В небольшом украинском городке Рогатине стоит памятник самой прекрасной представительнице этого места, любимице Сулеймана Великолепного Роксолане. К его подножию приносят цветы все молодожены. Это символ семейного очага. Про Роксолану пишут книги, снимают сериалы. Кем же она была в действительности?
Историкам мало известно о том, откуда она произошла и как попала в гарем султана. Предположительно это произошло в 1515 году. Имя Роксолана было популярно в 16 веке на Западной Украине, входившей тогда в Речь Посполитую. Впервые любимицу Сулеймана так назвал Ожье Гислен де Бусбек, дипломат из Священной Римской империи. Сделал он это в 1589 году, через тридцать лет после того, как супруга султана умерла.
Версию о ее происхождении из семьи православного священника из Рогатина впервые высказал польский поэт Самуил Твардовский. А ему об этом якобы поведали сами турки в 1623 году. Почти через сто лет после описываемых событий.
КАК УМИРАЛА ХЮРЕМ И СУЛЕЙМАН.СУНДУК КОТОРЫЙ СУЛТАН ЗАВЕЩАЛ ПОЛОЖИТЬ В ГРОБ.ШОКИРУЮЩИЕ ФАКТЫ ИХ ЖИЗНИ
Иногда встречаются упоминания о том, что на самом деле ее звали Анастасия или Александра Лисовская. Но эти имена — выдумка литераторов 19 века. Кстати оценить красоту наложницы тоже очень сложно. Ведь видеть ее могли только сам султан, евнухи и другие жены. Все фантазии о рыжих локонах и вздернутом носике — плод воображения европейских поэтов.
С достоверностью можно утверждать одно: некая 15-летняя девушка действительно была захвачена в плен крымскими татарами и после смены нескольких хозяев была подарена принцу Сулейману. У него уже было много наложниц из восточных стран. Несомненно, славянка запала ему в душу, и он назвал ее Хюррем — «счастливая».
У Хюррем был легкий нрав и способность к наукам. Европейские послы сообщали в свои столицы, что эта девушка благодаря незаурядным способностям сумела занять лидирующее положение в социальной лестнице. Евнухи шептались, что кроме нее султану никто не нужен.
Такое положение нравилось не всем. Особенно черкешенке Гюльбахар Махидевран. Венецианский посол Бернардо Наваджеро писал в своих донесениях, что Махидевран набросилась на Хюррем и расцарапала ей лицо. Султан наказал ее за это. Так Роксолана укрепила свою власть при дворе, а позже, родив детей, особенно мальчиков, еще сильнее утвердилась.
Несколько сыновей султана умерли в раннем возрасте, но в 1521 году у Роксоланы родился сын Мехмед. Надеяться на то, что ее дети унаследуют трон, было, по сути, бессмысленно. Официальным наследником был Мустафа сын Михидевран. Но позже Хюррем разобралась и с этой проблемой.
Причины смерти Хюррем Султан? Великолепный век (Интриганка)
Сулейман много воевал, расширял свою империю и писал Хюррем любовные письма. Она отправляла ему ответы. Правда, за нее писали специальные евнухи-писцы, мастера любовной лирики.
Османы иностранку не любили. Считалось, что она «опоила повелителя». Об этом писал австрийский посол Бусбек. Тот хотел купить у стамбульских знахарок любовное зелье, но они отказались продать, ссылаясь на то, что это предназначено для жены султана.
Когда скончалась мать Сулеймана Хафса-султан, Хюррем сумела сделать то, что до нее не делала ни одна женщина — стать официальной женой. Никакие законы этому не препятствовали. Османские источники пишут, что свадьба была пышной и состоялась вероятнее всего в 1534 году.
Далее славянка решила проблему с Ибрагимом-пашой, другом детства Сулеймана, и ее противником. Она сумела убедить правителя, что Ибрагим готовит заговор. Сулейман обещал своему визирю, что пока он правит, ни один волос не упадет с его головы. Но хитрые судьи-чиновники подсказали, что ночью султан не управляет, а спит. Во сне Ибрагима задушили подушкой.
Следующим серьезным соперником стал сын Махидевран Мустафа. С ним Хюррем расправилась с помощью мужа дочери Михримах Рустема-паши. Все вместе они убедили Сулеймана, что старший сын готов перейти на сторону персов и предать отца, чтобы захватить трон. Мустафу удавили черным шелковым шнуром, причем отец наблюдал за этим из-за ширмы. Вслед за Мустафой убили его маленького сына.
Теперь препятствий к власти у Роксоланы не было никаких. Пока правитель завоевывал земли, Хюррем строила мечети, больницы, бани, создала целый район в Стамбуле, который стал носить ее имя, писала дипломатические письма европейским монархам.
