Что случилось с титаником на самом деле

Содержание

110 лет назад, 14 апреля 1912 года, затонул известный круизный пароход «Титаник». За четыре дня до этого он отправился в свой первый и последний рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, и вскоре весь мир узнал о трагедии, унесшей почти полторы тысячи жизней. Time Out рассказывает, чем славился «Титаник» до крушения, кем были его пассажиры и как реальные события отличаются от показанных в одноименном фильме.

Появление лайнера на свет

Период конца XIX — начала XX века известен как эпоха пароходов — все крупные европейские страны соревновались друг с другом в строительстве военных и пассажирских судов. В это же время продолжалась миграция в США — страну со стремительно развивающейся экономикой, которая давала возможность разбогатеть даже тем, кому не повезло со знатной фамилией. Самолеты тогда еще не появились, и единственным способом добраться на другой континент были корабли, которые могли идти несколько недель и рисковали встретиться со всеми опасностями океана. Тем не менее желающих уплыть в Америку за лучшей жизнью были тысячи, и за заветный билет на лайнер многие из них отдавали свои последние деньги.

В 1907 году британская компания White Star Line начала работу над самым большим для того времени судном «Олимпик», к которому позже присоединились «Титаник» и «Британик» — настоящие гиганты, поражавшие своей роскошью даже богачей. На борту было несколько ресторанов, бассейн, турецкие бани, гимнастический зал, корт для игры в сквош, библиотека с читальным салоном, парикмахерская, фотостудия, курительная комната, зимний сад с экзотическими растениями и огромные прогулочные палубы на нескольких уровнях.

«Олимпик» стал первым кораблем серии, поэтому именно он появился на всех газетных снимках. Очевидное внешнее сходство с «Титаником» привело к тому, что новости о катастрофе позже иллюстрировали фотографиями этого лайнера.

К слову, проблемы с количеством спасательных шлюпок были на обоих кораблях: их вместимость была меньше реального числа пассажиров примерно на тысячу человек.

Как и большинство пассажирских судов в то время, «Титаник» предлагал места трех классов. Пассажирами первого класса становились самые богатые путешественники. Немногие из них переезжали в Америку насовсем — основная часть плыла навестить родственников или же просто посмотреть на другой континент. Первому классу были доступны все перечисленные выше услуги и помещения, а их каюты были обставлены дорогой мебелью из красного дерева, отделаны позолотой и украшены произведениями искусства. Все это стоило порядка 50 тысяч долларов в переводе на современные цены.

Чуть беднее выглядели каюты второго класса, но и в них пассажиров встречали гардероб, туалетный столик, умывальник и диван. Проще всего выглядели каюты третьего класса: впрочем, сегодняшний эконом-класс с двухъярусными койками почти полностью воспроизводит их вид. Билеты сюда стоили от 114 современных долларов. Большинством пассажиров третьего класса были рабочие, эмигрирующие в США из разных стран Европы и даже России.

Пассажиры

В 1998 году фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» получил 11 премий «Оскар». В центре сюжета — невеста богатого промышленника из первого класса Роуз и бедный художник Джек, выигравший в карты билеты в третий.

Вне корабля у них не было шанса на знакомство, а здесь они нашли друг друга и влюбились. До суши, однако, доберется только один из них. Хотя оба героя вымышлены, эта история — компиляция нескольких реальных историй пассажиров «Титаника».

Режиссер назвал героиню Кейт Уинслет в честь Розы (Роды) Эббот, судьба которой была не менее трагичной. Она ехала домой вместе с двумя сыновьями и до последнего отказывалась садиться в шлюпку, не желая оставлять их. В результате она оказалась одной из немногих выживших, которых подобрали уже после крушения корабля, но оба сына погибли.

Героя Леонардо Ди Каприо назвали в честь молодого кочегара, который тоже не пережил крушение. Звали его, правда, Джозеф, однако в документах он значился просто «Д. Доусон».

История любви молодых людей из разных социальных слоев тоже реальна. Юная Роберта Майони путешествовала первым классом — она сопровождала богатую графиню в качестве служанки. На корабле девушка встретила члена экипажа, с которым у них тут же завязались отношения. Во время эвакуации юноша отдал Роберте свой спасательный жилет и значок в виде белой звезды. Этот подарок девушка хранила до конца своих дней, а вот имя возлюбленного так и не раскрыла.

