На мой взгляд, важнее всего в человеке не доброта, душа или здоровье, хотя это и играет немаловажную роль в жизни этого индивида, но важнее всего честь, ибо она объединяет в себе такие понятия, как верность, справедливость, правдивость, благородство и достоинство.
Ещё с древнейших времён умы мыслителей занимали вопросы не только на тему «кто такой человек», но и «что важнее всего в нём». Одни верили, что главнее всего мораль, другие – что совесть, были и такие, которые утверждали, что главного нет, всё взаимодополняемо.
Лично я придерживаюсь той точки зрения, что каждый человек сам выбирает, что для него важнее всего. Например, для одних важнее быть самым лучшим в глазах друзей: самая лучшая машина, самая лучшая причёска, самый лучший дом или самый лучший костюм; для других – не нарушить религиозные заповеди; для третьих – стать светилом науки, и т.д.
Для первых важнее всего не честь, а знак чести, что не является одним и тем же. Например, некоторые думают, что если ты родил ребёнка, то ты стал родителем – неправда, ведь этому нужно ещё учиться и учиться. Довелось мне однажды наблюдать картину, когда шла молодая девушка по парку, в одной руке коляска, а в другой – бутылка пива. Пренеприятнейшая картина, должен вам сообщить. Но что бы я или кто другой не сказал, люди всё равно будут тянуться к ним, потом что это модно и круто.
Какое качество самое важное в человеке?
Люди второго типа – священнослужители и верующие. Ну не верю я, глядя на лоснящиеся от жира лицо и живот священника, что он свято соблюдает пост. С того самого времени, как крестили Русь, церковь стала ветвью власти. Да и, к тому же, вера в то, что высоко над нами живёт старик, у которого есть определённый список из десяти правил, за нарушение которых он отправит человека в гиену огненную – абсурд!
Люди третьего типа, по моему скромному мнению, самые честные из вышеперечисленных, потому что они производят новые знания о мире, выдвигают различные теории о мироздании и конструируют сложную высокоточную технику не для собственного пользования, а для блага общественного.
Но умы не только мыслителей заботил этот вопрос, но ещё много различных слоёв общества. Например, драматург Уильям Шекспир в «Ричарде II» писал: «Сокровище на свете разве есть Ценней, чем незапятнанная честь? Нужнее жизни добрая мне слава: Её отдав, на жизнь утрачу право».
Однако, на мой взгляд, тут имел место не дословный перевод, и автор имел в виду нечто другое, ведь честь и слава – это не одно и то же, или, выражаясь словами Иоганна Готфрида Зейме, «Честь редко бывает там, где слава, и еще реже слава бывает там, где честь». Уильям Шекспир, вероятно, утверждал, что честь – это наивысшая привилегия, которая может быть у человека, и после её утраты человек теряет право на существование, так как он перестаёт быть человеком. А что же думал Иоганн Зейме? Скорее всего, он рассматривал понятие «честь» как «честность», а слава как «известность». Но это моё личное мнение на его слова.
Выше я утверждал, что честь объединяет в себе такие понятия, как верность, справедливость, правдивость, благородство и достоинство. Остановлюсь на этом поподробнее, стараясь объяснить роль каждого психологического регулятора в составе такой сложной системы.
Что же подразумевает в себе верность в составе чести? На мой взгляд, это означает принятие какого-либо решения, убеждения и сохранение его даже тогда, когда это подчас лишено здравого смысла. Для примера можно взять самые обычные отношения молодых людей. Любовь, которая подразумевает в себе верность.
И пусть она ему изменила, и даже когда парень узнал об этом, он всё равно ей верен, потому что он так решил, для него это так важно – не отступиться от своих решений, своих слов, хотя ему и невыносимо больно от этой мысли. Но, опять же, все люди разные, и такое убеждение свойственно разве что меньшинству, показавшись другим людям бредом, лишённым смысла.
А что есть справедливость? Справедливость есть объективность. Это вовсе не означает, что «ты мой друг, поэтому ты прав, а его я вижу впервые, поэтому он не прав». Нет, в этом-то и заключается объективный подход к истине. Каждому должно воздаваться по заслуженному: грешникам воздастся за грехи, праведникам – за праведные дела; тогда и только тогда наступит счастье, хотя бог гитары Джими Хендрикс считал по-иному, утверждая, что «когда власть любви превзойдёт любовь к власти, тогда наступит мир на земле».
