Что общего между ветром и солью

Вводные замечания. Понятийное мышление в онтогенезе начинает развиваться у детей в период школьного обучения. Для того чтобы исполь­зовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно дли­тельный период осознанного и адекватного владения ими.

Обычно понятий­ное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид яв­ляется не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, бук­вально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действен­ное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, от­ражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. В маленький ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизи­тельном неосознанном виде, за что и получили даже название «псевдопоня­тий». Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, ре­зультатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.

Как фермеры, рискуя жизнью, выращивают соль по 4 доллара за тонну | Рискованная работа

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти об­щий признак для таких пар понятий, как «ложка» и «лодка». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют раз­ным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между од­нородностью—разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к во­ображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.

Цель исследования – оценка понятийного мышления.

Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.

Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 пара­ми сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 — к разным.

Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эк­сперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые времен­ные особенности.

Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспе­риментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необ­ходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необ­ходимость более очевидного и рационального пути.

Читайте также:  Как вы думаете почему людям необходимо общение

Соль в истории. Добыча, значение и влияние

Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты сви­детельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки поня­тий.

Пример материала методики «Сравнение понятий»

Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1.Утро—вечер 12. Сани — телега

2. Корова — лошадь 13. Очки — деньги

3. Летчик — танкист 14. Озеро — река

4. Река — птица 15. Поезд — самолет

5. Дождь — снег 16. Стакан — петух

6. Маленькая девочка — большая кукла 17. Ось — оса

7. Обман — ошибка 18. Яблоко — вишня

8. Волк — луна 19. Лыжи — коньки

9. Ботинок — карандаш 20. Красный — зеленый

10. Золото — серебро 21. Ворона — воробей

11. Молоко — вода 22. Ветер — соль

Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:

1. Часть (время) суток.

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.

3. Военная профессия (управление военной техникой).

5. Атмосферные осадки.

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.

7. Причинно-следственное искажение действительности.

10. Драгоценные металлы.

11. Жидкость для питья.

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).

14. Естественные водоемы.

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты — ягоды).

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.

Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (напри­мер, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подоб­ные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления.

Тема ВНИМАНИЕ

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: cyberpedia.su

Методика «Сравнение понятий»

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Читайте также:  Какой цветок юлии нравился больше всех

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что эти части дня различны тем, что «утро» — начало дня, а «вечер» — его конец.

Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

Сравнение понятий.

1. Ботинок — карандаш

5. Ворона — воробей

7. Девочка — кукла

10. Золото — серебро

11. Картина — портрет

12. Корзина — сова

13. Корова — лошадь

14. Кошка — яблоко

15. Летчик — танкист

16. Лыжи — коньки

17. Маленькая — большая

18. Молоко — вода

19. Обман — ошибка

22. Очки — деньги

23. Поезд — самолет

25. Сани — телега

26. Сказка — песня

27. Стакан — петух

28. Трамвай — автобус

30. Яблоко — вишня

В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются.

Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Норма 18-23 сравниваемых понятия.

См. также

  • Анкета «Мотивы выбора друга»
  • Анкета по Г. Хорну
  • Вопросник-характеристика неуспевающего ученика
  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностическая методика В. М. Когана
  • Интервью «Волшебный мир»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Методика «Аналогии»
  • Методика «Аналогии» (версия 2)
  • Методика «Вербальная фантазия»
  • . и другое
  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
  • Диагностическая методика «Проблема Эверье»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • КОСКОМ 2
  • Корректурная таблица Бентона
  • Корректурные пробы
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Метод оценки устойчивости представлений
  • . и другое

Источник: azps.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика «Сравнение понятий» (исследование процессов анализа и синтеза мышления)

Читайте также:  Снится что изменяю парню с бывшим
Методика «Сравнение понятий» (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития

Методика «Сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению.
Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

  1. Утро – вечер 16. Ворона — воробей
  2. Корова — лошадь 17. Волк — луна
  3. Летчик — танкист 18. Молоко — вода
  4. Лыжи — коньки 19. Ветер — соль
  5. Трамвай — автобус 20. Золото — серебро
  6. Озеро — река 21. Сани — телега
  7. Река — птица 22. Очки — деньги
  8. Дождь — снег 23. Воробей — курица
  9. Поезд — самолет 24. Кошка — яблоко
  10. Ось — оса 25. Вечер — утро
  11. Обман — ошибка 26. Дуб — береза
  12. Стакан — петух 27. Голод — жажда
  13. Маленькая девочка — большая кукла 28. Сказка — песня
  14. Ботинок — карандаш 29. Корзина — сова
  15. Яблоко — вишня 30. Картина — портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.
Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.
Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.
При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.

  • Мышление подростка
  • Мышление младшего школьника
  • Развитие мышления младшего школьника
  • Тест «Закономерности числового ряда», оценка логического мышления
  • Тест «Логическое мышление»

Источник: www.vashpsixolog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today