В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.
При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер — от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания — до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей — в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.
Что происходит внутри самолёта во время крушения?
Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.
При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.
Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.
Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.
Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.
При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.
Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.
Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.
Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.
При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.
В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.
Источник: valkiriarf.livejournal.com
Что делать при крушении самолёта: инструкция, которая может спасти вам жизнь
Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.
1. Пристегните ремень
Самые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.
Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентности и повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.
Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.
2. Постарайтесь успокоиться
Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.
Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.
3. Сгруппируйтесь
Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.
Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:
- Упереться в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.
- Согнуться и обхватить ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.
4. Продумайте схему эвакуации
Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.
Поделитесь информацией со своим соседом. После катастрофы человек всегда испытывает сильный стресс, поэтому растерянность и провалы в памяти — явление нередкое.
5. Покиньте борт
Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.
После крушения ваша главная задача — быстро эвакуироваться. Первым делом отстегните ремень и сразу направляйтесь в сторону аварийного выхода. Если внутри плохая видимость, прикройте лицо тканью. Передвигайтесь по салону, держась за сиденья: в случае давки вы упадёте на них, а не пассажирам под ноги. Не берите с собой сумок: они затрудняют проход.
Максимум, который вам может понадобиться, — паспорт и тёплые вещи, если они уже под рукой.
После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.
Частая причина смерти во время авиакатастроф — это пожар. Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.
Полезные советы
- При разгерметизации корпуса у вас есть меньше 15 секунд до потери сознания. Запомните важное правило: перед тем как помочь соседу, наденьте маску сами. Даже если этот сосед — ваш ребёнок.
- Избавьтесь от тупых и острых предметов в карманах. Например, ручки. Снимите наушники.
- Если у вас есть с собой подушка или мягкие вещи, положите их на колени. Это поможет смягчить удар и защитить голову.
- Наденьте спасательный жилет, но не надувайте его, если самолёт падает в воду. После удара она может заполнить салон, и надутый жилет затруднит эвакуацию.
- В отличие от автомобиля, самолёт после удара продолжает движение. Не покидайте место, пока он полностью не остановится.
- Первая помощь при кровотечении: это должен знать каждый
- Первая помощь при ожоге: что можно и чего нельзя
- Почему нужно поднимать спинку кресла при взлёте и посадке самолёта
Источник: lifehacker.ru
11 советов, которые помогут выжить в авиакатастрофе
Даже самый усовершенствованный самолет зависит от погоды, пресловутого человеческого фактора и технических проблем. Высота по-прежнему губительна. Фатально, грустно, но где-то там вселенский барабан из «Поля чудес» выкидывает сектор «Шанс» и дает возможность выжить даже в самом страшном горниле трагедии. Кого-то спасет судьба и фарт, а тем, кого удача не любит, приходится лишь следовать правилам, как выжить в авиакатастрофе, надеясь, что они помогут. Главное, не растеряться и использовать все имеющиеся знания.
Статистика авиакатастроф и гибели пассажиров
Каков шанс стать жертвой несносной авиации? Лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию. Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.
Но даже при таком сказочном шансе погибнуть, как 1 к 11 000 000, вероятность есть. Летать не опаснее, чем ездить на метро, — так говорят нам все вокруг, но кто ж сказал, что тебя не толкнут под вагон или не зажует эскалатор?
В среднем ежегодно в авиакатастрофах по всему миру гибнет 1,5 тыс. человек, при том что общий объем авиаперевозок — свыше 5 млрд билетов. Получается, что в среднем смерть грозит одному из 3,3 млн пассажиров.
При этом 68% жертв приходится на пожары после аварии. Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка. Действующие в таких случаях силы не столь разрушительны, как, например, при столкновении двух самолетов, взрывов баков, полных топлива, или падения с огромной высоты. Однако шанс выжить есть всегда, и он зависит от многих факторов.
1. Имей хотя бы простой план на спасение
Любой, даже самый нелепый план намного лучше, чем ничего. Пусть тебя считают параноиком, плюнь на их мнение и составь свой план спасения.
Внимательно осмотри самолет перед взлетом, найти запасные выходы, обрати внимание на все, что способно тебе пригодиться, и, конечно же, на опасности. Продумай свои действия на случай пожара (сделать противогаз, ползти по проходу в сторону от огня к выходу), приводнения (добраться до выхода и выбраться из салона, а после, если нет спасательного жилета или лодки, забраться на фюзеляж), и так далее. Главное, чтобы у тебя был примерный план, и тогда ты не будешь в панике бегать по салону и кричать от ужаса.
