Значение слова «Нирвана» в Философском словаре. Что такое нирвана? Узнайте, что означает слово nirvana — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.
Нирвана
1. Нирвана – (санскр., букв. — угасание) — центр, понятие религ. философии буддизма » джайнизма . Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. — разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолют ., ненарушимый покой . Н. не поддается никаким определениям. По поводу того, «как именно надо ее понимать, среди будд. теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры . В брахманизме и индуизме Н. — слияние с Брахмой.
2. Нирвана – (санскр. — угасание, прекращение) — в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой «жажды» — жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского («сансарного») человека Нирвана — это прекращение обычной жизни, пустота ( Шунья ), о которой ничего определенного нельзя сказать, но для одухотворенного — это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому Нирвана — не- желание , не- жизнь , не- смерть , не- сознание , не- действие , но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного блаженства. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели» ( Будда ), и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.
Состояние нирвана. Немного удивительной психологии
3. Нирвана – (санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальное состояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте ( Брахмане ), перестает существовать и осознавать себя как нечто отдельное, ограниченное, а в буддизме , где нет понятия Абсолюта, «я» просто обнаруживает собственную иллюзорность. К состоянию нирваны ведет медитация , в которой ищущий наблюдает свои умственные процессы , постепенно все более отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний.
Для него становятся безразличны чувственные удовольствия, содержимое ума и моменты собственной судьбы. По мере погружения во внутренний мир для медитирующего прекращают существовать боль и наслаждение . Остаются ясность ума и невозмутимость. Постепенно все ментальные феномены также начинают восприниматься как ограниченные, преходящие и чуждые.
Внезапно возникает осознание, объектом которого выступает «беззначимость, нестановление и небытие» – нирвана . И субъект и объект знания исчезают. Феномен нирваны находится за пределами нашего повседневного опыта и не может быть точно описан на обычном языке понятий, поэтому характеризуется через отрицание : «не то и не это. ». Порой такое состояние квалифицируют как полную бессознательность. Переход к Нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего йог должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей. Мудрец , постигший Нирвану, разрывает кармические цепи, приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мир.
Что такое Сансара? Что такое Нирвана? Уйти в Нирвану, выйти из Сансары в Буддизме. Основы Буддизма
4. Нирвана – (Санскр.) Согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека , во время жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других, и при жизни. (См. » Нирвани «.)
5. Нирвана — см. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
6. Нирвана – (санскр. «никакое») — состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.
7. Нирвана – (санскр. — прекращение, на языке пали — nibbana) — состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту ( Брахману ). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование . Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия .
Философский словарь
Источник: znachenieslova.ru
Что такое Нирвана?
«И вот благородная истина об исчезновении мучения. Источник — Эзотерика. Живое Знание
Воистину это — исчезновение, так что не остается никакой страсти;
это отказ, избавление, освобождение, отречение, наконец, от этой снедающей жажды»
Будда не ставил прямо вопроса о природе нирваны. Он считал, что его миссия состоит не столько в том, чтобы раскрыть тайны блаженства, сколько в том, чтобы привлечь людей к его осуществлению. Для пего всепоглощающим интересом обладали жизненные страдания.
Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». «Затухание» напоминает кончину. «Остывание» кажется не полным уничтожением, но только умиранием страсти. «Освобожденный ум подобен затухающему пламени». На эти два смысла слова «нирвана» следует смотреть как на отрицательную и положительную стороны одного конечного состояния бытия, которое не может быть адекватно охарактеризовано в выражениях, доступных пониманию.
Во всяком случае, нирвана, согласно буддизму, — это не блаженное единение с богом, ибо такое единение есть только продолжение желания жить. Тот факт, что Будда имеет в виду только затухание ложного желания, а не всего существования, явствует из многих мест источников. Нирвана есть лишь разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества. Только понимая нирвану таким образом, мы сможем понять, как Будда достиг бодхи в возрасте тридцати пяти лет, а потом провел оставшиеся сорок пять лет жизни в деятельной проповеди и совершении добрых дел.
