Как называется звуковой объём голоса или музыкального инструмента?
#Музыка #Универ: Прокачай общагу! #Сложность: 50 #Пандарина
Как называют второй голос в музыкальной партии?
#Музыка #Сложность: 50 #Пандарина
Какую фамилию носит один из участников харьковского музыкального дуэта 5’nizza?
#Сложность: 400 #Пандарина
Какая из этих учебных дисциплин, как правило, не является обязательной в программе детских музыкальных школ?
#Сложность: 400 #Пандарина
Какое слово пропущено в названии школьного учебника «. и начала анализа»?
#Универ: Прокачай общагу!
Изображение какого царя не представлено на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде?
#Памятники #Сложность: 3000 #Пандарина
Название какой страны происходит от названия реки?
#Сложность: 10 #Пандарина
Из какого города плывут в Бразилию суда «Дон» и «Магдалина» в оригинале стихотворения Р. Киплинга, ставшего популярной бардовской песней в переводе С. Маршака?
#Сложность: 5000 #Пандарина
Источник: umnik.net
Организация игрового аппарата начинающего пианиста. Общие положения
Организация игрового аппарата маленького пианиста ; некоторые основополагающие моменты начального этапа обучения.
Оценить 3115 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Феодосийская детская музыкальная школа №1»
Организация игрового аппарата начинающего пианиста.
Общие положения
Трубенкова Л.А.,
Период первоначальной адаптации к инструменту является чрезвычайно ответственным этапом в судьбе будущего пианиста. Психологическая готовность к обучению, творческая активность, пластичность игрового аппарата, присущие детям младшего школьного возраста, – все это создает благоприятные условия для формирования устойчивых слухо-двигательных комплексов.
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Маленький пианист не располагает детским инструментом соответствующего (маленького) размера (как, например, скрипачи или виолончелисты). Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который требует довольно большого размера и специфической формы руки.
В первый год обучения начинающий пианист должен изучить большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Это ставит задачу овладения многообразными приемами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Некоторые педагоги предпочитают такой способ формирования пианистического аппарата, при котором игровые движения подсказываются ученику по ходу изучения пьесы. Как правило, все они тесно связываются лишь с контекстом данной пьесы и не осознаются ребенком как самостоятельные приемы для использования в дальнейшем репертуаре. Поэтому работать над освоением игровых движений следует целенаправленно, последовательно.
Неправильно думать, что работа над «постановкой рук» занимает лишь определенное небольшое количество уроков и изолирована от всей остальной работы по воспитанию и развитию маленького музыканта. Во-первых, любой навык является усвоенным не после его понимания учеником, а лишь после его двигательной автоматизации. Во-вторых, ученик растет, изменяются пропорции и двигательные возможности руки, появляются новые технические приемы, – все это требует внимательной корректировки движений и постоянного внимания к пианистическому аппарату на протяжении длительного периода обучения.
Детский игровой аппарат имеет свои особенности и отличия; это связано, во-первых, с возрастными различиями, во-вторых, с индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Поэтому при первом знакомстве с учеником ст о ит определить степень подвижности кисти, участие в движении крупных мышц плеча и предплечья, силу пальцев, величину подушечек, что определит будущее погружение в клавиатуру.
Всю работу по организации игрового аппарата начинающего пианиста можно разделить (условно) на два этапа: подготовительный (доинструментальный, вне инструмента) и непосредственно работу на инструменте. Каждый этап решает определенные задачи в формировании необходимых игровых ощущений и движений. Буквально с первых уроков мы начинаем подготовку рук ученика к первому прикосновению к клавиатуре, это подготовительные, вспомогательные гимнастические упражнения, пальчиковые игры и т.д., цель которых – подготовка к новым двигательным ощущениям, воспитание базовых ощущений каждой руки отдельно и их координации. На втором, «инструментальном» этапе постепенно вводятся упражнения: от извлечения одного звука до освоения различных приемов ( legato , nonlegato , staccato ) и их сочетаний.
Наметим и обоснуем основные моменты, на которые педагог должен обратить особое внимание при переходе ко второму этапу – работе непосредственно за инструментом.
Начинается работа за инструментом с правильной посадки начинающего пианиста как основы правильного положения рук и пальцев будущего музыканта. Посадка должна быть удобной для выработки всех движений рук и сохранять необходимую свободу во время исполнения.
Итак, правильная посадка за инструментом – это правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение юного музыканта на стуле, а именно: правильное положение спины, плеч, локтей и кистей рук, и как результат — правильное положение пальцев рук на клавиатуре. Для этого необходимо правильно определить:
— местоположение стула по отношению к клавиатуре ( строго посередине);
— расстояние от клавиатуры;
— высоту над полом, на которой должен быть начинающий музыкант;
— положение обеих рук, локтей, запястья;
— положение ног на полу.
Садиться на стул следует неглубоко, чтобы корпус мог свободно наклоняться вперед, назад, вправо и влево. Это дает возможность использовать в игре всю клавиатуру. Положение на кончике стула лишает пианиста необходимой устойчивости и опоры.
