Игорь Лысаков
Похороните меня за плинтусом» — название повести Павла Санаева. В повести есть эпизод, когда мальчик Саша (главный герой, от лица которого ведется повествование) размышляет о смерти: ««Никогда» было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать. «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, – придумал я однажды. Как то так.
Поделиться
СПАСИБО ЗА ОБЪЯСНЕНИЕ! А ЛОЛИТА В ПЕСНЕ ТОЖЕ ПОЕТ ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ.
Источник: obsuzhday.com
Смысл книги «Похороните меня за плинтусом»
Смысл книги
Повесть, написанная Павлом Санаевым, впервые была напечатана в журнале «Октябрь» в 1996 году. Повесть является в определенной степени автобиографической, поскольку свое детство Павел провел в семье бабушки и дедушки – народного артиста СССР Всеволода Санаева. А после по мотивам его работы сняли фильм «Похороните меня за плинтусом».
Деспотичная и нездоровая психически бабушка всячески издевается над внуком, искренне считая при этом, что все это она делает для блага мальчика. Бабушка Нина Антоновна любит внука, но от подобной любви мальчик, которого зовут Саша Савельев, невыносимо страдает и сам становится неврастеником. Дедушка Семен Михайлович с трудом переносит выходки жены, лишь изредка взрываясь.
В повести периодически появляется мать Саши Ольга (в жизни Елена Санаева), которая когда-то отдала ребенка на воспитание родителям, за что они отлучили дочь от воспитания сына, считая ее непутевой. Ее муж — отчим Саши Толя старается соблюсти нейтралитет в отношении всех персонажей, хотя мальчик воспринимает его скорее позитивно, вовсе не считая, что по вине этого «карлика-кровопийцы» мать была изгнана из семьи. Прототипом Толи является Ролан Быков, который впоследствии воспитал Павла в атмосфере уважения и любви к литературе, искусству и кинематографу.
Нина Антоновна не дает дочери видеться с сыном, но однажды Ольге удается выкрасть Сашу. Ребенок живет с матерью и отчимом и однажды узнает, что бабушка умерла.
Гнетущий и вызывающий местами жалость, а местами отвращение, фон повести заставляет читателя испытывать противоречивые чувства. После прочтения подобных книг обычно говорят: «Хорошая книга, но осадок остался».
История, рассказанная ребенком, поражает своей непосредственностью. Саша Савельев слаб физически, а благодаря гиперопеке бабушки не становится сильнее и здоровее.
Основная эмоция мальчика – страх. Страх перед всем и перед всеми. Саша боится бабушку, деда тоже, хотя и не так сильно. Бабушка постоянно твердит мальчику, что любит его, что вся ее жизнь посвящена внуку. Но делает она это так, что лучше бы не делала.
Ее любовь выражается в истериках, в криках и даже в физическом насилии.
Кроме страха перед людьми Сашу угнетает страх перед событиями. Он боится, что бабушка умрет, хотя временами даже желает этого, поскольку в такие моменты страх переходит в ненависть. Он боится, что мама не придет или что бабушка его к ней не пустит. Уставший от подобной жизни так, как даже взрослый человек не устает, Саша мечтает превратиться в ничто, в человека-невидимку, которого никто не замечает.
Тогда он станет таким маленьким, что его можно будет похоронить за плинтусом в доме матери и их уже никогда не разлучат.
Другой доминирующий мотив в повести – любовь. Любовь уродливая и непредсказуемая. Семен Михайлович любит жену, хотя она относится к нему то с презрением, то с ненавистью. Да и Нина Антоновна любит мужа, хотя вряд ли признается в этом даже себе самой. В основном она тиранит супруга, пытаясь доказать тому его ничтожество.
У рок-группы Kingdom Come есть композиция под названием «What Love Can Be» (Какой может быть любовь). Хотя сама песня вовсе не об этом, но название, как нельзя лучше, характеризует обстановку, описанную в повести.
Самое страшное, что есть в произведении, это любовь бабушки к внуку. Она то кричит на него: «Чтоб ты сдох», «Когда же ты сдохнешь?», то причитает над ним, называя сиротинушкой, то обнимает и целует лишь для того, чтобы в следующий момент дать ему оплеуху. От такой любви Саше хочется убежать, забиться в угол, стать глухим и немым.
В глубине души Нина Антоновна любит Ольгу, хотя никогда не признается в этом даже себе. Дочь, в свою очередь, пытается разбудить в себе любовь к матери, представляя ее более молодой и психически более здоровой. Лишь единственный адекватный герой повести «карлик-кровопийца» Толя действительно любит жену и пасынка, а к теще относится отстраненно, понимая всю степень запущенности ее болезни.
И вот жуткий, но закономерный финал. Саша живет с матерью и отчимом в атмосфере любви и относительного спокойствия. И в это момент Нина Антоновна умирает. Это происходит по естественным причинам, но это как бы вызов внуку и дочери, Саше, в первую очередь. «Посмотри, что ты наделал» — голос из могилы. «Я тебя так любила, так заботилась, так оберегала, а ты меня убил».