Иногда проводится различие между двумя видами нирваны:
упадхашешей, — когда угасают только человеческие страсти
апупадхашешей, — когда угасает всякое бытие.
Согласно Чайлдерсу, первое есть состояние совершенного святого, у которого все еще наличествуют пять скандх, хотя желание, привязывающее нас к бытию, и затухло. В последнем случае мы имеем прекращение всякого бытия, следующее за смертью святого. Это, по-видимому, различие между теми свободными, внешняя жизнь которых продолжается, и теми, чья внешняя жизнь прекращается.
Когда говорится, что кто-то достиг нирваны на этом свете, подразумевается упадхишеша-нирвана. Это — архатство, становящееся паринирваной, когда архат исчезает из мира преходящих вещей. Таким образом, разница между упадхишешей и анупадхишешей соответствует разнице между нирваной и паринирваной, умиранием и полным умиранием. В этом вопросе нет строгого словоупотребления.
Даже паринирвана не может означать абсолютного небытия. Она означает только абсолютное совершенство бытия. «Мудрый Будда объявляет, что окончательное освобождение есть не что иное, как поток безупречно чистых состояний сознания». Это духовный покой, свободный от напряжения и конфликта. Уничтожение дурных наклонностей сопровождается одновременным духовным прогрессом.
Нирвана, являющаяся завершением духовной борьбы, представляет собой положительное блаженство. Это — цель совершенства, а не бездна уничтожения. Путем разрушения всего, что в нас есть индивидуального, мы входим в общение со всей вселенной и становимся неотъемлемой частью некоего великого процесса.
В таком случае совершенство есть чувство единства со всем сущим, когда-либо бывшим и когда-либо могущим быть. Горизонт бытия расширяется до границ всей действительности. Это вид существования, лишенный эгоизма, существования без времени, полного «веры, мира, спокойствия, блаженства, счастья, нежности, чистоты, свежести».
В «Милинде» есть места, указывающие, что Будда перестал существовать после паринирваны. «Благословенный отошел, и его кончина была такова, что не осталось никакого корня для создания другого индивида. Благословенный скончался, и нельзя сказать о нем, что он здесь или там.
Но в плоти его учения можно его найти» . Мы не можем поклоняться Будде, потому что его больше нет; поэтому мы поклоняемся его останкам и его учению. Нагасена красочно изображает концепцию нирваны как затухание или прекращение всякой деятельности (читтавриттиниродха), прекращение всякого становления (бхаваниродха), но нам кажется, что для некоторых ранних буддистов нирвана означала полноту бытия, вечное блаженство, вознесение высоко над радостями и горестями мира. «Когда Татхагата, о Ваччха, так освобождается от категории материальности, он глубок, неизмерим, глубины его трудно достигнуть, как глубины великого океана». Монахиня Кхема уверяет Пасенади из Косалы, что смерть освобождает Татхагату от эмпирического существования пяти скандх. Сарипутта укоряет Ямаку за еретический взгляд, будто бы монах, у которого нет больше грехов, будет уничтожен.
Макс Мюллер и Чайлдерс после систематического исследования всех мест, относящихся к нирване, заключают, что «нет ни одного места, из которого следовало бы заключить, что значение нирваны — уничтожение». Ясно, что исчезает ложная индивидуальность, а истинное бытие остается.
Подобно тому как радуга есть смесь факта и воображения, так и индивидуальность есть сочетание бытия и небытия. Падающие капли дождя есть рупа, линия света — нама, а результат их пересечения — бхава радуга, являющаяся видимостью, иллюзией.
Но в ее основе, которая вечна, имеется что-то реальное. «Мир покоится на мне только в той мере, в какой он, как познаваемое, противостоит мне, как познающему. Только форма может быть познана, а не то, на чем она основана. Вот почему мир можно отвергнуть только с помощью знания, то есть в той мере, в какой он есть форма. Только в той мере, в какой он есть форма, он возникает и исчезает.