В целом, посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом слегка отодвинуты от корпуса, так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух («воздушный шарик»).
Положение корпуса – это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика. Спина должна быть прямой, вертикальной, плечи расслаблены и опущены. Хорошая опора на ноги так же поможет сохранять правильную осанку. Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет работу мышц плеча, спины, груди, плечевого пояса.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение так называемого «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержка всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придаёт руке упругость, лёгкость; от неё зависит упругий, активный тонус мыщц, необходимый для успешной работы пианиста.
Положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Предпочтительнее всего естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их. Естественно свободная кисть имеет округлую форму – это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руку, свободно висящую вдоль корпуса; пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты – кисть имеет пианистически правильную форму.
Пальцы должны находиться на поверхности клавиш, достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться». Важно с самого начала правильно определить положение пальцев на клавишах. Длинные 2, 3, 4-й пальцы стоят на одной линии, ближе к черным клавишам, их расположение на краю клавиш лишает 1-й палец места на клавиатуре, что создает дополнительные трудности, например, при переходе к черным клавишам и др. Более короткий 5-й палец располагается ближе к краю клавиши. При этом 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью, наиболее естественное его положение – слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с другими пальцами.
Наиболее удобным и целесообразным будет положение кисти с опорой в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом».
Предложенная форма руки и расположение пальцев на клавиатуре являются удобными и целесообразными, к ним надо стремиться, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений.
Часто педагоги начинают обучение пианиста с требования свободы рук, в то время как у учащегося понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности игрового аппарата. Совершенно расслабленными руками играть невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие.
Кроме того, частые напоминания о свободе: «опусти плечи», «освободи локоть», «не напрягай кисть» и т.п. – вызывают у маленького ученика особое внимание к этим частям аппарата и как результат – их зажатость. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей, о сочетании упругости тонуса с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течёт звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создаётся такое впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. «Проводимость звука» – это, прежде всего, отсутствие зажатий, фиксаций, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния пианиста с инструментом. Исполнитель и инструмент становятся как бы единым организмом: пальцы ощущаются «продолжением струн», ладонь – продолжением пальцев, предплечье и вся за ним рука продолжают ладонь.
Работая над формированием первоначальных игровых навыков, педагог ставит перед собой и учеником определенные задачи: во-первых, научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом дифференцированно, уметь соединить одновременно в движении руки многоплановые тенденции: напряженность конца пальца, мышечно-пружинящий свод, эластичность запястья, свободное движение локтя, тяжесть в плече. Каждое из этих «ощущений» требует отдельного внимания и развития. Во-вторых, помочь ему усвоить основные формы пианистических движений. Для этого необходимо:
1 – организовать округлую форму кисти, мышечно-упругий свод; 2 – воспитать цепкость и чуткость кончиков пальцев, извлечение звука прикосновением ко «дну» клавиши, а не к ее «немой» поверхности; 3 – обучить движениям запястья: вертикальному, горизонтальному, кругообразному; 4 – определить положение и действия первого пальца, часто создающего при игре на фортепиано серьезные трудности; 5 – обучить основным принципам пальцевой и весовой игры.
Решение различных художественных задач при исполнении тех или иных произведений требует использования различных типов технических движений, которые должны стать базовыми навыками. Например, в основе исполнения пассажей лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.
С первых шагов обучения игре на фортепиано основным должно стать достижение красивого, певучего, сочного звука, а значит – правильного звукоизвлечения. Отношение к звучанию, а значит и звукоизвлечению, необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в отдельности и всей руки в целом.
Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. В арсенале каждого педагога есть различные способы и упражнения для достижения нужного результата в этом направлении.
Основная цель работы педагога в области воспитания пианистических навыков состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и воспитывать их в себе, правильно их использовать.
Методическая литература.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1988г.
Москаленко Л.А. «Методика организации пианистического аппарата». – Новосибирск, 1989г.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967г.
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». – М., 1989г.
Источник: www.prodlenka.org
Что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе
А о нас же чуть больше рассказано на главной страничке. Сохранение аниме в своих списках Буду смотреть/Просмотрено, добавление заметок, удобное представление серий и автозапоминание последней просмотренной, быстро выходящие онгоуинги, отдельный видео-музыкальный раздел с AMV-шками, подборки анимешек и многое-многое другое
Желаем приятного просмотра (◕‿◕)
Квакь Мурьк
Понятненько
Эта вкладка была создана, чтобы каждый мог наиболее быстро и просто связаться с нами. Не нужно переходить ни по каким ссылкам и даже открывать свою почту, а только лишь — написать Email, и ответ прийдёт на него. Мы не используем онлайн-чат, поскольку, как оказалось, он не столь удобен и пользователям, и нам. А таким образом каждый из нас спокойно получит сообщение и также спокойненько ответит
Источник: waios.org