Другие детали фильма тоже претендуют на историческую достоверность: оркестр продолжал играть музыку во время эвакуации (правда, доподлинно неизвестно, какую именно), женщин и детей спускали на воду первыми, а у первого и второго классов шансов выжить было больше, чем у третьего. На той палубе не было спасательных шлюпок, и, чтобы попасть на верхние уровни, им пришлось преодолевать большое расстояние. К тому моменту, как они добрались туда, шлюпок уже не осталось.

Читайте также:  Потеряли карточку в поликлинике куда жаловаться

Впрочем, сцена, где пассажиров третьего класса насильно заперли, так и не была подтверждена документально и, скорее всего, является художественным вымыслом.

Пожилая Роуз из фильма стала хозяйкой померанского шпица, что тоже неслучайно — с корабля спаслись три собаки, две из которых были именно этой породы.

А в одной из сцен эвакуации можно заметить трогательную пожилую пару — они не захотели поддаваться всеобщей суматохе и приняли судьбу, оставшись лежать в обнимку в каюте. Исидор и Ида Штраус были женаты 40 лет. По словам очевидцев, когда на шлюпки сажали женщин и детей, они велели своей служанке спасаться, а сами приняли решение не разлучаться и встретить последние минуты вместе.

Были и другие удивительные истории, о которых не рассказали в фильме. Например, молодой ирландец Иеремия Берк перед посадкой на корабль получил от матери бутылку святой воды.

Во время крушения он успел написать прощальную записку, которую засунул в эту бутылку и выбросил за борт. Через год она причалила к берегу недалеко от дома юноши, и послание добралось до семьи.

Альтернативные версии

Как и любое громкое событие, крушение «Титаника» тут же породило немало конспирологических теорий. Самые популярные из них утверждают, что корабль погубила серия взрывов, которые якобы слышали некоторые пассажиры.

До сих пор популярна версия, что «Титаник» потопили специально, подменив его потрепанным «Олимпиком» и заменив табличку с названием. Дело в том, что за несколько лет до событий старший брат лайнера тоже пострадал от столкновения, и его ремонт обошелся бы в круглую сумму. Тогда владельцы решили потопить его под видом хорошо застрахованного «Титаника». Впрочем, эту теорию уже не раз опровергли, поскольку упомянутые корабли все же не настолько похожи, чтобы их не смогли различить работники. Да и вряд ли кто-то из White Star Line решился бы инициировать трагедию, ведь репутация компании после нее сильно пострадала, а «Олимпик» и еще строящийся «Британик» пришлось срочно модернизировать.

Другая теория ссылается на то, что «Титаник» взорвали немецкие спецслужбы с помощью подводных лодок и торпед. Приближалась Первая мировая война, и противники Британии решили уничтожить корабль, который страна могла использовать против них в военных действиях на воде.

Теория звучит правдоподобно, но и в ней много несостыковок. Например, мощность торпед того времени и чрезмерная сложность операции, которая не была достойна простого пассажирского парохода вроде «Титаника». Факт взрывов тоже остается неподтвержденным — даже котлы, которые с наибольшей вероятностью могли бы его спровоцировать, были вовремя потушены и сейчас целые лежат на дне океана.

Наше время

Исследования обломков судна стали возможны лишь в 1985 году. Тогда же все узнали, что корабль разломился надвое — до этого считалось, что он затонул целиком. Предложения достать его со дна начали поступать практически сразу после крушения и до сегодняшнего дня, но такая операция, вероятнее всего, погубит останки корабля. «Титаник» продолжает разрушаться, и, по оценкам ученых, его корпус полностью распадется на части уже к концу века.

Тем не менее с борта смогли достать более пяти тысяч ценных предметов, среди которых иллюминатор, чьи-то карманные часы и даже кольцо с бриллиантами.

В Белфасте, на родине «Титаника», построили посвященный ему музей, и его здание напоминает нос корабля. Там работают девять интерактивных галерей, каждая из которых рассказывает об отдельном периоде из жизни судна и его пассажиров.

Источник: www.timeout.ru

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Трагедия, произошедшая с «Титаником», сделала его самым известным кораблем всех времен, породив множество мифов о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь весной 1912 года.

Шведский историк Клас-Йоран Веттерхольм, заявил, что «Титаник» — лучший фильм, когда-либо снятый о том, чего никогда не было. Он много лет исследовал, события, которые на самом деле произошли той ночью, общался с выжившими и членами их семей, чтобы восстановить реальные факты. И вот — самые любопытные из них:

1 Женщины и дети в первую очередь

На самом деле, когда речь идет о спасении жизни, было не до галантности: многие мужчины бросались в спасательные шлюпки раньше женщин и детей, и разница между спасенными мужчинами и женщинами составляет всего 10 человек.