Он есть становление, а становление может иметь конец. Однако то, на чем форма основана, элементарное — это бытие, и никогда и нигде бытие не может перейти в небытие; нигде и никогда не может то, что вечно, прийти к концу». Нирвана есть вечное условие бытия, ибо она не санскара — не то, что сделано или сложилось, и потому непостоянно.
Она продолжается, в то время как ее выражения меняются. Вот что содержится за скандхами, которые подвержены рождению и распаду. Иллюзия становления основана на реальности нирваны. Будда не пытается дать ей определение, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо. Указывается, что в нирване, которую сравнивают с глубоким сном, душа теряет свою индивидуальность и сливается с объективным целым.
Согласно взгляду, подчеркиваемому в позднейших трудах школы махаяна, все существующее есть бхаванга, поток бытия. Ветер невежества дует над ним и возмущает его ровное течение, вызывает волнение в океане существования. Он будит спящую душу, ее спокойное, не связанное оковами движение останавливается.
Она пробуждается, думает, создает индивидуальность и обособляет себя от потока бытия. В глубоком сне эти барьеры ломаются. Нирвана представляет собой возвращение в поток бытия, возобновление непрерывного течения. Как ни одна мысль не мешает потоку бытия, когда человек спит, так и нирвана представляет собой мирный отдых.
Нирвана — это не уничтожение и не существование, как мы его понимаем, — это превращение в одно с вечной реальностью, чего, правда, Будда прямо не признает. Только поскольку нирвана находится за пределами человеческой мысли, нам приходится употреблять для ее характеристики отрицательные термины. Это-состояние, выходящее за рамки отношений субъект — объект. В нем нет никакого следа сознания я. Это-состояние деятельности, не подчиненное причинности, ибо это безусловная свобода. Это состояние реально и длительно, хотя оно и не существует в мире времени и пространства.
Псалмы старейшин ордена и монахинь полны красноречивых восхвалений глубокой радости и бессмертного наслаждения нирваны, превосходящих все описания. Индивидуальное сознание достигает такого состояния, когда всякое относительное существование распадается. Это — потусторонний мир молчания. В одном смысле это — самоугасание, в другом — абсолютная свобода.
Это — потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана — уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью».
Хотя подразумевается, что состояние нирваны есть высший вид. деятельности, все же его рассматривают главным образом как нечто негативное, как пассивное состояние. В период, когда в мире, полном жизни, суматохи и возбуждения, не было никакой надежды для людей, уставших от существования, совершенное состояние представляется скорее спокойным, нежели романтичным, — это состояние покоя, счастья, тишины и мира, отдыха и освежения. Беспрестанный поток нового рождения ощущается с такой силой, что нирвану, то есть состояние, в котором этот поток будто бы останавливается, приветствуют как благословенное освобождение.
Будда, вместе с мыслителями упанишад, отказывался от каких бы то ни было умозрений о состоянии людей, достигающих нирваны, поскольку оно не является объектом познания. Но, подобно упанишадам, он дает описание этого состояния, как положительное, так и отрицательное. В Тевиджджа сутте он даже позволяет, чтобы это состояние называли союзом с Брахмой. Поскольку такая характеристика не совместима со взглядом, делающим из Будды негативного мыслителя, отрицающего всякое постоянное начало в человеке и в мире, Рис Дэвидс говорит: «Выдвигая надежду на единение с Брахмой в качестве результата практики всеобщей любви, Будда, по всей вероятности, имел в виду союз «единения с Брахмой» в буддистском смысле, то есть временное содружество в качестве отдельного существа с буддистским Брахмой, которым должен пользоваться новый индивид, не тождественный сознательно со своим предшественником. Вполне возможно, что на эту часть сутты следует распространить argumentum ad hominem и что высказывание в III, 1 должно означать:
» Это (всеобщая любовь) есть единственный путь к тому роду единения с вашим собственным Брахмой, которого вы желаете «. Но такую уступку еретическому мнению в конце собственного изложения истины едва ли можно приписать какому-либо будде. Рис Дэвидс забывает, что, согласно Будде, это вовсе не ересь.
