Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии. Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно.
Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.
Чем отличается фантазия от воображения?
Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.
Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.
А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.
Патологические фантазии // Дезадаптивные мечтания
Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.
Фантазия
Воображение
Ситуация, далекая от реальности
Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться
Так и остается вымыслом
Может воплотиться в жизнь
Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.
Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?
- он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
- он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
- он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.
Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.
Различают несколько видов воображения
- Воссоздающее. Например, ребенок прочитал книжку, услышал сказку, запомнил урок, и по данной информации изображает то, что узнал из внешнего мира.
- Творческое, или креативное. Ребенок рисует, пишет или создает своими руками то, что придумал сам. Его мысли и идеи становятся реальностью на листах бумаги, в глине или в красках.
- Неуправляемое. Детство часто связано у нас с необъяснимыми вещами, творящимися у нас в голове. Поэтому иногда малыш создает разнообразные нелепицы. В отличие от творческого вида воображения, у этих небылиц нет логической завязки и завершения.
Проживаю жизнь в своей голове // Фантазирование // Для чего нам воображение и фантазии?
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения.
В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?
Советы для родителей, как развить воображение:
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать.
Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница?
На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.
Способы развития фантазии и воображения
Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.
- Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
- Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
- Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
- Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
- Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.
Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.
Источник: amakids.ru
ФАНТАЗИЯ
Фантазия — форма осознаваемой психической активности, в процессе к-рой создаются образы или мысленные образования, не являющиеся прямым отображением предметно-чувственного мира или актуализацией прошлого опыта субъекта. Фантазии обычно отождествляют с воображением, хотя некоторые исследователи склонны различать эти понятия, относя к фантазированию лишь такую психическую деятельность, в процессе которой возникают реально неосуществимые образы и идеи.
Фантазии — одно из выражений творческой активности сознания. Она осуществляется на основе оригинальных для каждого человека аналитикосинтетических преобразований информации, хранящейся в памяти. Фантазия проявляется в проектировании и прогнозировании будущих событий как желательных (напр., в мечтах), так и нежелательных.
Содержание фантазии определяется ценностной ориентацией личности, ее интересами, стремлениями, опасениями, надеждами, идеалами. Элементы фантазии включены во всякий познавательный процесс. В. И. Ленин отмечал, что уже в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее есть известный кусочек фантазии. В научном познании роль фантазии особенно значительна при осмыслении проблемной ситуации и на стадии формирования гипотезы.
Однако она может вести и к отрыву от действительности, уводить от истинного познания, быть выражением социальной пассивности личности (пустые грезы и мечтания, религиозное и утопическое фантазирование и др.).
Помимо различных проявлений фантазии в норме и при патологии выделяют особую разновидность продуцирования фантастических образов в условиях измененных состояний сознания (сновидения, гипнотические состояния и др.).
Психопатологический аспект фантазии
В психопатологии фантазию обычно дифференцируют с воображением (см.). Фантазия — это нереалистическое воображение. Если воображение представляет собой продуцирование новых образов и планов, условный и фиктивный характер которых хорошо осознается, то фантазия распространяется на случаи, не только не имевшие места, но реально вообще неосуществимые.
Психопатологические нарушения воображения и фантазии включают две принципиально различные разновидности. Во-первых, это патология, являющаяся крайним, акцентуированным выражением психической деятельности. Во-вторых, патологические отклонения, представляющие качественно преобразованные формы воображения или фантазии.
В первом случае речь идет об усилении интенсивности и экстенсивности нормальной человеческой способности фантазирования. Такое усиление является нормой для детского возраста с его нередко эйдетическим характером представлений.
Характерные для этого возраста высокая самовнушаемость и пониженный контроль реалистичности создают условия для доминирования фантазии относительно других форм психической деятельности. Подобное нарушение фантазии, наблюдаемое у инфантильных личностей, квалифицируется уже как псевдология.
Последняя свойственна истерическим личностям или самостоятельной группе психопатов — так называемым псевдологам, мифоманам (см. Психопатии). При подобных отклонениях психической деятельности пассивное непроизвольное воображение и фантазирование в виде сновидений, грез, мечтаний, парейдолий (см. Иллюзии) и др. получают явный перевес над активным творческим воображением.
Если в перечисленных случаях, относящихся к области пограничной психиатрии, можно воспользоваться традиционным разделением психических процессов на восприятие, мышление. воображение и т. д., то при качественных нарушениях фантазии и воображения это невозможно. Фантастичной выглядит подавляющая часть продуктивной психопатологической симптоматики, особенно различные формы галлюцинаций (см.), бреда (см.), помрачения сознания, например делирий (см.
Делириозный синдром), онейроид (см. Онейроидный синдром). Однако очевидно, что вся эта симптоматика не является патологией только воображения и фантазии. В данном случае обнаруживается многоаспектное нарушение психической деятельности.
Нормальная способность к фантазированию, неразрывно связанная со способностью понимания условностей, шуток, юмора и т. п., определяется сохранением гибкости и простора для внутреннего оперирования, а главное — способностью к соблюдению «двойного плана», то есть к четкому различению реального и воображаемого. Поэтому при расстройствах, характеризующихся нарушением структуры сознания и качественным изменением фантазии, наблюдаются смещение и искажение границ между реальным и нереальным (есть или нет, было или не было), реалистическим и нереалистическим (возможно или невозможно, могло быть или не могло).
Галлюцинации, бред, псевдореминисценции (см. Парамнезии) и другие психопатологические нарушения характеризуются прежде всего неотличимостью своих фиктивных содержаний от реальности, а также специфической патологической «сверхстойкостью» во времени, что отличает их от постоянно существующих в норме процессов преобразования воображения и фантазии.
Фантастический характер психопатологической продукции служит, как правило, отражением не продуктивной (увеличенной) творческой способности, а, наоборот, довольно точным индикатором ее снижения. Наиболее показательным в данном случае является парафренный синдром (см.), включающий разнообразные фантастические формы бреда и фантастические конфабуляции (см. Конфабулез). Больные с этим ярким фантастическим бредом дают крайне низкие результаты при экспериментальном исследовании с помощью теста Роршаха (см. Роршаха тест), обнаруживая снижение способности к фантазированию, распознаваемое также и клинически по степени нелепости высказываемого бреда.
Библиогр.: Банщиков В. М. и Короленко Ц. П. Эмоции и воображения, М., 1975; Вундт В.- Фантазия как основа искусства, пер. с нем., Спб.— М., 1914; Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании, М., 1979; Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения, Тбилиси, 1972; Розет И. М. Психология фантазии, Минск, 1977; Савенко Ю. С. Понятие воображения в норме и патологии, в кн.: Вопр. общей психопатол. и социальной адаптации психич. больных, под ред. А. А. Портнова, в. 1, с. 108, М., 1974; Ферстеp Н. П. Творческая фантазия, М., 1924; Casey E. S. Imagining, a phenomenological study, Bloomington, 1976; Handbuch der Psychologie, hrsg. v. Ph. Lersch u. a., Bd 1, Gottingen, 1966; Images, perception and knowledge, ed. by J. M. Nicholas, Dordrecht — Boston, 1977; Mc Кellar P. Imagination and thinking, L., 1957.
Д. И. Дубровский, E. В. Черносвитов, Ю. С. Савенко.
Источник: xn--90aw5c.xn--c1avg