Что такое балет в музыке определение

Доклад: Балет. Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

ПОНЯТИЕ БАЛЕТ В МУЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Современный балетный костюм (костюм феи Драже из спектакля «Щелкунчик») Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант.

В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея» (1801) предпринял первую попытку симфонизации балета.

Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Балеты Делиба «Коппелия» (1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами.

Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца. В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). История русского балета начинается с 1738 года.

Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства.

Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче.

Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах.

Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре.

В сентябре 1737 он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде.

Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л.

В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» (1907). В на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева».

Читайте также:  В какую профессию можно поиграть дома

После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Танец модерн — направление в танцевальном искусстве появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь.

Это возникшее в начале ХХ века движение (родоначальницей его считается Айседора Дункан), служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.

Смотрите также

  • МУЗЫКА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ БАЛЕТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ Музыка для занятий балетом для детей . Из опыта работы знаю, что как правило в целях экономии, концертмейстера хореографическому коллективу выделяют не…
  • БАЛЕТ ПОНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Балет понятие для детей . План-конспект совместной деятельности «Знакомство с балетом» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Музыкальной…
  • ЛАТИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ МУЗЫКА Все песни Музыка Латино скачать mp3. Best Latin Music – Blanco y Negro Latino. LATIN HITS 2018 ? LATINO PARTY MIX ? FIESTA LATINA ? BEST REGGAETON,…
  • МУЗЫКА ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ ДЕТЕЙ Музыка джаз модерн для детей . 1. Coming Home 2. Salt 3. Hit The Ground 4. Another Angel 5. A Taste of Honey 6. Hey Mann 7. When I Fall 8. Speak Your…
  • МУЗЫКА ТАНГО ДЛЯ ДЕТЕЙ ОПА! МУЗЫКА. О! музыка: Tango (танго) – Танго, для детей. МУЗЫКА ТАНГО ДЛЯ ДЕТЕЙ Исполнитель: VA Песня: Tango Motion-Neo Tango Chill (о танго. страстное…

Источник: coronadance.ru

Что такое балет

Классический балет – это отдельный мир, полный сказочных образов, невероятных музыкальных созвучий, игры, движения, пластики, цвета и света.

Это соединение всех искусств, «решивших подружиться» ради уникальной возможности воздействовать на зрителя сообща, всеми способами: музыкальным аккомпанементом, танцем, актёрским мастерством, яркостью декораций.

Побывать на балетном спектакле обязательно нужно хотя бы однажды. Не слушайте тех, кто говорит, что балет – это скучно. Просто нужно заранее познакомиться с историей жанра, понять, что к чему. Об этом – читайте ниже.

Балет — это.

Балет – это вид театрально-музыкального искусства, ведущим средством выражения художественной идеи в котором служит танец.

Любой балетный спектакль создаётся на основе некого сюжета (что это?), который описывает драматург или либреттист. Затем театральный режиссёр продумывает сценическое воплощение идеи, а балетмейстер ставит непосредственно танец.

Балет бывает и бессюжетным. Такое изменение его структуры произошло в 20-м веке, когда сюжет перестал быть обязательным элементом во всех видах искусства. В таком случае спектакль всё равно имеет некую содержательную заданность, идею, эмоциональный посыл.

Иными словами, балет — строго согласованное действо, в котором имеет значение каждая деталь.

Немного истории

Слово «балет» родилось в Италии, при дворе, как обязательная танцевальная церемония известных на всю Европу красочных и весёлых праздников. Слово переводится простым и понятным глаголом «танцую».

В 15-м столетии королевский танцмейстер Доменико да Плаченца предложил назвать этим термином несколько бальных танцев, объединённых общим вступлением и финалом.

Собственно же балет в его современном понимании появился спустя целый век. Премьерой официально принято считать музыкально-танцевальный спектакль «Цирцея или комедийный балет королевы», поставленный Бальтазарини ди Бельджойозо в Париже в 1581 году.

Цирцея или комедийный балет королевы

Вероятнее всего, балет привезла во Францию Екатерина Медичи, итальянка по происхождению. Она покровительствовала художникам и музыкантам, одним из которых и был её соотечественник Бальтазарини.