Если мы смотрим на нирвану как на положительное состояние, тогда мы должны допустить реальность чего-то постоянного. Логика — суровый надсмотрщик. Будда вынужден признать некое постоянное начало. » Есть, о ученики, нечто не рожденное, не созданное, не сделанное, не составленное.
Если бы этого не было, о ученики, этого чего-то не рожденного. не было бы возможного исхода для того, что рождено» . Ясно также, что сведение я к ряду скандх не носит окончательного характера. Если я есть только непостоянное соединение тела и духа, качеств и функций, то, когда оно исчезнет, не будет ничего, что освобождается.
Мы уничтожаем наши желания, сжигаем нашу карму и погибаем навсегда. Свобода становится смертью.
Но нирвана есть безвременное существование, и поэтому Будда должен признать существование безвременного я. В основе всей жизни имеется бытие, которое не обусловлено, стоит выше всех эмпирических категорий, имеется нечто, не вызывающее никаких следствий и не являющееся следствием чего-либо другого. » О нирване мы не можем сказать, что она возникла, или что она не возникла, или что она может возникнуть; что она есть прошедшая или будущая, или настоящая «. Нирвана есть одновременность, являющаяся опорой всякой последовательности. Конкретное время теряется в вечном. Изменчивая природа мира скрывает за собой устойчивую действительность. Только такой взгляд необходим для того, чтобы дополнить характеристику нирваны, данную Буддой.
Будда не беспокоился по поводу определения этих трансцендентальных понятий, которые он считал действительными, ибо они не помогли жизни и движению вперед. В соответствии со своим учением, изложенным в связи с вопросами Малункьяпутты, — что он будет обсуждать только те проблемы, которые имеют отношение к продвижению вперед к покою, святости и просветлению, — он не позволял ставить вопрос об окончательной цели. Но намеренный отказ отвечать на этот жизненный вопрос или уклончивый ответ на него не могут уничтожить тенденции ставить его. Такой вопрос порождается инстинктом человеческого духа. И когда Будда не дал ортодоксального решения, разные школы вывели различные заключения из его отношения к этим вопросам.
Некоторые сводят нирвану к шуньяте, пустоте и ничто. Епископ Биганде говорит: » Вследствие необъяснимой и достойной сожаления эксцентричности эта система обещает людям в качестве вознаграждения за их нравственные усилия бездонную пропасть уничтожения «. Согласно г-же Рис Дэвидс, » нирвана у буддизма значит просто уничтожение «. Ольденберг склоняется к такому же отрицательному взгляду.
Дальке часто говорит о том же. В одном месте он пишет: «Только в буддизме понятие свободы от мучений остается чисто негативным, а не прикрыто положительным — небесным блаженством». Согласно этим авторам, нирвана есть ночь, ничто, мрак, где потух всякий свет. Такое одностороннее толкование теории Будды не новость. Будда, заявив, что состояние освобожденных нельзя себе представить, продолжает: «У ча этому, объясняя это, я навлекаю на себя ложные, необоснованные, неправильные, не истинные обвинения со стороны некоторых. » Самана Готама неверующий: » разрушение подлинного бытия, уничтожение, смерть — вот что он проповедует. То, чем я не являюсь, то, чем не является мое учение, — в этом меня обвиняют «.
Странно, но некоторые считают буддийскую нирвану столь положительно приятной, что обвиняют Будду в гедонизме. Очевидно, на основе высказываний Будды очень рано выработались два различных взгляда. Подлинная же позиция Будды, вероятно, состоит в том, что нирвана есть состояние совершенства, которое мы не можем постигнуть, а если нам приходится характеризовать ее, то лучше всего отобразить ее недоступность представлению с помощью отрицательных характеристик, а ее богатство содержания положительными предикатами, имея все время в виду, что такие характеристики в лучшем случае лишь приблизительно верны.
Рейтинг: 2.84 (Проcмотров: 11821 )
Читайте раздел Буддизм на портале эзотерики naturalworld.guru.
