(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами.
Если цель Д. — достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса.
Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие.
Правила ведения дискуссии
Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.
Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике — «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений.
Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полемика.
Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.
Д. — одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.
ЯЖПРЕПОД 87 — Спор. Дискуссия. Полемика.
Источник: Философский словарь
Значение термина «дискуссия» в других словарях
(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами.
Если цель Д. — достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса.
Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие.
Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.
Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике — «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений.
Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми- ка.
Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.
Д. — одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.
Источник: Словарь логики
дискуссия
(от лат. discussio — рассмотрение — исследование), обсуждениекакого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь
дискуссия
— рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, проблемы на собрании, в беседе, в печати.
Источник: Исторический словарь
Источник: kakoeslovo.ru
Что такое дискуссия
Известная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений». Она довольно близко отражает суть слова «дискуссия» – синонима к словам диспут (что это?) или полемика.
Но в отличие от них, это наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения. Узнаем подробнее, что такое дискуссия, каковы её характерные черты и области применения.
Дискуссия – что это?
Дискуссия – это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь компромиссного решения. Произошло от слова discussio, употребляющегося в латинском языке в значении «рассмотрение», «исследование».
В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:
Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.
Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.
В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.
Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.
Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.
Характерные черты публичной дискуссии
Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.
Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.
Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:
- место и время мероприятия обговариваются заранее;
- в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
- аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами (что это такое?);
- общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
- обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
- при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.
Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.
Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.
Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.
Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.
Дискуссия как инструмент педагогики
В педагогике дискуссия рассматривается как одна из форм образовательной деятельности, побуждающая к развитию осмысленного мышления и проявлению инициативы обучающихся.
Представляет собой равноправное обсуждение педагогом и учениками прочитанных книг, последствий тех или иных исторических событий, проблем различного характера, ситуации в школе. Результатом совместных обсуждений является лучшее понимание учебного материала и новый взгляд на изучаемые или происходящие события.
Учебная дискуссия строится на равноправном сотрудничестве обучающихся и преподавателя с целью углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения.
Для педагога важен «конечный результат» дискуссии как формы обучения – сформировать высокую культуры общения обучающихся и побудить их к поиску альтернативных вариантов решения проблем и выхода из сложных ситуаций.
Краткое резюме
Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.
Часто в городах создаются специальные дискуссионные клубы, где каждый желающий, имеющий определённую точку зрения на какую-либо проблему или ситуацию, может прийти, высказаться и узнать мнения других людей.
Проводить дискуссии полезно, особенно для подрастающего поколения. Вот почему эта форма обучения набирает всё большую популярность в педагогике.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Дискуссия конечно вещь хорошая, но нельзя же всё время только дискутировать, нужно ведь и какие-то действия предпринимать. В любом случае, одним красноречием ничего доказать невозможно, необходимо ещё и опытным путем подтверждать свою правоту.
В дискуссии важно не только уметь грамотно и корректно озвучивать собственные мысли, но и слушать собеседника. Часто можно наблюдать противоположное явление. Тогда ни о каком достижении истины речь не идет, каждый оратор просто пытается самоутвердиться и навязать свою точку зрения.
Дискуссия действительно могла бы стать отличным инструментом в педагогике, но большинство учителей вообще не приемлют равноправного обсуждения.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Что такое дискуссия?
В русском языке можно встретить немало слов, смысл которых понятен не сразу. Не все знают точное значение и слова «дискуссия», о котором пойдёт речь в данной статье.
Если кратко, слову «дискуссия» можно дать такое определение:
Дискуссия – это тип спора, при котором обсуждается какая-либо проблема с целью достижения компромиссного решения. Слово «Дискуссия» происходит от discussio, что в переводе с латинского означает «обсуждение».
- Что такое дискуссия простыми словами?
- Публичная дискуссия
- Дискуссия в педагогике
- Виды дискуссий
- Подведём итоги
Что такое дискуссия простыми словами?
Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с обязательным рассмотрением различных позиций. Например, дискуссии могут быть среди биологов на тему влияния живых бактерий на организм человека. Участниками дискуссий являются люди, которые обладают теоретическими и практическими знаниями в той области, в которой ведётся обсуждение.
Темой обсуждения обычно является животрепещущий вопрос, представляющий одинаковый интерес для всех участников команды. Содержание таких вопросов должно быть актуальным, учитываются обычно любые, даже самые противоречивые мнения. В ходе дискуссии участникам необходимо прийти к какому-то общему мнению. Дискуссия обычно направлена на то, чтобы максимально примирить все противоречия в обсуждаемом вопросе путём нахождения наилучшего решения проблемы, которое удовлетворило бы все стороны или, по крайней мере, большую часть аудитории.
Цель дискуссии – достижение согласия между участниками спорного вопроса, нахождение определённого компромисса, ориентированного на поиск истины или наилучшего решения.
Дискуссии могут проходить публично или в тесном семейном кругу. Самый простой пример из жизни – помочь ребёнку решить сложную математическую задачу: родители с участием бабушек и дедушек предлагают разные решения, чтобы найти единственно правильный ответ.
Публичная дискуссия
Публичная дискуссия – это последовательность высказываний участников по спорному вопросу или проблеме, имеющей общественное значение.
Публичное обсуждение имеет следующие характеристики:
● место и время проведения мероприятия согласовываются заранее;
● в обсуждении участвуют несколько человек и ведущий;
● аргументированность позиции: при обсуждении вопроса каждая сторона доказывает и обосновывает свою позицию известными доводами, фактами и тезисами;
● общение между участниками происходит как взаимодействие между партнёрами, а не как между противниками в споре;
● дискуссия предполагает выслушивание всех участников, выражение собственного мнения и использование невербальных способов общения (жесты, мимика);
● решение проблем предполагает анализ и совместную деятельность по поиску наилучшего решения обсуждаемой проблемы.
Если в какой-то ситуации возникают разные мнения и нужно определиться с правильным решением, то это хорошая возможность организовать дискуссию.
Дискуссия в педагогике
В педагогике дискуссия рассматривается как форма педагогической деятельности, стимулирующая осмысленные решения и инициативу со стороны учащихся. Это равноправное обсуждение между учителями и учениками прочитанных книг, последствий каких-либо исторических событий, разного рода проблем и ситуаций в школе.
Результатом является лучшее понимание того, что было изучено, а также новый взгляд на происходящие и изучаемые в школьной программе события.
Учебные дискуссии основаны на равноправном сотрудничестве между учащимися и учителем для углублённого и многогранного обсуждения идей и мнений. Для учителя важен «конечный результат» дискуссии как формы обучения – формирование у учащихся высокой культуры общения и побуждение их к поиску альтернативных путей решения проблем и нахождению выходов из сложных ситуаций.
Виды дискуссий
Различают следующие виды дискуссий:
1. аподиктическая дискуссия – дискуссия, направленная на достижение истины путём соблюдения логических правил вывода;
2. эристическая дискуссия – дискуссия с целью убедить оппонента в своём мнении (своеобразный «спор ради самого спора»);
3. софистическая дискуссия – дискуссия с целью победить во что бы то ни стало. В обсуждении используются такие логические приёмы, как софизмы, введение человека в заблуждение и т.п.;
4. диалектическая дискуссия — дискуссия, претендующая лишь на достижение правдоподобия.
Подведём итоги
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дискуссия – это продуктивный спор, в котором рождается истина. Такой спор всегда направлен на поиск правильного ответа на важный вопрос.
Во многих городах можно встретить дискуссионные клубы, куда может прийти любой, у кого есть своё мнение о какой-либо проблеме или ситуации, высказаться и узнать мнение по этому вопросу других участников дискуссии.
Дискуссии полезны, особенно для подрастающего поколения. Именно поэтому такая форма обучения становится всё более популярной в педагогике.
Источник: prosto-interesno.ru