Примеры из параграфа «ТИРЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»: 1) Если не уверен в себе, если не хватает мужества — откажись. 2) Что она натура честная — это мне ясно. 3) Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов.
Из параграфа «ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»: 1) Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам. 2) Единственное, что мне здесь нравится, — это старый тенистый парк. 3) Он замолчал, но не потому, что ему не хватало слов, — ему не хватало дыхания.
Примеры, взятые из разных параграфов, отличаются пунктуацией при одинаковых условиях: первые примеры (отмеченные цифрой 1) объединяются наличием ряда однородных придаточных частей; примеры, отмеченные цифрами 2, имеют наличие слова «это»; в 3-их примерах опущены противительные союзы. По какому принципу отдается предпочтение одному из знаков при одинаковых условиях? Или же разница состоит лишь в продолжительности паузы: при тире она короче, чем при запятой и тире?
Отслеживать
задан 11 окт 2019 в 18:40
267 2 2 серебряных знака 6 6 бронзовых знаков
Пропустил один пример — добавлено в ответ.
15 окт 2019 в 20:26
1 ответ 1
Сортировка: Сброс на вариант по умолчанию
Условия далеко не одинаковы, но похожи.
Кто виноват из них, кто прав, — (об этом) судить не нам. || Слово «это» подразумевается по смыслу — связь с первой частью + однородные придаточные.
Если не уверен в себе, если не хватает мужества — откажись. || Здесь слово «это» никаким боком — нет ссылки на первую часть.
Единственное (, что мне здесь нравится,) — это старый тенистый парк. || Придаточное отделяется запятой и тире.
Он замолчал, но не потому (, что ему не хватало слов,) — ему не хватало дыхания. || То же самое, но при сопоставлении.
Что она натура честная — это мне ясно. || Придаточное не открывалось запятой.
Но:
То, что она натура честная, — (это) мне ясно.
Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места — (а) чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов. || Просто интонационное тире перед однородным придаточным, которое можно заменить на запятую и союз «а».
Такой же простой пример:
Сергей просил, чтобы она купила не только молоко — чтобы ещё купила сметану.
Сергей просил, чтобы она купила не только молоко, а чтобы ещё купила сметану.
Источник: rus.stackexchange.com
Что она натура честная это мне ясно
1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:
1) придаточная изъяснительная: Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Г.); Как рассказывал учитель — долго слушал у окна я (Пл.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут — кто знает (М. Г.); За что он её мучил — она так и не спросила; Он придёт, но когда — не знаю (ср. при другом порядке частей: Не знаю, когда он придёт ) ; Они уехали, но куда — не сказали; А вот чтобы при всех признать свою вину — духу не хватает; Ответила ли она на его письмо или нет — он так и не узнал; Что он человек знающий — факт; Появились какие-то новые слухи о нём, но какие — неизвестно; Кто не любит искусства — или чёрств душой, или глух ко всему прекрасному; Как быть в таких случаях — спрашивают радиослушатели;
2) придаточная условная (обычно с союзами ли…ли, ли…или ) : Буде кто спросит о чём — молчи (П.); Голова ли думает, сердце ли чувствует или руки перевёртывают стаканы — всё покрывается равными плесками (Г.); Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя — и в сердце свет какой-то загорится (Фет); Сознавал ли Иудушка, что это камень, а не хлеб, или не сознавал — это вопрос спорный (С.‑Щ.);
3) придаточная уступительная: Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (С.‑Щ.); Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест (Кат.).