Источник: naturalworld.guru
Учение о нирване в буддизме.
Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.[1] Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»).[2]
Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпой (состоянием Изначального будды Самантабхадры).
По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахмо.
1 Нирвана в буддизме
1.1 Общие понятия
1.2 Нирвана и сансара
2 Нирвана в индуизме
3 Нирвана в джайнизме
Нирвана в буддизме
Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Сутта-питака характеризует нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.
Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:
Неверно, что нирвана есть небытие.
Но разве [можно представить] её бытие?
Прекращение раздумий о бытии и небытии
Называется нирваной. [3]
Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:
«Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил „благородное молчание“: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания.
Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа „не то, не то“), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия. Следует отметить, что, согласно абхидхармистской философии, нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не „являющимся“) в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе „зародыша“ состояния будды (татхагатагарбха)».
Космология ламаизма.
Хотя в соответствии со строгой догматикой материальный мир является лишь иллюзией нашего заблудшего воображения, ламаизм, став массовой религией, не мог не дать своего описания этого мира, использовав для этого главным образом индийские космологические учения.
Мир, в представлении ламаистов,- огромный плоский диск * . Диаметр его колеблется, по учениям различных школ, довольно значительно; одним из наиболее принятых считается 12 034 500 миль.
* (Главным источником, на котором базируются многочисленные описания мира в различных тибетских и монгольских сочинениях, являлся труд Васубандху «Абхидхарма-коша-мула-карика» 1 )
1 (См. Р. Е. Пубаев. Буддийская космология в историческом труде Сумба-канбо «Древо созерцания».- «Материалы по истории и филологии Центральной Азии», вып. 3. Улан-Удэ, 1968, стр. 132..)
В центре диска возвышается гора Сумеру (Меру или Махамеру) — «царь гор», наполовину скрытая под водой. Ее высота составляет примерно десятую часть диаметра земли. Формой своей Сумеру похожа на четыре поставленные друг на друга куба, уменьшающиеся по мере удаления от подножья. Сложена эта гора из различных драгоценностей — северная ее сторона золотая, восточная — серебряная, южная — из лазурита, западная — из яхонта и т. д.
Вокруг Сумеру расположены меньшие горы и внутренние моря, а все это омывается внешним соленым морем. В последнем лежат четыре материка (двипа) — по одному против каждой из сторон Сумеру. Северный — квадратный. Люди, его населяющие, имеют тоже квадратные лица и за три дня (по другим данным, за семь дней) до смерти извещаются о ее приближении неким зловещим голосом. Поэтому у монголов этот двип называется «издающий зловещий голос» или «двип зловещих звуков».
Южный двип — Цзамбудвип — по форме похож на обращенный к югу острым концом равнобедренный треугольник. Это двип людей нашего вида. В центре его лежит государство Магадха, к востоку от него — Китай с пятивершинной горой Утайшан, резиденцией Ман-жушри. К югу от Цзамбудвипа лежит остров Сингала с горой Онгоца Барикчи — обителью бодхисаттвы Хонг-шима на вершине и богини Дара-эхе на склоне.
На запад от Магадхи расположена страна чародеев и колдунов Удья-на с огромным алмазным дворцом, в котором зародилось большинство заклинаний. К северу от Магадхи раскинулись девять «черных гор», а за ними — еще горы и озера, в частности озеро Мапам, или Анабад, с водой, имеющей много «хороших качеств» (она прохладна, вкусна, легка, прозрачна, благовонна и не приносит вреда ни горлу, ни желудку). Из этого озера вытекают семь великих рек — Ганг, впадающий в восточное море, Синду — в южное, Бакчу (Пыкша)-в западное, Сита (Шида) -в северное и др.
На запад от Сумеру лежит двип, имеющий форму круга — Ухэр-эдлэкши, или Укэрту,- двип скотоводов. Обитатели его имеют овальные лица и занимаются скотоводством. На восток от Сумеру — двип в форме полумесяца. Это — двип великотелых, названный так потому, что размер тела обитателей его в два раза превышает рост жителей Цзамбудвипа.