И чувство вины на всю жизнь – это, пожалуй, то, что чего она хотела добиться от внука своей уродливой любовью. И избавиться от этого чувства Саше, возможно, никогда не удастся. Как маленький червячок оно будет грызть его, заставляя думать о том, что бабушка была не так уж и плоха. Как известно, плохое всегда забывается быстрее.
Еще одна точка зрения на повесть, которую поддержат далеко не все, что читателю предлагается черная комедия. Но чтобы так считать, нужно обладать определенным уровнем здорового цинизма. Вряд ли сам автор согласился бы с подобной трактовкой. Так что, не хороните себя за плинтусом в детстве, чтобы, став взрослым, не погрузиться в бездну, полную уродливых призраков и разъедающих душу химер.
Источник: kakoy-smysl.ru
Насилие, жестокость, нелюбовь: смысл фильма «Похороните меня за плинтусом»
Смысл фильма
На чтение 9 мин. Просмотров 11.5k. Опубликовано 26.04.2022
Страна: Россия
Жанр: драма
Год производства: 2008
Режиссер: Сергей Снежкин
Актеры: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина
Картина Сергея Снежкина вмещает в себя целый ряд важнейших проблем, включая классическую тургеневскую формулу конфликта поколений. Это мрачное кино, и смотреть его непросто.
Смысл фильма “Похороните меня за плинтусом” заключается в том, что своих близких нужно любить. Особенно в этой любви – безусловной и надежной – нуждаются дети.
О чем фильм
Описание содержания фильма “Похороните меня за плинтусом”. В центре сюжета 8-летний мальчик Саша Савельев. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. У матери новый муж, и поэтому бабушка называет ее “беспутной”. Бабушка – властная, грозная, настоящий деспот – и мама борются за Сашу, чем буквально рвут его на части.
Фильм “Похороните меня за плинтусом” снят по одноименной повести Павла Санаева. Он же выступил в качестве сценариста картины.
Большую часть детства он жил в семье своего дедушки, советского актера Всеволода Санаева. Когда Павлу исполнилось 11 лет, мама забрала его к себе. Его отчимом стал знаменитый артист и режиссер Ролан Быков, оказавший на него большое влияние.
Еще в детстве Павел начал писать рассказы о тяжелой жизни с бабушкой и дедушкой. Окончив вуз, он отредактировал их и оформил в повесть, которую назвал “Похороните меня за плинтусом”. Книгу Санаев посвятил своему отчиму.
Саша Савельев – спокойный, задумчивый мальчик. Но, по мнению его бабушки, Нины Антоновны, женщины с неустойчивой психикой, его нужно исправлять.
Ее противоестественная любовь к внуку выражается в гиперопеке, неоправданной строгости и постоянных оскорблениях. По ее мнению, Саша не просто тяжело болен – у него целый букет опасных “болячек”. Даже обычную процедуру купания бабушка считает крайне опасной для его хрупкого здоровья. Мальчик редко ходит в школу: он то и дело подхватывает простуду, и усиленно – разумеется, под контролем бабушки – лечится. Нина Антоновна сама занимается Сашиной учебой: узнает задания в школе, следит за их выполнением и ругательски ругает за любые ошибки.
Как-то раз бабушка обронила фразу, что со своими болезнями Саша не доживет и до шестнадцати. С тех пор мальчик, который превратился в настоящего ипохондрика, жил в ожидании смерти.
Однажды Саша подумал о том, что после смерти хотел бы лежать не на кладбище, а в маминой квартире, за плинтусом – чтобы больше никогда с ней не расставаться.
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма “Похороните меня за плинтусом” лежит на поверхности.
Ближе к концу фильма мама, несмотря на бабушкины запреты, проникла в квартиру, когда там, кроме Саши, больше никого не было, и увезла мальчика к себе. Он остался жить с мамой и отчимом.
В финале фильма “Похороните меня за плинтусом” Нина Антоновна пришла к дочери со скандалом, но забрать внука ей не удалось. С ней случился сердечный приступ, и она скончалась.
Заканчивается картина похоронами бабушки. А потом Сашенька, бросив ком земли на ее могилу, рассказывает маме, в какой книге Нина Антоновна хранила деньги…
Объяснение концовки такое: мальчик, хотя и сожалел о смерти бабушки, от которой зависел (в том числе и эмоционально), все-таки испытал облегчение и с радостью вступил в новую жизнь. Без нее.
Однако не все так радужно. Заполучив сына обратно, мать Саши стала проявлять черты той, с кем боролась все эти годы.
Смысл названия
В картине “Похороните меня за плинтусом” речь идет о несчастном ребенке, который в собственной семье постоянно подвергался психологическому насилию. Доведенный тиранией бабушки до отчаяния, он и произнес эту фразу. Ее смысл заключается в том, что Саша безмерно устал – он не видел никакого выхода из страшной ситуации. Точнее, выход, по его мнению, был только один – смерть.