2. Условия, благоприятствующие постановке тире :
1) параллелизм структуры сложноподчиненного предложения: Пахарь ли песню вдали запоёт — долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся — сосна да осина (Н.); Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт! (Л.-К.); Если кто придёт — радуюсь, если никто не заглянет — тоже не горюю; Что было — известно, что будет — никому не ведомо;
2) неполное предложение в придаточной части: Одни спрашивают, почему произошла задержка с решением вопроса, другие — почему он вообще возник, третьи — отчего попутно не рассматриваются и остальные вопросы; Он человек неплохой, да жаль — пьяница; Я что-то ответил, что — я и сам не помню;
3) наличие слов это, вот. Что она натура честная — это мне ясно (Т.); Когда муха назойливо вьётся перед вашими глазами — это неприятно, но когда комар ночью неустанно трубит над вашим ухом — это просто невыносимо; Что замечательно в этом лесе — это что он весь из сосен; Где он сейчас, чем занимается — вот вопросы, на которые я не мог получить ответов; А что он был умница — это вы можете мне поверить; Что он в ней нашёл — это его дело;
4) перечисление придаточных частей: Если не уверен в себе, если не хватает мужества — откажись; Кругом люди, и кто зачем пришёл, у кого какое дело — неясно; А что творилось в этом хаосе вещей, как он в нём разбирался — уму непостижимо; Он, чтобы показать, что всё это знает и со всем согласен, что он далёк от каких-либо сомнений — тут же предложил свои услуги;
5) обилие запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати — не переплатишь;
6) интонационное отделение главной части от следующей за ней придаточной: Вы спросите — зачем я пошёл на это?; А вы уверены — нужно ли это?;
7) отсутствие противительного союза или второй части сопоставительного союза между соподчиненными придаточными частями: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).
Источник: old-rozental.ru
Иван Тургенев — Новь
Издательство:
неизвестно
неизвестен
нет данных
3.55 / 5 . Голосов: 9 1
Добавить в избранное
Ваша оценка:
Новь — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Новь — читать книгу онлайн бесплатно, автор Иван Тургенев
Нежданову опять пришлось поменяться взглядами с Марианной. Оба они, вероятно, ощущали одно и то же. Но друг с другом они не говорили.
Впрочем, Нежданову все, что он видел, казалось более смешным и даже занимательным, нежели досадным или противным, а любезная хозяйка, Валентина Михайловна, являлась ему умной женщиной, которая знает, что разыгрывает роль, и в то же время тайно радуется, что есть другое лицо, тоже умное и догадливое, которое ее постигает . Нежданов, вероятно, сам не подозревал, до какой степени его самолюбие было польщено ее обхождением с ним. На следующий день уроки возобновились, и жизнь побежала обычной колеей.
Неделя прошла незаметно. О том, что испытал, что передумал Нежданов, лучше всего может дать понятие отрывок из его письма к некоему Силину, бывшему его товарищу по гимназии и лучшему его другу. Силин этот жил не в Петербурге, а в отдаленном губернском городе, у зажиточного родственника, от которого зависел вполне. Положение его определилось так, что ему нечего было и думать когда- нибудь вырваться оттуда; человек он был немощный, робкий и недальний, но замечательно чистой души. Политикой он не занимался, почитывал кое-какие книжки, играл от скуки на флейте и боялся барышень.
Силин страстно любил Нежданова — сердце у него было вообще привязчивое. Ни перед кем Нежданов так беззаветно не высказывался, как перед Владимиром Силиным; когда он писал к нему, ему всегда казалось, что он беседует с существом близким и знакомым — но жильцом другого мира, или с собственной совестью. Нежданов не мог даже представить себе, как бы он снова зажил с Силиным по-товарищески, в одном городе. Он, вероятно, тотчас охладел бы к нему: очень мало было у них общего; но писал он к нему охотно и много — и вполне откровенно. С другими он — на бумаге, по крайней мере — все как будто фальшивил или рисовался; с Силиным — никогда!
Плохо владея пером, Силин отвечал мало, короткими неловкими фразами; но Нежданов и не нуждался в пространных ответах: он знал и без того, что друг его поглощает каждое его слово, как дорожная пыль брызги дождя, хранит его тайны, как святыню, и, затерянный в глухом и безвыходном уединении, только и живет, что его жизнью. Никому в свете Нежданов не говорил о своих сношениях с ним и дорожил ими чрезвычайно.
