Долгожданный фильм, как истерика, заводится сразу, начинается с пол-оборота: дедушка обнаруживает трупик мышонка, бабушка начала орать – и понеслось. Будто все действительно знают историю этого дома.
А ведь знают. Автобиографическая повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вышла в 1996 году и стала национальным бестселлером – наверное, не по тиражам, но по самому горячему обсуждению в самых разных кругах. Даже те, кто настраивался смаковать неприглядные подробности жизни очень известной актерской семьи (дед автора – артист Всеволод Санаев, мама – актриса Елена Санаева, отчим – актер, режиссер и общественный деятель Ролан Быков), в итоге оказывались потрясены и личным несчастьем этих людей, и отважностью Павла, не убоявшегося отдать на суд публики совершенно интимные переживания, и литературным мастерством, с каким он это сделал.
История восьмилетнего мальчика Саши, который живет с бабушкой и дедушкой, потому что мать считается ими недостойной воспитывать и даже видеть ребенка, конечно, в жизни – редкость. Тем более, что бабушка – сущее чудовище, уничтоженное жизнью и уничтожающее все вокруг, да и дедушка ничем не лучше.
Психология в фильме Похороните меня за плинтусом
Однако повесть, располагающаяся совершенно в традиции русской литературы (примеры описанию детства-юности-университетов у всех в памяти), наверное, впервые так отчетливо наложилась на испытанное, на испытываемое тысячами и тысячами сегодняшних людей. Как ни крути, а всем кажется, что страдания, выпавшие на их собственную долю, если не самые страшные физически, то самые отвратительные морально. Мол, в военное время и во время репрессий был идеал, было ясное ощущение собственной невиновности, а вот теперь не воюем, и массовых арестов нет, – а что ж так мерзковато на душе?
Понятно, что домашняя тирания – именно про это книга, а еще в большей степени фильм, который существенно сгустил проблему – существовала и будет существовать всегда, но предъявленная на фоне советского быта, да еще отнюдь не в «простой» семье, она неизбежно обвиняет сам строй. Не случайна и подсознательная отсылка самого Санаева к Усачу-Тараканищу, ведь мы знаем, кто выползает из-под плинтуса. Устройство патриархального общества во главе с чудовищем (хоть конкретным кровавым деспотом, хоть с куклой на посту и некоей тайной властью, не суть), многие десятилетия насквозь лживого, сгнившего изнутри, могло только усугублять слабость человеческой натуры, редко способной найти опору в себе.
Властная до деспотичности мать, которая защитит, – этот образ, не до конца осознанный, насильственно насаждался советским искусством как образцовый, вспомните многочисленные скульптуры Матери-Родины. Но вот мать состарилась, ослабела, оглянувшись – увидела свою зряшную жизнь, испугалась смерти, возненавидела дочь за ее молодость, за способность еще рожать, и вцепилась во внука, чтобы, извините, сосать его чистую детскую энергию. И не очень-то поймешь – ребенок действительно в такой обстановочке родился и растет насквозь больным, или бабка придумала все эти хвори для оправдания своей, спасительной для нее, суеты?
Краткое содержание — Похороните меня за плинтусом
Но важна не столько болезнь физическая. Важно, что растет Саша – по Снежкину, не по Санаеву – потенциально тоже моральным уродом. И тут основное сущностное отличие фильма от повести. Которую, разумеется, всякий представлял себе не экране по-своему, отчего теперь многие недовольны экранизацией, в том числе Павел Санаев (даже снял свое имя с титров, и «автора сценария» вроде как и нет) и Елена Санаева. Безусловно, интересен был бы фильм с их – режиссерским, актерским – участием, но, видимо, невозможно предстать в таком вот сюжете «самими собой» – экран гораздо больше обнажает, чем литература.
Семейная и женская темы сейчас выходят на первый план повсюду, от прозы до рекламы, появляются и фильмы, даже и молодых совсем авторов («Волчок» Василия Сигарева – характерный антипод картине, о которой говорим), но именно Снежкин, полагаю, оказался правильным автором для экранизации повести Санаева. Во-первых, он двадцать лет назад своим полнометражным дебютом «ЧП районного масштаба» (1988) доказал свое отвращение к советской системе унижения людей и к первым ученикам этой системы.
Во-вторых, он придерживается близкого реалистической прозе классического стиля в кино: рассказ через актера в первую очередь, а концепт запрятан в героев и загипсован сюжетом. Вы и не задумаетесь о том, зачем в картине день рождения так многообразно связан со смертью. А Светлана Крючкова ни в коем случае не ответственна за трактовку ее Бабушки в каком-либо идейном или политическом ключе. Подобную героиню легко представить себе хоть в шекспировские времена, другое дело, что она в данном случае устилает пол газетами перед приходом советской врачихи, которая не смутится натоптать грязными сапогами у кровати больного ребенка, да и рук не вымоет, зато привычно приоткроет сумку для презента.
Кстати, в таких вот деталях – вся наша жизнь, в отличие от деталей «слишком придуманных», обидных для этой картины. Совершенно замерзшие стекла, передающие эмоциональную стужу, одновременно должны скрыть от камеры окружающий мир – чем невольно выдают небольшой бюджет. Ужасная пыль под кроватью мальчика, столь живописная теоретически, не оправдана образно и совершенно несовместима с воплем бабушки про аллергию. Впрочем, столь странных для хороших ленфильмовских картин недочетов всего два, остальное сделано отменно.
В-третьих, Снежкин не боится ни жесткости, ни бытового абсурда, однако не использует совсем уж безбашенную кровавость да с извращениями, к чему нынче прибегают некоторые авторы; он остается в рамках критического реализма, не увиливая в фантасмагорию. И все же весьма верно эту его новую работу сравнили с балабановским «Грузом 200»: общего немало, прежде всего – само высказывание о недавнем прошлом и настоящем.
Наконец, семейная тема в подобном разрезе была отчетливо и горько взята Снежкиным еще в «Цветах календулы» (1998). Там он выдавал историю тоже советских интеллигентов – давно умершего видного прозаика Протасова, лауреата и депутата, чья вдова, выжившая из ума экс-комсомолка, грозила лишить наследства – дачи, единственного жилья, – дочь-искусствоведку и трех внучек от разных отцов. Да, там Снежкин слегка прятался за мотивами чеховских «Трех сестер» и «Вишневого сада», точнее – презирал как прежних людишек, так и новых. Но все же презирал несколько элегически.
В новой работе режиссер абсолютно лишен снисхождения к персонажам. Как, впрочем, и к зрителям – наоборот, он старается, чтобы мы узнали себя. В истеричной, жалкой, страшной Бабушке: Светлана Крючкова реально жертвовала своим здоровьем, создавая этот впечатляющий до жути образ. Параноидальная старуха живет в целиком выдуманном мире, где ее смерти желают все; она страшна и внезапным фальшивым гуманизмом – эдаким контрастом к ее же постоянным человеконенавистническим выкрикам-присловьям, и дикой для нормального сознания логикой поступков и соображений. Ею правит чистый эгоизм, и никакая тяжелая собственная жизнь не может оправдать эту лицемерку.
Узнать себя легко ли в Дедушке – настоящем подонке, корыстном и глупом: Алексей Петренко так жирно играл в последних своих картинах, что здесь кажется слишком сдержанным, почти «никаким»; впрочем, это не его бенефис. В Дочери – инфантильной, бесхарактерной, не верящей прежде всего в себя, живущей инстинктами, но такой понятной, вызывающей сочувствие: Мария Шукшина превосходна в этой работе.
И, может быть, в Зяте. Он единственный, к кому наше отношение меняется по ходу дела – нехитрый попивающий неудачник оказывается и хорошим художником, и любит свою женщину, защищает ее, как может, но искренне, и реально судит о жизни и мире вокруг: Константин Воробьев часто затмеваем своими более знаменитыми коллегами, меж тем всегда исключительно точен.
Так вот, Зять – особая фигура для Снежкина. Ролан Быков сыграл главную роль в дебютной среднеметражке режиссера «Эй, на линкоре!» (1985), и, полагаю, под воздействием его могучей харизмы Снежкин даже основал при «Ленфильме» студию «Бармалей», призванную снимать в том числе и детское кино. Вот еще почему именно Снежкин самый правильный автор для экранизации – если какой иной постановщик и мог бы неуважительно отнестись к прототипам, то никак не этот.