Есть и другая, несколько специфическая трактовка названия картины. Скрытый смысл этой фразы таков: мертвый таракан лежит за плинтусом, и никто его не трогает. К примеру, в Одессе говорят так: “Похорони его за плинтусом”. Фраза означает несогласие принимать участие в разборках между третьими лицами (Саша же в фильме был неким плацдармом борьбы бабушки и мамы). В этом контексте суть слов “Похороните меня за плинтусом” означает следующее: забудьте обо мне, как о мертвом таракане за плинтусом – я здесь, но меня здесь нет.
Смысл фильма
Центром картины “Похороните меня за плинтусом” является взаимоотношения бабушки Нины, ее дочери и Сашеньки. На первый взгляд кажется, что бабушка однозначно плохая, мама – однозначно хорошая, а Саша – классическая жертва ситуации.
Однако с бабушкой не все так просто. В прошлом она потеряла ребенка, а с мужем у нее были очень невыстроенные отношения. Для него она была не женой, а скорее партнером – кем-то вроде главбуха на фирме: вроде бы и пора его уволить, но без него все развалится – на нем “завязаны” все дела компании, и он обладает колоссальным опытом.
Однако, эмоциональной связи между супругами не было – а ведь она очень важна, особенно для человека с таким истероидным характером, как Нина Антоновна.
Бабушка любит шоу. Ей нужен концерт, эмоции – зритель, в конце концов. В качестве зрителя она изначально выбрала дочь, Ольгу. Но жить с такой матерью, естественно, невозможно, и Ольга сбежала от нее замуж.
Сама Ольга – персонаж достаточно инфантильный. С одной стороны, она скучает по Саше, мечтает забрать его к себе и вроде бы любит. Но смысл всех ее действий не в любви – многие зрители в своих разборах отметили, что она просто мучается чувством вины. А также – на конкуренции со своей матерью. Она хочет доказать Нине Антоновне, что она не такая уж и плохая, как та о ней думает.
Страдая от нехватки любви, бабушка пытается привязать к себе эмоционально хоть кого-нибудь. И ее жертвой становится маленький Саша. Она внушает ему мысль, что он насквозь больной, что он урод, что он ходячее недоразумение. Она утверждает, что он никогда никому не будет нужен. Никому, кроме нее.
Все это она говорит с конкретной целью – удержать, привязать к себе. Она ведь прекрасно понимает, что еще немного, и мальчик подрастет, а значит – убежит от нее, как и его мать. Поэтому она внушает ему еще и чувство вины – ведь именно она ухаживает за ним, больным и убогим; она жертвует ради него всем, она отдала ему всю себя.
Саша, в принципе, готов ответить на бабушкину любовь. Он готов принять ее, лишь бы с ее стороны было хоть немного меньше контроля и постоянных оскорблений. Однако бабушка уверена, что оскорбления – гарантия того, что Саша никуда не денется. Да и куда ему деться от нее, с самооценкой ниже плинтуса.
В чем-то бабушка все-таки была права. Саша оказался не нужен родной матери. Огромное значение здесь имеет мизансцена на похоронах Нины Антоновны. Саша прильнул к матери, но та повела себя с ним достаточно холодно. Мальчик почувствовал это, и, прекрасно понимая, как он может привлечь к себе ее внимание, сказал, что знает, где бабушка хранила все свои деньги.
Уловка сработала.
Холодность Ольги понять можно: пока Саша жил у матери, он был ей интересен – ведь всеми неприятными процедурами, связанными с его здоровьем, занималась именно Нина Антоновна. Мать была для Ольги козлом отпущения. Но когда ее не стало, Ольга поняла, что теперь заботиться о Саше придется ей… Как она будет относиться к нему? Примерно так же, как бабушка.
Так о чем же картина? Суть фильма максимально проста: цените, что имеете. Ценить нужно и своих родителей, и крышу над головой. А еще нужно постоянно помнить о Саше Савельеве. Ведь он встречается не только в этом фильме и картинах со схожей идеей.
Саши Савельевы живут во многих семьях постсоветского пространства – это воплощение ребенка, отчаянно ищущего материнскую любовь.
Похожие фильмы
Несколько фильмов, похожих по смыслу на “Похороните меня за плинтусом”:
- “Волчок” (Россия, 2009 г). Шестилетняя девочка живет с матерью в глухой российской глубинке. Матери-алкоголичке она не нужна, но девочка все равно любит ее.
- “Кука” (Россия, 2007 г). Куке 6 лет, Лене – 38. Они обе чудовищно одиноки и несчастны. Однажды они встретятся, но неизвестно, кто из них кому нужен больше.
- “Нелюбовь” (Россия, 2017 г). Женя и Борис воспитывают сына Алешу и собираются разводиться. Пытаясь разобраться, что в их жизни не так, они совершенно забывают о ребенке – и однажды он уходит от них.
- “Итальянец” (Россия, 2005 г). Шестилетний Ваня воспитывался в детском доме. Однажды в него влюбилась пара из Италии – очарованные умом и серьезностью мальчика, они захотели забрать его с собой. Однако, Ваня очень хочет найти родную мать.
Автор статьи
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Источник: osmyslah.ru