выловить всю рыбу в Еллоустонском парке. Он все еще получает те же самые сообщения от своего Родителя и работает усердно, и добивается успеха, и «делает работу хорошо». Человек по-прежнему в тупике, потому что не добрался до самого своего нутра и его Ребенок не принял ДРУГОГО РЕШЕНИЯ через своего Родителя.
Терапия должна подвести пациента к тому, чтобы тот воссоздал сцену из своего детства, в которой противостоит своему отцу (конечно же, в воображении), смотря на него и говоря ему, что не будет больше работать много. Обычно человек помнит реальную сцену и вновь переживает эмоции, связанные с ней. Например, один из участников наших марафонов вспомнил, как хотел записаться в детскую Бейсбольную лигу, а отец, владелец маленькой фермы, запретил ему, потому что надо было собирать урожай ягод. Пациент мысленно вернулся в тот день и сказал отцу, что будет играть в бейсбол, несмотря на все запреты. Он больше не будет вкалывать как проклятый.
Сказав это отцу в первый раз, он непроизвольно втянул голову в плечи, как будто ожидал отцовской затрещины. Мы попросили его сказать то же самое, но другими словами, а затем стать отцом и ответить, как ответил бы, по его мнению, отец. Сидя в отцовском кресле, он (в роли отца) сказал: «Не смей так со мной говорить. Пошел вон в грузовик».
❓Джон Кехо. Как начать зарабатывать больше, чем сейчас? Как пробить финансовый потолок?
Затем, пересев на свой стул, он снова сказал отцу, что будет играть в бейсбол, а не работать, и что отец больше не сможет причинить ему боль. Затем он спросил отца, почему тот никогда не разрешал ему играть, когда он хотел, и в роли отца ответил себе: «Потому что мы должны есть, а я не могу делать всю работу сам, и если ты не будешь мне помогать, у нас не будет еды». Затем, снова от своего имени, пациент сказал: «Да, раньше так все и было, но сейчас все изменилось. Я достаточно зарабатываю, и мне не нужны дополнительные заработки». После того, как его Ребенок принял новое решение, он смог принять и Взрослый план: «Я поступлю в Филдинг (институт, предлагающий кандидатскую программу) и сокращу часы частной практики, чтобы не работать с утра до вечера. Я могу себе это позволить, если перееду в более дешевую квартиру и сменю свою машину на менее шикарную модель «.
Итак, тупик первой степени — это ответ на подсознательное предписание. Ребенок изначально решает делать то, что ему приказывает родитель, например, тяжело трудиться, и может ощущать себя вполне комфортно, пока он получает поглаживания за свою работу и не чувствует, что она мешает другим сторонам жизни. В момент, когда он хочет измениться, работать меньше, но чувствует себя «неспособным» что-либо изменить, он загоняет себя в тупик. Чтобы вырваться из тупика, его Ребенок принимает новое решение через его Взрослого, то есть это новое решение принимает тот же Маленький Профессор, который принял и первое решение много работать.
При тупике второй степени Маленький Профессор принял решение скорее в ответ на предписание, нежели на обратное предписание.
Например, Родитель родителя посылает сообщение «Много работай» (тупик первой степени), а Ребенок родителя дает предписание «Не будь ребенком». Решение в этом случае может оказаться следующим: «Я никогда больше не буду вести себя как ребенок». Многие из терапевтов, которых мы учим и лечим, находятся в данном тупике. Они много работают, мало играют, а когда играют, то их игра абсолютно непохожа на свободную, спонтанную, ребячливую игру тех людей, которые не приняли подобного предписания. Они даже свой отпуск умудряются использовать для того, чтобы учиться на наших курсах!
Эти терапевты могут решить через своего Взрослого работать не так много и больше играть, но их игра, скорее всего, так и останется запрограммированной, а не свободной. Выход из этого тупика между ранним Взрослым в Ребенке (В1) и родительским Ребенком, ставшим частью раннего Родителя (Р1), требует большей эмоциональности, нежели выход из тупика первой степени.
Для успешного выхода пациент погружается в воспоминания о своих родителях: как они говорили, выглядели, чувствовали. Часто разница заключается в интенсивности родительских чувств, которые могут быть более эмоционально нагруженными, чем в тупике первой степени. Терапевт создает обстановку, в которой пациент переживает те же чувства, что и во время принятия первоначального решения. Пациент должен находиться в состоянии Ребенка, а не Взрослого! Обычно это происходит, когда пациент погружается в сцену из раннего детства и не только видит место и участников, но и переживает заново обуревавшие тогда его и остальных участников чувства.