И Снежкин выбрал самый правильный путь экранизации – «ничего личного», максимальное отстранение от первоисточника, от живых/живших персон. Он принимает на себя в этой картине роль судьи, он вынужден судить – так ведь не реальных же людей, а персонажей, саму суть. Поэтому экранизация вычленяет из повести только самое больное, а характеры стариков еще более ужесточает. Так смыслом картины становится не бабушка с ее сумасшествием (отвратительный характер, обозначаемый в быту этим словом, и клинический диагноз), не дедушка с его фанаберией, не безвольные дети, не замордованный внук, а их гибельная неразрывность: судьба старших предопределяет жизнь младших. И вырваться из этого ада – самому себя сделать – никак нельзя: нет поддержки ниоткуда.
Ребенок, которого две женщины тянут за руки каждая в свою сторону, буквально разрывая его на части, прежде в искусстве был известен как символ не только праведного суда, но истинного бескорыстного чувства: отпустит та, что больше любит, ведь ему больно; «Кавказский меловой круг» – так называется спектакль по пьесе Бертольда Брехта, который изредка повторяет канал «Культура».
Снежкин длит и длит аналогичный душераздирающий кадр, предвещающий финал; все же, правота матери сильнее, бабка вынуждена отступить, однако радоваться рано. «Похороните меня за плинтусом» становится у Снежкина символом круга, из которого как теперь выскочить: у могилы ненавистной бабушки ее дочь осознает, что настала ее пора ответственности, и тут же демонстрирует нам свое неумение вести себя иначе, нежели ее мать. А внучек, немедленно почувствовавший, от кого теперь целиком зависит, совсем не по-детски старается угодить хозяйской руке…
Интервью с автором романа «Похороните меня за плинтусом» Павлом Санаевым на портале ЮГА.ру
Источник: www.yuga.ru
Что значит похоронить за плинтусом. Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? Тема: Значение слова «плинтус» в повести П
Женщине
Автор Ledi На чтение 10 мин Опубликовано 25.01.2022
Белый потолок
Саша вспоминает, что в школу ходил он очень редко, 7-10 дней в месяц. Бабушка брала задания на дом и классные упражнения у отличницы Светочки, постоянно нахваливая и ставя девочку в пример Саше. С внуком она занималась до утраты его и своих сил, выцарапывая ошибки в тетради бритвой.
Как-то мальчик ошибся и написал дважды один слог в слове. Это довело бабушку до истерики, в которой она то кричала, что не знает мальчика, у нее нет внука, то повторяла бессмысленное «белый потолок».
Железноводск
Дедушка Сеня достал путевки в Железноводск. Бабушка и Саша отправились туда на поезде.
Мальчику безумно понравился туалет в поезде, особенно блестящая педаль смыва. Когда бабушка вышла из купе, Саша бросился в туалет, открывая дверь локтями, потому что там «инфекция». А вот обратно выбраться без приключений ему не удалось, и он на глазах бабушки рухнул прямо на пол в засилье «микробов, дизентерии и стафилококка».
Завершение повести
В этом рассказе от имени мальчика читатель узнает истоки столь необычного, сюрреалистического названия повести.
Купание
В нем мы узнаем, как проходит купание мальчика. Бабушка баррикадирует дверь ванной валиками из одеял, вносит обогреватель (рефлектор), греет воду до 37.7 градуса. Она убеждена, что мальчик может заболеть от малейшего сквозняка.
При этом она постоянно проклинает внука, обзывая его «гниющим», желает «сгнить в тюрьме». Общение ее постоянно прерывается проклятиями. Касаются они не только мальчика, попадает и деду, и знакомым, и случайным встречным.
Лосося
Рассказ начинается описанием квартиры. Она была двухкомнатной. Одна комната принадлежала дедушке, где он спал на раскладном, но никогда не раскладывающемся диване. Там же стоял огромный сервант, прозванный саркофагом.
На кухне стояло два холодильника, в одном были продукты питания, а в другом — консервы и икра для врачей, по которым бабушка постоянно возила мальчика.
В этой главе из разговора дедушки с другом Лешей читатель узнает о психиатрическом заболевании бабушки.
Об авторе
Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом» — самая известная его повесть) — русский писатель, публицист и переводчик, актер. Родился в 1969 году. Он — приемный сын известного режиссера
Занимался переводами, в том числе и синхронными пиратских фильмов. Был соавтором сценариев многих популярных сейчас лент, среди которых «На игре», «Последний уик-энд», «Нулевой километр».