2. Выбирай место в хвостовой части самолета
Благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона. Причем шанс выживания там достаточно большой — на 40% выше, чем у тех, кто сидит впереди. Идеальным вариантом будет расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами. Пожалуй, шанс выжить — достаточная плата за ненавистные места в конце салона у прохода возле туалета.
По статистике, выжившие пассажиры, как правило, сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов и в хвостовой части. После такого откровения даже не хочется занимать место возле иллюминатора, лучше уж быть задетым столиком стюардесс и туалетной очередью.
Во время катастрофы 1958 года, когда самолет с футболистами клуба «Манчестер Юнайтед» разбился на взлете из аэропорта в Мюнхене, Бобби Чарльтон и Деннис Вайоллет поменялись местами с Томми Тейлором и Дэвидом Пеггом, посчитав, что в хвосте самолета им будет безопаснее.
3. Строго следуй командам бортпроводников
Члены экипажа не просто так распинаются перед пассажирами, раз от разу наклоняясь, нагибаясь и показывая, куда нужно лезть, что делать и в какой очередности, если вдруг ЧП случилось. Была бы их воля, они бы просто разносили напитки и по 12 раз спрашивали, рыба или курица. Но они проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях. Поэтому не стоит отвлекаться на глупости, пока улыбчивая стюардесса показывает, как пользоваться жилетом и в какое положение привести спинку кресла. Если тебе сказали сгруппироваться и не отстегивать ремень — значит, так и нужно сделать.
Известны случаи, когда запаниковавшие пассажиры прут к традиционному входу, а не к аварийным люкам. Именно это произошло с Boeing 707 в Паго-Паго, когда 97 человек, совершивших подобную глупость, сгорели заживо, в отличие от умных пассажиров, нырнувших в аварийные люки.
4. Старайся быть трезвым и бодрствующим
По статистике, 3 минуты после взлета и 8 перед приземлением — именно в этот период происходит около 80% авиакатастроф. Так что взлет лучше пережить бодрствующим и не засыпать после того, как стюардесса попросит привести спинки в ровное положение и пристегнуть ремни. Выбираться из горящего самолета спросонья — не лучший вариант, хотя есть и похуже — вылазить из него пьяным.
Кроме шуток, алкоголь сильно снижает концентрацию и координацию. Каким бы длительным ни был перелет, не стоит закидываться «народным» успокоительным. Нужно быть бдительным и готовым предпринять необходимые меры в случае аварии.
5. Одевайся практично и удобно
Отправляясь в полет, нужно одеваться так, чтобы тебе было максимально удобно в случае чего выбираться из самолета, а не так, чтобы выглядеть красиво на опознании. Для этого перед полетом лучше снять с себя все браслеты, цепочки, которыми можно зацепиться, и очки, чьи разбитые стекла могут любезно вонзиться в зрачки. Всякие острые продолговатые предметы лучше так же оставить где-нибудь в багаже, иначе при сильном ударе они могут стать частью твоей печени.
Остальные составные наряды должны быть продуманы с не меньшей тщательностью, особенно если дело касается обуви. Выбегать в сваливающихся с ног шлепанцах как минимум неудобно и неприятно, особенно если вокруг все дымит и плавится. Капля горячей пластмассы, попадающая на оголенный участок тела, почти так же приятна, как средневековые пытки.
6. Используй кислородную маску без промедления
Самолеты летают на высоте от 7 до 13 километров, и ты не падаешь в обморок от кислородного голодания лишь потому, что инженеры сконструировали герметичную капсулу. Мало того, что в салон нагнетается дополнительный кислород, так еще и поддерживается давление, как на поверхности. Из-за этого, кстати, ты и не сможешь открыть люк самолета в воздухе, даже если только что получил титул «Мистер вселенная» и жмешь от груди 300 килограммов.
Но если фюзеляж самолета поврежден, можешь забыть о нормальном дыхании, так как весь кислород из салона быстро покинет борт, а вместе с ним улетит и твой рассудок. Но не переживай, ведь в момент, когда давление и концентрация кислорода снижается до определенного уровня, сверху на тебя и на других пассажиров упадут кислородные маски, надевать которые, кстати, тебя учат все те же бортпроводники.
То, насколько быстро ты отреагируешь на падение маски, определит дальнейший исход. Промедлишь хоть на секунду, и потеряешь сознание. Поэтому надевай в тот же момент, когда она свалилась тебе на голову, и не смотри на других пассажиров, которые ждут особого приглашения.