Любимица султана скончалась у него на руках в 1558 году. Историки предполагают, что причиной стало отравление. Сулейман покинул этот свет через восемь лет после нее.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Роксолана — биография, новости, личная жизнь
Роксолана (Roxolana), она же Хюррем Хасеки-султан (осман. خرم حسکي سلطان, тур. Hürrem Haseki Sultan). Настоящее имя неизвестно (в литературной традиции — Александра Гавриловна Лисовская). Родилась 1502 / 1505 годах в Рогатине (Королевство Польское) — умерла 18 апреля 1558 года в Топкапы (Стамбул, Османская империя). Наложница, позже жена османского султана Сулеймана Великолепного.
Мать султана Селима II.
Роксолана родилась между 1502 и 1505 годами предположительно в Рогатине (Королевство Польское — ныне Ивано-Франковская область). Однако точные документальные свидетельства о ее происхождении до поступления в гарем турецкого султана отсутствуют.
В Европе она стала известна как Роксолана — так ее назвал посол Священной Римской империи в Османской империи Огьер Гизелин де Бусбек, автор изданных в 1589 году в Париже латиноязычных «Турецких записок» (лат. Legationis Turcicae epistolae quatuor IV). В своем сочинении он назвал ее Роксоланой, основываясь на ее предположительном происхождении с территории, называемой в Речи Посполитой в конце XVI века Роксолания.
Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл ее русской: «di nazione russa». Еще один венецианский посол, Джованни Баттиста Тревизано, именовал ее «султаншей из России»: «Sultana, ch’è di Russia». А венецианский военачальник Маркантонио Брагадино свидетельствовал о ее русской национальности: «donna di nazion russa».
Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве Михалон Литвин писал, что «любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного сына его, который будет править после него, похищена была из земли нашей».
Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области, Украина), который тогда был частью Королевства Польского.
Согласно польской литературной традиции, ее настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского, служившего в местной церкви Святого Духа. В украинской литературе XIX века её стали именовать Анастасией.
Во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и после нескольких перепродаж, через Аутку, Кефе в Крыму, была подарена будущему Сулейману Великолепному, который тогда был шехзаде и занимал государственный пост в Манисе, где существовал собственный гарем. Не исключено, что она была подарена 26-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол. Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем (от перс. خرم — «веселая, радость приносящая»). На тот момент ей было около пятнадцати.
Личная жизнь Роксоланы:
Очень быстро Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана — Махидевран, мать шехзаде Мустафы, рабыня албанского или черкесского происхождения, стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье.
Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем.
Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».
В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан.
В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах — единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем — Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году.
В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем — Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.
После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настаивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом — канун. Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках.
Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна. Уникальное положение Хюррем отражал и её титул — хасеки, введённый Сулейманом специально для неё.
До Хюррем фаворитки султанов играли две роли — роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца.
Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их. Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем.
Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.
Роксолана и Сулейман Великолепный
В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem).
На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. Süleymanie).
К числу других благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах).
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем, которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем.
Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной.
Хюррем родила султану шестерых детей — пять сыновей и дочь:
— сын Мехмед (1521-1543);
— дочь Михримах (21 марта 1522- 25 января 1578);
— сын Абдулла (1523-1526);
— сын Селим (28 мая 1524 — 13 декабря 1574);
— сын Баязид (1525 — 25 сентября 1561);
— сын Джихангир (1531-27 ноября 1553).
Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим.
Мехмед умер в 1543 году. По мнению некоторых исследователей Мехмед умер от оспы, а по другой версии он умер своей смертью.
Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы. Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили.
Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I, что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года. Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.
Смерть Роксоланы
Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне, 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана.
Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесёнными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера. Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан, сестры Сулеймана.
Образ Роксоланы в кино:
1996-2003 — «Роксолана» — в роли Роксоланы актриса Ольга Сумская;
Ольга Сумская в роли Роксоланы
2003 — «Хюррем Султан» — в роли Роксоланы актриса Гюльбен Эрген;
Гюльбен Эрген в роли Роксоланы
2011-2014 — «Великолепный век» — в роли Роксоланы актриса Мерьем Узерли и Вахиде Перчин.