Парк культуры
Саша давно мечтал покататься на аттракционах в парке. Однажды, после визита к гомеопату, ему удалось затащить туда бабушку. Но она не разрешила прокатиться мальчику ни на одном из аттракционов, а только купила мороженое, которое пообещала дать дома. По дороге домой лакомство растаяло. От него осталась одна лишь лужа, в которой благополучно утонули документы, деньги и анализы.
Как быть Леди: Стоп, бессилие: как перестать срываться на детей
Повесть
Повесть «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев, по его признанию, посвятил своей бабушке, у которой жил с четырех до одиннадцати лет.
Он называл любовь и опеку бабушки «тиранической», «неистовой» «разгромной».
По сюжету прогрессивный режиссер Сергей Снежкин снял одноименный фильм. Кинокартина вызвала много откликов разного характера. Сам же Павел Санаев объяснял в беседах с журналистами многие аспекты книги, которые в кино показаны были совсем по-другому.
Писатель был разочарован кинолентой, от соавторства сценария отказался, аргументировав это тем, что однажды уже четко все сказал, второй раз сделать это с вдохновением и искрой ему просто не под силу.
Урок по повести павла санаева «похороните меня за плинтусом»
Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема
детства.
Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.
2. Вопрос классу:
О чем рассказывается в этой повести?
Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме.
С.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).
Детство – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная. Я
просила Вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.
5. Вопрос классу:
Можем ли мы сказать, что у героя повести было
счастливое детство?
(Вряд ли можно так сказать.)
6. Вопрос классу:
Почему нельзя сказать, что у героя было счастливое
детство?
(Разлучен с матерью, тяжелая атмосфера в семье).
7. Вопрос классу:
С чем связана тяжелая атмосфера в семье? Тяжелая
атмосфера в семье связана с трудным характером бабушки и ее неуравновешенным
психическим состоянием.
8. Вопрос классу: Как можно определить отношение бабушки к внуку?
(Она любит его, но странною любовью. Ее любовь соединяет в себе грубость,
резкость, ругательства с добротой и заботой).
9. Задание классу:
Приведите примеры, показывающие разное отношение
бабушки к внуку. (Грубая, резкая манера общения: «хоть бы они все сдохли и ты
вместе с ними»; «Ой скотина. Все пальто изгваздал. Душу тебе так бы изгваздали»
и т.д. Болезненная забота о здоровье внука. История с магнитофоном говорит о
том, что бабушка старается доставить внуку радость.)
10. Вопрос классу:
Почему у бабушки такой трудный и психически
неустойчивый характер. С чем это связано?
Как быть Леди: Четыре «гормона» счастья. Разбираемся с эндокринологом, как их получить
(Это связано с прошлым бабушки.)
11. Вопрос классу:
Что Вы можете сказать о прошлом бабушки ? (
Мечтала
стать актрисой, а стала секретаршей, а потом домохозяйкой.)
Война. Эвакуация. Смерть маленького сына.
Рождение дочери после войны. Дочь постоянно болела, и бабушка очень боялась
ее потерять. Соседка по квартире писала на всех доносы, и бабушка боялась, что
ее арестуют. Психиатрическая больница: решили, что у бабушки мания
преследования. Из больницы она вернулась, по ее словам, «калекой психически
ненормальной.
Глава «Ссора», с. 177–183
12. Вопрос классу:
Как такой характер бабушки повлиял на внука. Докажите.
(Пытался приспособиться к жизни с бабушкой.)
13. Вопрос классу:
А как дедушка относился к бабушке?
(Дедушке было
нелегко с женой, но он понимал причины такого состояния жены).
Глава «Ссора» , с. 190
14. Вопрос классу:
Перед каким выбором бабушка поставила свою дочь?
(Бабушка поставила свою дочь перед выбором: ребенок или любимый мужчина. Бабушка
не любила мужа дочери и не могла ей простить, что та променяла ребенка на
карлика.)
Глава «Чумочка» , с. 246.
15. Вопрос классу:
Кто из героинь русской классической литературы стоял
перед таким же выбором?
Вопрос классу: Что можно сказать о матери Саши Савельева, главного
героя?
(Очень любит сына. Но у нее слабый характер.)
Вопрос классу: В чем проявляется слабость характера матери?
(Она
не может противостоять своей матери и забрать сына к себе.)
18. Вопрос классу:
Как герой относится к своей маме?
(Он ее очень
любит. Самые счастливые минуты для мальчика, когда мама приходит к нему и он
может с ней играть, разговаривать. Саша называл маму любовно Чумочкой.)
