Эйдетическая (греч. «эйдос»- образ) особый вид памяти. Эйдетика это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать.
Публикация «Развитие эйдетической памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Система эйдетики — память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого — «образ». Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Использование эйдетических форм обучения позволяет решить: развитие всех видов памяти; активизировать умственные процессы; развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности, воображения, внимательности; способствовать развитию образной памяти и природных способностей обучающихся; задачи на развитие познавательных способностей.
Эйдетическая память Шелдона Купера
В большинстве детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память.
Такое обучение противоречит заложенному природой процессу развития мозга. Поэтому дети, особенно дошкольного возраста, испытывают чувство психологического дискомфорта. Современные научные исследования показывают, что причиной многих болезней является постоянный психологический дискомфорт.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Эйдетика – одно из уникальных направлений учения в психологии, которое направлено на изучение эйдетизма. Как известно эйдетизм представляет собой специфический вид памяти, основанный на зрительных образах, впечатлениях. Он расширяет возможности детей дошкольного возраста.
Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты. Даёт возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.
У Меня ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ Память. Задавайте Вопросы
Польза эйдетизма для ребенка заключается не только в лёгкости запоминания объектов, текстов, цифр, иностранных слов, лиц, формул, и т. д. Но в целом он облегчает любое усвоение материала, что особо важно в процессах обучения и работы с детьми дошкольного возраста, сокращает время выполнения заданий, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно и необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.
Таким образом, как уже было сказано выше, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие эйдетизма будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой с детьми дошкольного возраста. Так в своей группе совместно с детьми мы разработали ряд эйдетических таблиц : к сюжетно-ролевым играм, к исследовательской деятельности, которыми дети могут пользоваться как в свободное время, так и на занятиях.
Публикации по теме:
Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Презентация «Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР» МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных.
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Загадочная эйдетическая память
Хотели бы вы обладать такой памятью, которая позволяла бы вам мгновенно запоминать и быть способными воспроизвести все, что вы видите и слышите? Как бы существенно в таком случае сократилось время подготовки к экзаменам, важному семинару или конференции. Вы могли бы поддержать абсолютно любой разговор, оперируя той информацией, которую когда-либо в жизни приходилось слышать или видеть. Удивительно, но такие способности у людей бывают. Дар запоминать все со скоростью звука, а потом с такой же легкостью все воспроизводить – это не что иное, как эйдетическая память.
Природная данность
Эйдетическая память, как считают многие ученые, присуща большинству людей в младшем дошкольном возрасте. В это время дети мало к чему подходят с логической точки зрения. Работают только основные органы чувств. Позже в школе эти способности постепенно угасают, заменяясь причинно-следственным мышлением. Однако считается, что эйдетическая память может быть восстановлена.
Дело в том, что человеческий мозг используется только на 3-5 процентов из всех своих возможностей. Некоторые ученые предполагают, что в голове у человека записывается все, что он видит, слышит и чувствует (сохраняется эйдетический образ). Намного сложнее эту информацию «вынуть с полочек» мозга.
Данная теория подтверждается так называемыми «проблесками» памяти во время приступов эпилепсии у больных либо во время сеансов гипноза. Откуда-то же эта информация берется. Хочется думать, что в будущем развитие памяти человека достигнет такого прогресса, что возможности мозга будут использоваться хотя бы наполовину.
Эйдетическая память встречалась у людей в течение последних десятков и сотен лет. Однако таких примеров единицы. Так, прототип киноленты «Человек дождя» мог с легкостью запоминать огромное количество цифр, не путая их последовательности, и извлечь их из своей головы в любое время. Он мог вспомнить любой день из своей жизни вплоть до каждой секунды.
Другие представители «одаренных людей» могли мгновенно посчитать большое количество мелких предметов, смотря как бы сквозь них, или прочесть (понять и запомнить наизусть!) целый разворот книги менее чем за десять секунд. Кто-то помнил наизусть все прочитанные за жизнь книги (которых насчитывалось более десятка тысяч).
Минусы эксклюзивной памяти
Эйдетическая память имеет свои некоторые недостатки. Почти все люди, обладавшие ею, были не до конца развиты в других отношениях (главным образом – в физическом). Никто не берется утверждать, что уникальная память заменяет некоторые другие функции организма. Однако подобная тенденция существует. При отчаянных попытках самостоятельно или с чьей-либо помощью извлечь из памяти нужную информацию некоторые люди навсегда ломали свою психику (доходило до шизофрении и даже суицидов).
Мозг способен нарочно «забывать» ненужные данные или воспоминания, отгораживая человека от сложных переживаний. Если эта способность упраздняется, то иногда становится сложным сохранять психическое равновесие.
Тренинги и современные технологии
Существует множество занятий по улучшению памяти, внимательности и скорочтению. Ученые утверждают, что память можно и нужно развивать. Этому посвящено множество тренингов. Возможно, они не сделают из обычных людей гениев, однако улучшить их способности вполне могут. Кроме того, специалисты корпорации Intel смело утверждают, что не пройдет и десяти лет, когда в головы людей будут вживляться чипы-процессоры, заменяющие слабую природную память.
