Количество камней – пожалуй, одна из самых загадочных характеристик, указанных в паспорте наручных часов. Кто-то скажет: в моих часиках минимум 50 бриллиантов, почему в паспорте указан только 31 камень? Другой удивленно разведет руками: я не вижу никаких камней, зачем производитель упоминает их в технических характеристиках?
Многие люди и вовсе считают упоминание о камнях маркетинговой уловкой, служащей лишь для взвинчивания их стоимости. Давайте разберемся, зачем в часах рубиновые (или какие-то другие) камни, не слишком впадая в технические подробности.
Камни в часах – что это и зачем нужны
Камни (преимущественно синтетического происхождения) действительно используются в механизмах часов. Они позволяют уменьшить трение и снизить нагрузку на элементы механизма, тем самым увеличив его долговечность.
Из школьного курса физики всем наверняка известно, что любое действие порождает противодействие. В качестве наглядного пособия к этому фундаментальному постулату можно использовать работу классического часового механизма.
Основные оси часового калибра находятся под постоянным напряжением, порождаемым противодействием двух противоположных сил: с одной стороны заводная пружина заставляет их вращаться, с другой – раскрутиться на всю катушку им не дает регулятор (анкерная вилка).
Максимальная нагрузка приходится на ось баланса: мало того, что она ходит туда-сюда под воздействием разнонаправленных сил, так еще и служит опорой для баланса.
Платина – это не только благородный металл. Часовщики таким образом именуют неподвижный каркас часового механизма. Подвижные оси контактируют с платиной с помощью цапф.
Цапфы стараются сделать максимально тонкими, дабы уменьшить коэффициент трения. Но чем меньше площадь соприкосновения, тем большая на нее ложится нагрузка и тем быстрее изнашиваются цапфы.
Таким образом, на камни возлагается роль подпятников и подшипников, которые призваны снизить коэффициент трения и снять нагрузку с цапф, тем самым увеличив их срок службы. Помимо вышеперечисленного, камни ставят и в других местах, на которые приходится максимальная нагрузка при работе механизма. Например, на элементы крепления анкера.
Какие камни используют в часах?
В связи с вышесказанным, можно классифицировать камни часового механизма по предназначению, определяющему и их конфигурацию:
- Сквозные. В часовом механизме больше всего сквозных камней. Например, из 17 камней в стандартных часах на долю сквозных приходится целых 12. Сквозные камни часто имеют отверстия и углубления, служащие своеобразными миниатюрными масленками.
- Накладные. Камни такого типа (подпятники) устанавливают с торцов отдельных движущихся частей механизма. Чаще всего их можно увидеть на балансе и осях.
- Палеты. Как уже было сказано выше, камни используются и в качестве палет для сопряжения анкерной вилки. Они имеют форму прямоугольной призмы и подразделяются на палеты входа и выхода.
- Импульсные. В стандартных механизмах устанавливается лишь один импульсный камень, представляющий собой D-образный штифт. Это точка контакта между колесной системой и балансом.
Камни могут присутствовать как в механических, так и электромеханических (кварцевых) наручных часах. Однако в кварце часто количество камней существенно снижено, а некоторые производители отказываются от них вовсе.
Из чего делают камни для часовых механизмов?
Необходимость в использовании камней возникает преимущественно при миниатюризации механизма, то есть, производстве карманных и особенно наручных часов.
Первым об этом задумался англичанин Джон Грэм еще в начале XVIII столетия. Долгое время, вплоть до начала прошлого столетия, в этом качестве использовались драгоценные камни природного происхождения (преимущественно рубины). Представляете, сколько нужно было затратить труда, чтобы придать миниатюрным камешкам четко заданную форму исключительно руками? Впрочем, и часы тогда стоили недешево: их могли позволить себе исключительно состоятельные люди.
Однако в начале прошлого столетия были изобретены технологии искусственного выращивания минералов, пригодных для использования в часовой промышленности. Ручной труд постепенно вытеснялся машинным, натуральные камни – синтетическими, что делало часы более доступными массовому потребителю.
Современные часовые мануфактуры, где собирают часовые механизмы, до сих пор используют ручной труд, чем швейцарцы невероятно гордятся. Однако элементы механизмов вытачиваются на станках с программным управлением в закрытых цехах, куда нет хода людям.
Сейчас в механизмы часов устанавливают преимущественно рубиновые камни искусственного происхождения. Впрочем, с тем же успехом можно назвать их и сапфировыми, ведь рубин и сапфир имеют идентичный химический состав и даже общее наименование – корунд.