Его постановка, приуроченная к свадьбе особ королевской крови, длилась пять часов и осталась в памяти очевидцев как зрелище необычайной красоты.

В России первым танцевальным спектаклем стал «Балет об Орфее и Эвридике», поставленный в 1673 году при дворе Алексея Михайловича. Автором музыки предположительно был Готфрид Шютц, постановщиком – Никола Лима. Он же исполнял партию Орфея.

Для премьеры в подмосковном селе Преображенское была специально построена «комедийная хоромина». После «Орфея и Эвридики» там было поставлено ещё несколько спектаклей, но после смерти царя это начинание прервалось, возродившись в совершенно новых условиях лишь на рубеже 18-19 веков.

Подлинное рождение современного романтического балета связывают с именем П.И.Чайковского. Его гениальная музыка стала лейтмотивом (это как?), душой балета: не сопроводительным инструментом, а полноценной и полновластной силой, организующей основное действие.

Читайте также:  Что в женщине привлекает мужчину больше всего

Балет лебединое озеро

«Щелкунчик» и «Лебединое озеро» — те спектакли, с которых стоит начать своё знакомство с балетом.

Как подготовиться к походу на балет

Чтобы происходящее на сцене не было для вас неожиданностью, имеет смысл заранее познакомиться с текстом либретто. Это литературное произведение, кратко излагающее сюжет постановки.

Кроме того, нужно знать, идя на балет, что это – колоссальный труд артистов.

Каждая постановка стоит им ежедневного многочасового труда, в котором присутствуют не только радость творчества, но и бесконечный механический труд, огромные физические нагрузки, которые придутся по силам далеко не каждому спортсмену.

К примеру, в прошлом для того, чтобы называться почётным именем балерины, танцовщице было необходимо отыграть определённое количество спектаклей, перейти из кордебалета (массовые, групповые танцы, подобно хору в опере) в солистки.

Современные артисты балета – великие труженики, за плечами которых стоит тяжелейший, полный различных испытаний творческий путь.

Чтобы настроиться на восприятие балетного спектакля, можно посмотреть фильмы о балете и балеринах:

  1. — «Анюта» А.Белинского и В.Васильева (1982);
  2. — «Мания Жизели» А.Учителя (1995);
  3. — «Билли Эллиот» С.Далдри (2001);
  4. — «Чёрный лебедь» Д.Аронофски (2011).

Если вы предпочитаете книги, с балетным миром помогут познакомить такие произведения, как «История одной девочки» Марианны Сизовой, «Шесть балерин на одного папу» Паолы Дзаннонер, «Женщины Лазаря» Марины Степновой.

Сложное и многогранное искусство балета обязательно отзовётся в душе своей необычностью и масштабностью.

Живя в России, гордящейся своей непревзойдённой классической балетной школой, ни разу не видеть балета даже немного неловко.

Если с первого раза что-то покажется непонятным, не пугайтесь. Берите билет – и вперёд, за новыми впечатлениями!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Сейчас много говорится о том, на какие жертвы приходится идти танцовщикам, потому невольно возникают мысли, что даже самые красивые постановки того не стоят. Люди портят свое здоровье и молодыми выходят на пенсию с анорексией и больными суставами. Так не должно быть.

Современные дети уже точно плохо представляют, что такое балет. Такое творчество более подходит для старшего поколения.

Ваш комментарий или отзыв

Источник: ktonanovenkogo.ru

Что такое балет в музыке определение

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

балет

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории балета и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

история балета

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского .

Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие.

Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова (« Раймонда »), И. Стравинского (« Жар-птица », «Весна священная», « Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина . В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

Чайковский балет «Лебединое озеро» А. Глазунов балет «Раймонда»

И. Стравинский балет «Жар-птица» С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

Кто такая балерина?

Читайте также:  Как носить зимнюю куртку без капюшона

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Лебединое озеро

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» — американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля.

Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин.

Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Балет «Лебединое озеро»

Источник: soundtimes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today