Что такое фуэте в балете

  • Участник: Чернов Никита Артемович
  • Руководитель: Зотова Татьяна Владимировна

С первого класса я посещаю хореографический ансамбль «Сувенир», в котором на протяжении нескольких лет познакомился с танцами многих народов. Чтобы танец был красивым, необходимо затрачивать много энергии и физических сил. Когда я стал изучать физику, то понял, что танцевальные элементы могут быть отточены, если буду использовать законы физики.

С другой стороны выбор моей темы обусловлен популярностью танцев среди молодёжи, о чём свидетельствует, шоу «Танцы» на ТНТ и «Россия». Танцевальные движения неразрывно связаны с такими физическими понятиями, как равновесие и инерция. Поэтому более точные и красивые движения, которые выполняются танцорами, немыслимы без объяснения законов физики.

Танцы — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

У меня возникла гипотеза-утверждение: знание законов физики и применение их в работе танцовщиков поможет им в исполнении элементов и уменьшит вероятность травмированности артистов.

Секрет fouetté в русском балете

Для того чтобы подтвердить свою гипотезу необходимо разобрать следующие пункты:

1. Равновесие

Равновесие является важной частью станка и экзерсиса.

Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок.

Довольно часто для начинающих танцоров удержать баланс бывает затруднительно, даже имея опору.

Уверенно стоять на ногах, а зачастую даже на одной, поможет соблюдение простого правила: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. Наглядный пример этого закона – Пизанская башня, она не падает, потому что закономерность соблюдается (допустимо небольшое нарушение, поскольку она вкопана в землю). Если же центр тяжести исполнителя смещается, то человеку приходится переступить и принять новую позу. Так же действует зависимость: чем выше центр тяжести, тем большее затруднение вызывает сохранение устойчивого положения. Так, например, в игрушках типа неваляшки он располагается очень низко, поэтому они устойчивые.

2. Вращения

Техника вращений так же немало важна в классическом танце, как ни странно, они напрямую зависят от равновесия, но в данных случаях действуют несколько иные законы. Примеры вращений: pirouette (пируэт), fouetté (фуэте) и др.

Нам удастся разобраться в том, как балерина выполняет вращательные движения с огромной скоростью, если мы проанализируем положение ее корпуса. Исполнительница вытягивается, подобно струне, и отставляет ногу или руку перпендикулярно выполняемому движению. Создается впечатление будто, она отталкивается каждый раз от невидимой стены. На самом же деле главным помощником танцовщицы является закон сохранения углового момента – чтобы повысить скорость вращения нужно снизить массу или приблизить ее к оси вращения. Это и делает, прижимая руки или ногу к телу.

Что такое Фуэте. Как балерина не теряет равновесие

Пируэт (pirouette). Начиная пируэт, танцовщик ставит опорную стопу на носок, отталкивается рабочей ногой от пола, сообщая себе вращательный импульс. За долю секунды он принимает необходимую позу, которой соответствует момент инерции, поэтому первоначальна быстрота вращения исполнителя достаточно низкая. Балерун (или балерина) прижимает руки и опускает ногу. Момент инерции сокращается в 7 раз, на столько же увеличивается угловая скорость — благодаря чему балерун делает несколько быстрых оборотов на носке, а для того чтобы прекратить крутиться, он опять поднимает ногу и руки, скорость уменьшается, и танцовщик останавливается.

Фуэте (fouetté). При выполнении fouetté действуют два принципа – проявления закона сохранения момента импульса. Известно, что момент импульса – это направленный перпендикулярно (в нашем случае вертикально вверх) и пропорционально скорости углового вращения вектор.

Существует прием, который используется при совершении фуэте: танцовщица поднимает руки в 3 позицию, благодаря этому она начинает вращаться быстрее. Это так же осуществляется из-за того же закона.

Итак, мы можем сделать вывод: все шокирующие вращения – это правильное применение закона сохранения момента импульса и вращательного импульса.

3. Прыжки

Прыжки – это наиболее трудоемкая часть урока классического танца. Подготовка к прыжкам занимает огромное количество времени, для того чтобы укрепить мышцы и наработать силу ног.

Ускорение танцоров во время прыжка сравнимо с результатами лучших спортсменов (прыгунов в высоту). Тело танцора во время прыжка развивает скорость до 4,5 м/с примерно за 0,25 с. Разделим 4,5 м на 0,25 с, и получим ускорение равное 18 м/с (2g). Например: лифт, начиная движение, имеет перегрузку от 1,3 до 1,6 g.