Мерьем Узерли в роли Роксоланы
Образ Роксоланы в литературе:
поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский, 1633);
поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник, 1835);
повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880);
историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869);
исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы»;
повесть «Роксоляна» (Осип Назарук, 1930);
короткий рассказ «Тень Стервятника» (Роберт Говард, 1934);
короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий, 1937);
роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942);
роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 — 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари, 1949);
роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965);
штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966);
повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968);
поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971);
роман «Роксолана» (Павел Загребельный, 1980);
роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003);
роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013);
роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)
Образ Роксоланы в музыке:
«63 Симфония» (Йозеф Гайдн, 1779-1781);
опера «Роксолана» (Денис Сичинский, 1908-1909);
балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976);
песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда, муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990);
опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин, либр. Борис Чип, 1995);
рок-опера «Я — Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000);
балет «Роксолана» (режиссер-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)
последнее обновление информации: 03.11.2020
Источник: stuki-druki.com
Лучше присядьте… Какой на самом деле была Роксолана-Хюррем
ЗВЕЗДЫ
Автор Диана Ибрагимова На чтение 8 мин Просмотров 8к. Опубликовано 2 декабря, 2020
Сериал «Великолепный век» стал настоящим хитом, собирая у телеэкранов миллионы зрителей по всему миру.
Красивые костюмы и локации, хорошая игра актёров, перипетии и интриги сюжета — всё это привлекло внимание не только женщин (данный сериал почему-то считают исключительно женским), но и многих мужчин. Сериал понравился всем. Но что же в нём является правдой, а что — чистой воды вымысел сценаристов? Давайте разберёмся…
Роксолану-Хюррем до сих пор считают одной из самых влиятельных и могущественных женщин той далёкой эпохи. О любимейшей супруге грозного османского султана Сулеймана даже в те времена знали во многих уголках мира, но настоящая слава пришла к ней только по прошествии около шести столетий после её смерти.
Начиная с ХIХ столетия, интерес к жизни Хюррем-султан начал снова понемногу пробуждаться — стали появляться сказания, повести, романы, поэмы и другие произведения, главной героиней которых была эта женщина. В конце 90-х годов прошлого века украинский кинематограф даже пустил на экраны телевизоров сериал под названием «Роксолана», в котором были собраны все известные мифы о Хюррем, поданные в виде романтической истории пылкой и необъятной любви между красавицей рабыней и прекрасным ханом.
Но все эти попытки глобальный интерес к Роксолане-Хюррем не пробудили, оставшись практически незамеченными для мировой общественности.
Поздняя слава
Только после начала показа турецкого телесериала «Великолепный век» гаремные интриги шестнадцатого столетия замелькали на экранах телевизоров в каждом доме — оказалось, что в Османской империи того времени, чётко следовавшей строгим исламским традициям, была женщина, которая оставила заметный след в истории.
Что касается достоверности исторических событий, показанных в телесериале, то она является весьма размытой из-за недостаточного количества фактов о жизни людей того времени. Костюмы, украшения, элементы быта, убранство помещений, характерные фразы — всё это во многом является плодом фантазии сценаристов и оформителей.
Тайны переписки
Исследователям не хватает документов, на которые они могли бы опираться при изучении жизни османского двора, который был скрыт от посторонних глаз. Доступ в гарем был только у султана и его наследников. Евнухи, как и наложницы, летописей и мемуаров не писали. Поэтому о личной жизни правителя великой империи можно узнать только из писем султана Сулеймана и его ненаглядной Хюррем, вся нежность отношений которых довольно удачно показана в сериале.
Письменные воспоминания иноземных послов о событиях в гареме султанского дворца Топкапы, практически полностью основанные на слухах и сплетнях, а также приправленные собственными домыслами и страхами, рисовали образ Хюррем как коварной и злой ведьмы, одурманившей разум султана и проложившей себе дорогу к трону по тpyпам своих врагов и ненавистников.
Пять имен Хюррем
Посол Священной Римской империи в Стамбуле в своих мемуарах «Турецкие записки» называл прекрасную жену хана Сулеймана именем Роксолана. Однако так турки называли всех рабынь-славянок, которые попадали из Восточной Европы, обозначавшейся на османских картах как Роксолания.
Но на самом деле султаншу после принятия ею исламской веры стали называть Хюррем, что означало «смеющаяся». Существует версия, что султан удостоил свою новую наложницу огромной чести, самостоятельно выбрав ей это имя.
Настоящее имя султанши, данное ей родителями, по сей день остаётся неизвестным истории. По разным версиям её могли звать Александра или Анастасия. Существует мнение, что она могла родиться в семье украинского или польского священника. Один из летописцев того времени в своих записях называл её «дочерью попа». Отчество и фамилия Гавриловна Лисовская, скорее всего, являются выдумкой писателей девятнадцатого столетия.
Достоверно известен только тот факт, что будущую Хюррем похитили из родного края кpымcкиe татары, продававшие османским купцам рабов на невольничьем рынке в месте, которое располагалось на территории нынешнего города Феодосия. Впоследствии девушка оказалась в гареме молодого Сулеймана, который в то время, вероятно, ещё не занял престол, а был лишь санджак-беем (правителем) Манисы.
Будущая любимая наложница султана тогда была ещё в подростковом возрасте, поэтому она впервые появилась в покоях османского правителя только через несколько лет. Но создатели сериала решили ускорить события, показав уже взрослую девушку, попавшую в рабство.
