Что такое глобальное чтение

Серия видеороликов, как работать с методикой «ДАР — Глобальное чтение».

Обзор — в чём отличие и преимущества методики. Как проводить занятия.

Первое занятие — Работа с карточками. Лепка из пластилина. Изучение гласной буквы А. Рекомендации по проведению занятий. Обмен опытом и практические советы.

Второе занятие — Продолжаем играть с карточками. Лепим. Изучаем строчную букву ‘а’. Как всегда, полезные советы и обмен опытом.

Рубрики

  • Беседы о развитии (38)
  • ДАР рекомендует (12)
  • Клуб ДАР (52)
  • Новости (22)
  • От 7 и старше (3)
  • Полезные советы (18)
  • Праздники (8)
  • Публикации (19)
  • Фотографии (3)
  • Чем мы отличаемся от других (7)
  • Элитное образование (26)

Архив сайта

  • Август 2023 (1)
  • Октябрь 2021 (1)
  • Сентябрь 2020 (1)
  • Август 2020 (2)
  • Апрель 2020 (1)
  • Ноябрь 2019 (1)
  • Август 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (6)
  • Январь 2019 (1)
  • Август 2018 (3)
  • Февраль 2016 (2)
  • Май 2015 (1)
  • Март 2015 (1)
  • Январь 2015 (1)
  • Июль 2014 (1)
  • Апрель 2014 (1)
  • Ноябрь 2013 (1)
  • Октябрь 2013 (1)
  • Сентябрь 2013 (6)
  • Август 2013 (2)
  • Сентябрь 2012 (1)
  • Май 2012 (5)
  • Апрель 2012 (1)
  • Январь 2012 (1)
  • Декабрь 2011 (3)
  • Ноябрь 2011 (1)
  • Сентябрь 2011 (2)
  • Август 2011 (3)
  • Июль 2011 (4)
  • Июнь 2011 (2)
  • Май 2011 (2)
  • Апрель 2011 (1)
  • Январь 2011 (1)
  • Октябрь 2010 (1)
  • Сентябрь 2010 (2)
  • Август 2010 (2)
  • Май 2010 (1)
  • Апрель 2010 (1)
  • Февраль 2010 (5)
  • Январь 2010 (5)
  • Декабрь 2009 (2)
  • Ноябрь 2009 (7)
  • Декабрь 2008 (1)
  • Сентябрь 2008 (1)
  • Декабрь 2007 (1)
  • Февраль 2007 (3)
  • Декабрь 2006 (1)
  • Октябрь 2006 (1)
  • Июнь 2006 (1)

Цитата дня

Если думаешь на год вперед – сажай рис, если думаешь на 10 лет вперед – сажай дерево, а если думаешь на всю жизнь, то воспитывай детей

Глобальное чтение в процессе обучения детей с дислексией и ОВЗ


(Восточная мудрость)

Источник: dar-akademia.ru

Программа по обучению глобальному чтению.

1. Для обучения потребуется чистый альбом для рисования формата А4, карточки из плотного картона 10Х3 см со словами, четко написанными печатными буквами (черным фломастером), а также, яркие и четкие картинки и фотографии, размером 10Х15.

2. На каждой странице альбома располагается не больше четырех картинок.

3. Под каждой картинкой располагается подпись черным фломастером (печатными буквами с таким же начертанием, как на отдельных карточках.)

Обучение глобальному чтению проходит по следующей схеме:

ДАР — Глобальное чтение. Обзор

1. Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. (это утка)

2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, обязательно проводя по нему пальцем ребенка. Инструкция для ребенка: «Читай! Утка.»

3. Ищем карточку с таким же словом и подкладываем эту карточку под картинку на подпись (на написанное печатными буквами слово). Инструкция: «Ищи, где написано, утка. Молодец! Положи под картинку.»

4. Ещё раз внятно и медленно прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал это слово сам.

Страница.

На первой странице должны быть приклеены фотографии членов семьи с подписями: мама, папа, имя ребёнка под его фотографией (например, Катя), если есть братья и сестры, то их фото с именами.

Дополнительно нужно сделать таблички такого же размера, что подписи в альбоме, где будут написаны эти же слова без фотографий. Ребёнок рассматривает картинку (фотографию), а взрослый называет её. Затем взрослый берет указательный палец ребёнка и проводит им по слову, написанному под фотографией, прочитывая его.