Кстати, если летишь с ребенком, то сначала надеваешь свою маску, а потом уже комплект на потомка. В противном случае можешь потерять сознание раньше, чем успеешь натянуть маску на ребенка.
7. Подготовься к удару
Неважно, приземляется ли самолет на шоссе из-за отказавшего двигателя или приводняется на ближайшую реку, — удар будет серьезным, ведь конструкция не рассчитана ни на что, кроме ровной взлетной полосы.
Если самолет терпит крушение и вскоре встретится с поверхностью, не думай о том, что будет после столкновения. Вместо этого, услышав команду «сгруппируйтесь» или «сэйфти позишн», положи ладони на спинку кресла впереди тебя, наклонись поближе к рукам и уткнись в них головой. Когда произойдет удар, ты по инерции не полетишь вперед и не сломаешь себе шею благодаря такому простому действию.
Есть еще один вариант «сэйфти позишн», когда ты прижимаешься туловищем максимально близко к ногам и обхватываешь их чуть ниже коленей. И в том, и в другом варианте обязательно пристегнуться ремнем, иначе полетишь по всему салону. Вообще не жди команды бортпроводников, возможно, они уже лежат без сознания в проходе. Заранее прижмись к креслу и ожидай.
Кстати, выживаемость в авиакатастрофах можно повысить, просто развернув кресла в обратную сторону. Но так как пассажирам не нравится лететь спиной вперед, из вариантов «спасти больше жизней» или «сделать полет красочным» производители выбрали второе.
8. После крушения в первую очередь расстегни ремень безопасности
Попадая в форс-мажорные ситуации, человеку свойственно торопиться, дабы спасти свою жизнь. Если успеть расстегнуть ремень в течение 90 секунд, то шансы спастись значительно увеличиваются. А ведь скованный паникой человек часто начинает в шоке пытаться выбить стекло иллюминатора, оставаясь пристегнутым.
Если сигналов от экипажа не поступает и ты сумел остаться в сознании после падения, то не медли. Главное, не пытайся достать свою ручную кладь из багажного отсека. Пусть лучше сгорят постылые шмотки, чем твоя рыскающая по отсеку фигура затруднит передвижение остальным и погубит тебя самого. Спасай жизнь, а не багаж.
9. Держись пола
В любой непонятной ситуации держись пола. Исключение — пола уже нет, по крайней мере в проходе, или он полыхает. Дым всегда поднимается вверх, и единственный шанс выжить, даже со своим импровизированным противогазом — это опуститься как можно ниже.
Не поднимай лица до момента, пока не доползешь до запасного выхода и не почувствуешь живительный свежий воздух. Пускай на тебя орут, пытаются оттолкнуть — неважно, ведь эти люди в любом случае наглотаются дыма.
10. Умей создавать простейшие средства защиты
Даже когда самолет приземлился и тебе кажется, что опасность миновала, несмотря на вон тот тлеющий огонек, не спеши хлопать в ладоши с другими пассажирами. Большинство жертв авиакатастроф за пару вдохов набирают в легкие ядовитые газы и падают без сознания на пол, а после по ним проходятся каблуками паникующие соседи.
Пока другие кричат, молятся или впадают в ступор, сделай простейшее средство защиты — противогаз. Возьми любую ткань, даже ту, что сейчас надета на тебя, главное, не синтетику, и намочи чем угодно, например, водой. Если жидкости рядом нет, дым подступает, а выход заблокирован — отбрось стеснение и помочись на тряпку. После этого приложи «противогаз» к лицу так, чтобы он закрыл нос и рот.
Да, неприятно, да, ты можешь смущаться, но кого тебе там стесняться, когда все носятся по салону, как безумцы, и падают на пол от удушья?
11. Думай только о выживании
Ударился головой при падении и решил, что все кончено? Тогда ты уже труп, ведь психология крайне важна для выживания. Человек — живучее существо и способен вытерпеть многое, если у него есть тяга к жизни. Вспомни того же рэпера 50 Cent, в которого выстрелили 9 раз. Да, основную работу сделали врачи, но без тяги к жизни знаменитый гэнгста не выкарабкался бы с того света.
Поэтому, что бы ни случилось, отбрасывай все негативные мысли в сторону. Если твой мозг орет «мы все умрем», заткни его, думай, как пробраться к тому запасному выходу. Понятно, что трезво мыслить будет очень сложно, но вдолби себе мысль, что ты не труп, а еще жив и способен что-то сделать.
Источник: brodude.ru