Но что тогда такое правдивость? На мой взгляд, это состояние, когда человеку неприятно говорить ложь, поэтому он говорит или, по крайней мере, старается говорить только правду. Но это вовсе не означает, что человеку нельзя говорить ложь – просто неприятно. Я, например, когда не хочу говорить правду, отшучиваюсь, но делаю это так, что всем ясно, что это шутка. А правда на самом деле будет противоположна шутке.
Благородство? Если разобрать это слово по составу, то получится «благой род», то есть возвышенность мотивов поведения человека, их родство Благому, где мотивами является не эгоизм, а альтруизм, желание помочь ближнему своему, да и не ради выгоды, а ради счастья.
Достоинство же – уважение или самоуважение человеческой личности. Оно неотчуждаемо и непередаваемо, и ещё достоинство личности охраняется уголовным законодательством. Да, достоинство человеку даётся от рождения, и его невозможно забрать. Но человек всего лишь одним маленьким поступком может так уронить его, что не сможет восстановить и за всю последующую жизнь.
Таким образом, честь, на мой взгляд, это самый важный психологический регулятор такого сложного биосоциального существа, как человек, и люди даже не догадываются о его исключительной значимости, придумывая себе нечто другое, что считают важным, пропуская по-настоящему бесценные вещи мимо себя. И, придумывая, они нарушают одну из десяти заповедей: «не сотвори себе кумира», и хотя я и считаю религию абсурдом, но, признаю, что она не лишена здравого смысла.
Источник: proza.ru
Что главное в человеке, какими качествами нужно гордиться и развивать?
Философия с древних времен пытается ответить на вопрос о том, что главное в человеке. В разные времена существовали разные теории о роли человека в мире, о его предназначении и высшей цели существования. Однако, ни одна из них не является аксиомой и для каждого индивида ответ на поставленный вопрос будет звучать по-разному.
Что самое главное в жизни человека?
Этот вопрос лежит в области индивидуальной философии. В мире не существует глобальных целей человеческой жизни, которые подходили бы каждому человеку и не менялись в процессе жизни. Сложность в том, что каждый человек, в зависимости от воспитания, окружения и других факторов формирует в себе свою систему ценностей. Кому-то важно иметь семью, кому-то работу, кому-то сытный ужин.
С возрастом эти ценности могут трансформироваться и меняться. И то, что казалось для вас самым важным в жизни в школьном или студенческом возрасте уже становится не столь актуальным во взрослой жизни. Если в период юношеского максимализма мы были готовы биться за свою правоту и не воспринимали критику в свой адрес, то повзрослев понимаем, что на первый план выходит человеколюбие и лояльность к окружающим.
Таким образом, ответить на поставленный вопрос должен каждый сам для себя. Для этого нам дана способность мыслить.
Задумавшись о том, какие качества в людях вы цените больше всего, вы поймете соответствует ли ваше окружение и вы сами предъявляемым требованиям, что нужно делать для того, чтобы ваши ожидания от жизни совпадали с реальностью.
Разнообразие ценностей
Сложно однозначно ответить на вопрос о том, что наиболее важно для человека. Каждый индивид имеет свой взгляд на этот вопрос. Обусловлено это тем, что мы существуем в большом глобальном мире.
Для всего человечества в глобальном понимании существуют такие важные ценности, как:
- Бережливость;
- Благотворительность;
- Миролюбие.
Эти качества позволяют нам сохранять планету и окружающую среду для следующих поколений. Однако, если рассматривать народы более пристально, становится понятно, что разделение на более мелкие нации и расы делает нас не похожими друг на друга в стремлениях и ценностях.
Одни проходили процесс эволюции сражаясь за новые земли, путем завоеваний и многочисленных военных походов, не представляя иной жизни. И для них самыми важными качествами в соплеменнике выступали:
А другие исторически вели мирный образ жизни и в этом случае ценились:
- Доброта;
- Взаимопомощь.
Во многом это обусловлено историческими событиями, происходившими с теми или иными народами. Так славяне никогда не были воинственно настроенными, в их воспитании всегда присутствовали только лучшие качества. Однако историческое насаждение чужой воли и желание народа освободиться из-под гнета сделало свое дело и в характере миролюбивого населения появились такие черты, как:
- Непокорность;
- Справедливость;
- Патриотизм.
