Что относится к чувствам и эмоциям

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Урок .Эмоции и чувства.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения в процессе эволюции биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессы (рис. 4.8 и 4.9).

Формы проявления чувств

Рис. 4.8. Формы проявления чувств

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что считается одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Виды чувств

Рис. 4.9. Виды чувств

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить па то, чтобы его реализовать, чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Чувства и эмоции | В чем разница ?

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, создаваемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идсаторный характер. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они отражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, или только чувство к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, чувство любви к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

Настроение — эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в деятельности скетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Ученые в результате экспериментов обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших названия: центров наслаждения — «рая», страдания — «ада».

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

Читайте также:  Как сделать чтобы тени не осыпались

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями, отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Особенность чувств — их амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и радостью, и гневом, и отчаянием, и ревностью и т.п.). И. Штерн различает «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими» (сострадание, сорадость). Сочувствие и симпатия — это тот мостик, благодаря которому человек от эгоизма переходит к альтруизму.

Источник: studme.org

Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание.

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рас­смотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне ста­диона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту во­обще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представ­лены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции сти­мулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть».

И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пас­сивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

Интерес(как эмоция) — положительное эмоциональ­ное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость— положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление— не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание— отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев— эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение— отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведе­ния субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нор­мам и эстетическим критериям.

Страх— отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд— отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внеш­нем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тре­вожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экс­таз и т.д.).

Читайте также:  Какой эрго рюкзак выбрать для ребенка

Эмоциональные переживания носят неоднозначный харак­тер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентность(двойственность) чувств. Обыч­но амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценно­сти человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности). (Рогов)

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства,в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, пережи­ваемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политиче­скиечувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальнымможно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний.

Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового.Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности.

Эстетические чувствапредставляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. (Рогов)

Источник: megaobuchalka.ru

Закономерности психических процессов: чем отличаются эмоции человека от его чувств?

Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы

Несмотря на кажущуюся общность данных процессов, они существенно отличаются друг от друга.

Как самостоятельно развить эмоциональный интеллект? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и примеры эмоций

Понятие и примеры человеческих эмоций

Эмоции , психические состояния, которые человек переживает во время значимых для него ситуаций, событий.

Данные процессы происходят в организме постоянно в ответ практически на любые внешние раздражители или внутренние переживания.

Это может быть страх, радость, грусть, обида, раздражение, гнев и т.д. Эмоций существует огромное количество, и все они возникают в ответ на конкретное событие, переживаемое в данный момент времени.

Эмоции зародились еще у животных, как адаптивный механизм. Они помогают приспособиться к ситуации и принять правильное решение.

Например, благодаря страху животное мобилизуется и прилагает усилия для спасения собственной жизни. Так же и человек, руководствуясь своими ощущениями, разрабатывает стратегию поведения, принимает решение.

Например, увидев приближающуюся на большой скорости машину, он не будет тратить время на сопоставление скорости транспортного средства, его тормозного пути, адекватности водителя и т.д. Побуждаемый страхом, он примет сиюминутное решение отбежать в сторону максимально быстро.

Нередко в социальной жизни возникают ситуации, при которых необходимо в настоящий момент времени сориентироваться и определиться с выбором. В таких ситуациях нет времени на раздумья, анализ.

Понятие и примеры эмоций и их характеристика

Все, что можно сделать, это воспринять момент, и на основании возникших переживаний принять решение.

Причем подобные сиюминутные решения часто оказываются самыми верными, поскольку основываются на внутреннем ощущении и не искажаются рациональными доводами разума.

Частые ошибки людей , игнорирование эмоций, пренебрежение ими.

Нередко люди и просто не замечают собственное внутреннее состояние, заглушенное привычкой оценивать любую ситуацию исключительно с практической точки зрения.

Например, услышав предложение руки и сердца от состоятельного и успешного молодого человека, девушка может намеренно проигнорировать свои негативные ощущения (грусти, безразличия и т.д.) и дать положительный ответ.