Потом взрослый предлагает ребенку карточку с таким же написанным словом и эта карточка накладывается на слово под картинкой. Инструкция для ребенка: «Где мама? Положи сюда! Молодец!» Таким образом накладываются все слова под все картинки.

Через несколько занятий, которые должны проходить ежедневно, ребёнок должен вместе со взрослым прочитать слово на карточке, а потом самостоятельно положить слово под нужную картинку. В итоге ребенок должен самостоятельно прочитывать каждое слово на карточке, которую ему дают и правильно подкладывать это слово под картинку.

Читайте также:  В каком году будет затмение солнца

Страница.

На второй странице должны быть 4 картинки с подписями: дом, сок, нос, мяч. Ребёнок по той же схеме сначала за взрослым называет картинку, потом прочитывает под ней название, проводя по слову пальцем. Затем взрослый даёт ребёнку табличку с написанным словом и прочитывает его. Ребёнок смотрит на табличку со словом и повторяет его за взрослым.

Необходимо добиться, чтобы через какое-то время ребёнок самостоятельно прочитывал слово по карточке, а затем подкладывал её под нужную картинку. Если ему это сложно сделать, или он сделал это неправильно, то необходимо вместе с ним прочитать табличку и положить её правильно, чтобы ребёнок запомнил.

Страница.

На 3 странице должны быть картинки: лиса, дядя, утка, часы. Работать необходимо по той же схеме.

Страница.

На 4 странице наклеены, или нарисованы картинки: лампа, муха, кошка, банан. Работа идёт по той же схеме.

Как только ребёнок усвоил как подписана каждая картинка и научился подкладывать нужные слова на эти подписи под картинками /подписи к картинкам в альбоме/, нужно сделать отдельные карточки с этими же картинками или такими же картинками, где на одной стороне будет подпись печатными буквами, а на другой — сама картинка. Вы наверняка видели подобные комплекты, их часто используют для изучения иностранных языков: на одной стороне изображение, а на другой – соответствующее слово.

Сначала перед ребенком выкладываются 2 карточки, потом – 3, а потом — 4 штуки словами вверх, картинкой вниз. Выбираем по 1 карточке и даём ребёнку прочитать слово, после этого переворачиваем карточку и показываем картинку. Инструкция: «Читай, что написано. Правильно, дом! Молодец! Давай посмотрим!

Дом!» Ребёнок должен увидеть, что прочитанное слово совпадает с картинкой. Если он ошибся, повторите всю процедуру. Инструкция: «Нет, не правильно! Посмотри, что нарисовано? Дом? А теперь читай: дом!

Давай еще раз проверим! – Дом. Молодец!»

Страница.

На 5 странице должны быть 4 глагола: ест, спит, сидит, моет. Например: собака ест, девочка спит, кукла сидит, мама моет посуду или пол. Кто именно ест или спит в данном случае не важно, надо только, чтобы на картинке было изображено четкое действие. По той же схеме работаем с этими словами и карточками.

Страница.

На 6 странице должны быть 4 фотографии с подписями: Мама ест. Мама спит. Мама сидит. Мама моет (чашку). В этом случае все действия должен совершать один персонаж.

В нашем примере это – мама, и такие фотографии вполне можно сделать, ну, или подобрать картинки, где эти 4 действия будет делать, например, медведь или мальчик и т.д. Под каждой фотографией или картинкой надо написать соответствующее /написано/ предложение из 2-х слов. Первое слово напишите с /написано/ с большой буквы.

Схема работы такая:

1. Ребёнок вместе со взрослым называют действие на фотографии: Мама ест.

2. Проводят пальчиком по предложению и читают слова.

3. Взрослый даёт ребёнку слово «мама», ребенок называет слово и накладывает его на слово под картинкой. Если есть необходимость, взрослый помогает ему, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЗА РЕБЕНКА!

4. Ребёнку дают слово «ест», он называет его и накладывает на написанное под картинкой. Получилось, что он выложил предложение из знакомых уже слов. Нужно ещё раз прочитать предложение вместе с ребёнком. В итоге он должен научиться самостоятельно раскладывать таблички со словами и прочитывать их.

Страница.