Диалог начинается, когда пациент определяет свою цель: «Я в порядке, если я играю. Если я веду себя по-детски, я в порядке. Если я смеюсь и радуюсь, и возбужден, я в порядке».
Диалог продолжается, пациент попеременно становится то родителем, давшим предписание, то самим собой, пытающимся выбраться из тупика. Иногда его встроенный родитель отступает быстро, и пациент должен двигаться вперед и принимать новое решение перед лицом неодобрения уже другой части самого себя — Родителя внутри Ребенка. Иной раз он встречает одобрение где-то в глубине себя — от встроенного второго родителя или дедушки, или от терапевта. Иногда он вынужден создать в себе нового Родителя, чтобы его Взрослый Ребенка и Родитель Ребенка, наконец, договорились о принятии НОВОГО РЕШЕНИЯ и, в конце концов, он говорит, верит и чувствует: «Я играю, ребячусь, смеюсь, наслаждаюсь! Я как ребенок, и я в порядке!».
Это непростая работа. Она требует, чтобы терапевт внимательно слушал и очень тщательно продумывал обстановку. Это очень трудно, если терапевт работает с пациентом один на один только час или два в неделю, и намного легче в группах или на двухдневных, недельных или месячных семинарах.
Тупик третьей степени — тупик, в котором пациент чувствует, что он всегда был таким, каким себя ощущает. Например, пациент, страдающий от депрессии, может успешно выйти из тупика второй степени, заново решить не кончать жизнь самоубийством, и даже, весьма вероятно, покончить с депрессией.
Тем не менее, он все еще может чувствовать себя никчемным человеком и утверждать, что чувствовал себя таким всегда. Он не считает свое ощущение результатом родительских предписаний и принятого решения, он думает, что это -естественное положение вещей. Да, он таким «родился»!
При существовании тупика третьей степени предписания были получены пациентом в таком раннем возрасте и/или в неречевой форме, что он просто не осознает их получения. Таким образом, выход из тупика второй степени, достигаемый через диалог между Ребенком пациента и воображаемым Ребенком родителя пациента, не достигает корней тупика третьей степени. Даже несмотря на то, что мы знаем о том, что пациент получил предписание и вынес решение, сам он этого не чувствует. Итак, в этом случае решающий диалог — это диалог между двумя сторонами его Маленького Профессора: приспосабливающегося Маленького Профессора и Маленького Профессора свободного Ребенка, который может интуитивно почувствовать, как жить по-новому. Работа проходит строго между двумя сторонами Ребенка, причем в большей степени в рамках двойного монолога «Я-Я», нежели диалога «Я-Вы», который ведется обычно при работе над тупиками первой и второй степени.
Еще раз повторим, что, находясь в тупиках третьей степени, клиент верит, что он всегда был упрямым, злым, никчемным, неспособным играть; что он — человек противоположного пола, трагически родившийся не с тем телом. Для работы над данными тупиками пациенту необходимо принимать попеременно обе стороны себя — «Я — мужчина» и «Я — женщина» или «Я умею играть» и «Я не умею и не буду никогда играть» — пока он не почувствует энергию своего свободного Ребенка. Когда человек испытывает это новое ощущение, например, чувствует себя стоящим человеком, он познает наслаждение начала изменений. Это мощный, зовущий вперед опыт, получаемый пациентом при принятии нового решения — решения расстаться со своим казавшимся пожизненным качеством и начать чувствовать свободу и личную независимость.
Заключение
Итак, мы обсудили основные принципы ТА, начав с базового понятия о трех состояниях эго — Взрослый, собирающий и перерабатывающий факты и поступающий в соответствии с ними; Ребенок, являющийся суммой детских переживаний, реальных и воображаемых; и Родитель, воспитывающий сам себя или других так, как он научился у своих родителей или людей, их замещающих, или же у своих Ребенка и Взрослого, создающих Родителя.
Что делать, если процесс поиска работы зашел в тупик?
Несколько месяцев поисков и никакой надежды. Вот и я оказался в этой ситуации. Никто не звонит. Даже писем с отказами не присылают.
Вместо того, чтобы свернуться клубочком на диване и смотреть сериалы, я решил улучшить свое резюме, чтобы получить желаемую работу,
но в тот день приятель прислал мне целый ворох ссылок на статьи. И я прозрел. С их помощью мне удалось получить целых три предложения за одну неделю! Я до сих пор в это не верю.