Натуральные камни используются преимущественно в сверхдорогих часах из крайне ограниченных серий, стоимость которых выражается в сотнях тысяч евро. Никакого преимущества, кроме пафоса, перед синтетическими аналогами они не имеют. Более того, синтетический корунд априори имеет равномерную структуру и не содержит примесей, а значит – лучше справляется с возложенной на него функцией.
Что значит количество камней в механических часах?
Некоторые люди ошибочно полагают, что, в зависимости от того, сколько камней в часах, можно определить их качество и точность хода. Это в корне неверно: большинство достойных современных механических часов с автоподзаводом и вынесенной секундной стрелкой имеют всего 21 камень, что предостаточно для обеспечения их работоспособности. На модели попроще устанавливают 15-17 камней, что тоже неплохо.
Кварцевые часы с вполне достойными характеристиками могут и вовсе прекрасно обойтись без камней. Функционально они практически не нужны, особенно если элементы механизма выполнены из пластика. Камни устанавливают лишь в опоре шагового двигателя в количестве 1-2 штук, да и то не всегда.
Большее количество камней оправдано лишь для механизмов с усложнениями. Турбийон, репетир и другие дополнения увеличивают количество деталей (в том числе и движущихся элементов), что делает установку дополнительных камней оправданной с функциональной точки зрения.
Маркетологи подсчитали, что часы с большим количеством камней лучше покупают. Казалось бы, что мешает производителям увеличивать этот показатель всеми правдами и неправдами?
Но не все так просто, господа! В далеком 1965 году в Швейцарии был принят стандарт, предписывающий указывать в характеристиках механизма исключительно функциональные камни. Например, декоративные камни на корпусе или под прозрачной крышкой выглядят красиво, но никакой практической ценности не имеют, значит, в этих подсчетах не участвуют.
Рекорд в этой номинации пока принадлежит Patek Philippe. К 150-летнему юбилею компании были выпущены шедевральные Calibre 89, механизм которых состоит из 1728 деталей. В них установлено 126 безусловно функциональных камней. А весят эти часики почти килограмм!
Функциональность функциональности рознь. Например, один швейцарский производитель в борьбе с маститыми конкурентами указал, что в механизме установлен 41 камень. Из них более полутора десятков камешков было вставлено в барабан. Это конечно, поспособствовало уменьшению трения элементов, но такого же эффекта (а то и гораздо большего) можно было добиться и другими, не столь затратными, способами.
Но американская компания Waltham отличилась еще больше, установив в часы аж 100 камней. Расположение 17 из них вполне оправдано, но остальные 83 камешка были установлены в роторе. Да, он получил от этого более плавный ход, но реальная функциональность такого подхода остается под огромным вопросом.
Подытожим: количество камней, установленных в механизм часов, не говорит практически ни о чем. Вас не должна огорчать фраза No jewels (без камней) – возможно, в данном случае они вообще не нужны. Равно, как и не стоит впечатляться неоправданно большим количеством камней: возможно, производитель немного, мягко говоря, лукавит!
Источник: uvelirnoedelo.ru
Зачем в часах камни?
Покупая качественную копию часов или супердорогую оригинальную модель часов от известных производителей, многие интересуются, что это за камни такие и зачем их количество указывают на циферблате или корпусе. На Британских островах эту мелкую деталь принято называть драгоценным камнем, но так ли это на самом деле? Стоит ли переплачивать больше за модель часов с большим количеством камней?
Роль камней в механизме часов
Официальное назначение таких камней состоит в стабилизации трения различных контактирующих элементов механизма и понижения степени их естественного износа. Такое сложное объяснение становится полностью понятным, когда человек первый раз видит часовой механизм в разобранном состоянии. Все основные оси часов всегда должны быть под постоянным напряжением: на них воздействует давящая сила, создаваемая заводной пружиной, и специальный регулятор сдерживает текущую скорость вращения баланс-спирали. Именно опорная часть балансового механизма всегда подвергается самой большой нагрузке при работе.
Ось совершает сложные возвратно-поступательные повороты и удерживает достаточно весомый баланс. Такая ось в механизме не одна и у каждой есть цапфа – специальная тоненькая часть, при помощи которой оси могут взаимодействовать с мостами механизма. Цапфы делают максимально тонкими для снижения расхода энергии, потребляемой пружиной, и уменьшения естественного трения в районе опор осей. Именно для стабилизации трения осей и устанавливают камень, выполняющий роль подшипника.
Возникает рациональный вопрос, как камни могут снять трение, при работе в паре со стальным корпусом и металлическими деталями механизма?