Глава «Чумочка» , с. 206.
19. Вопрос классу:
После того как Саша понял, что он уже навсегда
останется жить у Чумочки, произошел между ним и мамой следующий разговор.
– Мама, спросил я. – А ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с
бабушкой?
– Что ты! Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтобы мы не ругались.
– Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Прости
меня.
Как вы можете объяснить эти слова Саши? (Живя с бабушкой, Саша научился
приспосабливаться и говорить не то, что он думает).
20. Вопрос классу:
В чем трагедия бабушки?
(Серьезный конфликт с
дочерью, которую она, можно сказать, ненавидит. Дедушка с ней общается мало,
Саша ее не любит, и она, как выясняется в конце, это понимает, Бабушка –
одинокий и больной человек).
21. Вопрос классу:
Какая самая трагическая, с вашей точки зрения ,сцена в
повести? (Самая трагическая сцена – это когда бабушка стоит под дверью квартиры
дочери и не просит, а умоляет вернуть ей внука. Трагически звучат ее слова: «
Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на
тебя смотрит, хоть бы раз меня так обнял.
Как быть Леди: Эмоциональная устойчивость и злопамятность ~ Проза (Психология)
Не будет мне такого, не суждено! А
как мне смириться с этим, когда сама его люблю)»
Глава «Чумочка» , с. 266.
22. Вопрос классу:
Всем было нелегко с бабушкой. Но все плакали, когда ее
хоронили? Почему?
(Бабушка была частью жизни всех героев повести. Может,
каждый из героев считал, что он в чем-то виноват перед бабушкой.)
23. Вопрос классу:
Как вы понимаете смысл названия повести?
(Саша
никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с
ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать.
Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне
кажется, желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее
любовь.)
24. Заключительное слово учителя.
Саша часто спрашивал себя, почему, оставшись с жизнью один на один, он должен
быть с ней заодно; почему жизнь запрещает любить маму… почему бабушка – жизнь, а
мама редкое счастье.
«Рядом со мной и утром, и перед сном была жизнь, а счастья можно было только
дождаться и прикоснуться к нему».
Когда мама в конце повести забирает Сашу к себе, он не может поверить, что
теперь счастье может стать жизнью.
Я вам желаю, чтобы у вас всегда счастье совпадало с жизнью.
Страницы указаны по тексту: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом». ООО
«Издательства Астрель» 2007.
Цемент
Рядом с домом мальчика стояла стройка МАДИ. Он очень любил ходить туда с другом. Там он чувствовал себя свободно и отдыхал от бабушки. Но она запрещала ему ходить туда. Попасть на территорию МАДИ мальчик мог только тайком, когда его выпускали погулять во дворе.
Убежденная, что мальчик страшно больной, бабушка шесть раз в день выносила ему гомеопатический препарат. Однажды она не нашла его во дворе. Мальчишки, услышав разъяренный крик, примчались к ней. Тем не менее, это не спасло Сашу. Она увидела, что мальчик вспотел, а это было страшной «провиной», после которой следовал выговор с причитаниями и переодевание.
Как-то Саша с другом убегал от старших ребят и провалился в яму с цементом. Бешеному возмущению бабушки не было предела, она проклинала и желала внуку «утонуть в следующий раз в цементе полностью».
Из-за безумной сердобольности бабушки и ее обзываний вахтерши во дворе Сашу называли «савельевским идиотом».
Источник: tiledi.ru
Похороните меня за плинтусом, не поняла.
Смысл последней главы. Если Раздолбай это повзрослевший Саша, то почему имя мамы и отчима другие?
14 Jun 2008, 10:54
А что там было в последней главе? Имена те же самые.
14 Jun 2008, 10:59
Вы меня заинтриговали, поскольку книга очень понравилась в свое время. Сейчас специально достала книгу с полки — в моем экземпляре последняя глава называется «Чумочка», книга заканчивается словами «хоронили бабушку». Может, в других изданиях есть ещё одна глава?
14 Jun 2008, 11:27
у меня последняя глава «Хроники Раздолбая» изд-во Астрель 2007г, она имеет косвенное отношение , так что не переживайте, вы ничего не потеряли
14 Jun 2008, 17:49
+1. Читала такой же экземпляр. Даже понять не могу, об чем речь.
Источник: eva.ru