В этом случае она будет руководствоваться исключительно разумом (перспективы благополучной жизни), а не реальными переживаниями.

Эмоции могут быть как реальными, так и воображаемыми. Например, глядя на большие волны, человек может испытать страх. Этот страх будет основан исключительно на внутреннем переживании, что в этих волнах можно утонуть.

Самой яркой эмоцией является состояние аффекта. Аффект , краткое психическое явление, возникающее в критической ситуации и отличающиеся значительной силой проявления.

Понятие и примеры эмоций в психологии

В состоянии аффекта человек перестает воспринимать все остальные внешние раздражители кроме того, который вызвал данное состояние.

Например, во время стихийного бедствия, нами движет животный страх спастись, выжить. Все остальные потребности отходят на второй план.

Определение чувств в психологии и примеры

Чувства , это психические процессы, не привязанные к конкретному моменту и отражающие отношение к различным явлениям, событиям, людям. Это высшая стадия эмоций.

Читайте также:  Кто лучше всего подходит мужчине водолею

Они обладают устойчивостью и возникают на основании сложившихся отношений с окружающим миром. Склонность к тем или иным чувствам складывается у человека в процессе его развития, воспитания в семье.

Они могут в разной степени проявляться у разных людей. Это объясняется тем, что одни и те же жизненные установки обладают различной значимостью для индивидов.

Например, любовь к супругу у одного человека может выражаться в заботе, внимании, заинтересованности, а у другого , в ревности, требовательности и критичности. Данные явления подразделяются на низшие и высшие.

Определение чувств человека в психологии и примеры

Низшие являются результатом удовлетворения, неудовлетворения биологических потребностей.

Например, в состоянии постоянного голода человек испытывает страдание, усталость.

Сытый, здоровый, развитый физически человек испытывает удовлетворенность, он активен и жизнелюбив.

Высшие чувства возникают в результате общественной жизни. Они делятся на три группы:

  1. Нравственные: товарищества, дружбы, любви, привязанности, долга, жалости и т.д. Возникают в результате усвоения существующих в обществе норм и принципов, моделей поведения. Усвоение информации происходит на сознательном уровне, поэтому в итоге формируется собственная система ценностей. Она определяет правила поведения в обществе, характер взаимоотношений с людьми, выполняемые социальные роли.
  2. Интеллектуальные: любознательность, поиск истины. Они появляются у людей в процессе развития их мозговой деятельности.
  3. Эстетические: восхищение, сарказм, чувство юмора, трагизм, восторженность и т.д. Эти ощущения возникают в результате восприятия информации эстетического характера , художественных образов, музыкальных произведений. У человека формируются собственные представления о красоте и об уродстве.

В чем разница?

В чем разница между состояниями?

Данные психические процессы имеют отличия друг от друга по следующим критериям:

  1. Степень осознанности. Индивид, испытывая эмоции, не всегда может дать четкую характеристику своему состоянию. Например, он может быть неспокойным, но не понимать суть этого беспокойства. Оно может быть вызвано одновременно страхом, тревогой, гневом и т.д. Чувства всегда четко осознаются. Человек всегда понимает, к кому он питает дружбу, а к кому любовь, когда он счастлив, а когда несчастен.
  2. Понимание причин. Эмоция иногда возникает совершенно без повода. Например, нам вдруг становится грустно и одиноко, но реальных оснований для подобных переживаний нет. Чувства же всегда имеют конкретную причину. Мы дружим с приятелем, потому что нам с ним интересно, надежно, весело. Мы гордимся супругом, потому что он успешен и красив.
  3. Степень устойчивости. Эмоции всегда имеют привязку к конкретной ситуации, к текущему моменту времени. Переживаемая raquo, радость от какого-то события может уже завтра быть неактуальной. Чувствам свойственна устойчивость. Они привязаны к конкретному предмету и не связаны исключительно с текущей ситуацией.

Соотношение понятий

Соотношение двух понятий

Несмотря на существующие различия, оба виды психических проявлений являются способом выражения себя и своего отношения к окружающей действительности.