Главные качества человека
Кроме физиологических отличий, человека как разумное существо отличает ряд качеств, которые присущи только ему:
- Вежливость и общительность позволяют человеку существовать в социуме и при этом чувствовать себя комфортно;
- Доброе отношение к людям и окружающему миру вызывает уважение со стороны других людей;
- Честность и порядочностьнаиболее всего ценятся в человеке. Только с людьми, обладающими такими качествами приятно иметь дело. У них, как правило, складываются теплые и дружеские отношения в коллективах, а также создаются крепкие семьи;
- Скромность делает человека разумного еще более уважаемым;
- Смелость дает ему возможность не стоять на месте и постоянно совершенствоваться;
- Гуманность позволяет лояльно относиться к разнообразию окружающего мира и принимать его таким, какой он есть.
Эти качества позволяют современному человеку достойно жить в цивилизованном обществе, развиваться, расти по карьерной лестнице, заслуживать авторитет среди других, быть спокойным и уверенным в себе и своих действиях.
Способность мыслить
Природа человека такова, что он не обладает огромной силой, большой скоростью или какими-нибудь природными инструментами для защиты, однако, самым большим подарком природы можно считать сложнейшее переплетение нервных окончаний и различных волокон – это наш мозг. Он способен:
- К обучению;
- К мышлению;
- Благодаря ему мы способны ощущать различные эмоции;
- Испытывать разнообразные чувства к окружающим.
Благодаря мыслительной деятельности, человек способен:
- Покорить окружающую среду;
- Защититься от врага;
- Создать для себя более благоприятные условия для жизни;
- Оценивать свое поведение и многое другое.
Дар природы необходимо развивать. Учеными доказано, что мы используем свой мозг всего лишь на 20 процентов. А значит в нас скрыт еще очень большой потенциал.
Какое главное отличие между животными и людьми?
Визуально, человек во многом отличается от животных:
- Он ходит прямо, что освобождает его руки для работы;
- На нем практически отсутствует шерсть. Хотя немного волосяных луковиц сохранилось, но волосы гораздо тоньше и меньше, чем у животного;
- Развитый мозг;
- Подвижные ладони;
- Специфическое строение языка, которое позволяет нам разговаривать.
Однако основным отличием между нами являются наличие разума. Именно он позволяет людям:
- Изменять окружающую среду, а не приспосабливаться к ней;
- Создавать культурные ценности;
- Жить в социуме и руководствоваться в процессе жизни не только инстинктами, но и социальными нормами;
- Выполнять множество различных действий, в отличие от животных, повадки которых ограничены их видом;
- Вести целенаправленный образ жизни;
- Испытывать эмоции и сострадание к ближним.
Философия, психология, религия изучают место и роль человека в мире с давних времен. До сих пор не известно других существ, которые в таком спектре могли бы испытывать чувство любви, уважения или формировать и отстаивать свою точку зрения.
Ни одно из исследований человеческого строения не назвало его годным для выполнения определенного вида деятельности и существования в определенных условиях. Человек – универсален, он никогда не останавливается на достигнутом и всегда стремится к большему.
Таким образом, пытаясь ответить и узнать, что главное в человеке, мы понимаем, что это сугубо индивидуально для каждого. Представления о важных качествах вырабатываются в процессе жизни и зависят от множества ее факторов.
Важно одно – честно ответив на этот вопрос, подумайте, соответствуете ли вы сами своим представлениям об идеале.
Источник: znay.co
Что самое главное в человеке?
Что самое главное в человеке? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться с тем, что подразумевается под понятием «главное».
Основой существования человека, как и любого другого живого существа, является душа. По сути, если смотреть очень вдумчиво и глубоко, то душа это и есть человек. Бессмертная, наполненная знанием и счастьем. Душой обладает каждое живое существо, но когда мы говорим о главном в человеке, мы хотим знать не просто основу существования, которая присутствует в каждом, а то, что качественно выделяет конкретного человека, делая его то ли более человечным, то ли более важным.
Тут есть значительная трудность в объективном определении такого качества. Ведь существует много людей, а значит и много мнений. Кому-то важны знания, кому-то богатства, кому-то красота. И если смотреть субъективно, то главным в человеке является то, что привлекает других людей к нему и становится причиной однозначно положительной оценки.
С этой точки зрения мы говорим о том, что является главным, уже не как об основе существования, а как о том, что способно привлечь сильнее всего. То есть это может быть богатство, слава, красота, знание, власть, смелость, доброта и прочее.
С другой стороны, главным в человеке может быть и то качество, природа, которого проявлена сильнее всего. Это может быть как природа, направленная на определенную деятельность, образ жизни и имеющая собственные предрасположенности и таланты, так и природа, отражающая характер, личность как набор качеств. Иначе говоря, главным в человеке может считаться и то, что сильнее всего проявляется, а именно: желания, страхи, таланты и качества характера.