«Ну, дружище, чистый Владимир! — так писал он ему, он всегда называл его чистым, и недаром! — поздравь меня: попал я на подножный корм и могу теперь отдохнуть и собраться с силами. Я живу на кондиции у богатого сановника Сипягина, учу его сынишку, ем чудесно (я в жизни так не едал!), сплю крепко, гуляю всласть по прекрасным окрестностям — а главное: вышел на время из-под опеки петербургских друзей; и хоть сначала скука грызла лихо, но теперь как будто легче стало. Вскорости придется надеть известную тебе лямку, то есть полезть в кузов, так как я назвался груздем (меня, собственно, затем и отпустили сюда); но пока я могу жить драгоценной животной жизнью, расти в брюхо — и, пожалуй, стихи сочинять, коли приспичит охота. Так называемые наблюдения отлагаются до другого времени: имение мне кажется благоустроенным, вот только разве фабрика подгуляла; отделенные по выкупу мужики какие-то недоступные; нанятые дворовые — уж очень все пристойные физиономии. Но мы это разберем впоследствии.
Хозяева — учтивые, либеральные; барин все снисходит, все снисходит — а то вдруг возьмет и воспарит: преобразованный мужчина! Барыня — писаная красавица и очень, должно быть, себе на уме; так и караулит тебя, — а уж как мягка! Совсем бескостная! Я ее побаиваюсь; ты ведь знаешь, какой я дамский кавалер! Соседи есть — скверные; старуха одна меня притесняет. Но больше всех меня занимает одна девушка, родственница ли, компаньонка ли — господь ее знает! — с которой я почти двух слов не сказал, но в которой я чувствую своего поля ягоду. «
Тут следовало описание наружности Марианны — всей ее повадки; а потом он продолжал:
«Что она несчастна, горда, самолюбива, скрытна, а главное, несчастна — это для меня не подлежит сомнению. Почему она несчастна — этого я до сих пор еще не знаю. Что она натура честная — это мне ясно; добра ли она — это еще вопрос. Да и существуют ли вполне добрые женщины — если они не глупы? И нужно ли это?
Впрочем, я женщин вообще мало знаю. Хозяйка ее не любит. И она ей платит тем же. Но кто из них прав — неизвестно. Я полагаю, что скорей хозяйка не права. так как уж очень она вежлива с нею; а у той даже брови нервически подергиваются, когда она говорит с своей патроншей.
Да; очень она нервическое существо; это тоже по моей части. И вывихнута она так же, как я, хотя, вероятно, не одним и тем же манером.
Когда все это немножко распутается — напишу тебе.
Она со мной почти никогда не беседует, как я уже сказал тебе; но в немногих ее словах, ко мне обращенных (всегда внезапно и неожиданно), звучит какая-то жесткая откровенность. Мне это приятно.
Кстати, что родственник твой, все еще держит тебя на сухоядении — и не собирается умирать?
Читал ли ты в «Вестнике Европы» статью о последних самозванцах в Оренбургской губернии? В 34-м году это происходило, брат! Журнал я этот не люблю, и автор — консерватор; но вещь интересная и может навести на мысли. «
Май уже перевалился за вторую половину; стояли первые жаркие летние дни. Окончив урок истории, Нежданов отправился в сад, а из сада перешел в березовую рощу, которая примыкала к нему с одной стороны. Часть этой рощи свели купцы лет пятнадцать тому назад; по всем вырубленным местам засел сплошной березняк. Нежно-матовыми серебряными столбиками, с сероватыми поперечными кольцами, стояли частые стволы деревьев; мелкие листья ярко и дружно зеленели, словно кто их вымыл и лак на них навел; весенняя травка пробивалась острыми язычками сквозь ровный слой прошлогодней темно-палевой листвы. Всю рощу прорезали узкие дорожки; желтоносые черные дрозды с внезапным криком, словно испуганные, перелетывали через эти дорожки, низко, над самой землей, и бросались в чащу сломя голову.
Погулявши с полчаса, Нежданов присел наконец на срубленный пень, окруженный серыми, старыми щепками: они лежали кучкой, так, как упали, отбитые когда-то топором. Много раз их покрывал зимний снег и сходил с них весною, и никто их не трогал. Нежданов сидел спиною к сплошной стене молодых берез, в густой, но короткой тени; он не думал ни о чем, он отдавался весь тому особенному весеннему ощущению, к которому — и в молодом и в старом сердце всегда примешивается грусть. взволнованная грусть ожидания — в молодом, неподвижная грусть сожаления — в старом. Нежданову вдруг послышался шум приближавшихся шагов.
То шел не один человек, и не мужик в лаптях или тяжелых сапогах, и не босоногая баба.
Источник: libking.ru