2 Капитан Смит остался на корабле

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Ходили слухи, что капитан был замечен на воде. Но его тело так и не было найдено. По данным свидетелей у него был психический срыв, он вернулся к мостику и пошел ко дну вместе с кораблем.

3 Экипаж не был пьян

Слухи о том, что экипаж и капитан были пьяны и это послужило причиной трагедии, безосновательны. Когда капитан посетил званый ужин, организованный Джорджем и Элеонорой Уайденер и их сыном Гарри, миссис Уайденер заявила впоследствии, что капитан Смит не прикасался ни к капле алкоголя, и был абсолютно трезв во время крушения.

4 Мужчины не признались, что прыгали в спасательные шлюпки

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Несколько выживших мужчин прыгнули в море и выжили, но большинство из них прыгнули прямо в спасательные шлюпки, в чем они никому не признались, ведь на дворе шел 1912 год, и в то время, они были бы восприняты как трусы и стали бы социальными изгоями.

5 Тайна последней песни оркестра

Многим хотелось верить, что последняя песня, сыгранная оркестом, когда корабль погрузился в ледяной океан, была гимном. Но эта история имеет много вопросов, и скорее всего, последней песней, которую сыграли музыканты оркестра, была «Songe d’Automne».

Читайте также:  Клейковина пшеничная что это

6 Первый офицер не застрелился

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

В голливудской экранизации есть сцена, где первый офицер Уильям Мердок стреляет в пассажира, а затем поворачивает пистолет на себя, но это неправда. Он пытался освободить последнюю лодку, когда внезапной волной его унесло в океан и он утонул, а те 12 человек на лодке выжили.

7 Выжило больше мужчин из третьего класса, чем из второго

Вопреки кинематографическим данным, процент выживших мужчин, путешествующих в третьем классе, был больше, чем тех, кто путешествовал во втором. Дело в том, что большинство мужчин во втором классе были британцами и остались джентльменами до последнего, в первую очередь спасая женщин и детей. А шведские и финские мужчины, из третьего класса сами скорее прыгали в спасательные шлюпки. Поведение англичан действительно заслуживает уважения, ведь у людей во втором классе был открытый доступ к шлюпочной палубе, где они могли легко войти в спасательную шлюпку по правому борту.

8 Реальная история Джека и Розы

Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Клас-Йоран Веттерхольм говорит о прототипе героини Розы: «На нашей выставке есть настоящее бриллиантовое ожерелье, которое в фильме носила героиня Кейт Уинслет. Оно принадлежало Кейт Филипс, которой было всего 19 лет, когда она села на корабль, а Генри Морли, на самом деле, был ее богатым любовником. Ему было 47 лет, и он был женат». Пара влюбленных бежала из Британии, чтобы начать новую жизнь в Америке. В ту ночь мужчина погиб, а Кейт выжила и родила ребенка, который был зачат на легендарном корабле.

Источник: playboyrussia.com

7 заблуждений о «Титанике», которые до сих пор бытуют среди обывателей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Гибель «Титаника» является едва ли не самым известным в истории человечества кораблекрушением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все сто с лишним лет после катастрофы эта история активно расследуется журналистами и освещается в искусстве. Вот только даже столь пристальное внимание не избавило нас от немалого количества мифов о крушении знаменитого корабля, которые не соответствуют действительности. Вашему вниманию «семёрка» заблуждений о «Титанике», которые до сих пор бытуют среди обывателей.

1. «Титаник» называли непотопляемым кораблём

Якобы ещё до спуска корабля на воду его назвали непотопляемым. /Фото: travelworld.biz

Якобы ещё до спуска корабля на воду его назвали непотопляемым. /Фото: travelworld.biz

Одним из самых популярных мнений относительно «Титаника», — что его якобы считали непотопляемым судном, причём ещё до того, как тот был спущен на воду. Корни этого мифа действительно уходят в тот же 1912 год, когда вице-президент компании White Star Line Филипп Франклин сказал: «Нет опасности, что «Титаник» затонет. Он не может утонуть, и даже в случае крушения пассажиры не понесут ничего, кроме неудобств».

Вот только в реальности данное заявление если и было, то только неофициальным, а историкам не удалось обнаружить ни одного упоминания, когда такие слова произносились на официальном уровне, или что корабль так позиционировался компанией-производителем. Исследователи отмечают, что на «Титанике» присутствовала традиционная для тех времён защита от затопления, однако катастрофа — всегда сродни лотереи, и говорить, что судно ни при каких обстоятельствах не утонет, было бы весьма самонадеянно.