Также мы можем понимать «главное в человеке» как психологическое состояние: счастье или несчастье. То есть в таком формате мы смотрим на человека не как на обладателя чего-то, а как на такого же человека как мы сами, который чувствует. И в этом смысле главным является то, будет ли человек счастлив или же он будет страдать.
Итак, понятие «главное в человеке» можно отобразить в четырёх значениях:
- главное в человеке – это то, чем он является в основе
- главное в человеке – это то, что привлекает других
- главное в человеке – это то, что проявлено в нём сильнее всего
- главное в человеке – это то, что он чувствует и как себя ощущает
Как следует определять главное в людях?
В зависимости от того, как вы смотрите на людей, для вас тот или иной аспект будет важнее, а значит вы автоматически будете рассматривать человека через призму некоторого «главного» критерия. Причем это, в большинстве, не налагается сразу на всех людей. Главное в разных людях будет определяться разными критериями, важно лишь понимать, что такой взгляд это проявление нашего уровня развития и отражение нашей природы, а также того, чего мы ищем в людях на самом деле.
Людям, стремящимся к знанию, свойственно видеть в других душу, так как это отражение высшей истины. Душа вечна, тело бренно. Тем, кто желает познать истину, следует смотреть так не только на людей, но и на каждое живое существо в этом мире вне зависимости от формы. В таком случае мы смотрим на душу как на себя, так и на других. Осознавать себя душой – означает черпать счастье внутри себя, а осознавать душой других означает не пытаться черпать счастье из других.
Тем, кто желает удовлетворить свои потребности посредством других, важнее видеть в человеке нечто привлекательное. В таком отношении нет ничего плохого самого по себе, ведь человеку свойственно стремиться к счастью. Однако такое корыстное отношение к людям может стать причиной множества неприятных чувств, возникающих как следствие попыток тянуть друг от друга счастье. Чем сильнее люди тянут – тем меньше счастье, а, значит, тем сильнее будет натяжение, которое проявляется как ссоры, конфликты, оскорбления и прочее.
Рекомендуем также эту статью: Главный порок человека
Аналитический подход, при котором мы смотрим на людей как на набор неких качеств, способностей и талантов, тоже следует считать корыстным, так как в попытке хорошо изучить человека легко просматривается желание использовать те или иные качества, способности, таланты, взгляды. Аналитический подход в определении главного — это тонкое желание понять другого лишь затем, чтобы посредством знания о человеке реализовать некоторые амбиции. Благонамеренные ли это амбиции или эгоистичные – бывает по-разному, но это желание также корыстно, а, значит, способно привести к разочарованию.
Если мы рассматриваем чувства человека как определяющий критерий, то чаще всего речь заходит о том, чтобы причинить/не причинить кому-либо боль или счастье. Причинение счастья чаще всего происходит как следствие потребности догнать и причинить добро, но при этом это автоматически делает «причинятеля» добра выше в собственных глазах.
Исправлять других — означает ставить себя выше, и когда в отношениях это основополагающее желание, которое может быть просто причиной отношений, неизбежно эти отношения придут к закономерному краху. Причинять помощь или исправлять другого означает совершать попытку решить чужие проблемы и сформировать определенную личность, которая будет приемлема с точки зрения «исправлятеля». Два исхода: получилось и не получилось. Если всё получилось, то исправлятель либо говорит: «Моя работа закончена.», либо, что хуже, пытается наслаждаться плодами своей работы, и это превращается в банальную попытку вытянуть из другого счастье. Если же не получается, результат всегда одинаков: «исправлятель» разочаровывается и просто избегает дальнейшего общения.
С другой стороны, стремление максимально обезболить отношения приводят к последствиям, которые не намного приятнее. Здоровая жизнь – означает способность принимать боль и до какой-то степени терпеть её. Но когда человек строит отношения на основе тотального непричинения боли другому, он ставит себя ниже.
И возникает прецедент, при котором получать что-то неприятное в свою сторону – это нормально, а причинять кому-то боль нельзя. Это сочувствие, которое выходит за рамки адекватного восприятия каждого человека как самостоятельной, взрослой и сознательной личности. Конечно, так можно вести себя с ребенком, но не с взрослым. Есть два исхода такого тотального непричинения вреда: либо «непричинитель вреда» становится объектом манипуляции, либо он ставит себя в настолько зависимое положение от каждого дуновения внутреннего мира другого, что он попросту унижает себя до невозможности уважения в его сторону.