Вот четыре совета, которые мне помогли:
1. Сосредоточьтесь на главном
Возможно, вам хочется охватить все и сразу, но отсутствие акцентов — это всегда плохо. Прежде всего, не стоит рассматривать должности, для которых вам действительно не хватает знаний и опыта. Не исключено, что вы сможете выполнять эту работу на уровне новичка, но скорее всего, вам предпочтут более сильного и опытного специалиста.
Если вы будете тратить время на то, что вам не подходит, вы очень быстро останетесь без сил. Определитесь, чем вам хотелось бы заниматься, и сосредоточьтесь на этом. Вы потратите гораздо меньше времени, если будете обращать внимание только на те вакансии, которые вам действительно подходят.
Более того, нет смысла создавать профиль на LinkedIn так, чтобы он удовлетворял всем возможным запросам. В попытках выглядеть разносторонней личностью вы произведете впечатление рассеянного или, что еще хуже, неопытного специалиста. Вот несколько способов привести в порядок свой профиль на LinkedIn.
2. Обойдите искусственный интеллект
Когда я начинал размещать отклики на вакансии, я видел свое имя в нижней половине списка и очень расстраивался. Моя кандидатура удовлетворяла требованиям, заявленным работодателем, но алгоритмы LinkedIn упорно не хотели этого признавать. И до меня дошло: я должен был победить искусственный интеллект.
Если вы не сможете обмануть программу, ваше резюме никогда не попадет в руки к человеку, который будет принимать решение о найме. Оптимизация не будет лишней, даже если компания, в которой вы хотите работать, не использует автоматизированную систему обработки резюме.
Одним из лучших инструментов для оптимизации является Wordle. Этот сервис создает облака самых популярных слов из определенного документа. Применительно к резюме, ее можно использовать двумя способами.
- Введите в Wordle описание вакансии, на которую вы претендуете, и вы получите список самых популярных слов. Как правило, при беглом просмотре резюме представители отдела кадров ищут в них те же самые слова. Включите их в свое резюме так, чтобы получился внятный, удобочитаемый текст.
- Прежде, чем отправить потенциальному работодателю свое резюме, введите его текст в Wordle. Результаты могут вас удивить. Иногда в первых строках списка встречаются странные и неожиданные пункты, которые противоречат ключевым словам из описания вакансии.
Вы можте жаловаться на то, что все работодатели помешались на компьютерных программах, или признать, что с этим ничего нельзя поделать, приспособиться к новым условиям и обойти всех конкурентов.
3. Используйте знакомства
Возможно, предложение писать письма всем мало-мальски знакомым людям звучит глупо, но знаете что? Это помогает. И это несложно. Пример такого письма можно посмотреть здесь. Не стоит рассчитывать на то, что нужная вакансия прибудет к вам на блюдце с голубой каемочкой. Рассчитывайте на наводки и полезные советы.
Вам придется самостоятельно провести работу по продаже своих навыков и опыта, однако дополнительные указания повысят ваши шансы на успех.
Четко изложите свою просьбу. Не используйте общих фраз вроде «Хочу писать статьи» или «Ищу работу, связанную с дизайном». В противном случае просьба останется без внимания, потому что люди просто не поймут, чего вы от них хотите. Сформулируйте мысль конкретнее: «Хочу работать над контент-стратегиями» или «Планирую использовать навыки написания деловых текстов».
4. Отслеживайте все возможности до тех пор, пока не получите письмо с предложением о работе
Помимо обновленного резюме, оптимизированного профиля на LinkedIn и советов друзей, у вас есть еще много возможностей. Не забывайте отслеживать их, даже если вы считаете, что это безнадежно.
Помните, что мнения могут меняться. Даже если вы уже посетили два-три собеседования в одной компании, не отказывайтесь от других предложений, пока не подпишете контракт.
Например, первое письмо, которое прислал мне текущий работодатель, было приглашением на ознакомительное интервью. Я мог бы отправить им простую отписку, т.к. компания вела дела в чуждой мне сфере деятельности, и я уже был приглашен на беседу с руководством в трех других компаниях.
Тем не менее, я воспринял предложение всерьез, после чего меня пригласили еще раз и предложили должность, которая была открыта совсем недавно. Я принял предложение. Теперь я работаю в удивительном месте и занимаюсь тем, о чем и мечтать не мог.
Если процесс поиска работы зашел в тупик, не сдавайтесь. За время поисков я успел почувствовать истинное отчаяние. Мне казалось, я никогда не найду работу. Но я пересилил себя, взял инициативу в свои руки, нашел новые ресурсы. Я был готов к изменениям, и удача наконец повернулась ко мне лицом.
Я надеюсь, она не обойдет и вас.
TONE HOEFT for The Muse
Перевод: Айрапетова Ольга
Источник: hr-portal.ru