2. Оркестр последней мелодией играл религиозный гимн

Споры ходят даже вокруг последнего репертуара оркестра лайнера. /Фото: livejournal.com

Споры ходят даже вокруг последнего репертуара оркестра лайнера. /Фото: livejournal.com

Другой известный миф, который активно распространяется даже сегодня, это история, что, мол, в последние мгновения перед тем, как лайнер ушёл под воду, корабельным оркестром исполнялся религиозный гимн. В живых не осталось ни одного из тех музыкантов, и всех их назвали героями. А 20 апреля 1912 года газета Daily Mirror вышла с заголовком: «Музыканты, герои тонущего «Титаника», играли «Ближе, Господь, к Тебе», когда лайнер шел к гибели». Именно после этого заявления данная история и получила огромную популярность, причем настолько, что была отображена, как минимум, в двух фильмах о крушении корабля: в фильме 1958 года «Ночь, которую запомнят» и легендарной картине Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года.

Вот только в реальности всё было не совсем так. Справедливости ради, следует уточнить, что по свидетельствам некоторых выживших, оркестр на борту «Титаника» действительно играл «Ближе, Господь, к Тебе», однако вспоминали об этом те, кто эвакуировался с корабля одними из первых, то есть задолго до того, как он затонул. В то же время, немало других очевидцев утверждали, что позднее музыканты предпочли исполнять более оптимистичную музыку для поднятия морального духа пассажиров. А утверждать, что оркестром была сыграна только одна мелодия, нецелесообразно.

3. Капитан Смит был героем

В реальности далеко не все считают Эдварда Смита героем. /Фото: autogear.ru

В реальности далеко не все считают Эдварда Смита героем. /Фото: autogear.ru

Капитана «Титаника» Эдварда Смита зачастую изображают как положительного героя этой трагической истории. Во многом этому способствовала история, что он либо застрелился, либо заперся в капитанской рубке — то есть, ушёл на дно вместе со своим кораблём. И таков его образ активно тиражировался в СМИ или кинематографе. Вот только на самом деле многие эксперты очень критично относятся к деятельности Эдварда Смита во время первого и единственного рейса «Титаника», и тот факт, что он погиб с судном, по их мнению, не может быть оправданием. Так, по словам члена Исторического общества Титаника Пола Лауден-Брауна, «Смит знал, сколько пассажиров было на борту и сколько мест было в спасательных шлюпках, и при этом он разрешал спасательным шлюпкам выходить лишь частично заполненными».

То есть, капитан Смит ничего не сделал для максимальной загруженности спасательных шлюпок, чтобы сберечь жизни как можно большему количеству пассажиров. Известно, что они были заполнены только наполовину. Более того, нельзя забывать, что Смит никак не среагировал, когда получил предупреждение о возможной встрече с айсбергами на курсе «Титаника», и даже не сбросил скорость. Обстоятельства его смерти также остаются неизвестными: помимо «официальной» версии о самоубийстве вслед за погибшим кораблём, были свидетельства, что капитан прыгнул в воду или даже был замечен в одной из шлюпок с ребёнком на руках, поэтому однозначно говорить о «героичности» этого человека пока нельзя.

Читайте также:  Как научиться общаться с противоположным полом

4. Пассажиры 3-го класса во время крушения оказались заперты на нижних палубах

Пассажирами 3-го класса не настолько пренебрегали, как это обычно преподносится. /Фото: travelask.ru

Пассажирами 3-го класса не настолько пренебрегали, как это обычно преподносится. /Фото: travelask.ru

Один из самых тиражируемых мифов, который к тому же регулярно появляется на телевидении и в кино, рассказывает, что якобы пассажиры третьего класса на борту «Титаника» оказались заперты на нижних палубах, потому большинство из них и не смогло спастись. Есть такой эпизод и в сюжете оскароносной картины «Титаник» Джеймса Кэмерона.
Основой для такого предположения стала статистика выживших: по данным редакции Novate.ru, из 710 пассажиров, которые сумели спастись, лишь 174 плыли третьим классом.

Вот только в реальности никаких подтверждений такого пренебрежения пассажирами третьего класса не было. Во всяком случае не было найдено никаких доказательств того, что ворота, отделявшие третий класс от остальных, на момент, когда «Титаник» начал тонуть, были закрыты. Более того, наличие таких ворот было обусловлено не заведомо плохим отношением к тем, у кого не хватило денег на билет во второй или первый класс, а тем, что необходимо было соответствовать американским правилам в отношении новых иммигрантов, которые потенциально могли быть переносчиками инфекционных заболеваний. Потому история о запертых пассажирах третьего класса — не более чем миф.