Адекватное определение главного в человеке
Сейчас мы говорили о тех моментах, когда главное в человеке становится в основу межличностных отношений. Но стоит понимать, что у каждого из этих определений есть своё место в реальной жизни.
Когда речь заходит о том, что нам нужен работник, напарник, партнер, то мы неизбежно будем анализировать такого человека на наличие способностей, талантов и предрасположенностей. Это разумный и практичный подход, потому что для нас он сейчас не столько человек, сколько потенциальный сотрудник-партнер. И в таких формальных отношениях мы должны вести себя максимально прагматично на благо всех, ведь руководствуясь сочувствием в такие моменты, мы рискуем не только собой, но и всем обществом. Судья, прощающий по доброте душевной преступника, наносит вред всему обществу, закрывая глаза на факт совершения преступления.
Другим примером являются конкретные примеры эмоциональной поддержки и помощи людям. То есть осознание того, что они чувствуют, и, соответственно, действие такого порядка, которое может принести облегчение. Это касается и бытовых ситуаций, и полноценных кампаний по обучению чему-либо человека. Отличие такого подхода заключается в отделении цельной личности от временного состояния или какой-либо задачи. «Сейчас ему плохо, я помогу, и станет лучше» – когда этот подход ситуативно – это хорошо; когда же на таком восприятии строятся отношения – это плохо. Поэтому, разумеется, стоит учитывать эмоциональное состояние людей в конкретных ситуациях, но это не должно становиться причиной нарушения адекватного восприятия других.
Рекомендуем также эту статью: Как изучить человека?
Взаимное адекватное восприятие того, что считается главным с точки зрения способности привлечь к себе людей, заключается в осознанной корысти. Когда два богатых человека встречаются, осознанное понимание потенциального партнерства может дать им возможность строить не межличностные, а партнерские, деловые отношения.
То есть строить отношения межличностные на основе таких критериев не очень хорошая идея, но строить взаимовыгодные отношения – идея очень даже хорошая. Примеров этому масса, например, ученик и учитель. Ученик приносит определенную пользу учителю своим служением, а учитель, в свою очередь, делится знаниями, учит. Они не душевные друзья, а господин и слуга, между которыми хотя и может быть симпатия, но не может быть вольности. Говорить о том, как богатые, известные, знающие и властные взаимодействуют с красотой, будет лишне, но это также пример взаимовыгодных полуформальных отношений.
То есть любой критерий определения главного в человеке мы можем позволить себе, но нельзя строить на этом отношения целиком, делать главным, видеть человека сквозь призму его талантов, потенциала приносить вам наслаждение или как объект причинения добра/непричинения зла.
Что является главным в людях? Как нам следует их воспринимать?
И остается только восприятие других как души. До сих пор мы могли говорить о людях как о том, что можно так или иначе использовать. Но восприятие с точки зрения души означает правильное восприятие. Смотря на картину – мы смотрим на красивую вещь, смотря на меч – мы смотрим на его способность быть оружием, а смотря на сломанную вещь – мы думаем о том, чтобы её починить и не сломать снова. Но смотреть на человека как на целостную личность возможно только через восприятие его как души.
Воспринимая и себя, и других живых существ как душу, мы способны строить гармоничные взаимоотношения, в которых есть место не столько корысти, сколько самому по себе приходящему счастью. Не столько анализа с целью выгоды, сколько пониманию с целью сохранения и укрепления отношений. И не столько восприятию человека как живых чувств, сколько восприятию другого сквозь призму здорового уважения и сострадания. Воспринимая других как души, но при необходимости учитывая другие факторы, мы способны строить не только межличностные, но и формальные отношения. При этом отношение к другому как к душе неизбежно становится причиной пожелания счастья и отвращения от причинения боли при сохранении уважения.
Состояние духовного осознания возносит на уровень черпания счастья в самом себе, и это основа удовлетворенности, на которой можно выстраивать отношения с другими. Эта основа способна выдержать и радость, и горе. Отсутствие такой самобытности все же вскоре делает человека зависимым от счастья и неспособным пережить какое-либо разочарование. Когда же есть некий непоколебимый, чистый, постоянный источник счастья – все остальное может быть только прибавкой, но не заменой. И в этом здоровое осознание главного не только в других, но и в себе самом.
Источник: supremasea.ru