При этом чувства являются более широким, сложным и устойчивым процессом, включающим в себя остальные проявления.

Одно и то же чувство могут сопровождать различные эмоции. Например, дружеское отношение к другому человеку может в процессе взаимодействия сопровождаться целой палитрой ощущений , радость, недоверие, грусть, гнев, скука, ревность и т.д.

При этом нестабильность сиюминутных ощущений, зависящих от конкретных обстоятельств, никак не влияет на устойчивость дружбы. То есть сам объект дружбы не перестает вызвать симпатию и считаться другом только от того, что в какой-либо конкретной ситуации произошел конфликт.

Чувства проявляются внешне именно через эмоции. Так, испытывая любовь к другому человеку, мы переживаем целый комплекс положительных моментов в процессе общения с ним: радость, умиление, заинтересованность, сентиментальность и т.д.

Ощущения, связанные с чувством любви, могут быть и негативными: ревность, тревога, грусть, тоска и т.д.

Закономерности

Оба психических процесса подчинены определенным закономерностям. Так, для чувств характерны:

  1. Обобщенность. Испытывая определенный характер чувств к объекту, можно перенести подобное отношение ко всем однородным объектам. Например, любовь к своей домашней кошке может трансформироваться в любовь ко всем кошкам.
  2. Притупляемость. Под этим понимается постепенное угасание, потеря накала. Особенно отчетливо этот эффект проявляется при рассмотрении любовных отношений. Даже самая яркая влюбленность с течением времени переходит в более спокойное русло.
  3. Взаимовлияние. В ситуации наблюдения разных поступков или явлений возможно более выраженное восприятие одного происходящего события на фоне другого события. Так, предательство одного друга в критической ситуации воспринимается особенно негативно на фоне проявленного другим другом благородства.
  4. Суммация. Чувства, испытываемые в течение жизни, могут суммироваться. Например, удовольствие от профессиональной реализации может постоянно усиливаться в результате новых достижений и успехов. Или же постоянные неудачи в личной жизни могут привести в итоге к состоянию депрессии.

Закономерности эмоций:

Каковы их закономерности?

  1. Замещаемость. Вслед за неудачей в одном вопросе может последовать удача в другом, и испытываемая в первом случае грусть перерастает в радость.
  2. Переключаемость. Недовольство одним объектом или явлением переключается на другие объекты, явления. Так, недовольная поведением мужа женщина может выплеснуть свой негативный настрой на детей.
  3. Несовместимость. Наполняющие человека несовместимые эмоции могут привести к серьезным внутриличностным конфликтам. Например, любящая мужа жена, которая подвергается периодически избиениям, может одновременно испытывать к супругу привязанность и ненависть. Как правило, в подобном конфликте чувств побеждает одно, а второе вытесняется.

Как определить, к чему относится?

Нередко люди путают два психических явления между собой, не могут дать точного определения переживаемому ощущению.

Для решения проблемы нужно анализировать ощущения по следующим критериям: осознанность, устойчивость, наличие причины.

Например, такие явления как злость, радость и огорчение являются эмоциями. Они могут проявляться неосознанно, без наличия какой-либо конкретной причины и привязываются к конкретному текущему событию.

Как определить, к чему относится: рекомендации

Так, в течение дня можно испытать беспричинное огорчение с утра, радость от встречи со старым другом и злость из-за спора с соседом.

Все эти ощущения сменяют друг друга и не отражаются на характеристике всей личности.

Такое психическое явление, как гордость , это чувство.

Оно обладает осознанностью, поскольку человек испытывает гордость за себя или за близкого, основанную на анализе объективных данных.

Это явление устойчиво, поскольку невозможно перестать гордиться из-за какой-либо временной ситуации. Для гордости всегда есть причина, основанная на достижениях и успехах.

Возможность проявлять чувства и эмоции дана каждому из нас. Эти психические явления имеют определенные различия, но при этом тесно связаны между собой.

Чем отличаются эмоции от чувств? Узнайте из видео:

Источник: mma-spb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today