Найдем мощность прыжка балетного танцора. Предположим, что масса балеруна 65 кг, значит работа равна 650 Джоулям (0,16 килокалориям). Следовательно, мощность прыжка продолжительностью 0,2 секунды равна 650 Дж/0,2 с. Получим 3250 Вт (»3,3 кВт), что приблизительно = 5 лошадиным силам. Чтобы взметнуться вверх исполнителю необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы изменить горизонтальную составляющую набранной скорости в вертикальную. Горизонтальная скорость танцора составляет примерно 8 м/с, а вертикальная – 4,6 м/с.

Grand jetе. Как танцоры достигают «иллюзии полета»?

Исполняя grand jetе, танцовщица будто бы летит над сценой, но на самом деле её центр тяжести описывает параболу, как и любой объект во время падения руководствуется исключительно гравитационной силой. Но тело человека изменяет конфигурацию во время полета. Прыгая, балерина расширяет ноги и руки. Такой манёвр делает приземление (падение) практически незаметным и создает ощущение невесомости исполнительницы.

Читайте также:  Снился пожар в чужом доме который потушили

Pas de Chat. Другой прыжок, создающий подобную иллюзию – Pas de Chat (шаг кошки). Танцовщица делает pliе, а во время нарастания шага резко поднимает по очереди колени, получается, что на момент самого высокого положения ноги находятся в воздухе в одно время. Танцовщица будто бы замирает в воздухе на долю секунды. Приземляясь, она опускает ноги также по очереди, что делает падение мягким и плавным.

Способность балерины держать положение в воздухе называют баллон.

Приземление немаловажная часть прыжка, так как законы физики устанавливают, что импульс должен быть рассеян. Тяжелое приземление разрушило бы всю иллюзию легкости, а, может быть, и травмировало танцовщицу. Секрет решения проблемы – это пол, разработанный для поглощения удара. Также балерина сгибает колени (plié) и растягивает ногу от пальцев до пятки.

Это нужно не только для артистического замысла, но и для безопасности исполнительницы. Эту технику должны преподавать компетентные преподаватели.

Чтобы справляться со своей партией, балерина будто бы бросает вызов земному притяжению, работая на максимум. Основы физики и науки человеческого восприятия обеспечивают понимание того, как это достигнуто.

4. Поддержки

Поддержка – один из красивейших элементов балетных номеров.

В цирке, например, один артист может удержать целую группу, немного балансируя, для того, чтобы центр тяжести всей «конструкции» проходил внутри площади опоры. Танцовщику балета вряд ли приходится удерживать более одной партнерши. Поэтому он легко соблюдает устойчивость при исполнении различных поддержек, следя лишь, чтобы общий центр тяжести исполнителей всегда находился точно над его ступнями.

Далее еще немного о балетных позах.

1) Aрабеск – одна из основных поз классического танца.

Aрабеск

В этом движение учитывается центр тяжести.

Центр тяжести — неизменно связанная с твёрдым телом точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести, действующих на частицы этого тела при любом положении тела в пространстве.

Центр тяжести

Данное физическое явление рассматривается в учебнике по физике А.В. Пёрышкина за 8 класс.

2) Фуэте – это фигура классического танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги.

Фуэте

В этом движение присутствует физический закон, который впервые был сформулирован Р. Декартом «Закон сохранения момента импульса тела».

Закон сохранения момента импульса – это момент импульса замкнутой системы тел относительно любой неподвижной точки не изменяется с течением времени.

В законе сохранения присутствует следствие симметрии пространства-времени.

Принцип симметрии был всегда путеводной звездой физиков, и она их не подводила.

Но вот в 1956 г. Ву Цзянь, обнаружил асимметрию в слабых взаимодействиях: он исследовал β -распад ядер изотопа СO60 в магнитном поле и обнаружил, что число электронов, испускаемых вдоль направления магнитного поля, не равно числу электронов, испускаемых в противоположном направлении.

В этом же году Л. Ледерман и Р. Гарвин (США) обнаружили нарушение симметрии при распаде пионов и мюонов.

Данное физическое явление рассматривается в учебнике по физике А.В. Пёрышкина за 9 класс.

3) Grand jete – это прыжок с одной ноги на другую, в котором ноги раскрывают шпагат в воздухе.

Grand jete

В этом движение присутствует физическое явление: «Гравитационная сила».

Гравитационная сила – это сила, с которой притягиваются друг к другу тела определённой массы, находящиеся на определённом расстоянии друг от друга.

Английский учёный Исаак Ньютон в 1867 г. открыл закон всемирного тяготения.

Всем известна знаменитая притча о яблоке, которое упало на голову Ньютону. Но дело в том, что Ньютон не открывал закона всемирного тяготения, так как этот закон просто напросто отсутствует в его книге «Математические начала натуральной философии». В этом труде нет ни формулы, ни формулировки, в чём каждый желающий может убедиться сам. Более того, первое упоминание о гравитационной постоянной появляется только в 19-м веке и соответственно, формула, не могла появиться раньше. К слову сказать, коэффициент G, уменьшающий результат вычислений в 600 миллиардов раз не имеет никакого физического смысла, и введён для сокрытия противоречий.

Рисунок

Данное физическое явление рассматривается в учебнике по физике А.В. Пёрышкина за 9 класс.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что артист – это не только физически подготовленный человек, но и в какой-то степени физик. Ведь каждый номер должен быть идеально отработан, а без знаний физики это достаточно затруднительно. Соответственно, подготовка осуществляется с помощью этой точной науки.

В результате проделанной работы я выяснил, что умение использовать законы физики напрямую связано с карьерой и танцевальными возможностями балерины.

Источник: rosuchebnik.ru

Тема 17.3 Различные формы fouette и их освоение в учебном прцесе классического танца

Значение слова «fouette». Принцип исполнения fouette как поворот из позы в позу. Виды поворотов fouette из позы в позу. Принцип исполнения fouette как вращение. Методика проучивания различных видов fouette на каждом этапе обучения.

Движений fouette в комбинации экзерсиса у палки, на середине зала, в allegro и на пальцах. Примеры использования движений fouette’s в сценической практики.

Читайте также:  Как часто можно принимать радоновые ванны

Тема 17.4 Виды вращений, их значение и применение в уроке классического танца

Значение вращения как раздела движений, развивающих технику использования классического танца. Виды вращений женского и мужского классического танца. Техника вращения и её составляющие. Общие требования освоения различных видов вращений. Методика изучения вращений в классическом танце.

Последовательность изучения движений, входящих в раздел вращения в классическом танце. Использование техники вращений в сценической практике.

Раздел 18. Методика проучивания, исполнения и комбинирования программных движений девятого семестра

Тема 18.1 Экзерсис у станка

Тема 18.2 Экзерсис на середине зала

Тема 18.3 Allegro (прыжки)

Тема 18.4 Экзерсис на пальцах

Тема 18.5 Методика построения комбинаций

завершающего этапа обучения

Изучению новых программных движений, развитию музыкальности и выразительности исполнения движений, как в чистом виде, так и в комбинациях. На втором этапе студенты приобретают навыки самостоятельной педагогической работы над программным материалом у палки, на середине зала, в а11его. Самостоятельность работы студентов выражена не только в комбинировании упражнений, но и в грамотном составлении и записи экзерсиса у палки, определении задачи всего экзерсиса.

1.5 Темы практических занятий

Тема 1.1 Экзерсис у станка

1. Постановка корпуса (проходятся у станка и на середине зала).

2. Позиции ног – I, II, III, V, IV (проходятся у станка и на середине зала).

3. Позиции рук – подготовительное положение I, II, III (проходятся у станка и на середине зала).

4. Demi-plies в I, II, III, V и VI позициях (муз. Р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4)

5. Grands plies в I, II,V и IV позициях (муз. Р.: 2 такта 4/4, I такт 4/4).

6. Большие и маленькие позы: croisee, efface, ecartee вперед и назад, II arabesque носком в пол на вытянутой ноге и на demi-plie (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения), (муз. Р.: 4 такта 4/4, 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

7. Battements tendus: с I позиции в сторону, вперёд, назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4; с demi-plie в I позиции в сторону, вперед, назад (муз.р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, 1 такт 2/4, на ¼ такта); с V позиции в сторону, вперед, назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 4/4, на такта); с demi-plie в V позиции в сторону, вперед, назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта); с отпусканием пятки во II позицию с I и V позиций, double (с двойным опусканием пятки во II позицию), (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4); с demi-plie во II позиции без перехода с опорной ноги с I и V позиций (муз. з.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4); с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4);passé par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию), (муз. р.: 1 такт 4/4, 1 такт 2/4, на такта);во все маленькие и большие позы.

8. Battements tendus jetes: с I и V позиций в сторону, вперед назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта); с demi-plie в I и V позициях в сторону, вперед, назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта); piques в сторону, вперед, назад (муз. р.: 4 такта 2/4, 2 такта 2/4, 1 такт 2/4); balancoire en face (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4? на такта); в маленьких и больших позах.

9. 1-е и 3-е port de bras: с ногой вытянутой на носок вперед, назад и в сторону (муз. р.: 2 такта 4/4); 3-е port de bras c demi-plie на опорной ноге (муз. р.: 2 такта 4/4).

10. Rond de jamb par terre en dehors et en dedans: demi-rond de jambe par terre (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4); на demi-plie (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4); preparation rond de jambe par terre en dehors et en dedans – temps releve par terre (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

11. Plie-soutenus вперед, в сторону, назад (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4); battements soutenus вперед, в сторону, назад: носком в пол на 45° (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта); на полупальцах во всех направлениях en face и в маленьких позах носком в пол и на 45° (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

12. Положение ноги sur le cou-de-pied вперед, назад и обхватное (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

13. Rond de jambe en l air на 45° en dehors et en dedans на полупальцах и на demi-plie (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

14. Battements fondues в сторону, вперед, назад носком в пол и на 45°: en face на всей стопе и на полупальцах (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта); в маленьких позах на всей стопе носком в пол, на 45° и на полупальцах (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта); с plie-releve en face и в маленьких позах (муз. р.: 1 такт 4/4); double на всей стопе и на полупальцах ( муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта); с plie-releve и demi-rond и rond de jambe на 45° en face и из позы в позу (муз. р.: 1 такт 4/4).

Читайте также:  Зачем футболист ложится за стенкой в футболе

15. Dattements retires sur le cou-de-pied (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

16. Battements frappes в сторону, вперед, назад: носком в пол и на 30° (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта); на полупальцах (муз.р.: 1 такт 2/4, на такта).

17. Petits battements sur le cou-de-pied: на всей стопе и на полупальцах (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта).

18. Battements doubles frappes в сторону, вперед, назад: носком в пол и на 30° (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4); на полупальцах (муз. р.: 1 такт 2/4, на такта).

19. Rond de jambe en en l’air en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

20. Temps releve на 45° en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах (муз. з.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта).

21. Flic вперед, назад, в сторону на всей стопе Ии с подъемом на полупальцы (муз. р.: 1 такт 2/4, на такта).

22. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de pied впереди и сзади (муз. р.: 1 такт 2/4, на такта).

23. Pas coupe на всю стопу и на полупальцы (муз. р.: 1 такт 2/4, на такта).

24. Battements releves lents на 45° и на 90° c I и V позиций в сторону, вперед, назад ( муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

25. Battements releves lents на 90° et battements developpes: passes со всех направлений, passé при переходе из позы в позу (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4); в позах croisee, effacee, ecartee вперед и назад, attitude effacee et croisee, II arabesque (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

26. Demi-rond de jambe на 45° en dehors на всей стопе и на полупальцах (муз. р.: 1 такт 4/4, на 2/4 такта); rond de jambe на 45° en dehors et en dedans на всей стопе (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

27. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe на 90° en ehors (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

28. Grand battemrnts jetes c I и V позиций впред, в сторону, назад: en face и в больших позах (муз. р. 2 такта 2/4, 1 такт 2/4, на такта); pointes en face и в позах (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4).

29. Releves на полупальцы: в I, II и V позиции; в IV позиции ( муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, на такта ¼ такта); с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, 1 такт 2/4, на ¼ такта); с работающей ногой, поднятой на 45° (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, 1 такт 2/4, на ¼ такта)

30. Перегибы корпуса назад и в сторону (муз. р.: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4).

31. 3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги (муз.р. 2 такта 4/4).

32. Полуповорот (demi-detourne) в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах и полный поворот (detourne), (муз. р.: 2 такта 2/4, 1 такт 2/4).

33. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors, en dedans c V позиции (муз. p.: 2 такта 4/4, 1 такт, 4/4).

34. Pas de bourree suivi с переменой ног (стоя лицом к станку), (муз. р.: 1 такт 4/4, 1 такт 2/4, 4 такта ¾, 1 такт ¾).

35. Pas de bourree suivi без продвижения и с продвижением в сторону (стоя лицом к станку), (муз. р.: 1 такт ¾, 2/4 – на 1/8 такта).

Источник: studfile.net

ФУЭТЕ это

ФУЭТЕ [тэ], нескл., ср. В классическом танце: группа па с характерным маховым движением ноги, помогающим повороту или вращению танцовщика.

Морфология

  • Существительное, неодушевленное, средний род

Книги

Харьков 1930 года, как и положено молодой республиканской столице, полон страстей, гостей и противоречий. Гениальные пьесы читаются в холодных недрах театральных общежитий, знаменитые поэты на коммунальных кухнях сражаются с мышами, норовящими погрызть рукописи, но Город не замечает бытовых неудобств. В украинской драме блестяще «курбалесят» «березильцы», а государственная опера дает грандиозную премьеру первого в стране «настоящего советского балета». Увы, премьера омрачается убийством. Разбираться в происходящем приходится совершенно не приспособленным к расследованию преступлений людям: импозантный театральный критик, отрешенная от реальности балерина, отчисленный с рабфака студент и дотошная юная сотрудница библиотеки по воле случая превращаются в следственную группу. Даже самая маленькая ошибка может стоить любому из них жизни, а шансов узнать правду почти нет…

… мастерства нескольких знаменитых танцоров: Ульяны Лопаткиной, Михаила Барышникова, Николая Цискаридзе и других. Книга научит не просто отличать фуэте от плие, а видеть красоту в каждом движении арти…

Источник: my-dictionary.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today