Таков кама-дхату — «нижний мир», мир людей и животных, возникающий «из-за совокупности деяний живых существ, долженствующих родиться в той или иной области вселенной», как утверждает в полном соответствии с основным догматом ламаизма Сумба-канбо * . «Физический мир» — горы, материки, моря и пр.- составляет при этом «сосуд», т. е. вместилище «мира органического», который является «соком», наполняющим этот сосуд.
* (См. Р. Е. Пубаев. Буддийская космология в историческом труде Сумба-канбо «Древо созерцания».- «Материалы по истории и филологии Центральной Азии», вып. 3. Улан-Удэ, 1968, стр. 137.)
Несколько слов о той части вселенной, которая выходит за пределы кама-дхату. Солнце и луна, согласно ламаистской космологии, обращаются вокруг Сумеру, что и является причиной смены дня. и.. ночи на всех двипах. Состоят эти светила, так же как и звезды, из различных видов хрусталя и имеют шайбовидную форму. Диаметры солнца и луны почти одинаковы по протяженности.
Толщина их примерно в восемь раз меньше диаметра. Их окружают стены из золота, в которых помещаются дворцы божеств этих светил.
Звезд, видимых с каждого двипа,- 28 больших и 285 миллионов малых. Звезда Маши-табу неподвижна, 28 больших звезд движутся в одном направлении, а движение малых звезд «неопределенно». Солнце, луна и звезды удалены от земли на одинаковое расстояние.
По некоторым источникам северного буддизма, весь описанный мир лежит на золотой лягушке (вариант — на черепахе) громадных размеров, плававшей в мировом океане и пригвожденной к его дну бодхисаттвой Очирвани (по другим авторам-Манжушри). При сильном скоплении грехов на земле лягушка эта начинает шевелиться, от чего происходят землетрясения Затмения солнца и луны являются результатом нападения на эти светила злого демона Раха (Араха). Но так как в свое время этот демон украл у Очирвани «живую воду» и успел ее глотнуть до того момента, когда догнавший его бодхисаттва разрубил его пополам своим огромным волшебным жезлом — очиром (при этом нижняя часть туловища Рахи упала на землю и породила всевозможных гадов), проглоченные светила вскоре снова выскальзывают на небосвод. Однако, чтобы облегчить их освобождение, надо бить в тазы и кастрюли, стрелять в небо из ружей — отпугнуть злого демона.
Описанный мир не единственный. Рядом с ним находятся тысячи таких же миров со своими солнцем и луной. Они входят в «малую систему». За пределами окружающей ее стены есть «средняя система» в 10 000 миров и, наконец, вслед за ними — «великое тысячемирие»- миллион таких же миров.
Над каждым миром — многослойные небеса. Под каждым миром — ады. Низшие небеса и ближайшие к поверхности мира ады относятся только к данному миру. Более высокие небеса и более глубокие ады — общи для «малой», «средней» и «великой» мировых систем. Каждая небесная сфера имеет свое название и населена соответствующими божествами.
Нетрудно заметить, что «южный материк» — Цзамбудвип — в описании «нашего» мира ламаистскими авторами довольно точно воспроизводит конфигурацию Индостана, а остров Сингала — не что иное, как Цейлон. Это указывает на то, что ламаистская космология уходит своими историческими корнями в Индию. Древние индийцы достаточно хорошо знали место своего обитания и дополняли его описание фантастическими домыслами о возможности существования других материков и других их обитателей * . Мы находим в буддийском описании мира своеобразное переплетение того, что правильно отражало в сознании древних индийцев окружающий их, доступный их опыту мир, с безудержной фантазией о других возможно существующих где-то мирах. Буддизм принял эту космологию и придал ей свой, основанный на важнейших религиозных догматах оттенок. Особенно последовательно это проявилось именно в космологии ламаизма, которая питается еще дополнительна некоторыми шаманистскими представлениями.
Источник: infopedia.su