На 7 странице должны быть 4 картинки с глаголами: пьёт, наливает, бежит, едет. Работа идёт по той же схеме.

Страница.

На 8 странице должны быть 4 фото с подписями: Папа пьёт. Папа наливает. Папа бежит. Папа едет (на велосипеде, на машине …). Работаем по той же схеме.

Страница.

На 9 странице должны быть 4 картинки с глаголами: играет, читает, рисует, смотрит. Работаем по той же схеме.

Читайте также:  Как правильно носить часы на цепочке

Страница.

На 10 странице должны быть 4 фотографии ребёнка с подписями: (Имя вашего ребёнка) Маша играет. Маша читает. Маша рисует. Маша смотрит (телевизор). Работаем по той же схеме, подкладывая под каждое слово карточку.

Страница.

На 11 странице должны быть 4 картинки: Мама ест банан. Папа наливает сок… (Имя ребёнка) Маша пьёт сок. Маша рисует дом.

В предложение добавляется знакомое третье слово. Прочитываем предложение с ребенком, проводя по каждому слову пальцем, затем выбираем таблички и подкладываем под слово. Когда предложение составлено, прочитываем его ещё раз.

12, 13, 14 страницы произвольно заполняются словами, которые хорошо говорит ваш ребёнок. Например, ваш ребёнок произносит слова: дедушка, ёлка, корова, курица. Вы подбираете картинки на эти слова, наклеиваете их в альбом, подписываете и делаете карточки с этими словами. Дальше вы работаете по той же схеме.

Работать с альбомом нужно ежедневно, чтобы ребёнок запомнил написанные слова и мог легко их находить и соотносить с картинками. В среднем, темп работы — одна страница альбома за одну две недели. Вполне возможно, что ваш ребенок может усваивать материал чуть быстрее или чуть медленнее Так как у наших детей хорошая зрительная память, то они, как правило, достаточно быстро запоминают слова и начинают их читать целиком. Такое прочитывание очень положительно сказывается на правильном произношении слов, поскольку ребенок старается произнести все буквы в слове, и, стало быть, его речь постепенно будет становиться все более внятной.

Мелкая моторика.

(Эти упражнения выполняются, сидя за столом)

солнышко (кисти на столе с разведенными пальцами),

заборчик (ладони на ребре) —

Стол (ладошки соединяем вместе горизонтально),

стул (кулачок прикладываем к ладошке другой руки),

табурет (ладонь кладём на кулак),

Ковшик (складываем ладошки в «чашечку),

мячик (складываем ладони в круг),

пистолет (выставляем указательный палец).

Пальчик о пальчик: тук, тук, тук.

Ладошки, ладошки: хлоп, хлоп, хлоп.

Кулачками, кулачками: ток, ток, ток. (по столу)

Локотками, локотками: цок, цок, цок. (локтями стучим по столу)

Лепим тесто, лепим тесто, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Получился колобок. (двумя руками показываем круг)

Пальчик и пальчик, получился зайчик, (выставляем два пальчика и шевелим ими)

Колечко, колечко, кудрявая овечка (двумя пальцами показываем колечки, поочередно меняя их)

Вышла в поле погулять, травку хочет пощипать, (двумя пальцами идем по столу, потом показываем, как щиплем травку)

Ей навстречу серый волк, (показываем пасть волка)

Он зубами: щёлк, щёлк, щёлк, (открываем и закрываем пасть)

Ты овечка, не зевай, побыстрее убегай! (погрозить пальчиком)

Топай, топай козочка по горе, (стучим кулачками по столу)

Выбежала козочка на заре. (пальчики бегут по столу)

И топтала ножками мягкий луг (играем как на пианино)

И бодала рожками всех подруг. (выставляем два пальчика вперед и бодаем)

Ушки длинные у зайки (прикрываем одной рукой другую и высовываем оттуда пальчики) Из кустов они торчат, (шевелим пальцами)

Он и прыгает, и скачет, (пальцы прыгают по столу)

Веселит своих зайчат. (ручки танцуют польку)

Птенчики в гнезде сидят, (обхватить кулачок другой рукой и оттуда шевелить двумя пальцами)

Маму ждут и есть хотят (тремя пальчиками показываем, как птички открывают клюв)

Мама, мама, поспеши (ладонями зовём к себе)

Червячка нам принеси. (выставляем указательный палец и крутим им)

Улитка, улитка, (указательным пальцем рисуем в воздухе круги)

Высунь рога (показываем пальцами рожки)

Дам тебе я пирога (двумя ладонями лепим куличики)

Дам тебе лепёшки (гладим одной ладонью по другой)

Ползи по дорожке (попеременно ползём ладонями по столу)

31 Вопрос. Обучение глобальному чтению на начальном этапе обучения.

Глобальное чтение – начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с предметами и явлениями.

На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устн речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Читайте также:  Как умерла плакса миртл

В связи с тем, что ДЕ не могут воспринимать звуковой состав слов из речевого потока, им необходимо обеспечивать другие условия для восприятия полной структуры слов. Эту функцию выполняют чтение и письмо. На начальном этапе детей учат читать слова, написанные на табличках, целиком, глобально, без обучения буквам; буквы дети не учат и потом. Слова надо писать черным фломастером на отдельных карточках (полосках картона длиной 50 сантиметров и шириной 10 сантиметров). Высота букв должна составлять 7,5 сантиметров.

Обуч-е глоб-му чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.

32 Вопрос. Соотношение разных форм словесной речи в обучении языку детей среднего дошкольного возраста.

Процесс обучения словесн речи де­т с НС от начала до конца не только до­шк-го, но и шк-го периода явл-ся специально проектируемым, т. е. предусматривающим строгую систе­му отбора речевого материала, способов его отработки и оп­ределяющим значение каждого вида речев деят-ти на разн этапах созревания психич-их ф-ций.

Про­граммирование содержания и методов обуч-я словесн речи гл и сл/л дет должно предусматривать спец-ые подходы к обуч-ю.На начальном этапе работы по развитию речи предусматр-ся 2 формы словесной речи. устная речь (исходная) и письменная речь (вспомогательная).

Дактилология — это особым образом, с помо­щью пальцевых положений кодифицированная словесная речь. Через систему ее дактильных знаков перед-ся все буквы алфавита.По своей ф-ции она приближ-ся к устн речи (говорению и слушанию), а по стр-ре — это речь пись­менная, т.е. дактилемы воссоздают графический облик букв (а не звуков).

Соединение букв-дактилем в цепочку переда­ют структуру письм-го слова.Дактильную фор­му речи, как и письмо, труднее довести до уровня автома­тизма. Но усво­енное на ее основе слово запоминается прочнее и в полном буквенном составе.

Звук-ой анализ при НС дается с тру­дом, поэтому к формированию членораздельн устн речи и приходится привлекать письм-ую и дакт-ую фор­мы речи. Причем последняя более аналитична, чем преды­дущая. Это не просто равноценные по своей аналитической структуре формы речи, а вспомогат-ая № 2 (дактило­логия ) усиливает и подкрепляет вспомогат-ую № 1 (письмо).

Точность воспроизведения состава слова и осо­бенно связи слов в предл-ии стан-ся более надеж­ной при использ-ии обеих вспомогат-ых форм сло­весн речи уже в период дошк-го обуч-я. Введение дактилологии именно на 2ом этапе обучения, в ср дошк-ом возр-те (после 3,5-4 лет), является акт-ым и возможным.

Это позволяет пере­ходить от целого (первичного синтеза) к его частям и воз­вращаться к более сложно структурированному целому (вто­ричный синтез). На ранней стадии это было бы не совсем своевременно и доступно детям. Кроме того, пальцевая мо­торика дет средн возр-а уже достаточно подготовле­на для овладения дакт-ми знаками.Развивающаяся ручн моторика, взаимосвязь в овладе­нии дакт-ми знаками с буквенным алф-ом помога­ют дошк-ам с НС в средн дошк-ом возр расширить объем собственного письма (печат­ными буквами) и читаемого материала (на уровне связной речи — текстов).Небрежность и бес­системность использования дактильной речи способны привести и к неже­лательным нарушениям отд-х сторон речи. В частно­сти, могут проявиться изменение темпа устн р, нару­шение ее слитности, ритмической структуры в целом.Ознакомл-ие дет с дакт-ой фор р осущ-ся при сохранении ведущей роли устн речи, при­нятой в качестве исходной на предыдущем этапе обуч-ия. Уже знакомые по форме и содержанию реч-ые единицы предъявляются детям устно.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today