Источник: www.syl.ru
Методики раннего развития: система эйдетики
Система эйдетики, в основе которой лежат возможности образной памяти человека, подходит не только для малышей, но и для подростков. Но в раннем возрасте она работает более эффективно, так как у маленького ребенка способности к воображению проявляются намного лучше, что способствует запоминанию, развитию интереса к учебе и позитивному настрою.
Независимо от того, какую профессию в будущем выберет малыш, ему не обойтись без хорошей, тренированной памяти. Из-за лавинообразного объема информации, который заполняет современные школьные программы, даже обучение в обычной школе будет нелегким, если родители не озаботятся подготовкой памяти ребенка заранее. Именно поэтому многие специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению в раннем возрасте, когда способность ребенка к запоминанию находится в апогее, с опорой на природное образное мышление.
Очень эффективным помощником в развитии памяти малыша может стать система эйдетики, о которой мы сегодня и поговорим.
Несколько слов о происхождении системы эйдетики
Термин «эйдетика» имеет греческое происхождение (собственно как и множество других специальных педагогических и психологических терминов): «эйдос» — образ, а эйдетика – система запоминания на основе образного восприятия предметов. Соответственно, эйдетизм – это способность мысленно представить себе предмет, которого нет в поле зрения.
Закономерность образного мышления на этапе раннего развития детей впервые доказал немецкий психолог Э. Йенш в 1920-х годах. Хотя основателем эйдетики является сербский ученый Виктор Урбанчич – именно он в 1907 году ввел в науку понятия «эйдетизм» и «эйдетика».
В России данная система развития памяти, как практическое направление в психологии, получила известность в 1989 году благодаря работам известных психологов: П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии. К большому сожалению, должного внимания со стороны научного сообщества система эйдетики не получила, поэтому исследования в этой области, по ряду причин, были приостановлены на долгие годы.
Однако мимо системы эйдетики не прошел доктор педагогических наук Игорь Юрьевич Матюгин, который в том же 1989 году зарегистрировал авторскую методику, направленную на развитие памяти. Именно он является основателем российской школы эйдетики, а также автором научных работ в этой области и методических учебников. Его работы, включая серию книг (более 20) о развитии образной памяти, популярны не только в России, но и во многих странах Европы. Авторские методики запоминания И. Матюгина легли в основу таких фильмов, как «Приемы эффективного общения» и «Суперпамять».
Сегодня Игорь Матюгин, директор «Школы эйдетики», профессор РАЕН и преподаватель МГИМО, РЭУ им. Г.В.Плеханова и Русской школы управления, занимается подготовкой инструкторов. По его методике работают более 3 000 специалистов, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Особенности системы эйдетики
На ранних этапах развития цивилизации, когда не существовало письменности, люди запоминали предметы и явления только с помощью зрительного восприятия, запоминания цвета и формы. При этом в процессе изучения участвовали не только глаза, но и органы осязания и обоняния. Для запоминания активно использовалось образное мышление – память, как воспроизведение и отражение накопленного опыта, узнавания. Позже, с появлением письменности, люди научились выражать образы в виде букв и цифр.
Образное мышление у современного человека, как считают ученые, сохранилась на генетическом уровне. При этом способность представлять предметы, которые не находятся в поле зрения, больше всего проявляется в первые годы жизни, у детей раннего возраста.
По мере взросления, обучения чтению и письму, образное мышление «притупляется», но не исчезает совсем. Исследования немецких ученых еще в 30-е годы прошлого столетия показали, что все дети обладают явными или скрытыми эйдетическими способностями, примерно, в равном соотношении: 40% — явных и 60% — скрытых эйдетиков. Яркая образная память свойственна также и взрослым людям, которые сохраняют великолепную способность к обучению на протяжении всей жизни.
Сегодня система эйдетики вновь привлекла внимание научного сообщества и стала актуальной для практического применения, так как исследования показывают, что она развивает не только память, но и неординарное мышление, познавательную активность. Специалисты отмечают, что применение методики позволяет запоминать большое количество слов, не связанных между собой по смыслу, длинные ряды цифр. Данная методика раннего развития успешно используется для изучения иностранных языков в раннем возрасте, улучшает память, способствует концентрации внимания, сокращает затраты времени на выполнение домашнего задания.
Как проходят занятия по системе эйдетики?
Инструменты этой методики с успехом могут использовать не только педагоги и воспитатели, но и родители. Оптимальные условия для применения – ежедневное общение с ребенком и совместные игры, в ходе которых взрослым нужно проявить фантазию, придумать задание, направленное на развитие зрительной памяти и образного мышления. Обязательно во время таких занятий нужно уделять внимание развитию речи — описание предмета с помощью эпитетов и образных сравнений не только пополняет лексический запас ребенка, но и способствует развитию его фантазии и образной памяти.
Реализация системы эйдетики включает в себя использование таких приемов, как: