ФУТУРИ́ЗМ (от лат. futurum – будущее), совокупность неоднородных течений в искусстве и литературе авангардизма . Получил наибольшее распространение в Италии и России в 1-й пол. 20 в., но имел также сторонников в Великобритании, Франции, Польше, Португалии, Словакии и др. европ. странах. Эстетич. принципы Ф. сформулировал Ф. Т. Маринетти в работах: «Манифест футуризма», «Убьём лунный свет!» (обе 1909), «Разрушение синтаксиса. – Воображение без проводов. – Слова на свободе» (1913) и др., где заявлен полный разрыв с культурой прошлого, утверждались идея радикального обновления не только культуры, но и всех сфер жизни, эстетика урбанизма, культ героя-сверхчеловека. Маринетти резко критиковал итал. общество за ретроградство и «музейную» культуру, в противовес эстетизму провозгласив гл. ценностями «энергию», «скорость», «силу», он воспевал агрессию, национализм и войну как «единственную гигиену мира»; человек будущего в его манифестах и в романе «Мафарка-футурист» (1910) уподоблялся машине: он был бездушен, циничен, жесток и с «заменяемыми частями». С самого начала Маринетти стремился создать движение, охватывающее разные области культуры.
Источник: bigenc.ru
Футуризм в литературе
Футуризм в литературе — это итальянское авангардное движение, начатое в 1909 году, которое придавало особое значение динамизму современного мира, оригинальности и новаторству.
Футуризм отрицал традиции, призывал к конфликтам и насилию, а также к разрушению культурных учреждений (музеев, библиотек). Футуристы отказались от искусства прошлого, чтобы открыть новую эпоху, они воспевали перемены, отрицая традиции.
Основателем футуризма считается итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944).
Футуризм — это авангардистское движение XX века в литературе и искусстве, которые было распространено в России и Италии.
Футуристический — то, что было создано на основе футуристических идей, с использованием футуристических приёмов.
Особенности футуризма:
- стремление сформировать «заумный язык» (слова не имели определённого значения);
- в словах чувствуется бунт и анархическое мировоззрение;
- отказ от правил и обычаев, культурных традиций для создания искусства будущего;
- попытки с новыми рифмами и ритмами, они отрицали установленные правила стихотворной речи.
Представители (поэты-футуристы):
- Филиппо Томмазо Маринетти (основатель);
- Луиджи Руссоло;
- Владимир Владимирович Маяковский (течение русский футуризм, разновидность кубофутуризм);
- Велимир Хлебников;
- Василий Васильевич Каменский;
- Давид Давидович Бурлюк;
- Алексей Елисеевич Кручёных;
- Бенедикт Константинович Лившиц.
Футуризм в русской литературе
Русский футуризм зародился в России как восстание против символизма (подобно итальянскому). Русские футуристы разделились на два направления: кубофутуризм и эгофутуризм.
Кубофутуризм призывал расширять язык произвольными и производными словами. Основными представителями кубофутуризма были поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
Одной из самых известных футуристических литературных групп была «Центрифуга». Она существовала в Москве на протяжении нескольких лет (1914–1922 гг.), её членов считали больше кубофутуристами (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров и др.).
Эгофутуризм уделял внимание городским образам, экспериментам в рифмах, эксцентричным и новым словам. Эгофутуристов больше интересовало интенсивное исследование своего «я». Эти поэты использовали менее строгий метод экспериментирования (типографически).
Среди поэтов эгофутуристов есть такие имена, как: Василиск Гнедов, Игорь Северянин, Константин Олимпов.
Футуристы — поэты Серебряного века
- Владимир Маяковский (1893–1930);
- Велимир Хлебников (1885–1922);
- Игорь Северянин (1887–1941);
- Давид Давидович Бурлюк (1882–1967);
- Сергей Михайлович Третьяков (1892–1937);
- Бенедикт Константинович Лившиц (1887–1938);
- Константин Аристархович Большаков (1895–1938); и др.
Футуристические стихи
«Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней».
«Жарбог! Жарбог!», Велимир Хлебников
«Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!»
«Кузнечик», Велимир Хлебников
«Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.»
«Нате!», Владимир Маяковский
Дата обновления 02/09/2020.
Источник: www.uznaychtotakoe.ru
Что такое футуризм в литературе кратко
Футуризм — это модернистское литературное течение начала XX века. Автор термина — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году он опубликовал «Первый манифест футуризма», где провозгласил, что на смену старому искусству пришло новое и оно должно спасти мир. Течение Маринетти назвал футуризмом — от латинского слова futurum — «будущее».
Главным принципом футуризма стал лозунг Маринетти «Слова на свободе!». Футуристы считали, что поэзию нельзя подчинять разуму, а, напротив, нужно дать слову самому управлять стихотворением.
Особую популярность футуризм приобрел в России. Первые русские футуристы — Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский — утверждали, что к культу поэтического слова они пришли самостоятельно. Чтобы подчеркнуть самобытность, Хлебников предложил именовать русских футуристов «будетлянами». Это слово он образовал от словоформы «будет», которое тоже отсылало к идее искусства будущего.
В 1910 году будетляне выпустили сборник стихов «Садок судей». Его напечатали на обратной стороне обоев — как потом писал в мемуарах Бурлюк, «на мещанских кожах обывательских квартир». Название трактовали так: поэты будущего еще загнаны в эту книгу, как в садок, но скоро их стихи распространятся и будетляне станут судьями нового поэтического вкуса.
В 1912 году отечественные футуристы создали манифест «Пощечина общественному вкусу». Поэты раскритиковали многих русских писателей и предложили сбросить их с «парохода современности». Также будетляне сформулировали права поэтов: увеличивать словарный запас произвольными и производными словами, ненавидеть существовавший до них язык, с ужасом отстраняться от «Венка грошовой славы» и стоять на своем «среди свиста и негодования».
Футуристы стремились утвердить новые правила поэзии немедленно и любым способом. Они экспериментировали с ритмикой и рифмой, устраивали эпатажные выступления. Например, Каменский вспоминал: «. когда вышли мы (Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк — в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, я — с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу). аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась».
После революции развитие футуризма постепенно прекратилось. В 1921 году бывшие футуристы основали творческое объединение «Левый фронт искусств», которое просуществовало лишь до 1929 года.
Источник: www.culture.ru