Была ли Хюррем «кровавой султаншей»?
В сериале «Великолепный век» Хюррем постоянно вмешивается в государственные дела не из-за скуки или для развлечения, а ради собственного выживания и выживания своих детей, которым угрожают её враги и соперницы. Для достижения целей она манипулирует решениями султана, пользуясь его безграничной любовью к себе.
На самом же деле в своей переписке с султаном Хюррем показывает небывалый государственный ум, дипломатичность и широкую образованность как для женщины того времени. Видимо, именно поэтому Сулейман настолько сильно доверял её советам.
Султанша на самом деле оказывала влияние на состав совета визирей, была в курсе международной политической ситуации, Сулейман даже доверял ей приём иностранных послов и позволял ей делать это с открытым лицом, о чём говорят тексты многих исторических записок. Более того, Хюррем тратила много средств на благотворительность, строя мечети и приюты. Что до политических интриг, которыми пронизан весь сюжет телесериала «Великолепный век», то сценаристы слегка перестарались с коварностью султанши.
Так, самые жестокие заговоры Хюррем, которые привели к казням великого визиря Ибрагима-паши и наследника престола шахзаде Мустафы, являются только лишь очередной неподтверждённой легендой.
Хюррем-султан действительно ненавидели очень многие. Она была источником зависти и страха, потому что стала первой женщиной в истории Османской империи, которая смогла так искусно использовать любовь в качестве инструмента тотальной власти как в гареме, так и далеко за его пределами.
С Хюррем началась новая эпоха в правлении империей, которую историки прозвали «женским султанатом». Султанши стали открыто вмешиваться в государственные дела, о чём ещё до Хюррем не могло быть и речи.
Какие священные традиции нарушила Хюррем
Некоторые историки утверждают, что Хюррем стала причиной краха Османской империи. Хотя её развал последовал только через несколько столетий после правления Хюррем, по мнению консерваторов именно «женский султанат» стал разваливать великое государство изнутри, правители которого становились всё слабее под женским влиянием. Так ли это было — ещё стоит разобраться.
Чем же на самом деле провинилась султанша?
Во-первых, хотя никакого запрещающего закона или религиозного правила не было, до Хюррем никогда ранее султаны ещё не брали в жёны своих наложниц. Очарованный Сулейман освободил свою рабыню и заключил с ней никях (брак), что послужило поводом для скандала и пересудов.
Во-вторых, Хюррем отличилась тем, что родила султану аж пятерых сыновей: Мехмеда, Абдуллу (умер младенцем, в сериале не упоминается), Селима, Баязета и Джихангира.
Согласно древнему обычаю, наложница могла родить правителю только одного сына, после чего удостаивалась почётного статуса султанши, но при этом доступ в покои султана ей уже был закрыт — женщина должна была посвятить всё своё время воспитанию сына. Возможность продолжить династию получали другие наложницы.
В-третьих, Хюррем всячески препятствовала тому, чтобы Сулейман входил в uнтuмнyю связь с другими наложницами, хотя по священному обычаю султан мог иметь детей от неограниченного количества женщин (это делалось для того, чтобы престол не остался без наследников из-за высокого уровня смертности среди детей).
Бывали случаи, когда сам султан или его мать валиде-султан даже удаляли из гарема потенциальных конкуренток Хюррем — настолько хорошо она могла оказывать влияние на Сулеймана. Есть предположение, что матери султана однажды даже пришлось извиниться перед Хюррем за то, что она отправила в покои сына одну из молодых рабынь.
В-четвертых, в то время существовала строгая традиция, согласно которой мать наследника (шахзаде) после достижения им совершеннолетия должна была сопровождать принца в санджак — провинцию, выделенную сыну самим султаном, чтобы принц «тренировал» свои навыки руководства государством.
Хюррем-султан не последовала в провинцию ни за одним из своих сыновей. Она всегда оставалась рядом со своим мужем Сулейманом во дворце в Стамбуле. Это было причиной многих возмущений и негодования.
И самое главное: такая крепкая связь между Хюррем и Сулейманом на протяжении долгих десятилетий выходила за рамки обычаев того времени. Люди полагали, что султан, находясь под таким сильным женским влиянием, утратил способность следовать главной цели Османской империи — расширять её территорию за счёт завоевания новых земель.
Свою любовь к Хюррем султан Сулейман демонстрировал на протяжении всей своей жизни. И даже после смерти жены (то ли от болезни, то ли от отравления) он не переставал любить её. Супруг построил мечеть Сулеймание специально, чтобы похоронить там Хюррем и после своей смерти занять место рядом с ней. Такой почести не знала ни одна наложница Османской империи.
Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!
Источник: propositive.ru