5. Гибель «Титаника» — результат проклятия египетской мумии

В истории гибели нашлось место и для проклятия мумии. /Фото: davidcastleton.net

В истории гибели нашлось место и для проклятия мумии. /Фото: davidcastleton.net

Собственно, нет ничего удивительного в том, что история гибели «Титаника» станет хорошим плацдармом для создания мистических мифов. Самым популярным из них является заблуждение о том, что на борту корабля якобы находилась проклятая мумия, которую вывезли из Британского музея и незаконно пронесли на «Титаник». Источником этого мифа оказался один из пассажиров первого класса по имени Уильям Стед, который был известен увлечением спиритизмом и сверхъестественным, и не сумел спастись, но во время рейса рассказывал об этой мумии.

В средствах массовой информации эта легенда возникла спустя месяц после крушения корабля. А появилась она благодаря свидетельствам выживших, которые передавали слова Стеда. Одним из самых известных периодических изданий, которые тиражировали данную историю, была газета Washington Post, которая, в частности, опубликовала статью под заголовком «Призрак «Титаника»: Месть мумии настигла человека, написавшего ее историю». Вот только в реальности на борту «Титаника» во время единственного рейса никакой мумии не было, а та, о которой якобы шла речь, и тогда, и сегодня хранится в Британском музее.

6. Катастрофа «Титаника» — самое грандиозное кораблекрушение в истории

Эта катастрофа, скорее, самая растиражированная. /Фото: livejournal.com

Эта катастрофа, скорее, самая растиражированная. /Фото: livejournal.com

Крушение «Титаника» в результате столкновения с айсбергом оказалось настолько неожиданным, что огласка катастрофы в мировых СМИ была просто оглушительной. Обществу было очень трудно поверить и принять тот факт, что буквально за одну ночь погибли 1517 пассажиров из 2240 находившихся на борту корабля. Поэтому крушение «Титаника» нередко позиционируется как самая крупное подобное происшествие в истории.

На самом деле такая постановка крушения «Титаника» не соответствует действительности. Конечно, она остаётся одной из самых страшных катастроф, но были и ещё более смертоносные кораблекрушения. Так, например, 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи произошёл взрыв судна Sultana, в результате которого погибло около 1 800 пассажиров. А в новейшей истории человечества случился ещё более масштабная трагедия на воде: 20 декабря 1987 года филиппинский паром «Донья Пас» столкнулся с нефтяным танкером MT Vector — по официальной версии, погибшими оказалось 4386 человек.

7. Владелец «Титаника» — трусливый подлец

О владельце затонувшего корабля также ходит немало слухов. /Фото: vfl.ru

О владельце затонувшего корабля также ходит немало слухов. /Фото: vfl.ru

Ещё одно широко распространённое, но не соответствующее действительности мнения относится к владельцу «Титаника» Брюсу Исмею. Этот человек вошел в мировую историю как трусливый подлец, который якобы не жалел других людей ради собственного спасения. Пресса, кинематограф и телевидение тиражировали истории о том, что будто он первым впрыгнул в шлюпку, или и вовсе переоделся женщиной, чтобы его эвакуировали как можно раньше. Разозлённое общество присвоило ему прозвище «Брут» Исмей.

Вот только в реальности действия Исмея были отнюдь не такими, как их ранее изображали. Так, сохранились свидетельства выживших о том, что во время гибели «Титаника» его владелец наравне с членами экипажа помогал рассаживать пассажиров в спасательные шлюпки, усаживая в них первым делом женщин и детей, и только, как минимум, через час после начала эвакуации с тонущего судна он по приглашению команды сел в последнюю шлюпку. Более того, не оставил Исмей пострадавших и родственников погибших, выплачивая им компенсации. Фактически, первая волна гнева обрушилась на него просто потому, что он выжил, однако имя и репутация этого человека давно очищена историками.

Интересное видео с нашего канала поведает об особенностях американского пригородного жилья:

Хочешь узнать о настоящих гигантах морских просторов, на фоне которых затонувший больше ста лет назад корабль будет выглядеть просто прогулочным катерком? Тогда читай: 7 самых больших морских судов, в сравнении с которыми «Титаник» покажется игрушкой

Источник: novate.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today