Характеристики и подготовка часовых камней
В любых карманных или наручных часах механического типа стоят цапфы, диаметром около 100 микрон. Часовые камни созданы не столько для снижения трения, сколько для повышения долговечности опорных частей оси, выдерживающих огромное давление. Камни не поддаются коррозии и качество их отшлифовки может создать долговременную и достаточно совершенную поверхность.
Также из таких же камней изготавливают импульсный камень и часовые паллеты. Первый часовой механизм, работающий с применением драгоценных камней, был создан Джорджем Грэмом в 1704 году. Грэм использовал в своих работах камни, изготовленные из высококачественного рубина.
Виды часовых камней
Камни, применяемые в часовых механизмах, бывают следующих видов:
- паллеты;
- сквозные;
- импульсные;
- накладные.
В основе классического механизма находятся сквозные камни. В одних традиционных часах должно быть 17 камней, из которых 12 штук – сквозные. Именно они созданы для снижения нагрузки на опорные части осей. Свое название они получили за необычную форму, сквозные камни бывают со скругленными или цилиндрическими отверстиями и обязательно имеют специальное микроуглубление для часового масла.
Накладные камни понижают трение торцевых частей осей механизма. Их располагают на осях быстро движущихся часовых колес и балансе механизма. Кстати, в кварцевых моделях такие подпятники могут вообще не применяться. В самых простых часах, механического типа, с боковой стрелкой должно быть не менее 17 камней.
Однако стоит понимать, что бывают модели, имеющие только 15 или 16 камней. Это не будет показателем брака изделия – меньшее количество камней говорит только об альтернативных конструкторских решениях для данных конкретных часов. Например, производители могут поставить подшипник из латуни, вместо нескольких камней. Чем больше в часах дополнительных циферблатов и устройств, тем больше будет камней. Современные часы обычно имеют 21 камень.
Источник: florty.ru
Драгоценные камни в механических часах
В науке диалектике – да, переходит. В природе, как правило, тоже. А вот в технике и искусстве – далеко не всегда! И в часовой механике, она же часовое искусство, этот закон отнюдь не непреложен. В устоявшейся за примерно три века принципиальной схеме часового механизма необходимы лишь 17 камней.
Воздержимся от детализации – каких именно камней и в каких местах, – а просто отметим: всего 17. Иногда производители экономят, заменяя один или два камня на опору из латуни, но в качественных современных часах количество камней чаще превышает классические 17.
Его увеличивают и автоподзавод, и различные дополнительные функции – календарные, секундомерные, акустические, астрономические и т.д. Ведущим мировым производителем часовых механизмов является швейцарская компания ЕТА, входящая в группу Swatch.
Очень известный калибр ETA Unitas 6497/6498 с ручным заводом, тремя центральными стрелками (часовой, минутной, секундной) и окном даты, работает как раз на 17 камнях. А ЕТА 2824-2, с теми же функциями, но с автоподзаводом, имеет 25 камней.
Многие часовые бренды, включая элитные, закупают эти механизмы, выполняют дополнительную финишную отделку, маркируют изделие собственными логотипами, но по сути «сердце» часов остается тем же самым. Другие компании, особенно из числа не входящих в Swatch Group, приобретают абсолютно аналогичный механизм компании Sellita, например, SW 200-1.
Чтобы этот клон хоть как-нибудь отличался от ЕТА 2824-2, Sellita дополняет его еще одним (необязательным) камнем, доводя их количество до 26. А вот в не менее популярном автоматическом механизме ЕТА 2892-А2, представляющем следующее поколение калибров, камней меньше – 21, при тех же функциях. Столько же (25) их в другом базовом для всей часовой индустрии механизме ЕТА Valjoux 7750, хотя функционально он более сложен, ибо представляет также возможности хронографа для измерения отдельных отрезков времени. Так что прямой связи между количеством камней и техническим совершенством механизма нет.
И все-таки.
Однако, как мы уже сказали, есть и общая закономерность: чем больше функций у часов, тем конструктивно сложнее их механизм и тем, при прочих равных, больше в нем камней. Например, в механизме часов Patek Philippe Grandmaster Chime, с вечным календарем, вторым часовым поясом, фазами Луны, будильником, минутным репетиром, указателем запаса хода и другими функциями – всего их 20, включая 5 акустических, – 1366 деталей, в том числе 108 камней! А рекордные по сложности карманные часы Patek Philippe Caliber 89, располагающие 33 функциями, работают аж на 126 камнях, из общего числа деталей механизма – 1728. Той же закономерности, в общем, подчиняется и применение тех или иных нестандартных технических или концептуальных решений. Так, механизм часов A. Lange blog=watchblog&post_id=dragotsennye-kamni-v-mekhanicheskikh-chasakh» target=»_blank» rel=»nofollow noreferrer»>www.alltime.ru